Содержание
Выкладывание картин шерстью – это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.
Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.
Видео об основах рисования картин шерстью без заваливания:
Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник (см. фото ниже). Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).
Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.
Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:
- шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
- ножницы (самые острые);
- пинцет (обычный – для бровей);
- клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
- флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины). Подробнее в статье: "Какую подложку использовать для рисования картин шерстью".
Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.
Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.
Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.
Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть (см. фото слева ниже), в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.
Кардочесанная шерсть (кардочес, «шерстяная вата») – это продукт чесания (фото ниже справа), в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты.
Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.
Декоративные волокна тоже сразу покупать не нужно. С ними сложнее работать, поэтому желательно сначала научиться работать с шерстью. В чистом виде декоративные волокна не применяются, они всегда примешиваются к шерсти. Если работать, например, чистым шелком, то при поднятии стекла во время работы, шелк поднимается вместе со стеклом – сильно электризуется. Поэтому если все же решите работать с шелком (или вискозой), добавьте к нему шерсти, хотя бы 5-10%, перемешайте и спокойно работайте.
Качество шерсти для создания картин без заваливания стоит на втором месте после цвета. Главное – цвет, яркий, насыщенный. Процесс валяния отсутствует, рисунок получается путем раскладки шерсти под стекло, поэтому тонина (толщина) волокон не всегда важна. У грубой шерсти изобразительный эффект грубее, фактурнее, притягивает прежде всего своей декоративностью. Грубой и полутонкой шерстью удобно имитировать масляную живопись. Тонкая шерсть (меринос) хороша, когда хочется добиться акварельной легкости, невесомости цветовых переходов и т.д. Также тонкая шерсть удобна для прорисовки деталей. Это применимо к сложным и высокохудожественным сюжетам. В любом случае каждый мастер путем проб и ошибок сам находит «свою» шерсть, с которой ему комфортно работать.
Основные техники рисования шерстью для начинающих
1. Вытягивание
Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будут просвечивать предыдущие цветные слои, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу).
Реализуется вытягивание так (фото слева внизу): в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера. На фото справа внизу показаны две прядки разной плотности и размера.
Обратите внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки (ни левая, ни правая). Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Это не правильно. Процесс должен доставлять удовольствие. Реже, в основном при прорисовке предметов переднего плана (деталей), пригодится умение с некоторым усилием выщипывать короткие мелкие прядки:
Из гребенной ленты можно вытягивать «стебельки», «травинки» и «веточки», а также «ниточки» для рисования контуров предметов. Захватываем самый кончик пряди и вытягиваем волокна, одновременно подкручивая их. Чем больше волокон захватили, тем толще ниточку получите.
2. Щипание (эту технику рисования шерстью начинающим можно заменить использованием кардочеса)
В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими пушистиками легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным.
Реализуется щипание таким образом: в левой руке (если Вы правша) держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб (фото слева внизу), пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе) выбивающиеся волоски.
На фото внизу справа показаны два разных по плотности варианта пушистиков, кроющая способность у них различная. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки без петелек. Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную паутинку бОльшей площади).
Если под рукой есть кардочес нужного цвета, то щипание можно опустить. Кардочесанная шерсть всё упрощает и увеличивает скорость работы. Однако редко в продаже встречается кардочес высокого качества с очень тонкими волокнами. Чаще он бывает из полутонкой или грубой шерсти, в этом случае добиться красивого нежного акварельного эффекта будет сложнее.
3. Нарезание шерсти ножницами
Часто при рисовании картины шерсть приходится нарезать. Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть нарезается (стрижется) прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму (которые Вы определяете сами, исходя из своих нужд). Руками и/или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из нарезанных шерстяных «опилочек», например, можно сформировать крону дерева (листву).
Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать (фото ниже). То есть можно взять 2-3 цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь. Степень однородности можно получить разную, поэтому опять же нужно учитывать тот изобразительный эффект, которого Вы хотите достичь (всё проверяется опытным путем, результат рассматриваем под стеклом). Ясно, что для формирования кроны дерева, например, одного цвета шерсти недостаточно – крона получится плоской, без объема.
Есть также много разных приемов, применяемых при выкладывании картин из волокнистых материалов, но они представляют собой чаще всего комбинации этих трех основных техник работы с шерстью и хороши в конкретных случаях, обусловленных спецификой сюжета.
Советы по рисованию шерстью для начинающих
• Рекомендуется выполнять картину не за один сеанс, а за несколько. Пусть потратится несколько дней по 1-3 часа, чем 1 день, за который Вы очень устанете с непривычки. Усталость ведет к неаккуратности в работе.
• Перед глазами нужно иметь эскиз для работы. Это может быть нарисованная Вами картина (акварелью, маслом, карандашами и т.д.) или фотография картины любимого художника, или другой фотоматериал, на который Вы будете ориентироваться в процессе работы. Без эскиза работать сложно, особенно новичкам, тем более людям, не умеющим рисовать. Если нет возможности распечатать фотографию, можно открыть её на телефоне, планшете и т.д. Хотя бы так… Эскиз должен быть под рукой.
• Стекло нужно прикладывать к картине очень часто. Так Вы своевременно сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат – это картина под стеклом, следовательно, и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое Вы видите под стеклом. Стекло служит своеобразным индикатором. Приложив его к уже выложенным слоям, Вы увидите, насколько хорошо лежат эти слои шерсти (можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность) или Вы можете посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом (как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе). Шерсть объемна, когда прижимаешь её стеклом, детали картины "сплющиваются" и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился великоватым для этого цветка и приходится его уменьшать.
• Картины из шерсти достаточно легко поддаются исправлению. Вы можете "отмотать" процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились. Вы потеряете немного времени, но приобретете бесценный опыт. Не бойтесь дерзать – у Вас всегда остается шанс всё переделать. Только не переусердствуйте с "переделками", иначе картина потеряет свежесть и легкость, станет "замученной".
• Если картину отложили, чтобы доделать завтра, или просто отошли куда-то, нужно накрыть её стеклом и желательно скрепить канцелярскими зажимами или клипсами. Под весом стекла картина отлежится и осядет, что сделает более комфортной дальнейшую работу.
У каждого дома есть мотки шерсти, доставшиеся от бабушек рукодельниц. Немногие знают, что существует несложная техника аппликации в технике «шерстяная акварель», и она намного проще, чем традиционное вязание спицами или крючком. Аппликацию из шерстяных прядей под силу выполнить и взрослым, и детям. Если освоить самую простую технику акварели, пряди ничем не скрепляются, полученный рисунок накрывается стеклом и оформляется в рамку. Можно изготовить своими руками теплую, долговечную картину в подарок с широкой палитрой цветов. Акварельные цветовые переходы достигаются наложением шерстяных прядок. Именно поэтому эта техника рукоделия имеет такое живописное название, хотя и не имеет общего с жанровой живописью.
Представьте себе, что вы новичок на мастер-классе по шерстяной акварели. Вот инструкции шаг за шагом для новичков, для тех, кто только знакомится с техникой шерстяной акварели:
1. Изготовление эскиза, подготовка шерсти для валяния
Необходимые материалы: фетровая или войлочная основа, репродукция картины или фотоматериал, шерстяные волокна основного цвета.
Азбука шерстяной акварели:
а) продумать цвет будущей работы;
б) выбрать сюжет будущей картины: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистическая или абстрактная картина;
в) нарисовать свой собственный эскиз или скачать (распечатать) картинку, чтобы сверять вашу работу в процессе выполнения с оригиналом.
г) распушить волокна и разделить волокна по элементам рисунка. Распушенные волокна затем по несколько штук выкладываются на основу.
2. Основная фаза, выкладывание картины
Необходимые материалы: шерсть для валяния, пинцет, ножницы, иглы для валяния (для прорисовки деталей: глаз, носик у животного и т.п.)
Дополнительные материалы:
– мыльный раствор (для мокрого валяния).
– украшения для будущей работы: бисер, бусины, кристаллы, пайетки, кабошоны;
– банановые нити (непряденые нити из бананового волокна, имеют сильный блеск, прекрасно приваливаются к основе).
Азбука шерстяной акварели:
а) перед началом работы надо обучиться технике работы на мастер-классе или посмотреть видеозапись;
б) основной этап: вытягивание прядей нужного цвета, нарезание прядей, подкручивание, выкладывание на основе;
в) в процессе работы необходимо периодически прикладывать стекло рамки, чтобы оценить полученный рисунок.
3. Заключительный этап, выкладывание «Под стекло»
Полученный рисунок из шерстяных прядей, разложенный на фетровой основе зажимается между картоном и стеклом. Оформление в рамку. Необходимые материалы: фоторамка нужного формата (например, А4), тканевая салфетка.
Советы от мастериц на этом этапе
Как оформить картину в рамку так, чтобы шерсть «не ездила» по картонной основе. Для этого необходимо картон основы рамки накрыть тканевой салфеткой (сделать подложку). Для подложки можно использовать хозяйственные салфетки или любую другую тонкую ткань с шершавой поверхностью.
Оригинальный подарок готов!
Если бы все было как в анекдоте про очень мохнатую бабушку, которая вяжет внукам носки из своей шерсти, то техника шерстяной акварели не требовала бы затрат. На деле, шерсть для валяния приходится покупать. В материал часто добавляют акрил, шелк и вискозу, а также уже упомянутые банановые нити.
Для выполнения шерстяной акварели используют:
- гребенную ленту – это расчесанные особым способом волокна шерсти. Особенность материала: волокна вытянуты в одну сторону в виде ленты;
- кардочесальную шерсть. Особенность материала: волокна этого материала направлены в разные стороны.
Материал, из которого выполняется шерстяная акварель – альпак, меринос, ангора. Это антистатические натуральные материалы, легкие и полезные для работы.
Существуют два способа закрепления рисунка на основе: сухое и мокрое валяние
У мастер-классов по шерстяной акварели бывают забавные названия: «Сухое валяние овечки» и «Мокрое валяние овечки».
Шаги для начинающих в технике сухого валяния, изготовление объемной игрушки:
- Наложить материал на синтепон (поролон);
- С помощью иглы скрепить материал с основой;
- Игла держится перпендикулярно поделке;
- Постепенно менять толстую иглу на тонкую;
- Применить дополнительное сырье для исправления видимых неровностей на изделии.
При сухом валянии надо уметь как следует закреплять произведение (например, овечку из шерсти) под стеклом, или использовать иглопробивную технику.
Ручная работа при сухом валянии имеет огромное значение. Ведь от того, как выложить волокна шерсти на основе, зависит как будет выглядеть произведение. При сухом валянии надо овладевать приемами мастериц: вытягивание, выкладывание, отделение прядей, а также начесывание и распушение.
Дополнительным приемом в сухом валянии может служить использование специальных игл. С их помощью шерсть выкладывается на ткань и приваливается. Такая техника существует для прорабатывания мелких деталей в работе.
Иглы для сухого валяния можно использовать вручную. Также у самых продвинутых мастериц имеются иглопробивные машины.
Сухое валяние можно активно преподавать на мастер-классах для детей. Эта техника проще в исполнении; полученные изделия имеют объем: игрушки, панно, декоративные элементы.
Мокрое валяние (фелтинг) – более сложная техника. Шерстяные волокна скрепляются дополнительно с помощью мыльного раствора. Такую работу можно не закрывать стеклом, она не развалится. Мало того, полученные работы – подушки, одежда, сумки, вполне могут использоваться в быту. Подарок, исполненный в технике мокрого валяния не только красив, но и практичен.
Шаги для начинающих в технике фелтинга (мокрого валяния):
- Подготовить рабочее место, расстелить клеенку, сверху положить марлю;
- Выложить основу, фон и саму картину;
- Наложить нитки крестообразно так, чтобы в полотне не было дырок. Слои материала должны быть одинаковой толщины, выложены перпендикулярно.
- Начать мокрое валяние с помощью мыльного раствора. Лишнюю жидкость удалить салфеткой.
Мокрое валяние имеет свой термин в английском языке, «felting» и очень популярно в Великобритании. Существует Международная ассоциация по фелтингу, проводятся мастер-классы на английском языке, много материалов от английских рукодельниц.
В наборе материалов для мокрого валяния (фелтинга) помимо шерсти входит москитная сетка, пленка, мыльный раствор.
Техника мокрого валяния (фелтинга), основной принцип действия:
- В процессе использования мыльного раствора уменьшается трение между волосками;
- Производится сжимающее и давящее воздействие на волоски материала;
- Волоски сваливаются в толщу материала.
Техника мокрого валяния имеет подвиды: существует фильцевание в стиральной машинке, нуно-фелтинг (приваливание мотивов из шерсти к натуральной тканевой основе).
Обо всех новинках можно узнать в специальных магазинах для рукоделия. Например, о наличии российской марки наборов для творчества Woolla.
В состав набора Woollа входит все необходимое для изготовления картины: натуральная шерсть, основа для картины, пинцет (для удобства работы с шерстью), трафарет, описание техник работы с шерстью и подробная инструкция со схемами.
В состав набора входит пластиковый трафарет, с помощью которого ребенок или взрослый сможет работать в технике шерстяной акварели.
Иными словами, «Вуаля, Woolla!» С таким набором можно заниматься с детьми даже в домашних условиях. Компания Woolla активно проводит выездную работу с детьми, ведь на мастер-классах можно все показать и разъяснить.
В домашней, комфортной обстановке, ребенок может заниматься с набором Woolla, если он приболел или устал. Ведь арт-терапия с помощью техники шерстяной акварели:
- снимает агрессию;
- способствует расслаблению психики;
- обогащает позитивными эмоциями;
- снимает школьные стрессы;
- развивает мелкую моторику, мышление и речи.
Есть еще одно, неоспоримое преимущество для работы в технике шерстяной акварели. Шерсть нейтрализует позитивные ионы, изолирует уровень электромагнитного излучения. Это живой, натуральный материал, теплый на ощупь. Недаром, основное требование для занятий йогой – иметь коврик из овечьей шерсти для занятий.
Женщины всегда умели и любили вязать из шерсти: вещи, связанные вручную, очень согревают. Картины, выполненные своими руками в технике шерстяной акварели, также согреют сердца наших близких.
Лола Джалалова
Мастер-класс. Шерстяная акварель «Сакура»
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по шерстяной акварели. Это очень увлекательное занятие! Конечно, качество фотографий желает лучшего, но я старалась)
Для изготовления такой картины вам понадобится:
1) фоторамка формата А4 со стеклом
2) шерстяные пряди (войлок) – цвета (кипельно белый, молочно-белый, светло голубой, светло фиолетовый, темно зеленый, светло зеленый, бледно розовый, розовый, темно розовый, коричневый). Кстати, оттенка шерсти можно подбирать прям в магазине. Оттенки могут отливаться от моих.
3) острые ножницы.
и так. приступаем к пошаговому выполнению картины
Раскрываем скобы у фоторамки и вынимаем стекло. Переворачиваем заднюю основу с петлями так, чтобы петля оказалась наверху (удобнее вешать). Картину будем выкладывать на белой бумаге такого же формата, как и сама рамка. На перевернутую заднюю основу кладем белый лист.
Пряди надо "вытягивать" из мотка, ухватывая только последние волоски. Шерсть берем немного, тогда получится тот эффект акварели, который нам нужен.
Сначала выкладываем небо. Начинаем работу голубой шерстью.
Прядки шерсти накладываем друг на друга так, чтобы не просвечивала бумага.
Затем делаем переход к молочному белому.
Тем же голубым цветов выкладываем горизонт нашего будущего моря.
Затем фиолетовой шерстью выкладываем 2 горы по краям нашей картины. контур у гор должен быть четким. Можно менять контур гор, дать более изысканные линии. Все по вашему желанию.
Тем же голубым надо доложить остальную часть моря. Затем можно взять тонюсенькие нити войлока и на море сделать "рябь" или волны.
Для того, чтобы шерсть немного "зацепилась" друг с другом, надо периодически прижимать рукой картину. Так больше шансов сохранить вашу раскладку. Чихать и дуть на картину ЗАПРЕЩЕНО! чревато! Проверено!Еще лучше, это периодически накладывать стекло, тогда вам виднее будет где у вас прорехи в вашей картине и ваша фантазия даст вам знак, что и куда добавить. Для следующего шага нам нужны будут ножницы.
Берем тонкую кипельно-белую прядку и режем ножницами "стружку". Резать надо так, чтобы падая на картину получались облака. Ножницами можно подталкивать стружку как вам надо. Резать надо на 2-3 мм. так будет ажурнее.
Теперь нам понадобится темно зеленый. Выкладываем им горизонтально нижнюю часть картины.
А сверху режем прядки этой же шерсти, придавая форму кустов. Так же как вы делали облака. Сверху на некоторые места нарежьте более светлый зеленый, чтобы придать объем. Не забывайте прижимать руками или прикладывать стекло.
ФОН ДЛЯ КАРТИНЫ ГОТОВ! Приступаем к самому интересному! Нам понадобится коричневый цвет.
Отщипнув от мотка шерсти тоненькую нить, формируем из нее жгутик. Можно резать его ножницами и таким образом выкладываем ветви сакуры.
Теперь возьмем нежно розовый и знакомой техникой резки пряди ножницами, выкладываем массу цветов сакуры.
Возьмем более темный цвет розового и настрижем на настриженный ранее "кустики" дерева. Уже появляется что то конкретное! Прижимаем руками, обязательно! А прижимая стекло, уже видна красота!
Аналогично стрижем розовый цвет.
Теперь салатовый цветом в нескольких местах настригаем молодую листву. Этот же цвет можно настричь и на зелень под ветками сакуры.
Картина готова! Осталось только аккуратно положить сверху стекло. Придерживая стекло срезать лишние лохмотья шерсти. перевернуть картину и вставить в рамку. Загнуть зажимы.
УДАЧИ! Будут вопросы, пишите в личку!
Консультация для родителей «Как знакомить детей с цветом» У детей с амблиопией и косоглазием из-за монокулярного характера зрения и снижения его остроты затруднено определение цвета предметов, его.
Подарок маме своими руками! Для того чтобы изготовить такую поделку нам понадобится: 159 темно-зеленых и 159 светло-зеленых модулей; 126 светло-розовых модулей; 50.