Меню Рубрики

2 Модели фартуков различного назначения

Разделы: Технология

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с моделированием фартука;
  • научить школьниц приемам моделирования;
  • развивать творческое отношение к поставленной задаче;
  • воспитывать толерантность и культуру труда.

Оснащение урока: плакат с изображение готовых чертежей выкроек фартуков различных моделей. Образцы готовых фартуков различных моделей. Образцы чертежей различных моделей фартуков.

I. Организационный момент

– Приветствие учащихся; проверка явки учащихся, заполнение классного журнала;
– Проверка готовности учащихся к уроку; сообщение темы и плана урока.

II. Повторение

– Какие мерки необходимо снять с фигуры для построения чертежа фартука?
– Как снимаются и как записываются мерки длин?
– Как снимаются и как записываются мерки обхватов?
– Какие правила снятия мерок надо знать?
– Какими линиями пользуются при построении чертежа?
– Из скольких деталей состоит чертеж фартука?
– Назовите парные и одинарные детали фартука;
– По какой мерке рассчитывают ширину фартука?
– Назовите основные горизонтальные линии чертежа;

III. Изложение нового материала

Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Перед вами образцы разных моделей фартуков.

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Чтобы сшить фартук, необходимо иметь его выкройку, по которой раскраивается ткань.
Моделируют фартук на основе построенного чертежа. В результате моделирования можно изменить форму нижней части фартука: сделать ее закругленной или углом; можно изменить форму нагрудника и кармана, в соответствии с выбранной формой нижней части фартука. В процессе моделирования подбирается отделка (аппликация, кружево, тесьма, шитье и т.д.).

Варианты отделки фартука

Художественное моделирование – это создание эскизов, рисунков новых моделей изделий. Эту работу выполняют художники-модельеры.

Техническое моделирование – это создание новой выкройки, путем внесения изменений в выкройку основу в соответствии с рисунком художника модельера. Эту работу выполняют модельеры-технологи.

Этапы моделирования

Процесс моделирования можно разделить на три этапа:

  1. Определить и нанести линию фасона.
  2. Разрезать выкройку по линиям фасона.
  3. Внести изменения в выкройку (раздвинуть или склеить ее согласно модели).

1. Изменение формы углов нижней части фартука и кармана (рисунок 3)

Этапы моделирования нижней части фартука

1. Определить и нанести линию фасона:

  • от точки Н1 вверх и влево отложить по 10см
  • из точки Н1 провести биссектрису = 3см
  • точки 10; 3; 10 соединить плавно

2. Отрезать выкройку по полученной линии фасона.

Этапы моделирования кармана

1. Определить и нанести линию фасона:

  • от точки К3 вверх и влево отложить по 3см.
  • от точки К4 вверх и вправо отложить по 3см.
  • точки 3; К3; 3 и 3; К4; 3 соединить плавно.

2. Отрезать выкройку кармана по линии фасона.

2. Изменение формы нижней части фартука и кармана «углом». (рисунок 4)

Этапы моделирования нижней части фартука

1. Определить и нанести линию фасона:

  • от точки Н1 вверх и влево отложить по 10см
  • из точки Н1 провести биссектрису = 3см
  • точки 10; 3; 10 соединить плавно

2. Отрезать выкройку по полученной линии фасона.

Этапы моделирования кармана

  • от точек К3 и К4 вверх отложить по 3см
  • отрезок К4 К3 разделить пополам, получим точку С. Точки 3 соединить с точкой С
  • отрезать выкройку кармана по полученным линиям фасона.

Подготовка выкройки к раскрою

  • На деталях выкройки написать их название.
  • На каждой детали указать направление долевой нити стрелкой.
  • Проставить цифрами величины припусков на швы к каждому срезу.

На нижней части фартука:

– по линии талии – 1 см
– по линиям бока – 2 см
– по линии низа – 2 см

– вход в карман – 4 см
– по линиям бока и низа кармана – 1 см

– 1 см ко всем линиям пояса.

4. Обозначить контрольные точки для более точного соединения деталей:

– на середине линии талии нижней части фартука
– на линии середины пояса
– отметить складки на линии талии

Читайте также:  Алмазная коронка по бетону 72 мм distar

IV. Практическая работа учащихся: «Моделирование фартука»

а) Вводный инструктаж:

– сообщение названия практической работы, разъяснение задач практической работы;
– ознакомление с инструкционной картой «Моделирование фартука», показ приемов моделирования;
– предупреждение о возможных затруднениях при выполнении моделирования фартука;
– рассказать о способах устранения возможных ошибок.

б) Самостоятельная работа учащихся по моделированию фартука:

Школьницы выполняют 2 варианта моделирование нижней части фартука и кармана (рис.3, рис.4) в масштабе 1:4 на цветной бумаге с использованием основного чертежа и приклеивание выкройки в рабочую тетрадь. В процессе моделирования к нижней части фартука подбирают карман так, чтобы детали фартука дополняли друг друга. Самостоятельная работа выполняется по инструкционной карте «Моделирование фартука»
– текущий инструктаж по ходу выполнения практической работы;
– оказание помощи слабоуспевающим учащимся;

в) Заключительный инструктаж:

– проверка правильности выполнения моделирования учащимися;
– анализ самостоятельной работы учащихся (показать лучшие работы школьниц), указать на допущенные ошибки:
– вскрытие причин и разбор ошибок, допущенных учащимися;
– повторное объяснение способов устранения допущенных ошибок.

V. Закрепление

1. Что означает термин «модель»?
2. Что означает термин «моделирование»?
3. С какими видами моделирования вы познакомились?
4. В чем заключается моделирование фартука? Назовите варианты моделирования фартука.
5. Что такое художественное моделирование и кто эту работу выполняет?
6. Что такое техническое моделирование и кто эту работу выполняет?
7. Назовите этапы моделирования.
8. Как подготовить выкройку к раскрою?

VI. Подведение итогов урока

– Сообщение о достижении цели урока.
– Оценка результатов труда учащихся, выставление отметок в классный журнал.
– Задание на подготовку к следующему уроку.
– Уборка рабочих мест.

VII. Задание на дом: подготовить выкройку к раскрою: написать названия деталей, отметить контрольные точки и линии, проставить величины припусков на швы. Принести ткань для раскроя фартука, рабочую коробку с необходимыми инструментами и материалами. Повторить правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой и булавками.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОксана Сикетина

Похожие презентации

Презентация на тему: " Назначение фартука. Ткани и их отделка. Назначение Ткани Виды отделки Фасоны фартуков." — Транскрипт:

3 Назначение фартука. Ткани и их отделка. Назначение Ткани Виды отделки Фасоны фартуков

4 Фартук -специальная одежда Служит для защиты одежды от загрязнения

5 Фартуки по назначению бывают Кухонные

11 По назначению домашние нарядные национальные школьные рабочие детские

12 домашнийрабочий детскийнациональныйнарядный школьный

13 Ткани для пошива хлопчатобумажные льняные шёлковые

14 Отделка аппликация отделочные ткани вышивка тесьма обтачки

15 По покрою фартуки бывают: с нагрудником на поясе цельнокроеный

16 Фартук, нижняя часть которого, выкроенны вместе с нагрудником называется цельнокроеным

17 Фартук может быть самостоятельным изделием или частью комплекта

18 словарь Фартук Специальная одежда Цельнокроенный

20 Зарисовать модели фартука

21 Модели фартуков цельнокроеных Какой фартук лишний?

Урок технологии для девочек 5 класса. Тип урока-комбинированный. Мотивация обучающихся осуществляется через литературный текст из книги "Девочки, книга для вас" и через работу со словарём Ожегова. Объяснение материала проходит с использованием мультимедийной презентации. На уроке используется работа в группах по созданию проекта. Каждая группа имеет в своём распоряжении алгоритм действий по проектированию, технологическую карту, материалы о классификации фартуков, ткань, макет фартука. По окончании практического этапа, проходит защита проекта. На рефлексивно-оценочном этапе делаются выводы по уроку. Дети оценивают работу каждого члена группы и комментируют оценку.

Просмотр содержимого документа
«Виды и назначение фартуков »

Данные об учителе: Лыхно В.Ю., МБОУ СОШ № 81.

Предмет: технология Класс: 5 « А»

Учебник (УМК): Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»

Тема урока: Виды и назначение фартуков

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: ИКТ. Шаблоны деталей фартуков, макеты и образцы тканей, отделочные материалы.

Читайте также:  Заправка для супчиков на зиму

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Урок является первым в изучении нового раздела программы: « Технология изготовления швейных изделий»

– имеют понятие «текстильного волокна», процесса получения ткани, швейных изделий;

– умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;

– умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Понимание и определение понятия «фартук», «модель», «назначение фартука»

Понимание влияния выбора ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий ( фартука).

1 уровень — узнавание

-определять цель дальнейшей деятельности;

-вырабатывать критерии для оценки своей деятельности;

-диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

2 уровень- совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-устанавливать причинно-следственные связи;

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе предложенного алгоритма действий

– публично презентовать и защищать проект изделия;

– обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

-слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

2 уровень- совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Организационный этап ( 2 мин):

-Приветствие, отметка отсутствующих

– Мы переходим к изучению нового раздела, который называется « Технология изготовления швейного изделия» И сегодня первое занятие, посвященное изучению этого раздела.

Мотивационный этап ( 3 мин):

О каком швейном изделии мы будем говорить, я думаю вы легко догадаетесь , послушав небольшой рассказ из книги « Девочки, книга для вас»: – Встречаются две подруги……..

Вопрос к учащимся – Как девочка догадалась, что подруга готовила борщ? Почему у одной платье осталось чисты, а у другой нет? Правильно, – потому что оно было закрыто фартуком. И сегодня мы будем знакомиться с таким швейным изделием как фартук.

Ориентировочный этап( 5 мин):

Вопрос: А кто из вас знает, что означает слово – фартук? историю фартука?

Давайте посмотрим на экран ( слайды по словарю Ожегова)

Поисково- исследовательский этап ( 5 мин):

Рассмотрим, из каких основных деталей состоит фартук? Слайд. Девочки отвечают: нагрудник, нижняя часть, пояс, бретели и карманы. Эскизы фартуков создают – кто? – художники. Разрабатывают будущую модель – модельеры.

И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в этом. Я желаю вам, чтобы для вас он прошёл с пользой.

Сегодня вы модельеры. Перед вами стоит задача – создать модель фартука. Работа любого модельера начинается с формулы: "для кого – для чего – из чего”

Чтобы вам было интересно работать, мы разделимся на 4 группы модельеров. Необходимо выбрать руководителя группы, который будет следить за временем и записывать результаты в текст защиты. А также оценивать участие каждого члена группы. Два дизайнера занимаются выбором ткани и отделки. А остальные занимаются раскроем, сборкой и примеркой на куклу- шаблон.

Каждая группа получает свое задание. ( Учитель раздает задания).

Задание 1 группе:

Представьте, что Золушке нужно перебрать мешок чечевицы и постараться не запачкать платье. Предложите фартук для Золушки.

Задание 2 группе:

Вы пригласили гостей. Вам нужно накрыть стол. Как сохранить свое нарядное платье от пятен? – Надеть фартук. Но тот, в котором вы протирали пыль и готовили на кухне не подходит? Предложите фартук для приема гостей.

Читайте также:  Гвозди для ондулина размер

Задание 3 группе:

Вашу группу пригласили на большой праздник в Москву, где вы должны представить Удмуртию в народном костюме. Платье готово, а вот с фартуком надо поработать.

Задание 4 группе:

На уроках технологии мальчики работают в столярных мастерских с древесиной. Предложите фартук, который бы защитил их школьную форму от загрязнения.

Для выполнения практической работы вам нужно иметь ножницы, линейку и карандаш, лекало, ткань, булавки, аксессуары. Все это лежит на столах в каждой группе, а также инструкция – алгоритм действий.

Инструктаж по ТБ с ножницами и иглами.( учащиеся озвучивают ПТБ)

Практический этап (20 мин):

Раздаточный материал для работы:

Краткая справка ( Классификация фартуков по назначению)

Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться. Отделкой могут служить тесьма, ленты.

Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши.

Специальные, рабочие фартуки для мужчин просты по силуэту, цветовая гамма спокойная. Выполняются из плотных тканей, тканей с пропиткой для жесткости. Отделкой могут служить кнопки, пуговицы, застежки на липах и молнии.

Национальный удмуртский фартук —предназначен для народных праздников. Используются льняные ткани .Цвета в основном красный, синий, зеленый. Фартуки в народных костюмах богато украшались лентами с орнаментом, вышивкой, тесьмой.

Алгоритм действий в группе:

1 . Определитесь с назначением вашего изделия.( читайте краткую справку). Результат запишите в текст защиты.

2. Определитесь с выбором ткани.

3.Переведите детали фартука по шаблону на ткань.(мелком или карандашом)

4 .Вырежьте детали фартука, соедините их булавками ( пояс, бретели, карманы, нагрудник и нижнюю часть)

5. Подберите отделочные элементы, приколите к фартуку булавками.

6.Наденьте фартук на условную фигуру (бумажную куклу)

7. Подготовьтесь к защите проекта:

Текст защиты ( вставьте пропущенные слова)

Назначение фартука – …………………… Для его изготовления использовали………………………………………ткань. Основные детали фартука-………………………… ……………………………………………………………….. В качестве отделки использовали…………………………………………

Далее презентация – защита проектов.

Рефлексивно- оценочный этап (10 мин):

Заслушав защиту проектов, можно сделать следующие выводы:

1.Фартуки по назначению делятся на рабочие – специальные ( производственные), повседневные (для уборки в доме и кулинарных работ), нарядные ( для сервировки стола и приема гостей), национальные.

2. Фартуки состоят из следующих деталей: нагрудника, нижней части, карманов, пояса, бретелей.( цельновыкроенные или отрезные)

Найдите сходства и различия:

Сходства: Детали имеют одинаковые названия.

Различия: Нагрудник может быть цельновыкроенным или отрезным, форму всех деталей ( нижней части, нагрудника, карманов) можно изменять. Можно применять разные ткани.

3. Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему?

Знакомимся одновременно с требованиями к одежде. Поскольку всю рабочую одежду часто стирают, ткань и отделка должна быть прочными, хорошо стираться и гладиться, а также важное свойство – быстро впитывать влагу и быстро сохнуть, всеми этими свойствами обладают ткани растительного происхождения.

4. Любая одежда должна иметь красивый внешний вид, чтобы ее приятно было надеть, поэтому используют красивые ткани и различную отделку для фартука – оборки, кружево, тесьму, ткань контрастного цвета, аппликацию, а также вышивку.

А теперь я попрошу вас:

– Оценить вклад каждого в работу в группе:

А – активно работал в группе, открыто высказывал свою точку зрения, помогал товарищам

Б – хорошо выполнил только свою часть работы, в обсуждении своего мнения не высказывал

В– пассивен, работал слабо, в диалоге не участвовал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *