Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА
КЛАССИФИКАЦИЯ
Москва
Стандартинформ
2007
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184- ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»
1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно – исследовательский институт ( ФГУП «РОСДОРНИИ» ) Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО «ДОРИСКОНСАЛТ»
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г . № 269- ст
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of the general use.
Road facilities. Classification
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых автомобильных дорог общего пользования ( далее – дорог ) и устанавливает их техническую классификацию .
Классификация распространяется на элементы обустройства дорог постоянного характера .
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.
ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования
ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты» , который опубликован по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный стандарт заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим ( измененным ) стандартом . Если ссылочный стандарт отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. элементы обустройства автомобильной дороги: Комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Примечание – К техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения относят технические средства по ГОСТ Р 52289, а также средства и устройства, перечисленные в таблице 1 настоящего стандарта.
3.2. дорожный знак: Устройство в виде панели определенной формы с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Примечание – Конструкция знаков – по ГОСТ Р 52290.
3.3. табло с изменяющейся информацией: Устройство в виде электронной панели, которое с помощью надписей и символов информирует участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.
Примечание – Информация на табло изменяется в соответствии с изменениями условий движения.
3.4. дорожная разметка: Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части с усовершенствованным покрытием, бордюрах, дорожных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.
Примечание – Разметка – по ГОСТ Р 51256.
3.5. дорожный светофор: Светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
Примечание – Конструкция светофоров – по ГОСТ Р 52282.
3.6. направляющие устройства: Технические средства, предназначенные для зрительного ориентирования участников дорожного движения путем указания направления дороги, обозначения препятствий, представляющих опасность для движения,
3.7. искусственные неровности: Техническое средство для принудительного снижения скорости движения транспортных средств, представляющее собой специально созданное искусственное возвышение на проезжей части автомобильной дороги в виде полосы, расположенной перпендикулярно к направлению движения.
3.8. шумовые полосы: Устройство в виде чередующихся поперечных полос на поверхности покрытия дороги, выполненные посредством крупношероховатой поверхностной обработки или другим способом, вызывающие вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающие водителей снижать скорость движения и повышать внимание.
3.9. аварийный съезд: Однополосный съезд с дороги в горной местности для вывода из транспортного потока и гашения скорости движения автомобиля, потерявшего управление из-за отказа тормозов на спуске.
3.10. дорожное ограждение: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
3.11. акустический экран: Преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от транспортного потока к защищаемому от шума объекту.
3.12. противоослепляющий экран: Преграда, устанавливаемая на пути распространения света от фар автомобилей одного направления движения к потоку автомобилей противоположного направления движения.
3.13. снегозащитные устройства: Устройства в виде заборов, щитов или посадки деревьев и кустарников, уменьшающие отложение снега на проезжей части дороги.
3.14. тротуар: Имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
3.15. пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.16. пешеходный переход: Обозначенные дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу.
3.17. велосипедная дорожка: Дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами).
3.18. стационарное электрическое освещение: Искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Примечание – Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи.
3.19. дорожное зеркало: Устройство, предназначенное для обеспечения в пределах нормативного поля обзора транспортного средства минимального расстояния видимости на участках дороги, на которых видимость ограничена расположенными на дороге сооружениями или особенностями рельефа местности.
Примечание – Нормативное поле обзора транспортного средства – по ГОСТ Р 51266.
3.20. здания и сооружения обслуживания движения: Здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения, технического обслуживания транспортных средств, обслуживания грузовых и пассажирских перевозок и контроля за движением.
1. Здания и сооружения для обслуживания участников дорожного движения включают в себя здания и сооружения для отдыха водителей и пассажиров, пункты питания и торговли, медицинской помощи и связи.
2. Здания и сооружения для технического обслуживания транспортных средств включают в себя станции заправки топливом, моечные пункты, здания и сооружения для ремонта автомобилей.
3. Здания и сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок включают в себя терминалы и грузовые автостанции, сооружения таможенной службы, автовокзалы, пассажирские автостанции и автобусные остановки.
4. Здания и сооружения для контроля за движением включают в себя стационарные посты дорожно-патрульной службы, пункты весового и габаритного контроля.
3.21. площадки отдыха: Площадки вблизи автомобильной дороги для остановки транспортных средств с целью отдыха водителей и пассажиров в пути следования.
3.22. площадки для остановки и стоянки автомобилей: Оборудованные площадки или уширения проезжей части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других, привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей.
3.23. аварийно-вызывная связь: Система связи для вызова к месту дорожно-транспортного происшествия сотрудника ГИБДД, медицинской или технической помощи.
Примечание – Включает в себя вызывные колонки, линии связи (оборудование радиосвязи) и диспетчерский пункт.
3.24. остановочные пункты общественного пассажирского транспорта: Комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств.
Примечание – Оборудуются в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
3 .25. стационарный пост дорожно-патрульной службы: Место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
3.26. пункт весового и габаритного контроля: Место контроля весовых и габаритных характеристик транспортных средств, оборудованное служебными помещениями, оснащенное инженерными сооружениями и техническими средствами для размещения транспортных средств и измерения их весовых и габаритных характеристик.
4. Классификация элементов обустройства автомобильных дорог
4.1. Классификация элементов обустройства дорог включает в себя таксономические категории, выделяемые по следующим признакам:
– класс – по функциональному назначению элемента обустройства;
– группу – по способу реализации их назначения,
– тип – по конструктивному исполнению;
– вид – по особенностям конструкции.
4.2. Элементы обустройства автомобильных дорог по их функциональному назначению подразделяют на два класса:
– класс технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения – элементы обустройства, предназначенные для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения;
– класс зданий и сооружений обслуживания движения – элементы обустройства, предназначенные для обеспечения участников дорожного движения различными видами услуг, необходимыми для создания нормальных условий их работы и отдыха.
4.3. Класс технических средств и устройства организации и обеспечения безопасности дорожного движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 – Классификация технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения
Технические средства и устройства организации и обеспечения безопасности дорожного движения