Меню Рубрики

Арчимбольдо картины из фруктов и овощей

Содержание

Картины из фруктов и овощей Арчимбольдо — это не только искусно написанные натюрморты, но и аллегорические коллажи.

Живописец из Милана трудился при дворе императоров Священной Римской империи в XVI веке. Абстрактные работы мастера настолько пришлись по душе монархам, что те заказывали авторские дубляжи картин, чтобы дарить своим политическим союзникам.

Лица и фигуры персонажей с портретов «Времена года» составлены из колосьев, ветвей, нескольких видов цветов и фруктов.

«Четыре сезона» — интерпретация времён года, но уже собранных на одном полотне. Наряд и облик женщины также сформирован из даров природы.

Картина «Флора» — ода и природе, и женской красоте.

Художник не постеснялся представить императора Рудольфа II в фруктово-ягодном виде. Правитель оценил фантазию автора и присвоил ему почётный придворный титул.

В коллекции работ миланского творца есть картины-обманки, которые в перевёрнутом виде могут восприниматься как натюрморт или как комический портрет.

Многие критики считают, что Арчимбольдо предвосхитил приход сюрреализма и мог бы наравне конкурировать с современными художниками.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником

Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" – серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов

Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ – портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" – римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей

"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" – из бочек и бутылок. "Юрист" — из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"

Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин

Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе

Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий

"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

Читайте также:  Замороженные фрукты с сахаром

8. Габсбурги любили его причудливый стиль

Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами

Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов

В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника — "переворачивающаяся" голова

Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок

Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта

В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику

Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире

Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Джузеппе Арчимбольдо – Автопортрет

Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo), (1526/1527, Милан – 1593, Милан), – итальянский художник и декоратор, считается одним из самых ярких представителей маньеризма.
Детство и молодость провел в Милане, затем в 1562 году был приглашен ко двору императора Священной Римской империи. Арчимбольдо служил Габсбургам на протяжении двадцати шести лет, сначала в Вене, а затем в Праге. После чего вернулся в Милан, продолжая при этом выполнять заказы императора Рудольфа II до самой смерти.

Особенности творчества художника Джузеппе Арчимбольдо: прославился благодаря своим "метаморфозным" портретам, на которых лица людей составлены из фруктов, овощей и цветов.

Портрет – Натюрморт с корзиной и фруктами

Однако в некоторых его работах подобные "мозаики" составлялись и из других предметов. К примеру, картина "Библиотекарь" состоит из книг, "Официант" – из бочек и бутылок, а "Адвокат" – из книг, тушки курицы и рыбы.

Официант – Натюрморт с бочкой

Известные картины Джузеппе Арчимбольдо: серия "Четыре сезона", серия "Четыре элемента", "Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна".

Вертумн – Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна

Четыре сезона в одном портрете

Четыре элемента – Вода

Четыре элемента – Воздух

Четыре элемента – Земля

Четыре элемента – Огонь

Одной из главных жизненных ценностей для Джузеппе Арчимбольдо была природа. И свою любовь к ее многообразию и многоликости он воплощал в фантасмагорических портретах. Согласно легенде, во время жизни в Праге художник ранним утром приходил на рынок и скупал свежие цветы, фрукты и овощи, чтобы получить как можно больше материала для своих работ.

Читайте также:  Европейский дом строительная компания

Практически сразу же после смерти Арчимбольдо о нём забыли на несколько веков. Новый всплеск популярности художника пришелся уже на ХХ век. Джузеппе вернули к жизни сюрреалисты, которые стали использовать его затейливые композиции в качестве одного из главных источников вдохновения. Сальвадор Дали назвал Арчимбольдо предтечей сюрреализма. А его картина "Библиотекарь" считается триумфом абстрактного искусства XVI века.

Точная дата рождения Джузеппе Арчимбольдо неизвестна. Он появился на свет, по разным данным, в 1526 или 1527 году в Милане – одном из крупнейших итальянских центров торговли, науки и искусства. О детстве будущего живописца тоже почти не сохранилось сведений. Однако известно, что с малых лет Джузеппе стал помогать в работе своему отцу – художнику Бьяджо Арчимбольдо, который в числе прочих занимался украшением Миланского собора. В соборных мастерских Джузеппе не только учился живописи, но и постигал азы ремесел. Вместе с отцом он готовил картоны для витражей и благодаря своему таланту и фантазии стал набирать популярность.

Сцены из жития святой Екатерины – Миланский собор (фрагмент витража)

Витраж – Сцены из жития святой Екатерины – Миланский собор

В 1551 году король Фердинанд, оказавшийся в Милане проездом, заказал Арчимбольдо пять гербовых щитов. Совсем скоро Фердинанд станет императором Священной Римской империи. Большой ценитель искусства, однажды он вспомнил о талантливом миланском живописце и пригласил Джузеппе ко двору. Художник прослужил придворным портретистом при Фердинанде I всего два года.

Эрцгерцогиня Магдалена Австрийская – дочь Фердинанда I

Но когда в 1564 году на трон взошел Максимилиан II, положение Арчимбольдо при дворе только упрочилось. Его картины были очень популярны и высоко ценились правителем, кроме того, художник был главным советником императора по живописи и занимался пополнением его коллекции предметов искусства. Уже тогда Арчимбольдо пишет свои "метаморфозные" портреты, создавая первую серию "Времена года".

Эрцгерцогиня Анна – дочь императора Максимилиана II

Портрет императора Максимилиана ІІ с семьей

Но одной лишь живописью обязанности Джузеппе не ограничивались. Еще большую славу при дворе он снискал благодаря неуемной фантазии в организации императорских праздников, карнавалов и турниров. Получивший титул «Мастера празднеств» Арчимбольдо создает для всех этих мероприятий роскошные декорации, эскизы костюмов и фантазийные маски.

Кроме того, иногда художника сравнивали с Леонардо да Винчи, поскольку он тоже испытывал немалый интерес к разнообразной технике. Позже Арчимбольдо создаст музыкальный инструмент под названием "цифровой клавесин", мелодии для которого записывались на бумаге с помощью цветовых пятен.

Рудольф II, который стал императором в возрасте 24 лет, был страстным ценителем разнообразных диковинок. В его огромной коллекции были собраны не только роскошные предметы искусства, но и "курьезы", привезенные из разных уголков мира, и экзотические животные. По разным свидетельствам, в сокровищницу императора Рудольфа II входили корни мандрагоры, безоаровый камень, огромные ракушки, гвозди от Ноева ковчега, заспиртованный гомункулус, редкие минералы и кубок из рога единорога. Фантасмагорические портреты Джузеппе Арчимбольдо очень органично вписывались в это диковинное собрание. Более того, одной из обязанностей придворного живописца было сохранение коллекции и поиск новых редких экземпляров для нее.

Любовь императора ко всему мистическому и таинственному не ограничивалась одним лишь собирательством вещей. Можно сказать, что Рудольф II коллекционировал ещё и необычных людей. В годы его правления в Праге собирались со всего мира разномастные колдуны и алхимики, астрологи, предсказатели и каббалисты. С возрастом император становился все более нелюдимым (поговаривали, что он страдает от наследственной душевной болезни) и все чаще проводил время либо в одиночестве, либо в компании всех этих мудрецов, которых сегодня назвали бы сборищем шарлатанов. Все они – а среди них и Арчимбольдо – жили на одной улице, которую местные жители старались обходить десятой дорогой.

Читайте также:  Грюндфос насосы официальный сайт цены

Согласно одной из легенд, это сомнительное соседство в конце концов вышло художнику боком. После того, как юная девушка утопилась в реке, горожане вспомнили, что незадолго до этого Арчимбольдо писал ее портрет. По городу поползли слухи, что его странные картины – порождение дьявола, и изображенные на них люди умирают. Местные жители начали сторониться художника и креститься, завидев его на улице.

В 1587 году Арчимбольдо обратился к императору с просьбой вернуться на родину, ссылаясь на старость и усталость. По одной из версий художник просто-напросто хотел сбежать подальше от Рудольфа II, характер которого с годами становился все более тяжелым и непредсказуемым. Император не хотел терять своего любимого живописца, но в конце концов Арчимбольдо удалось сторговаться с ним, пообещав, что он по-прежнему будет писать для монарха портреты и "выполнять некоторые его прихоти".

Джузеппе Арчимбольдо прослужил Габсбургам 26 лет. В Милан он возвращался при больших деньгах: за верную службу император пожаловал ему 1500 флоринов (эта сумма равнялась нескольким годовым окладам художника). Арчимбольдо продолжал писать для монарха портреты и получать жалование. В последние годы жизни он создает одни из самых знаменитых своих работ – "Флора" и "Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна".

Несмотря на такой непривычный образ, император остался очень доволен этим портретом. Вертумн был известным в древней Италии богом времен года, земных плодов и природного изобилия. В определенном смысле эта картина стала объединяющей для всех предыдущих работ художника. Изобразив монарха в образе бога плодородия, Арчимбольдо будто бы сделал его властителем всех своих "природных" полотен. Этот портрет был написан незадолго до смерти художника, он стал последней его работой, дошедшей до наших дней. Получив портрет, Рудольф II наградил Арчимбольдо почетным придворным титулом пфальцграфа. Кроме него в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились лишь Содома и Тициан.

В самом Милане же работы Арчимбольдо популярностью не пользовались. По некоторым данным, у художника случился конфликт с местным аббатом Игнацием Поцци из-за диптиха "Адам" и "Ева".

Церковник объявил портреты, составленные из тел младенцев, ересью. А когда Арчимбольдо сообщил, что собирается написать «метаморфозный» портрет Христа, который состоит из всего сущего на Земле, аббат и вовсе пригрозил ему отлучением от церкви.

Как бы там ни было, написать амбициозный «кощунственный» портрет Христа художнику так и не удалось. Вскоре у него начались сильные боли, и врачи диагностировали мочекаменную болезнь. От нее Арчимбольдо и скончался 11 июля 1593 года.

Другие работы художника:

Портрет царя Ирода

Композиция с животными – собаки, лошади и олень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *