Меню Рубрики

Автостарт на споттер схема

Содержание

[Предыстория]
У отца дома мастерская по ремонту авто. В один прекрасный день захотелось ему иметь споттер в гараже, но так как машин не так много чтобы заводской споттер окупился то мы решили сделать его своими руками.

Споттер мы решили сделать на 3х трансформаторов от микроволновки. Рабочий пистолет сделаем на токарном станке с разными насадками.

[Контроллер]
Контроллер управления я решил сделать на 555 таймере с несколькими режимами.

Почему не стал делать на микроконтроллере (на какой-нибудь 8-ой атмеге, или STM32) ? Хотелось сделать что-то простое, чтобы в случае поломки можно было заменить одну деталь, и все… Да и сам контроллер, как он будет работать в гараже где бывает очень холодно, или очень жарко, где сыро, много пыли и металической стружки… ?!

Вот и родилась такая схема:

Данной контроллер имеет 5 режимов с таймером: 4 — я сделал под отвертку на плату — настроил один раз на нужный уровень и все, и еще 1 режим — переменник установки времени в нужном моменте. Время настраивается от 5мс до 2х секунд.

Кроме этого есть ручной режим: сколько держишь кнопку — столько и работает. Для этого я поставил переключатель "таймер руч".
Плата управления питается от 5в, но можно было и от 12в (для этого надо менять пару резисторов). Все микросхемы я поставил на панельки, чтобы менять их легче в случае поломки.

Силовую часть я сделал на отдельную плату, если с симистором будут проблеммы поменяю его на 2х тиристоров, тиристор + диодный мостик, или на реле + транзисторная оптопара вместо симисторной.

Симистор у меня BTA41-800, на 40А. Если клемники на силовой плате не выдержут (они до 16А), то на плате я сделал технологические отверстия и площадки под винтики, чтобы провода закрутить по сильнее.

Добрый день.
Однажды я увидел у людей как они вытягивают вмятины которые невозможно выбить с обратной стороны, меня очень заинтересовала эта вещь, а так как у меня есть определенная любовь к железным "коням" решил я сделать себе данный девайс.
И так встречайте споттер собственного изготовления с автостартом, переменное напряжение на выходе 3-х трансов 5.6 вольт.
По материалу ушло;
3 транса от СВЧ по цене 10руб. за штуку
5 метров провода КГ 1х70 (если будите повторять берите 6 цена 70 руб.
4 медных наконечника, цена 4 руб.
Вот собственно и все, времени потрачено дня два, а то чего нет в списке все было в наличии!
На очереди изготовление пуллера, моста и прочих ништяков!)
Очень помогло видео

Recommendations

FakeHeader

Comments 27

Добрый День!
Очень хороший и нужный инструмент, а где Вы контроллер для него заказывали?

Думаю, даже одного транса хватит. И 30кой 6-7 витков.
Если виток 20см — это 1.2м при 30 квадратах — 0,0007 Ом.
Сколько там? 100А? На 6В = 600Вт. В микроволновках трансы на такую мощность и рассчитаны.

одного транса хватит чтобы фольгу приварить не более того, смотрите видео там все очень доходчиво.

Напряжение должно быть 6-7В, а там — 3+. По 0,8В на виток — надо 8 витков.
Потому и варит хреново.

8 витков на один транс не намотаешь провода нужного сечения

25 квадратов или даже 2 по 10 квадратов — достаточно. И их как раз влезет сколько нужно.

Сила тока маленькая получается, чем толще провод и больше железо на трансе тем сильнее споттер

А что там нам закон Ома говорит?
И как приведеное сопротивление транса считается?

Просьба — померьте Омическое сопротивление первички — а я посчитаю, что к чему и какое сечение оптимально.

Читайте также:  Антивандальные обои под покраску отзывы

👍
Особенно понравилось- « Да не, фигня… Работает!
Мне не нравится… Да не нормально… не держит… ух, Ё, смотри как прихватило! все последний и домой, это последний, не ну надо еще… »
🤣😂🤣😂

да, позитивный чел, с удовольствием смотрю его видео)

Думаю, 100 квадратов — излишне.
Можно было 50 квадратов и сделать 3-4 витка на каждом.
большое сечение нужно только при длительной работе и чтобы напряжение не проседало слишком.
В микроволновках каждый транс под 1кВт (кратковременно), но в споттере долговременно и не надо.
Соотв. сопротивление первички — единицы Ом.
Надо чтобы "приведенное" вторички было не бОльше первички.
Т.е. если первичка — 220В, ее сопротивление 1 Ом, вторичка 2.2В на каждом (3 витка), сопротивление д.б. 0,0001 Ом.
На трансы идет порядка метра провода если сечение 100квадратов, сопротивление — 0,00017
В принципе +/-
У 50 квадратов будет 0,00034 Ом. После трансов уже можно и 100кой (обжать "внахлест").
Это всё из расчета 1 Ом первичной обмотки — я не знаю, сколько она — померьте.
Исходя из этогот посчитаю, какой минимальный провод на вторичку класть.

у меня не 100 квадрат) а всего 70 при работе провод не греется, а 50 квадрат уже будет мало, нужно брать в расчет что возможно нужно будет осадить металл, а это уже больше чем просто импульс.

Тоже не нагреется. Провод надо такой, чтобы в нужное число витков в окно влезло. И потери во вторичке были не бОльше чем в первичке.
А дальше (снаружи) — можно и толстым.
Длина витка порядка 20-25см, всего надо 6-8 витков это метр — два.
Длина наружных проводов бОльше.

У меня вот такая задумка. Параллельно аккумулятору включается сварочник в режиме пуско-зарядного. Как раз таким владею

честно говоря проходил данный этап, много разных схем перепробовал, но в итоге пришел к выводу что данная схема работает, но не так как мне хотелось.

Ну, може и я когда-то на этих граблях потанцую))). Жду, когда сын решит на своей Ауди аккумулятор заменить. Не покупать же новый ради экспериментов. А он там на 100 ампер. Да мой сварочник выдаёт 190. Должно хватить.

Кстати, если вместо обратного молотка пуллер делать, то думаю за основу взять заклёпочник, которым слепые алюминиевые заклёпки затягивают. Там почти всё готово, ибо он по тому же принципу работает.

А обратный молоток уже есть. Я им сыну из Ауди форсунки выдергивал дизельные.

пуллер еще предстоит сделать, есть по этому делу некоторые задумки, пока все только на бумаге)

Ну, може и я когда-то на этих граблях потанцую))). Жду, когда сын решит на своей Ауди аккумулятор заменить. Не покупать же новый ради экспериментов. А он там на 100 ампер. Да мой сварочник выдаёт 190. Должно хватить.

Кстати, если вместо обратного молотка пуллер делать, то думаю за основу взять заклёпочник, которым слепые алюминиевые заклёпки затягивают. Там почти всё готово, ибо он по тому же принципу работает.

А обратный молоток уже есть. Я им сыну из Ауди форсунки выдергивал дизельные.

Твой сварочник выдает ТОК 160 ампер. а аккумулятор имеет емкость 100 ампер/час Ток на КЗ может и 500 ампер выдать и больше, зависит от суммы сопротивлений проводки и внутреннего сопротивления аккумулятора.

Разделы сайта

DirectAdvert NEWS

Друзья сайта

Осциллографы

Мультиметры

Купить паяльник

Статистика

Spotter (Споттер) для ремонта кузова авто своими руками.

Читайте также:  Грунт земля матушка отзывы

Споттер для рихтовки кузова автомобиля

Споттер – это устройство может оказать неоценимую помощь при рихтовке поврежденного кузова автомобиля. По своей сути он представляет собой устройство точечной сварки, состоит из блока управления, и пистолета, по электроду которого перемещается массивная металлическая болванка, это такой обратный молоток, с помощью которого и производится правка деформированного участка кузова. Покупка такого инструмента промышленного изготовления может не слабо отразиться на кошельке покупателя, поэтому мы сейчас будем разбираться в вопросах, как это устройство сочинить самому, тем-более тут не нужны знания высоких технологий и глубоких познаний в радиоэлектронике. Ниже мы приведем несколько фотографий, и вы сразу поймете, как он устроен, и как работать с этим инструментом.

Для начала рассмотрим схему блока управления споттера, она изображена на рисунке ниже:

Это, наверно, самый простой, но надежный вариант схемы, никаких наворотов, минимум деталей, никакого импорта, легкость повторения. Ниже мы потом рассмотрим еще один вариант, немножко сложнее, а пока поговорим об этом.

В данной схеме трансформатор Т1 и диодный мост, собранный на диодах Д226Б, служат для того, чтобы зарядить емкость С1, которая по нажатию кнопки S3 откроет тиристор V9, стоящий в диагонали силового моста, через который питается первичная обмотка мощного сварочного трансформатора Т2. Пока открыт тиристор, идет процесс сварки. Как только емкость разрядится, тиристор закроется, процесс сварки завершится, а по отпусканию кнопки S3, начнет заряжаться конденсатор С1, подготавливая устройство для дальнейшей работы. Длительность отпирающего импульса тиристора регулируется переменным резистором R1. Отсоединение электрода споттера от кузова осуществляется путем скручивания.

За неимением тиристора указанного на схеме, можно произвести замену на тиристор ТЧ-40 или ТЧ-80.

Такой же принцип работы использован и во втором варианте схемы блока управления. Разница заключается в том, что вместо тиристора, управляющего питанием первичной обмотки силового трансформатора, использован симистор, который управляется оптопарой, исключен мост на мощных диодах, а для заряда емкости применен стабилизатор, реализованный на микросхеме LM317 с возможностью регулировки выходного напряжения. Схема второго варианта схемы представлена на следующем рисунке.

Зеленым прямоугольником на схеме выделен низковольтный стабилизатор. Те, кто уже повторяли данную схему, зачастую использовали вместо него готовый блок питания, например от детской железной дороги, или, чуток переделанный, от антенного усилителя. Главное чтобы он выдавал порядка 10…12 вольт. Мощность трансформатора не большая, ватт 5…10 будет достаточно. R2 и С2 – снабберная цепочка, о ней написано в последней части статьи. В данном варианте схемы переменным резистором RP1, стоящим в цепи общего провода микросхемы стабилизатора LM317, можно изменять прикладываемое напряжение для заряда емкости, тем самым изменяя длительность импульса в момент сварки. Если длительности не хватает, можно увеличить номинал конденсатора С4.

Мощный трансформатор в споттере – это наверно самый трудоемкий этап в изготовлении данного устройства. Некоторые мотают его на Ш-образном железе, некоторые на кольцевом сердечнике. Приведем примеры обоих вариантов.

Пластины : Ш – 40 ;
Толщина набора : 100 мм;
Количество витков I обмотки : 200 ;
Провод I обмотки : 2,5 кв. мм ;
Количество витков II обмотки : 7 ;
Провод для вторичной обмотки: медная шинка 50 кв. мм или более.

Размеры: 20х10,5х7,5
Количество витков I обмотки : 255 ;
Провод: D(I) – 1,8мм;
Количество витков II обмотки : 7 ;
Провод для вторичной обмотки: медная шина сечением 6,5х4 намотана тремя слоями (и того 75 кв. мм)

Чтобы сделать регулировку выходного напряжения по первичной обмотке мотаем 255 + 20 + 20 + 20 витков. Переключение осуществляется с помощью сетевого галетного переключателя.

Как вариант, вторичную обмотку можно намотать и шиной из алюминия. Смотри следующее фото.

Читайте также:  Гелевый акб для автомобиля

В этом варианте вторичная обмотка содержит 3 запараллеленых обмотки по 6 витков. Каждая шина по 50 кв. мм. Суммарно получается 150 кв. мм.

Для увеличения сечения вторичной обмотки можно намотать 5 слоев, в результате получится 250 кв. мм. Образец на фото ниже:

При изготовлении трансформатора не забудьте сделать хорошую межобмоточную изоляцию. В качестве материала для изоляции можно использовать лакоткань, или 5 – 6 слоев трансформаторной бумаги, которую не лишне будет пропитать парафином.

Опробование трансформатора проходило в то время, когда схема была собрана путем навесного монтажа и с помощью подручных средств.

При максимальном токе, металлическая пластина толщиной примерно 0,5 – 0,8 мм иногда отрывается с образованием дырочки.

Это вид собранного споттера со снятой боковой стенкой:

Вид блока управления сбоку

Обратный молоток для споттера.

Сложностей в его изготовлении возникнуть не должно, все довольно просто. Толстый провод подсоединен к электроду пистолета, три тонких провода идут на кнопку. По электроду длиной 40…45 см, диаметром 12 – 16 мм свободно перемещается увесистая болванка, собственно она и служит в качестве обратного молотка. На конце электрода стальной заостренный наконечник, который при рихтовке приваривается в то место поврежденного кузова автомобиля, которое необходимо вытянуть. Цель статьи не научить вас работать со споттером, а рассказать как самому изготовить этот инструмент, поэтому если вас интересует сама технология рихтовки таким способом, в сети можно найти множество роликов на эту тему.

Вот так выглядит пистолет споттера:

Для того, чтобы электрод пистолета меньше грелся, его можно сделать из латунного прутка.

А это внешний вид собранного рабочего инструмента:

Сечение силового провода, соединяющего сварочный трансформатор и пистолет споттера, выбирают не меньше сечения шины или провода, которым намотана вторичная обмотка, а длину проводов не рекомендуют делать больше 2…2,5 метров. В выше собранном варианте длина провода массы 1,7 метра, провод пистолета 2,1 метра.

Некоторые изобретатели данного устройства сетуют на то, что после отпускания кнопки “Сварка” на пистолете, по электроду обратного молотка протекает ток, т.е. тиристор или симистор, управляющий первичной обмоткой мощного трансформатора, не закрывается. Давайте разберемся, как можно бороться этим dv / dt эффектом.

Управляющим сигналом тиристор только включается (открывается), а выключается он тогда, когда коммутируемый ток снизится до уровня меньше тока удержания, но если скорость, с которой изменяется коммутируемое напряжение dv/dt, высока, то есть большая доля вероятности самопроизвольного включения триака, даже если отсутствует управляющий сигнал. Из за этой причины изготовители симисторов в даташитах на элемент указывают, какая величина dv/dt допустима, чтобы избежать неуправляемого включения триака. Если скорость нарастания превысит указанные значения, это чревато выходом из строя симисторной структуры.

Нежелательные включения могут возникнуть из за импульсных помех в питающих цепях нагрузки, или из за выбросов напряжения при срабатывающих ключах, работающих на индуктивную нагрузку. Эффективным способом, решающим данную проблему, является установка снабберной (демпфирующей) RС – цепочки, которая включается параллельно выходу ключевого каскада, смотри рисунок ниже:

Параметры этого демпфера выбираются в зависимости от того, какой характер имеет нагрузка и какой ток коммутируется. Приведем пример: в станках, производящих контактную сварку с первичным током 480 ампер, управление осуществляется промышленным контактором КТ – 07 , снабберная цепочка которого состоит из R = 10 Ом и С = 0,25 мкф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *