Меню Рубрики

Для изготовления натуральных олиф используют

Содержание

Древесина является популярным материалом, который широко используется при изготовлении предметов мебели, конструкций и иных аксессуаров, украшающих наш дом. При всей натуральности и внешней привлекательности деревянных изделий, они достаточно привередливы и требуют специальной защитной обработки. Решить эту задачу помогает олифа.

Назначение и состав

Олифа представляет собой густую жидкость, обладающую эффективными пленкоформирующими качествами. Изготавливается данный материал из масел растительного происхождения, а в последующем проходит дополнительную обработку при помощи реакции окисления или посредством нагревания.

В качестве базового компонента могут использоваться и алкидные смолы. В состав добавляются растворители, а также вещество, стимулирующее процессы высыхания – сиккатив.

Область применения олифы достаточно широкая. Используется она, например, для изготовления красок масляного типа или при их разведении, а также в производстве шпатлевочных и грунтовочных смесей и лаков.

В процессе грунтования и олифования древесины обеспечивается:

  • защита изделия или поверхности от гнилостных процессов и воздействия паразитов;
  • снижение затрат лака и краски на обработку древесины при предварительном покрытии поверхности в несколько слоев;
  • качественное декоративное покрытие древесного основания.

Натуральные материалы

Чтобы обеспечить экологичность в обустройстве дома на 100%, нужно не только использовать природный материал – древесину, но и безопасные материалы для ее обработки.

Натуральная олифа не включает в свой состав растворителей, а изготавливается из высыхающих и/или полувысыхающих растительных масел путем их глубокой обработки.

Использование льна

Олифа может изготавливаться из льняного масла с обязательным добавлением натурального сиккатива. В результате получают прозрачную жидкость маслянистого вида. После нанесения на заготовку или иную деревянную поверхность состав высыхает по истечении суток. При условии, что соблюден температурный режим – не менее 20 градусов.

Жидкость может применяться для:

  • грунтования поверхностей из дерева, металла или после штукатурки;
  • изготовления шпатлевки, краски, замазки;
  • окрашивания разнообразных по типу поверхностей внутри дома или снаружи.

Конопляная олифа

Для производства используется одноименное масло с сиккативом. Жидкость прозрачная и маслянистая. Она особо эффективна при грунтовании оснований из дерева, металла, штукатурки, а также для приготовления и разведения шпатлевки, замазки, краски.

Подсолнечная олифа

Получаемая после нанесения пленка очень эластичная, но высыхает она достаточно долго, имея некоторую степень прилипания через 24 ч. Производится из масел подсолнечника, по параметрам прочности и влагостойкости несколько отстает от ранее рассмотренных разновидностей.

Полунатуральная олифа

В состав входят подсолнечное масло, подвергнутое специальной температурной обработке, летучие растворители типа уайт-спирит, а также сиккативы. Технические характеристики олифы оксоль дают возможность задействовать ее при нанесении малярного покрытия в комбинации с другими материалами.

Однородная прозрачная или полупрозрачная жидкость коричневых оттенков обеспечивает появление на обрабатываемой поверхности прочной пленки. Она отличается блеском, отличной устойчивостью к природным факторам и действию влаги. Покрывать можно материал любой пористости, но для полов такая жидкость не подходит.

Комбинированная олифа

Производят ее посредством воздействия на полувысыхающие или высыхающие масла процессов полимеризации и влагоудаления. Содержание уайт-спирита в веществе около 30%. Покрытие сохнет в течение суток. Основная сфера олифы комбинированной применения – изготовление красок густотертого типа.

Алкидный состав

Олифа на основе алкидной смолы пентафталевой, глифталевой, а также ксифталевой разновидности требует использования дополнительно растворителей или масел, включает и сиккатив.

Материал имеет форму раствора, который устойчив к скачкам температуры и воздействию атмосферных факторов, не подвержен действию ультрафиолета. После высыхания необходимо нанесение краски или лака в несколько слоев.

Композиционная олифа

Она не обладает высоким качеством, является результатом нефтепереработки, в также угля, каучуковой массы. Эта жидкость имеет очень темный оттенок, отличается резким запахом. Находит применение в производстве красок, ориентированных на наружные работы.

Нефтеполимерный состав используется при неответственных малярных работах, поскольку поверхность покрывается пленкой без впитывания в древесину. Обработка требует интенсивного проветривания. Сланцевая олифа с хорошей устойчивостью к атмосферным факторам высыхает за сутки, но ее нельзя применять для окрашивания полов и бытовых аксессуаров.

Особенности выбора материала

На фото олифы представлены различные ее разновидности и результаты обработки заготовок. Долговечность покрытия и его прочность зависит от качества используемого состава. Следует учитывать такие моменты:

Качественные составы не имеют запаха. Но если он присутствует и отличается резкостью, то вам предлагают оксоль или комбинированную разновидность.

Натуральная олифа отличается темно-коричневым цветом. Если вам продают прозрачные растворы, то велика вероятность, что материал композиционный или поддельный. Палитра цветов олифы зависит от степени ее натуральности или искусственности.

Обращайте внимание на упаковку и наличие на ней соответствующей маркировки. В этикеточной надписи должны содержаться сведения о составе, производителе, номере стандарта и техусловий.

Проверить надо и наличие сертификата соответствия. А композиционная разновидность должна обладать гигиеническим сертификатом.

Если вы покупаете композиционный материал, то остерегайтесь наличие оттенков, исключающих прозрачность жидкости. Это признак изготовления из остатков масел, т.е. фуза. Наличие рыжего цвета и осадка свидетельствует о том, что покрытие не высохнет ни при каких условиях.

Дешевая очень жидкая олифа со светлым оттенком – это материал из скопа. Такая пленка или быстро обсыплется, или никогда не высохнет.

Олифа является очень полезным материалом, обеспечивающим качественное покрытие деревянных конструкций, защищая их от воздействия влаги и вредителей. Но это достигается лишь в том случае, если выбранная жидкость по техническим параметрам соответствует целям использования.

Читайте также:  Вязание крючком коврики на стулья схемы

Старое название натуральной олифы — «варёное масло», олифа широко применяется в различных ремёслах

Олифы — это жидкие пленкообразующие вещества, получающиеся из растительных масел. Прозрачные жидкости от желтого до вишневого цвета. Они высыхают в тонком слое на воздухе, образуя мягкую эластичную пленку, нерастворимую в воде и в органических растворителях.

Виды натуральной олифы

Льняная

Натуральная льняная олифа получается путем нагревания льняного масла до температуры 275°С в присутствии сиккатива, содержащего ионы свинца, марганца, кобальта.

Олифу варят до тех пор, пока вязкость ее не достигнет нужной консистенции. Полное высыхание олифы без отлипа должно составлять не более 24 часа.

Конопляная

Конопляная олифа темнее, ее не используют для приготовления белой и светлых красок. Для получения её, как и для льняной, масло нагревают до 200—260° в течение нескольких часов.

Подсолнечная

Олифа, сваренная из подсолнечного масла самая светлая, поэтому более предпочтительна для малярных работ.
Олифу готовят либо холодным, либо горячим способами (во втором случае олифа дает более прочную пленку).

Синтетическая

В наше время производится ещё синтетическая и полусинтетическая олифа. Это оксоль и композиционная.

Олифа в ремёслах

Хохлома

Выточенные из дерева неокрашенные изделия («бельё») просушивают и затем грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями льняной олифы.

Хохломская роспись Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная.

От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Иконопись

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла — олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха.

При покрытии икон олифой есть много особенностей, не соблюдая которые, можно потерять всю работу.

Начнём с того, что покрытие производят обязательно рукой. мастер, обнажив правую руку от ладони до локтя, протирает ею всю живопись, чтобы на иконе не осталось ни пыли, ни соринок.

Затем на середину иконы наливается лужица подогретой олифы. Затем ее распределяют ладонью по всей живописной поверхности так, чтобы толщина слоя не превышала одного миллиметра.

Налитая на икону олифа тотчас начинает впитываться в грунт, образуя на поверхности живописи в разных местах матовые островки. Поэтому на этом этапе через каждые 15–20 минут олифу необходимо разравнивать. Это надо делать многократно. Чтобы олифа в отдельных местах не присохла к живописи, необходимо ладонью ее разглаживать.

Затем проводится ещё ряд специфических операций. До тех пор, пока оставленный тончайший слой олифы еще маслится (двигается), за иконой нужно следить, так как можно упустить самый ответственный момент во всем этом деле — разгладить олифу перед самым ее засыханием.

Наконец наступает момент, когда, как говорят мастера-иконописцы, олифа «встанет». Трогать ее после этого уже нельзя, можно испортить ее глянцевую поверхность.

Роспись подносов

Олифа обязательна в изготовлении подносов. Прежде всего мастер-грунтовщик обмазывал поднос с двух сторон замазкой (мел с олифой). Просушив поднос в сушиль­ном шкафу, он шлифовал поверхность наждачной шкуркой и вновь наносил слой той же замазки.

Лаковый поднос с тагильской росписью Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Краски так же замешивались на олифе. Иначе они не выдержали бы обжига. Разноцветные каменья изменились в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол.

После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.

Чёрный фон подносов так же достигается смешиванием масляной олифы с рядом других компонентов. В конце роспись неоднократно снова покрывается лаком на основе олифы и сушится в печах.

Домовая роспись

В домовой росписи олифа является основой для краски. Её особым образом готовили, по рецептам предков.

Бурятская домовая роспись Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Конопляное семя мыли, сушили, поджаривали, а затем толкли в больших стопах продолжительное время. Просевали и снова толкли до образования кусков.

Куски на листах держали перед жаром печи, обрызгав их водой. После этого готовой массой наполняли мешки, связанные из конского волоса или конопляного волокна, туго завязывали их и закладывали в специальные станки.

Масло выжимали при помощи клиньев, которые постепенно вбивали в станок по обе стороны мешочка. Выжимали его в амбаре, куда не впускали даже детей, во избежание сглаза (иначе масло могло «не пойти»).

Натекшее в ведро масло наглухо закрывали в чугунах и топили долгое время. Готовность олифы проверялась пером, которое должно свернуться, если спустить в олифу. Краску в порошке растирали каменным пестиком, постепенно добавляя олифу до нужной густоты.

Оли́фы (от греч. αλειφα — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве розжига, защитных покрытий, пропиток, основы для красок и пр.

Читайте также:  Голубые садовые цветы фото и названия

Содержание

История [ править | править код ]

Старое название натуральной олифы — «варёное масло». В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и пр. смолы, по современной классификации такие составы относятся к лакам.

Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов. В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.

Принцип действия [ править | править код ]

Многие растительные масла, оставаясь на воздухе, под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют, а в тонком слое «высыхают» (полимеризуются), превращаясь в полутвёрдую массу [1] [2] . Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входят полиненасыщенные жирные кислоты, в частности линолевая и линоленовая. Чем больше глицеридов непредельных жирных кислот в масле и выше его йодное число [3] , тем большей способностью высыхания обладает масло. Наибольшим содержанием глицеридов линоленовой и линолевой кислот отличаются масла: льняное — с содержанием их до 80 % (йодное число 175–204) и конопляное — с содержанием до 70 % (йодное число 145–167). Другие масла, как подсолнечное, маковое, ореховое, содержащие от 30 до 50 % глицеридов линоленовой кислоты, высыхают слабее и медленнее. Растительные масла: сурепное, оливковое (йодное число 75–94) и др., содержащие только следы линоленовой кислоты, лишены способности высыхания (однако оливковое масло загустевает [4] ). Касторовое масло не высыхает и не загустевает. [4] Йодное число масла по мере высыхания уменьшается. Минеральные масла не содержат ненасыщенных жирных кислот, а потому не подвержены полимеризации на воздухе (не высыхают).

Растительное масло в своём естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется чрезвычайно медленно. Для сокращения времени высыхания масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.

Виды олифы [ править | править код ]

В настоящее время производится три типа масляной олифы: натуральная, оксоль и комбинированная, а также алкидные и композиционные олифы.

Масляные олифы [ править | править код ]

Все масляные олифы производят из растительного масла с добавлением сиккатива — вещества, ускоряющего высыхание масла. В процессе изготовления олифы масло подвергается фильтрации и термической обработке. В качестве сиккативов используются соединения металлов, таких как кобальт, свинец, марганец, железо, цирконий, литий, стронций. Процентное содержание сиккативов в олифе незначительно. Их наличие ускоряет окисление масла за счёт того, что сиккатив активно поглощает кислород воздуха, который и идёт на окисление. Воздействие сиккатива на олифу не прекращается после высыхания, поэтому добавление слишком большого его количества недопустимо — покрытие быстро темнеет, становится хрупким. Состав сиккатива существенно влияет на скорость высыхания олифы, так, например, полиметаллические сиккативы дают скорость высыхания, в несколько раз большую монометаллических.

Натуральная олифа [ править | править код ]

Выпускаемая промышленностью натуральная олифа должна соответствовать требованиям ГОСТ 7931-76. Согласно этому ГОСТу, натуральная олифа практически полностью должна состоять из подвергнутого переработке натурального растительного масла, без содержания химических растворителей. В составе допускается только льняное или конопляное масло, без подсолнечного. Оставшуюся долю до 3% занимает масляный сиккатив на основе свинца, марганца или кобальта.

Масло в процессе производства проходит длительную (до 12 часов) термообработку (томление) при температуре около 300 °C, с продувкой воздухом или без таковой. Олифа, полученная термообработкой без продувки, называется полимеризованной (базовая, стандартная олифа), а с продувкой — окисленной, или оксидированной.

Натуральная олифа имеет вид прозрачной маслянистой жидкости светлого или темного оттенка в зависимости от сорта со слабым сладковатым запахом соответствующего масла. Наиболее прозрачной является льняная олифа высшего сорта – она должна быть в восемь раз прозрачнее натуральной конопляной олифы по йодометрической шкале.

Время высыхания натуральной олифы не должно превышать 24 часа при температуре 20-22 градуса (выше нуля).

На российском рынке широко распространены подделки натуральной олифы, вплоть до полного отсутствия натуральной олифы в некоторых регионах. Подделки изготавливают на основе подсолнечного масла и других видов растительных масел, масляного отстоя, продуктов нефтехимии, которые не соответствуют утверждённым техническим требованиям по цвету, прозрачности, запаху и скорости высыхания. Хотя контрафактная «натуральная» олифа и может быть пригодна для некоторых видов строительных работ, но по эстетическим свойствам она обычно уступает натуральной.

Олифа «Оксоль» [ править | править код ]

Олифа «Оксоль» должна соответствовать требованиям ГОСТ 190-78. Оксоль изготавливается из натуральных растительных масел, льняного и конопляного (сорт П) либо из подсолнечного, или соевого, или сафлоровго, или кукурузного, или виноградного, или рыжикового, или их смесей с возможностью частичной замены (до 40%) их нефтеполимерными смолами, а также сиккативов. Сиккативы в оксоли используются нафтенатные, масляные плавлены, жирнокислотные, а также на основе металлов марганца, свинца, кобальта или их смеси.

Читайте также:  Батареи данфосс регулировка температуры

Содержание нелетучего масла и смол в оксоли должно составлять 55 %, в качестве растворителя может быть использован уайт-спирит, живичный скипидар, нефрас. На растворители обычно приходится 40 %, оставшиеся 5 % — сиккатив. Из-за наличия в составе растворителя данная олифа имеет резкий неприятный запах, сохраняющийся некоторое время даже после высыхания покрытия. Оксоль существенно дешевле натуральной олифы, по внешнему виду и свойствам отличается от неё незначительно. Более качественной считается оксоль, изготовленная на основе льняного масла — её покрытие сочетает твёрдость, эластичность, водостойкость и максимальную среди видов олифы долговечность. Более дешёвая олифа на основе подсолнечного масла даёт худшее покрытие, чем льняная. Оксоль на основе рыжикового масла имеет наиболее темный цвет.

Комбинированные олифы [ править | править код ]

Комбинированные олифы отличаются от оксоли только соотношением количества ингредиентов: в них содержится около 30 % растворителя, в качестве которого также используется уайт-спирит. На тонну олифы расходуется порядка 700 кг масла.

Алкидные олифы [ править | править код ]

Алкидные олифы производятся из алкидных смол, разведённых растворителями и модифицированных маслами. Также, как в масляные олифы, в алкидные добавляется сиккатив. По типу смолы алкидные олифы подразделяются на глифталевые, пентафталевые и ксифталевые. Алкидные олифы выпускаются в виде растворов в уайт-спирите. Алкидные олифы экономичнее масляных — на приготовление тонны олифы уходит порядка 300 кг растительного масла

Композиционные (синтетические) олифы [ править | править код ]

Самый дешёвый вид олифы — композиционная. Это олифа, основными компонентами которой являются не натуральные масла и смолы, а их синтетические заменители, главным образом — продукты нефтепереработки. Состав композиционных олиф может варьироваться, на них не существует ГОСТа, они производятся по техническим условиям (ТУ). Композиционные олифы по виду могут заметно отличаться от натуральной олифы или оксоли — их цвет может быть более светлым, с красноватым оттенком, они могут быть прозрачными. Они имеют резкий запах, часто — большое время высыхания, а также отличаются неравномерностью свойств — в зависимости от состава могут вести себя совершенно по-разному. Так, например, композиционные олифы, изготовленные на основе фуза — осадка натурального растительного масла, — вообще не высыхают, а покрытые ими поверхности не поддаются окрашиванию. Олифы на основе скопа (комбинации нефтеполимерных смол) могут либо не сохнуть вообще, либо давать после высыхания стекловидную плёнку, постепенно осыпающуюся с поверхности.

Применение и свойства олиф [ править | править код ]

Производство красок [ править | править код ]

Масляные и алкидные олифы используются для приготовления красок. Из экономических соображений чаще на изготовление обычных масляных красок идут алкидные олифы, как более дешёвые. Натуральные масляные олифы чаще используются для разведения густотёртых красок. Композиционные олифы в лакокрасочном производстве применения не нашли, главным образом, из-за крайне низкого качества получаемого покрытия.

Обработка поверхностей [ править | править код ]

Все виды олиф используются для пропитки и покрытия деревянных поверхностей и различных изделий из дерева.

Стойкость большинства олиф к атмосферным воздействиям уступает другим доступным средствам защиты поверхностей, поэтому применение олиф в чистом виде (не в составе красок) для наружных работ ограничено. Использовать натуральную олифу, самую дорогую из всех олиф, для наружных работ в настоящее время вообще нет никакого смысла — покрытие придётся постоянно обновлять, что очень дорого и непрактично. Использовать натуральную олифу для предварительного покрытия поверхностей под покраску также бессмысленно, так как для этого лучше подходит более дешёвые олифы — оксоль и алкидные. Стойкость к атмосферным воздействиям максимальна у алкидных олиф — покрытие алкидной олифой приблизительно вдвое долговечнее, чем любой масляной олифой. В любом случае лучше использовать олифу в наружных работах только в качестве предварительного покрытия под последующую покраску.

Для внутренних работ, с точки зрения удобства использования и экологичности, преимущество имеет натуральная масляная олифа — она практически не пахнет, покрытие не выделяет вредных для здоровья веществ, работа по покрытию также не связана с вредом для здоровья. Но из-за дороговизны этой олифы чаще для внутренних работ применяют оксоль (или алкидные олифы). Из-за пахучести оксоли работы с нею необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении. До полного высыхания нанесённое покрытие продолжает выделять пары уайт-спирита, из-за чего в помещении до нескольких суток сохраняется характерный запах.

Композиционные олифы, как правило, токсичны, причём не только в период высыхания — поверхность, покрытая композиционной олифой, может продолжать пахнуть и выделять вредные вещества в течение нескольких лет после нанесения покрытия. Поэтому композиционные олифы могут использоваться только для обработки деревянных и других пористых поверхностей при наружных работах, а также в нежилых помещениях с хорошей вентиляцией. Их не рекомендуют применять для внутренних работ в квартирах и других жилых помещениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *