Меню Рубрики

6П44с усилитель двухтактный от василича

Содержание

Представляю вниманию телезрителей ещё одну статью, в которой применено традиционное неправильное изложение материала. Приоритеты поставлены с ног на голову. Привожу вначале описание электронных ламп, вместо описания особенностей выходного трансформатора. Речь пойдёт о примнении 6П44С – это мощная электронная лампа, пригодная для построения усилителя. Она обладает сравнительно небольшими габаритами, при заявленной большой мощности рассеяния анодом. Внешний вид, схема соединения, панельки и китайские анодные колпачки показанына картинке. Лучевой тетрод 6П44С называют телевизионной лампой. Это очень неплохой мотор, для создания качественного двухтактного мощного усилителя звука. Однако лампа эта сравнительно низковольтная и имеет повышенный в сравнении с традиционными лампами ток. Однако более существенной особенностью выходного каскада с этими лампами считают необходимость применения высокоэффективного драйвера, "раскачивающего" низкочувствительные лампы.

Некоторое неудобство ламп 6П44С и им подобных заключается в верхнем расположении анодного вывода. Кроме конструктивных неудобств есть проблема "добычи" анодных колпачков. Китайские колпачки стоят не маленьких денег, причём ничем не оправданных. Мне удалось изготовить простые и надежные колпачки при двухрублёвой себестоимости. Керамика обыкновенная от нагревательных элементов, замазка высокотемпературная, лепестки из жести лужёной, провода МГШВ 0,35 с применением ТУТ.

Для ламп 6П44С есть еще одна проблема, достаточно не просто найти достоверное описание характеристик и режимов. Хотя сама лампочка по режимным параметрам довольно приличная. Особенно высокое напряжение питание для 6П44С не нужно, а вот ток анода можно задать довольно большой. Исходя из этого выходные двухтактные трансформаторы следует применять с небольшим сопротивлением Rаа, буквально в несколько килоом. В этом варианте довольно неплохо удаётся приспособить некоторые типовые трансформаторы, например выходные трансформаторы от болгарского усилителя Респром. Ну и конечно же удобно применить специальные секционированные буржуйские выходные трансформаторы, мощностью около 100Вт. Буржуйские звуковые трансформаторы стоят зелёных денег. Если на выходе применять одиночный трансформатор, то конечно же он должен быть секционированным и симметричным, с перемежающимися обмотками, иначе качество звука в области ВЧ обеспечить не удастся. Традиционная схемотехнка Вильямсона показана ниже. Выходной трансформатор применён низкоомный, готовый Респром, но грамотно распаянный по секциям. На практике большинство типовых Респромов не показали желаемого значения собственной индуктивности. Поэтому может оказаться необходимым применение общей ООС для расширения частотного диапазона усилителя в области НЧ.

Традиционно предпочтительно применять довольно мощные одиночные трансформаторы. Ватт 100-160 это не плохо. Запас по железу должен быть обязательно. Однако применение железа от трансформаторов 0,4 кВА и более, следует считать уже перебором. Трансформаторы такого габарита не оправданно увеличивают массу конечного изделия. Для меня примеры использования таких трансформаторов это в первую очередь примеры безграмотности и малокультурности создателя лампового усилителя небольшой мощности. Никаких разумных аргументов для применения в 20-ваттном ламповом усилителе выходного трансформатора в габарите 0,4кВА – нет. А уж тем более в усилителе, спроектированном на 5 Ватт. Ниже показана схема, в которой применен предварительный каскад с динамической нагрузкой. Здесь настроечный результат получить будет несколько сложнее, зато с усилением ситуация получше. Можно применить и более простые решения, например в виде обыкновенного небалансного фазоинвертора. Для увеличения усилительного ресурса придётся несколько увеличить анодные напряжения. Однако в целом такую схему следует возбуждать от источника довольно значительного сигнала, поскольку усиления будет всё равно недостаточно.

Для фильтрации пульсаций по цепям питания сейчас используют мощные электролиты. В двухтактном усилителе увеличением ёмкости фильтров особенно увлекаться не нужно. Ёмкость основного конденсатора фильтра больше чем 1000 мкФ – это вообще избыточная мера. Двухтактные схемы обеспечивают компенсацию противофазных пульсаций, поэтому требования к фильтрам не велики. Однако хороший конденсатор может потребоваться в динамике УМЗЧ. Лучше, если шина постоянного тока сформирована на мощной батарее конденсаторов, запитанной непосредственно от выпрямителя. Но нередко кондей большой ёмкости ставят после входного дросселя. Выбор места его установки нередко зависит, от того, что телезритель захочет спалить зарядным током в первую очередь. Кроме того, при построении источника питания надо помнить, что дроссель большой индуктивности просто не пропускает мгновенные повышенные токи пиковых нагрузок и увлекаться индуктивностями в 5-10 генри не нужно. Вопреки науке первый конденсатор П-образного фильтра может быть сравнительно небольшой ёмкости. Это позволит ограничить пусковой бросок тока через диоды и поможет сберечь кенотроны при экзотическом блоке питания. Следует помнить общее правило, конденсаторы большой ёмкости требуют плавной зарядки, при условии жёсткого ограничения зарядного тока, следовательно нужны узлы задержки подачи питания, нужна автоматика. В каскадах предварительного усиления, как правило, применяют фильтрующие конденсаторы небольшой ёмкости. Там мизерное потребление тока, поэтому пульсации крайне малы и большие ёмеости не нужны. Однако конденсаторы ёмкостью менее 100 мкФ в настоящее время лучше не применять вовсе. Это барахло и устаревший подход.

Читайте также:  Гиацинт это многолетнее растение или однолетнее растение

Ниже показан вариант схемы с дифференциальной парой согласующих трансформаторов высокой симметрии на выходе. Поскольку трансформаторы применены типовые и причём изрядной мощности (по 100Вт), в такой усилитель можно воткнуть по паре ламп 6П44С в плечо. Надо заметить, что подбор парных трансформаторов обязателен. А настройка усилителя имеет особенности, поскольку понадобятся дополнительные меры борьбе с самовозбуждением. Многое зависит от качества монтажа, пусть даже навесного. Зато в результае правильной сборки будет получена машина около 60 Вт номинальной мощности с исключительными характеристиками.

С накальными цепями выходных ламп можно обращаться вольнее, чем с накалом первых ламп, но нужно грамотное проектирование корпуса. Можно применять парное последовательное включение 6 вольтных нитей накала. Но нужно проверять распределение напряжений в накальных цепях. Это позволит уйти в меньшие токи потребления. Следовательно можно уменьшить фон. Есть возможность уйти в постоянный ток стабилизированных или импульсных источников, или например в высокочастотное (28-100 кГц) питание от импульсных источников. Витые пары для накальных цепей следует применять обязательно. А вот входные лампы нужно зауважать. Применение питания накалов постоянным током, либо испольщование анодного смещения накальных нитей даёт очень неплохие результаты. Еще лучше применение бифилярной намотки специальных накальных трансформаторов. Но это большая пребольшая работа.

Усилитель лучше создавать как конструктор из блоков. Каждый блок лучше настраивать автономно. После сборки в кучу можно быстро отрепетировать взаимодействие блоков. При этом не приходитсяя тупо искать ошибку, которую можно легко допустить при навесном монтаже внутри комбайна. Нужно заметить, что тетрод 6П44С справедливо относят к довольно тугим лампам, требующим специальных усилий по "раскачке". Именно поэтому непосредственно перед выходными лампами следует устанавливать не хилый драйвер. Меру необходимости применения в этом каскаде 6Н23П можно обосновать лёгкостью достижения результата, поскольку это довольно мощная и динамичная лампа. Но есть примеры применения в качестве драйвера лапмочки 6Н1П, которая при тщательной настройке вполне справляется с тугой 6П44С. А сам недостаток усиления выходного каскада на 6П44С можно использовать с плюсом при построении "дубовых" каскадов с о сдвоенными или строенными параллельными лампами в каждом плече. Выравнивающие резисторы не забывать!

Рекомендация по блочному подходу к построению лампового усилителя в полной мере относится к применению выходного трансформатора. В самом начале изготовления усилителя нужно тщательно испытать имеющийся трансформатор (трансформаторную пару). Испытывать его нужно отдельно от всего. Испытывать его нужно с применением вольтметров и амперметром и резисторов нагрузки, при подключении к ЛАТРу. Если это пара трансформаторов, то их сначала собирают в блок, монолитно привязывают к общей пластине, которую позднее монтируют корпусе. Пару трансформаторов также тщательно испытывают под нагрузкой. Выясняют степень симметрии, величину рассеяния и нагрузочную способность. Сразу лучше распаять жгутами все выходы обмоток. Применяют также витые пары из разноцветного провода. А когда блок трансформаторов вставляют в корпус, то разноцветные косички просто просовывают в окна шасси. Провода формуют по мнимуму шумов и наводок в жгуты и обрезают длинные хвосты в необходимый размер, по месту присоединения к колодкам.

Читайте также:  Arduino для начинающих самый простой пошаговый самоучитель

Блок питания это всегда отдельный модуль, который полностью отрепетирован и испытан заранее. Блок питания усилителя монтируют в корпус так, как задумано в самом начале, и никаких заморочек при этом нет. Блок питания выдаёт гарантированные напряжения и токи. Все релейные системы блока питания должны быть отстроены заранее по выдержке времени и предельным пусковым и долговременным перегрузкам. При завершении монтажа достаточно раскидать косички витых пар по жгутам и распаять концы по клеммникам.

В итоге получается внятная блочная конструкция, в которой ясно функциональное назначение всех модулей. Налаживать такое устройство при использовании проверенных лампочек не составит особого труда. При первом пуске и особенно в настройке лампового усилителя нужен осциллограф. Крайне просто становится измерить напряжения в узловых точках, а также выловить всевозможные источники воозбуждения. Желательно самостоятельно изготовить щуп с делителем 1:100 для диагностики высоких напряжений. Применение аналоговых миллиамперметров и амперметров для контроля токов в ходе настройки никто не отменял! Это правильный подход. Такой способ гораздо более культурен, нежели применение китайского мультиметра для контроля тока косвенным методом по падению милливольтного напряжения на шунте. Однако в измерительном приборе нужно иметь не слишком длинные провода, и желателен аккуратный монтаж, чтобы избежать возбуждения.

Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

Данный усилитель разрабатывался исключительно для проверки на звуковые качества лампы завода "Рефлектор" 6П44СМ.

Были сделаны варианты с фиксированным и автоматическим смещением, драйвер на триоде, пентоде в триодном включении, SRPP.

Получены следующие данные для 6П44СМ(в триоде):
Анод-250 вольт.
Анодный ток-80 ма.
Сетка-38 вольт.
Нагрузка 3 ком8ом.

Я остановился на схеме, которая приводится ниже.

Диоды 6Д20П дают задержку по аноду на время, достаточное для прогрева ламп, отпадает необходимость в дополнительном тумблере.

В катод ЕСС83 (6Н2П), можно поставить резистор с конденсатором, но мне больше понравился никелькадмиевый аккумулятор, 900мач.

Настройка схемы сводится к подбору резистора(минимально5 ватт мощностью) в цепи анода первой лампы, чтобы ток 6П44СМ был 80ма.

Выходные трансформаторы”Аудиоинструмент” TW25SE.

Автор: Владимир Пронин( ua1ong), г. Северодвинск

Радиолампы, использованные в статье:

  1. ECC83
    • Все статьи с данной радиолампой
    • Справочные данные
    • 6П44С
      • Все статьи с данной радиолампой
      • Справочные данные

      Вас может заинтересовать:

      Комментарии к статье:

      Добавил: Тормансианин
      Автор пишет, что выходная лампа в режиме триода. А рисует ультралинейный каскад. Торопился, видимо, донести народу истину.
      Дата: 2014-01-17
      Добавил: Даня
      По моему он вобше никак не звучит.Написано же что был создал для проверки КАЧЕСТВА ламп. Мол выживет нет.
      Дата: 2012-07-08
      Добавил: ДМИТРИЙ
      Ну и как? Звучит?
      Дата: 2011-06-30

      При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

      Вступление

      После создания однотактника на сдвоенных 6П14П (см. статью на Датагоре Усилитель на двух лампах 6П14П в параллель мощностью 6 Ватт). Захотелось собрать что нибудь помощнее. Позывом к этому стали мои низкочувствительные колонки. В запасе отыскалось с десяток ламп 6П44С. На глаза попалась схемка из Радио №6, 2004. Там об этих лампах автор очень неплохо отзывается. Так и родилась нижеописанная конструкция.

      Описание конструкции

      Содержание / Contents

      Поскольку для раскачки 6П44С требуется большее напряжение чем для раскачки 6П14П, в первом каскаде сначала была применена лампа 6Н2П а не 6Н23П, так как первая имеет несколько большее усиление. Однако при прослушивании усилителя были возвращены лампы 6Н23П как давшие более мягкий и естественный звук. Чувствительности усилителя оказалось достаточно при подачи на него сигнала, с используемого автором DVD плеера.

      В этой конструкции мною применены в качестве переходных конденсаторов уже не К73-17, а другие. Конденсатор С1 – типа К40П-2А, а С5, С6 – типа К73-15. Конденсаторы, шунтирующие электролиты С7, С9, C14, C15 – типа К73-17 на соответсвующие напряжения. Выходные трансформаторы намотаны также на несколько меньших сердечниках, чем указаны в статье – оригинале. Все сопротивления типа МЛТ 0,5 и только R9-R12 – МЛТ 2. Вместо ОСМ-0,25 использовалось железо от ОСМ-0,16. В качестве силового трансформатора применен стандартный ТС 180 от телевизора. Только боковые скобы крепления для него взяты от ТС 160 с некоторой доработкой, обусловленной большей высотой сердечника в ТС 180. Можно применить и ТС 160. Просто у меня оказался плохой ТС 160 – сильно гудел несмотря на нормальную стяжку и имел большой ток холостого хода. Выпрямитель анодного питания собран на диодах КД 226. Подойдут диоды с буквами В,Г,Д.

      ↑ Основные параметры получились следующие:

      Выходная мощность до ограничения – 10 Вт
      Полоса воспроизводимых частот по уровню -1.5 дБ – 20 Гц – 35 кГц
      Чувствительность приблизительно 0,75 – 1,0 В
      Нелинейные искажения при половинной мощности :
      30 Гц – 100 Гц не более 0,5%
      100 Гц – 10 кГц не более 0,2%
      10 кГц – 20 кГц не более 0,3%
      на 1кГц не более 0,07%
      Измерения нелинейных искажений сделаны программой Spectralab.

      Установки аудиокарты: 192 кГц /16 бит.
      Вес усилителя около 12кГ.

      ↑ Моточные изделия

      Авторские выходные трансформаторы намотаны на железе от трансформаторов ОСМ-0,16 и имеют следующие моточные данные:
      I – первичная обмотка, диаметр провода 0.31мм (правда провод типа ПЭЛШО)
      II – вторичная обмотка, диаметр провода 0.55мм.
      Количество витков в обмотках, соединение и последовательность секций как в статье-оригинале. Межслойная изоляция мной была упрощена. Между слоями первички – слой кальки, между секциями – слой бумаги потолще, типа упаковочной. Можно поэкспериментировать с порядком включения секций для получения максимально широкой полосы усиления.
      Силовой трансформатор ТС 180 без каких либо перемоток. Дроссели анодного питания выполнены на железе от телевизионного дросселя ДР2-ЛМ-К и намотаны проводом диаметром 0.33мм. до полного заполнения окна.

      ↑ Конструкция и детали

      Усилитель собран на металлическом шасси и железа толщиной 1мм. С одной стороны шасси крепятся силовой и выходные трансформаторы. С другой – платы усилителей и кронштейн с платой выпрямителя анодного питания и дроссели фильтров. Весь усилитель в целом собран в сборном метеллическом корпусе из железа толщиной 0,6-0,7мм. Ниже приведены фотографии и рисунки печатных плат усилителя и блока питания. В отдельных файлах представлены печатные платы и развертки металлических конструкций в формате CorelDraw. Почти все детали на платах расположены вертикально для уменьшения занимаемой площади. Где какая деталь расположена – разобраться несложно. Электролитические конденсаторы в блоке питания лежат на плате и притянуты хомутиком из одножильного провода в изоляции. Для впаивания хомутика на плате предусмотрены две контактные площадки. Сопротивление R19 предусмотрено для более быстрого разряда конденсаторов фильтра – что предохраняет от ударов тока при наладке усилителя. Колпачков для анодных выводов выходных ламп у меня не нашлось. Поэтому были навиты пружинки из вязальных спиц украденных у жены…

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *