Содержание
Батик – это искусство живописи по различным тканям. Техника батика пришла к нам с Древнего Востока и заключалась в ручной росписи тканей с помощью горячего воска и природных красителей. В настоящее время помимо горячего способа нанесения краски на ткань, появились способы холодного батика, что значительно упростило работу профессиональных батичистов и дало возможность простым обывателям попробовать себя в таком виде живописи. В этой статье мы рассмотрим способ росписи ткани в технике холодного батика и узелковый батик – две самые простые техники для начала создания батика для начинающих!
Изучаем технику холодного батика для начинающих: мастер-класс по росписи ткани
Сделать картину в технике холодного батика достаточно просто, все необходимые материалы можно приобрести в специализированных точках продаж по приемлемой цене. Итак, давайте начнем создавать свой неповторимый шедевр.
Залог успешной работы, как известно, это хорошо организованное рабочее место и правильный подбор материалов.
Для нашего мастер-класса нам понадобятся следующие материалы:
- Ткань. В идеале для батика используется натуральный шелк, но для начинающих это слишком дорого, поэтому воспользуемся хлопчатобумажной тканью. Перед началом работы нужно простирать ткань с хозяйственным мылом, чтобы смыть специальное покрытие, иначе оно будет мешать впитыванию краски.
- Подрамник или обычные пяльцы (в этом мастер-классе мы будем использовать пяльцы)
- Шаблон необходимого размера. Если вы новичок в этой технике, выберите простой рисунок с небольшим количеством мелких деталей. Шаблон можно нарисовать вручную или найти готовый в интернете.
- Краска для батика. Для начинающих лучше выбрать не дорогую, но при выборе имейте в виду, что краски бывают универсальные, которые подходят для различных тканей, а бывают только для шелка. Так что если вы рисуете на хлопке, то и краску выбирайте соответствующую.
- Резервирующий состав. Он необходим для того, чтобы краски не перемешивались и не растекались за пределы контуров рисунка.
- Стеклянная трубочка для нанесения резерва, также можно воспользоваться аппликатором.
- Кисти.
Когда все необходимые материалы и инструменты готовы, можно приступать к работе.
Закрепляем простиранную и еще влажную ткань на пяльцах, даем просохнуть.
Переносим рисунок на ткань. Для этого закрепляем шаблон с обратной стороны ткани бумажным скотчем или булавками и обводим контуры шаблона мягким карандашом.
Теперь по контурам рисунка наносим резервирующий состав. Его надо наносить очень аккуратно, без разрывов, иначе краски растекутся. Резерв должен полностью пропитать ткань. Ждем полного высыхания.
Начинаем закрашивать наш эскиз. Лучше начинать с фона, постепенно переходя к отдельным элементам. Краски берем понемногу, так они достаточно концентрированные. Для получения разных оттенков краски можно смешивать или разбавлять водой. По завершении работы даем рисунку полностью высохнуть.
В заключении можно обработать некоторые акценты специальным декоративным контуром, затем нужно отрезать излишки ткани, оставив небольшой припуск и приклеить его к внутреннему кольцу пяльцев. Таким образом, получится своеобразная рамка для вашего рисунка.
Теперь вы знаете, что для того чтобы сделать картину в технике холодного батика не надо хорошо уметь рисовать, множество вариантов картин для начинающих батичистов можно найти в интернете или воспользоваться рисунками из детских раскрасок. С такой работой справится даже школьник, а если делать ее всей семьей кому-нибудь в подарок, то заряд позитива на долгое время вам обеспечен.
Начинающим батичистам можно порекомендовать еще одну достаточно простую технику батика – это узелковый батик. Эта техника заключается в предварительном завязывании на ткани узлов с помощью нитей, жгутов, шнуров. Можно использовать любые подручные средства, насколько у вас хватит фантазии. В результате крашения получаются разные и необычные узоры, оригинальные цветовые переходы за счет того, что в завязанные места краситель попадает неравномерно. В технике узелкового батика получаются очень красивые платки, шарфы, майки.
Видео-подборка по теме статьи
В заключение еще несколько видео-уроков для начинающих батичистов.
Светлана Большакова
Узелковый батик. Мастер-класс с детьми
Как мне хотелось попробовать сделать роспись по ткани. Смотрела работы у Тани Кирюшатовой, Лены Ивановой, восторгалась, а сама взяться боялась – вдруг не получится, да и красок по ткани нет. Но недавно младшей внучке подарили набор для росписи наволочки. Вот я и позаимствовала краски у Маши. Взяла лоскутки от старых списанных пододеяльников, которые когда-то выпросила у кастелянши. Краски развела водой в пластиковых стаканчиках
Намочив и хорошо выжав ткань, мы принялись завязывать узелки, то есть каждый ребенок завязал на своем лоскутке один узелок. Мне в количественном плане, конечно, работать было не трудно. С утра было пятеро детей
На столе была расстелена клеенка, на нее поставили пластиковые стаканчики кверху дном, положили на них лоскутки так, чтобы узелок находился на самой верхушке стакана
Краски наносили кисточками. Для каждой краски взята своя кисть. Сначала на узелок, затем другой краской вокруг узелка и т. д. На ткани х/б краски не растекаются, как хотелось бы
Дети очень увлеклись, им понравилось творить в этой технике
Так на стаканчиках и поставили сушить свои лоскутки
Когда все дети закончили, пришел еще один мальчик, сделали и с ним
А я решила сделать батик в виде спирали. Видела в интернете. Намочила лоскуток, поставила в середину кисточку и начала закручивать
Я закручивала не очень правильно, надо поправлять складки, чтобы было поровнее
Должна получится вот такая улиточка, которую нужно крепко перевязать нитками
А потом раскрасить по секторам сначала с одной, а потом с другой стороны
И оставить сушить
Пока мы гуляли, наши работы сохли на подоконнике
А к концу сон-часа высохли и я их погладила в прачечной. Краски после высыхания побледнели, но все-равно получилось красиво. И каждый ребенок унес домой свой шедевр
Я не дождалась высыхания своей работы, да и сохнуть ей надо было сутки, наверное. Аккуратно разрезала и убрала нитки
Поскольку это не шелк, то и краски не текут и сильно не смешиваются
Вот что у меня получилось
А это уже после полного высыхания и проглаживания
Представление опыта работы в технике «батик» на районном методическом объединении. Мастер-класс «Елочная игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида поселка Фряново Щелковского.
Картина в технике «Батик». Мастер-класс с пошаговыми фото. Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Назначение: сувенир может.
Мастер-класс для родителей с детьми Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие.
Мастер-класс «Платок в технике узелковый батик» Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, мастер-класс по батику, в узелковой технике. Мастер-класс проводили несколько.
Мастер-класс «Салфетка для мамы» (техника «батик») Скоро наступит праздник и всегда задумываешься о подарках для мам. Хочется сделать всегда что-то необычное,что-бы порадовать мам. Мы решили.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик» Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.
НОД в старшей группе «Цветы для феи» с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» Тема:«Цветы для феи» Интеграция образовательных областей: ОО «Познание» ОО «Художественное творчество»; ОО «Социализация». Цель: • Закрепить.
Поделка, мастер-класс. Мастерим с детьми Шляпка игольница мастер класс Скоро весна и наступит всеми любимый праздник Международный Женский день 8 Марта. Всегда, подготавливая с.
Узелковый батик или превращение пятен В технике "узелковый батик" мы с ребятами расписывали лоскутки для новой Скатерти-Самобранки. Когда я рассказала, что лоскутки станут частью.
Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.
–Рубрики
- ПАСХА (77)
- ENGLISH (61)
- РИА архив (58)
- Культура (56)
- Афорзмы (37)
- комп (12)
- Былое (48)
- Все стороны дизайна (168)
- Еда (2672)
- Выпечка не сладкая (327)
- Обед за 30 минут (23)
- Горячее: кролик (21)
- Горячее: крупы (32)
- Горячее: макароны (8)
- Горячее: мясо (299)
- Горячее: овощи и грибы (153)
- Горячее: птица (270)
- Горячее: рыба (159)
- Десерты (83)
- Заготовки (192)
- Закуски (403)
- Книги, журналы (20)
- Конфеты (28)
- На пару (6)
- Напитки (103)
- Новый год и Рождество (33)
- Оформление блюд (53)
- Первые блюда (82)
- Полезные советы (52)
- Сладкие пироги (211)
- Соусы (47)
- СЫРЫ (50)
- Тесто (85)
- Торты и печенья (218)
- Хлеб (29)
- здоровье (273)
- Исскуство (38)
- Клипарты (15)
- Мастера (26)
- Мир вокруг (159)
- мода (50)
- Новогоднее (58)
- полезные ссылки (47)
- Рукоделие (1831)
- hand made. Разное (338)
- Пластиковая упаковка (15)
- Плетение, узлы (8)
- Бумага: оригами, открытки (62)
- Бутылки (63)
- Витражи (43)
- Вязание (469)
- Газеты (61)
- Гипс (12)
- Декупаж (215)
- Квиллинг (20)
- Коробки (8)
- Лоскутки (25)
- Материалы и техники (163)
- Мозаика (19)
- Орнаменты (179)
- Роспись (236)
- Шитье (165)
- Шторы (8)
- Сад (581)
- Кусты и деревья (53)
- Ланшафт (205)
- Овощи и травы (68)
- Своими руками (143)
- Удобрения, почва, обработка (70)
- Цветы (86)
- Советы (91)
- Фото (129)
- Фотошоп (24)
- Художники (202)
- Это любопытно (109)
–Я – фотограф
Замечательные фото vaggelisf
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Трансляции
–Статистика
Понедельник, 09 Марта 2015 г. 09:15 + в цитатник
Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.
Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, – это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс – это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.
Этап первый. Натягиваем ткань.
Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.
У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.
Рамки многоразового использования!
На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .
Теперь ткань.
Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк – красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.
Этап второй. Рисунок.
Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани – это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв – это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?
В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Узелковый – это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная роспись – это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.
Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто – пошел и купил за 40 – 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.
Из баночек наносятся на ткань рейсфедером – стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.
Контуры рисунка должны быть замкнутыми!
От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.
Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул – она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент. Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…
Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.
Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант – вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку. Уговорили.
Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение – это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.
Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.
Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов – это коробочка из под дисков.
Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.
И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .
У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.