Меню Рубрики

Антифриз и незамерзайка в чем разница

Содержание

В этой статье рассматриваются технические жидкости тосол и антифриз. Это вещества со схожими свойствами, а именно схожими в стойкости к низким температурам. Разница лишь в том что тосол изобретён в России и применялся в нашей стране долгое время. Поэтому противопоставление тосола и антифриза так же комично выглядит, как сравнение рыбы и селёдки.

Почему в головах современных автолюбителей тосол и антифриз воспринимаются как разные вещи? Что такое тосол? На заре развития автомобильной промышленности быстро стало ясно, что заливать в радиатор машины воду гарантировано «убьёт» мотор при низкой температуре воздуха. Тогда воду смешали с этиленгликолем и появился первый антифриз, то есть незамерзающая жидкость.
Потом появилась другая проблема. Когда системы автомобилей стали совершенствоваться выяснилось, что циркулирующий по патрубкам этиленгликоль выжигал металл и приводил двигатели в негодность. Тогда советские химики изобрели новую формулу «незамерзайки», введя в состав антифриза дополнительные присадки. Теперь он не губил мотор, а назвали новый автохимический продукт тосолом. Ввиду того, что машины менялись очень быстро, тосол стал синонимом некачественного антифриза, ведь за рубежом использовались составы с несколько иными свойствами. Но, тем не менее, тосол тоже является антифризом. Другое дело, на каких автомобилях его можно применять, а на каких нельзя.

Так вот, «антифриз» это понятие широкое и никак не может обозначаться словом «тосол». Грамотный автомобилист всегда будет говорить «антифриз» либо «охлаждающая жидкость». В СССР, кстати, помимо автохимии под маркой «тосол» выпускались жидкости для охлаждения с названиями «Сибирь», «Лена», но название «Тосол» настолько всем понравилось, что производители стали его писать на каждой канистре с охладителем, хоть там и находился зачастую вовсе не тот самый чудо-состав.
Как разобраться, какая охлаждающая жидкость нужна вашей машине? Сегодня она выпускается как минимум в 4-х основных классах, а обозначаются они специальной маркировкой G и цифрами. Соответственно, в магазинах можно увидеть жидкости типов G11, 12, и G12+ а также G13.
Маркировка указывает, на какого года выпуска и с каким объёмом охлаждающей системы автомашину подойдёт данный антифриз. G11 это почти анахронизм, абсолютно равный советскому тосолу по свойствам, а подойдёт он только для автомобиля не позднее чем 1996-го года выпуска. Как и для тосола, к антифризу класса G11применима ещё одна аксиома: у машины должна быть система охлаждения большого объёма. Её-то тосол и защищает от коррозии, образуя на поверхности защитную плёнку. Запомните, цвет охлаждающей жидкости не имеет значения, так как это не присадка и к составу имеет косвенное отношение – это всего лишь краситель, определяющий лишь цвет жидкости, но не её свойства. Поэтому разные производители могут выпускать ОЖ любого цвета, который пожелает заказчик.
Применение G11 в системе охлаждения современных поколений автомобилей ни к чему хорошему не приведёт, так как каналы охладительной системы в сегодняшних машинах гораздо более тонкие, а образуемый этой жидкостью защитный слой понижает теплопроводность. Да и температура закипания такой «незамерзайки» ниже, чем у жидкостей иных перечисленных выше классов.
Антифриз G12, как вы уже, наверное, догадались, имеет совсем другой состав присадок — на основе органических веществ карбоксильной группы. Охлаждающая жидкость этого класса служит дольше, обладает повышенной теплопроводностью но не так хорошо борется с коррозией, воздействуя лишь на её возможные очаги распространения и подходит только для высокооборотистых двигателей, выделяющих много тепла. Сходными характеристиками обладает класс 12+.
G13 в настоящее время является новейшим типом охлаждающих жидкостей, в которых этиленгликоль заменён на пропиленгликоль. Этот антифриз не так ядовит как его предшественники, и даже его утечка не наносит серьёзного вреда окружающей среде, но реже встречается в повседневном применении. Производиться в СНГ стал сравнительно недавно и распространён как охлаждающая жидкость для спортивных автомобилей и мотоциклов.
О совместимости современных охлаждающих жидкостей говорить особенно и не приходится, потому что даже в пределах одного класса редко можно встретить равные по составу присадок антифризы. Таким образом, тосол с антифризом смешивать можно лишь в случае если антифриз имеет марку G11 и не выше. G12 и G11 смешивать нельзя нив коем случае: охлаждающая жидкость будет давать осадок из-за химической реакции двух антифризов и двигатель может приказать долго жить. Поэтому ещё один ценный совет: при ремонте или переходе с одного типа антифриза на другой тщательно промойте всю систему охлаждения водой.

Нельзя, но очень надо

Можно ли смешивать тосол с антифризом? Только очень осторожно и не со всяким.

Если в поездке обнаружилась утечка охлаждающей жидкости, то до ближайшего сервиса можно дотянуть на смеси G12 и G12+ но никаким образом нельзя смешивать G12 и G11. На сервисе всё из системы немедленно сливается, система промывается и только потом можно заливать свежий антифриз. Если же вы заметили, что цвет охлаждающей жидкости сменился на нестандартный это означает только одно – потерю защитных свойств и необходимость замены антифриза на свежий незамедлительно. Поглядывайте время от времени в бачок с антифризом, особенно если у вас «незамерзайка» нового поколения. Проверяйте уровень и цвет.
Ещё одно дополнение: выпадение осадка возможно только после длительного нахождения одного антифриза одного класса в другом в определённой пропорции, поэтому «долить» одну жидкость другой на некоторое время можно. Дабы не рисковать и гарантированно не забить каналы радиатора применяйте этот приём только в крайней ситуации.

Охлаждающая жидкость и вода
Ну а можно ли мешать антифриз и воду? В тёплую погоду можно и от этого не будет особого вреда. Зимой доливать «незамерзайку» водой очень опасно, потому со снижением температуры воздуха в охлаждающей системы простаивающего в неотапливаемом гараже автомобиля произойдёт криссталлизация и расширением порвёт патрубки.
Помните, доливка водой также понижает температуру кипения, поэтому не увлекайтесь, если не хотите чтобы под капотом «стало жарко». Летом в жаркую погоду вода будет испаряться, и разбавлять полученную смесь придётся чаще.
Иногда бывает, что происходит разрыв шланга расширительного бачка. Утечка антифриза в таком случае также может быть устранена некоторым не слишком большим количеством воды, но только не в условиях российской зимы.

Читайте также:  Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру

Нелегальный антифриз: распознаём подделку
Как всегда повышенный спрос на тот или иной товар вызывает и рост количества откровенно не соответствующей своему назначению продукции. То же самое происходит и с охлаждающими жидкостями. Поддельный антифриз сам замерзает а двигатель остудить не может, а то и закипает раньше чем чайник поутру на кухонной плите. Как избежать встречи с таким вредным псевдо-антифризом?
В первую очередь обращать внимание на название бренда, качество упаковки (канистры). Журнал «За рулём» в 2013 году опубликовал список пригодных по мнению экспертов для эксплуатации в России самых разных антифризов. Среди лучших были названы жидкости от производителей SINTEC EURO, Sibiria, «ЛУКОЙЛ-Экстра».
Теперь обратите внимание на то, каков стандарт современной охлаждающей жидкости. В нашей стране руководствоваться только документом ГОСТ 28084-89, но производитель, который создаёт охлаждающую жидкость не на основе этиленгликоля может и не руководствоваться им. Если на упаковке написан ТУ а не ГОСТ, это уже повод насторожиться.
В поддельных антифризах используются не этиленгликоль и не пропиленгликоль, а глицерин и метиловый спирт. Глицерин очень дешёвое вещество, но на морозе он густеет. Что происходит при этом понятно, ведь под капотом горячо а охлаждения никакого. Сочетание же глицерина с метанолом это вообще убойная (во всех смыслах) смесь.
Современный настоящий антифриз обладает определённой температурой кристаллизации, которую легко проверить. Количество этиленгликоля в нём не может превышать 70%, остальное занимают присадки, делающие охладитель не таким агрессивным к той среде, в которой он находится. У подделок же показатели кислотности и щёлочности гораздо выше установленных норм, у них совершенно иные плотность и состав фракций.

Плохо, если содержание этиленгликоля в антифризе ниже допустимого: в системе охлаждения образуется ледяная суспензия (кашеобразная субстанция) препятствуя охлаждению. Но это лучше, чем избыток воды, потому что катастрофического расширения в данном случае не произойдёт, и каналы радиатора останутся целы.
В целом, вне лабораторных стен и специальных исследований отличить фальшивый антифриз от настоящего довольно трудно. Поэтому сторонитесь канистр со странными надписями, спрашивайте компетентных знакомых и почаще бывайте на сайтах автопроизводителей: они–то уж не посоветуют что попало. Если вы знаете в окрестностях магазин, где продают «незамерзайку», снабжённую необходимым сертификатом – смело приобретайте антифриз там. Никогда не будет лишним спросить сертифицирован ли товар, — вам от этого хуже не станет, да и продавцу тоже, если он не мошенник.
Качественную охлаждающую жидкость упаковывают тоже качественно. На крышке канистры с настоящим антифризом всегда имеется ограничитель или «пломба», которую просто так не открутишь. Хорошая ёмкость также не допустит протечки жидкости, если её перевернуть вверх дном.
Охлаждающая жидкость может просто храниться в ёмкости до пяти лет и не более.
На этом всё, что касается антифриза и тосола. Удачной дороги!

Рынок товаров с каждым днём становится больше и обширнее, а количество средств и разновидностей теплоносителей увеличивается каждый день в геометрической прогрессии.

Антифриз (незамерзающая жидкость) применяется для устройств охлаждения автомобилей.

Благодаря химическому составу допускается использование даже при рекордно низких температурах. Существует топ самых популярных жидкостей для отопления и средств обогрева, признанный экспертами и пользователями.

Вода как теплоноситель для систем отопления

Вода — популярнейший и один из натуральных мировых средств обогрева, который применяется повсеместно.

Вода как теплоноситель является самой горячей по теплоёмкости.

Она обладает следующей особенностью: при изменении температуры, охлаждении или нагревании молекулы расширяются, позволяя тратить меньше денег для поддержания постоянного оптимизированного объёма жидкости в обогревательном контуре.

Свойства

Первое свойство: способность изменять агрегатное состояние в 3 ипостасях: твёрдое, жидкое и газообразное. Это происходит из-за возрастания температуры (из твёрдого в жидкое: +1 °C, из жидкого в газообразное +100 °C).

Вторым по значению свойством стало поверхностное натяжение. Благодаря этой характеристике вода, собираясь в газообразное состояние — в облака без труда превращается обратно в жидкость — в дождь. Без этого свойства был бы невозможен круговорот воды в природе.

Третья характеристика: в воде всегда повышается кислотность.

Справка. Не существует научного объяснения данному явлению, поскольку химическая формула говорит о наличии кислорода, который служит сильной окислительной средой.

Особенности

Самая удивительная особенность: вода, как элемент занимает более 80% земного шара, оставляя 20% другим стихиям.

Вода — лучший катализатор. Самые быстрые реакции проходят с участием этой волшебной жидкости.

Обуславливается это тем, что молекулы строения воды носят угловой характер, а также наличие водорода положительно влияет на ускорение реакции.

Энергия, образующаяся при переходе из одного агрегатного состояния в другое результат разлома водородных соединений, из которых и выходит энергия в больших количествах.

Плюсы

  1. Быстрая циркуляция из-за отсутствия вязкости. Вода быстро доставляется по трубам в нужное место и возвращается обратно в трехходовой клапан или коллекторный шкафчик.
  2. Теплоёмкость воды одна из наивысших, что позволяет разогревать её до максимальных градусов.
  3. Вода — природный элемент, а значит самое экологически чистое вещество.
  4. Покупка воды не требует затрат и всегда находится под рукой, из-за чего дешевизна и практическое применение ставят её на одно из лидирующих мест на рынке оборудования для отопления.
Читайте также:  Генератор для проверки кварцевых резонаторов

Минусы

  1. Вода вызывает ржавление или коррозию в течение нескольких месяцев даже самого стойкого оборудования. Коррозия приводит к порче приборов, уменьшая работоспособность устройств по времени. Дольше 4—5 лет оборудование не прослужит, испортится, необходим будет произвести ремонт из-за возникновения небольших подтёков.
  2. Порог замерзания воды довольно низкий, поэтому после продолжительного неиспользования конструкции отопления, дом практически невозможно отопить заново, потому что вода попросту замёрзла и не может начать движения.
  3. Ещё одним весомым недостатком воды является состав: часто даже в самой чистой жидкости находятся соли, изменяющие конечный состав воды. Маленькие кристаллики царапают изнутри трубы, ускоряя коррозию, катализируя эту реакцию.

Незамерзающая жидкость или антифриз

Ещё одной популярной жидкостью для отопления помещений стал антифриз или «незамерзайка».

Фото 1. Две канистры антифриза для стационарных отопительных систем от производителя Energia.

Особенности использования и состава

«Незамерзайка» часто используется в регионах с экстремально пониженной температурой, где вода вплоть до лета не может растаять до состояния жидкости.

Важно! Антифриз ни в коем случае нельзя применять вместе с водой. При слиянии этих двух жидкостей антифриз разбавляется и теряет концентрацию и свойства.

Повышенная кислотность состава. В отличие от воды, которая ещё и экологический продукт, несмотря на постоянные новости об упадке её фактической чистоты, антифриз на 70% кислотнее природного элемента из-за химической «родословной».

Плюсы

  1. Низкая температура замерзания. Составляет от минус 15 до минус 30—37 °C. Этот фактор зависит от того, насколько сильно разбавлена химическая составляющая продукта.
  2. Несмотря на свою кислотность, антифриз практически не реагирует с насадками труб, что увеличивает срок эксплуатации устройств отопления. Ремонт требуется раз в 15—20 лет, намного реже, чем при использовании воды как средства отопления.

Минусы

  1. Цена. Купить антифриз легко: продаётся в любом магазине, даже хозяйственном. Но стоит учитывать, что запасаться этим веществом нужно тщательно. В отличие от воды, «незамерзайка» не является подручным средством.
  2. Кислотность. Чтобы по трубам тёк этот вид жидкости, устанавливаются специальные прокладки из пластика и резины.
  3. Вязкость. Из-за этого недостатка жидкости устройство отопления будет работать намного медленнее, чем при наполнении водой.
  4. Антифриз и его испарения опасны для человеческой жизни. Если труба вдруг протечёт, то есть вероятность получить химический ожог при близком контакте или испытать удушье при вдохе опасных для здоровья веществ (газа) повышаются в разы, в отличие от экологически чистой воды.

Применение незамерзайки

Особенностью применения «незамерзайки» является соотношение жидкости с водой. К одной части антифриза добавляют две части воды.

Стоит учитывать, что соотношение меняется в зависимости от концентрации солей в воде, которая в каждом регионе разная.

Поэтому необходимо проконсультироваться с мистером, который точно определит соотношение антифриза и воды в регионе.

Первые дни эксплуатации необходимо контролировать соединительные узлы теплового оборудования, чтобы в случае утечки сразу же нейтрализовать опасную зону и устранить поломку.

Внимание! Не стоит пытаться самостоятельно починить место, где протекла «незамерзайка». Это может привести к необратимым последствиям и сильно навредить физическому здоровью. Необходимо вызывать сантехников.

Когда нельзя использовать антифриз

Часто запрет на применение этой вязкой жидкости накладывают компании, производство которых основывается на металлах, плохо реагирующих на химический состав антифриза.

Например, чугун, цинк или олово. Из-за химического состава антифриз быстро начинает разъедать внутреннюю оболочку. Это может не только спровоцировать появление засоров, но и способствовать образованию трещин и даже дыр на трубах отопительной конструкции.

Пропиленгликоль

Ещё одной популярной незамерзающей жидкостью для систем отопления является пропиленгликоль.

Что собой представляет

Пропиленгликоль почти идентичен антифризу.

Он обладает похожими по значениям химического воздействия и практически также вязок, а плотность жидкости выше, чем у воды в несколько раз.

Фото 2. Канистра с незамерзающей жидкостью на основе пропиленгликоля «Теплоvoz». Выдерживает температуру до -65 градусов.

Хотя, несмотря на «незамерзайку», густота пропиленгликоля не влияет на максимальную и минимальную температуру и кристаллизацию.

Плюсы

  1. В отличие от антифриза смешать пропиленгликоль с водой намного проще и не требует концентрации и строгого соблюдения пропорций. Из-за этого используется с менее жёсткими прокладками внутри труб — кислотность разбавляется лучше.
  2. Смешиваясь с водой или другими тепловыми носителями по контуру, пропиленгликоль сильно увеличивает амплитуду температуры, до которой можно опуститься, не боясь кристаллизации жидкости. Часто благодаря такому химическому составу этот вязкий состав употребляется в одних из самых холодных регионов мира.
  3. Пропиленгликоль пожаробезопасный и намного менее токсичен, нежели антифриз.
  4. Последний пункт, но не по важности — безопасность. Пропиленгликоль способен самостоятельно разлагаться, не несёт в себе каких-либо факторов, влияющих на физическое состояние человека и безопасность, в отличие от «незамерзайки». Экологичность продукта намного выше, однако, уступает воде.

Минусы

  1. Первым и главным недостатком этого вещества является стоимость. Купить его возможно, но постоянно поддерживать нужное количество состава станет проблемой для людей среднего заработка в 20—35 тыс. рублей.
  2. Не рекомендуется использовать вместе с трубами из цинка, олова и чугуна.
  3. Вязкость замедляет распределение жидкости по контуру отопления.

Применение

Обычно ничего сложного в том, чтобы использовать пропиленгликоль в отопительной конструкции нет. Для начала необходимо заменить предыдущий теплоноситель, если таковой уже применялся не водой, а, например, антифризом или другим топливом. После выполнения этого нюанса схема примирения такая же, как и у «незамерзайки».

Фото 3. Процесс заполнения отопительной системы пропиленгликолиевой жидкостью. Необходима большая ёмкость для смешивания вещества с водой.

Читайте также:  Газовый отопительный котел разрешается устанавливать задача

Включают устройство, медленно увеличивая мощность подачи, чтобы контролировать процесс возникновения внезапной протечки. Если этого не произошло, то мощность можно выкрутить на нужную температуру и забыть о ремонте на ближайшие полвека.

Тосол

В отопительных системах также используется тосол.

Что это такое

Это вещество очень похоже по компонентам на «незамерзайку», но в состав добавлено немного этиленгликоля. В итоге поменялась температура кристаллизации и, к сожалению, увеличилось количество химии. Тосол — самая ядовитая из выше переведённых жидкостей.

Плюсы

Коррозия при использовании этиленгликоля уменьшается до такой степени, что металл, функционирующий с этой жидкостью, образует специальную защитную плёнку самостоятельно, препятствуя возникновения ржавчины. Это немного лет продлевает срок эксплуатации за счёт самостоятельного укрепления стенок труб.

Фото 4. Три канистры с тосолом «Дзержинский», который можно применять для машин или отопительных систем.

Минусы

  1. Из-за образования защитной плёнки теплоотдача и теплоприем труб ухудшается, заставляя их сильно перегреваться или сильно охлаждаться за короткий промежуток времени. Максимальные температуры начинают разрушать всё, что находится рядом с трубами.
  2. Этиленгликоль очень ядовит. В отличие от антифриза вещество вообще нельзя брать в руки. Капля этого неэкологического продукта способна навредить человеку, не говоря уже о газах, которые попросту смертельны.
  3. Реагируя с водой и металлом, тосол оставляет продукты распада, которые в скором времени приводят к засорению труб и их большей неработоспособности.
  4. Категорически запрещено использовать с оловом, чугуном и цинком даже при наличии специальных насадок.

Как залить в систему

  1. Заменить насос и надеть насадки.
  2. Промыть трубы от предыдущего содержания вещества. Подходить к работе нужно ответственно, потому что реакции тосола с другими жидкостями может навредить физическому здоровью человека.
  3. Присоединить насос к специальной канистре с тосолом и выполнить переливку.

Внимание! Не стоит трогать жидкость руками. Нужно надеть перчатки и работать в хорошо проветриваемом помещении.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается, чем лучше всего заполнять систему отопления.

Рынок жидкостей для отопления

При выборе средств для устройств обогрева необходимо внимательно подойти к этому вопросу. Не ко всем металлам подходят те или иные составы.

Для некоторых особо ядовитых растворов необходимо докупать специальные насадки, чтобы отопительное устройство нормально существовало.

Современный рынок имеет множество различных жидкостей, используемых для отопительных конструкций жилых объектов.

Но подбирать вещество необходимо с учётом металла устройства, вида теплоносителя и денежных средств. А также стоит обращать внимание на рекомендации по эксплуатации от самих производителей.

К антифризам относятся все жидкости, которые не замерзают при температурах, ниже 0 0 С. Их используют для снижения температуры деталей механизмов (в двигателях внутреннего сгорания и т.п.), которые эксплуатируются в условиях низких температурных режимов. По химическому составу, самый обычный антифриз – это смесь воды и этиленгликоля (возможно применение пропиленгликоля или одноатомных спиртов).

Применение антифриза

В повседневной, жизни антифризом называют охлаждающую жидкость для автомобилей, так как температура ее замерзания значительно ниже, чем температура, при которой замерзает вода. Основная задача антифриза – предотвратить частичное повреждение или полное разрушение элементов механизма, обычно вызываемое замерзанием воды. Но, даже если антифриз замерзнет, его коэффициент расширения, в процессе замерзания, значительно ниже, чем у воды. Так, к примеру, антифриз, состоящий из трех четвертей воды и одной четверти этиленгликоля, при замерзании, прибавляет в объеме 3,5%, в то время как вода прибавляет 9%. Таким образом, даже замерзнув, антифриз значительно снижает вероятность разрушения деталей.

Основою автомобильных охлаждающих жидкостей, чаще всего, является этиленгликоль. В состав, также, входит вода и присадки, которые останавливают процесс коррозии деталей, вспенивание жидкости, а также красители. Цвет антифриза, который вы только что приобрели, не влияет на его эксплуатационные качества, а служит своеобразной маркировкой производителя (у каждого разной) и помощником водителя – в случае протекания, место течи определить не составит труда, благодаря цвету и флуоресцентным добавкам в жидкости.

Основные виды и типы антифризов

На данный момент антифризы по количественному и качественному составу присадок, делятся на 4 группы:

    карбоксилатные. Содержат антикоррозионные присадки, на основе карбоновых кислот. Создают защищающее покрытие на всей поверхности контакта, предотвращающее окисление метала;

гибридные. Помимо «органики», содержат присадки, на основе веществ неорганического происхождения (фосфатов или силикатов);

лобрид. Кроме органических, имеют в своем составе минеральные добавки;

традиционные. В роли антикоррозионных присадок, выступают неорганические вещества, такие как: нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и их соединения. В мировой практике считаются устаревшими, по причине короткого термина службы и неустойчивости к повышенным температурам (свыше 100 – 110 0 С).

Если хотите знать, какой антифриз лучше, то даже не сомневайтесь – карбоксилантый. Он имеет наиболее продолжительный срок эксплуатации и наилучшие антикоррозионные свойства.

Нюансы эксплуатации

Одним из наиболее популярных поводов для споров является вопрос о смешивании антифризов. Антифриз смешивать можно, если один и второй являются представителями одного вида. Так, к примеру, смешать два традиционных антифриза (тосол относится к традиционным) можно, а с гибридным или карбоксилатным – нельзя, так как это приведет к нарушению баланса и количества присадок в охладительной жидкости.

В процессе эксплуатации, антифриз может изменить свой цвет – это сигнал о том, что присадки выработаны, и такую охладительную жидкость, лучше всего, заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *