Содержание
Войти
Ландшафтная архитектура и дизайн. Садово-парковое искусство или что такое классические парки?
В последние годы наши города хорошеют на глазах, приводятся в порядок парки, зеленое убранство «к лицу» улицам и площадям, зеленые уголки появляются даже там, где и не мечталось: на Никольской, Тверской… Прошу извинить, господа, что в качестве примеров я использую Москву – очень люблю этот город. По-другому, люблю и Санкт-Петербург, где стараюсь бывать чаще. Именно любовь к городским зеленым ландшафтам заставила обратить внимание на проблемы: незнание основных понятий садово-паркового искусства и соответственно равнодушие к красоте архитектурных ландшафтов людей, многие из которых вообще не понимают: что тут собственно смотреть?! Кстати, в Питере эти проблемы тоже актуальны, в основном среди новых жителей, поскольку «старых» питерцев, тем более петербуржцев, это практически не касается. Честно говоря, мало утешают и эмоциональные шаблоны, типа «ах, какой цветочек!» или «какая замечательно красивая клумба!». А какой цветочек – может, солитер? А клумба, какая? Плоская или объемная, может ярусная?
Малограмотность в вопросах ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства стала, к сожалению, общим местом в жизни россиян. Причем малограмотными в этом отношении являются не только обычные люди, но и менеджеры, ведущие ряда сайтов, пишущие о садах и парках. За примером далеко идти не надо: на одном из сайтов Калининграда написано, что в городском парке на проспекте Победы есть интересный объект – полуротонда памяти королевы Луизы. Я обшарила весь парк, не нашла, остался только небольшой угол недалеко от ворот. Решила уточнить у молодого человека, сидящего на скамье, но он повел себя так необычно, что у меня закралось подозрение: что-то здесь не так, возможно, с названием… Так оно и было, пройдя по аллее я увидела невдалеке небольшое парковое сооружение, вроде перголу – это была она, пергола памяти королевы Луизы. Многие скажут: ну и что, подумаешь, какая разница полуротонда или пергола! А вы подумайте, господа, каково прочитать, что Наташа Ростова в перерыве между танцами присела на садовую скамейку в бальном-то зале.
Это незначительное происшествие стало последней каплей переполнившей чашу моего терпения – я решила надо что-то делать! Поскольку я по натуре человек действий, то открываю ликбез, который, надеюсь, добавит хоть «ложечку меда в бочку дегтя».
Начиная с этого дня, раз в месяц мы будем говорить с вами о садах и парках, их общих чертах, основных компонентах и элементах и о том, что там можно увидеть. Пора!
Короче, если наслаждение красотой зданий и сооружений предполагает умение видеть и читать закономерности и особенности объемной архитектуры, то сады и парки – это ландшафтная архитектура, которую тоже можно научиться видеть и читать, вот тогда придет понимание и соответственно наслаждение красотой этих прекрасных произведений. Более того, речь пойдет не о ландшафтной архитектуре в целом – достаточно сложной системе понятий, а только об основных понятиях в садово-парковом искусстве. Для этого не нужно много времени и труда, основные закономерности и элементы садово-паркового искусства немногочисленны, в этом отношении их вполне можно сравнить с буквами алфавита и правилами составления предложений.
Понимаю, что среди вас, друзья, есть люди, которым многие, а возможно, все понятия этой темы хорошо знакомы. Но некоторым, включая меня, ряд понятий и даже тем внове, поэтому обращаюсь к знатокам, будьте, пожалуйста, к нам, малограмотным, снисходительны и позвольте разобраться в хитросплетениях терминов и понятий садово-паркового искусства. Тем, кто вместе со мной потратит на их изучение толику времени, откроется огромный чудесный мир и…возможность стать участником нашей группы, формирование которой начнется в октябре месяце, а с правилами приема в группу можно будет познакомиться в сентябре на моих Новостных лентах в Fb и VK.
Я не специалист в вопросах садово-парковой архитектуры, но, надеюсь, мое и ваше желание разобраться и понять суть явлений поможет. Кроме того, несколько лет назад я читала своим студентам лекции по аналогичным темам, поэтому некоторый опыт у меня есть. Постараюсь сделать мини-курс нашего ландшафтно-архитектурного ликбеза кратким, наглядным и интересным.
Сначала общая предварительная информация. Ежемесячные беседы нашего ликбеза будут состоять из двух частей. Первая часть всегда будет посвящена чисто теоретическим вопросам, вторая часть – практически значимым понятиям. Например, в данной первой части "Садово-парковое искусство" приведена краткая характеристика классических типов парков. Определить принадлежность каждого ныне существующего парка или сада к конкретному типу очень сложно, поскольку каждый из них представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Это под силу только искусствоведу, как и составление характеристики всего сада или парка. Поэтому предлагаю ограничиться реальной задачей: разобраться в совокупности главных элементов любого сада и парка, понять их основные черты, чтобы визуально различать их на местности, а также самонаучиться составлять краткие характеристики отдельных элементов ландшафтной архитектуры на основе фотоматериалов, желательно, своих, авторских. Вот сверхзадача на ближайшие месяцы. Вторая часть сегодняшней нашей беседы – "Партеры, газоны и цветники" – это своего рода инструкция к действию, поскольку ее содержание составляют конкретные, нужные нам сведения об основных элементах оформления травянистых насаждений парков и садов. Любой из этих элементов может стать предметом вашего пристального внимания и объектом фотосъемки.
Собрав все вместе опубликованные в группе материалы, мы сможем впоследствие составить совместные большие альбомы садов и парков (уникальные, авторские, созданные нами) и, чем черт не шутит! их опубликовать, в интернете, конечно. Мечты, мечты…
Однако же пора, начинаем, с парков, разумеется!
Основу любого парка в Европе (речь пойдет пока только о Европе) составляют три компонента: растения, водоемы и простейшие, часто искусственные формы рельефа. Разнообразие сочетаний этих трех компонентов составляет основу композиций большинства ныне существующих садов и парков.
В садово-парковом искусстве Европы стилей всего три, от четвертого – античного остались лишь несколько фрагментов, поэтому его характеристику в принципе можно опустить. Для любителей древностей, которые могут выбрать для своего рассказа один из воссозданных парков античности, укажем главные особенности: преобладание цветочных насаждений и композиций, декоративных элементов белого цвета и скульптуры из бронзы. В различных городах Италии пытаются возродить уголки «античных» парков, в частности Розарий комунале в Риме (Roseto Comunale – Rose Gardens), две части, которого смотрите ниже.
Классических типов парков – три, и они соответствуют трем художественным стилям:
Итальянский парк – стиль ренессанс, формировался, как правило, на склоне холма или нижней части горы. Вся поверхность парка была разделена на террасы или ступени, единого крупного водоема не было, но на каждой террасе – небольшие водоемы. Вода подавалась на верхнюю террасу (акведуки хорошо строить научились еще римляне), а затем стекала вниз через систему фонтанов-каскадов размещенных на каждой ступени, поэтому итальянские парки часто называются каскадными (террасными или лестничными). Парковые насаждения были представлены преимущественно кустарниками и деревьями, вспомните, лето в Италии очень жаркое и засушливое, поэтому травянистые газоны практически отсутствовали. Их место занимали дорожки и лужайки, покрытые мелким разноцветным гравием. Опять-таки, учитывая особенности летних температур, кустарники и деревья коротко стрижены, общая высота деревьев обычно не превышала 1,5 м, а кустарников – в два раза ниже. Это важно понимать, потому что иногда в фильмах или спектаклях мы видим, что Ромео и Джульетта (или иные герои итальянского Возрождения) заблудились, не нашли, не увидели друг друга в парке. Реально сделать это было очень трудно, т.к. парки были небольшими по территории, а растения низкими, впрочем «ночью все кошки серы»…
В настоящее время проблемы воды в парках Италии не существует, поэтому растения в таких парках существенно подросли, распространение получили травянистые и водные партеры. Но пандусы, ступени и лестничные переходы по-прежнему ведут с террасы на террасу, и каскады фонтанов весело шумят, радуя посетителей. Например, парк виллы д’Эсте в Тиволи близ Рима, созданный в середине XVI века.
Французский парк – стиль барокко, формировался на плоской, ровной или специально выровненной поверхности. Использовались естественные водоемы или часть их; создавались небольшие искусственные водоемы (пруды и/или каналы) и многочисленные фонтаны. В парках широко использовались древесно-кустарниковые и травянистые насаждения, причем почти исключительно стриженные. Основным принципом создания таких парков были симметризм и геометризм композиционных форм: партеров, бордюров, боскетов, аллей и т.п. Поэтому французский парк имеет второе название регулярный. Однако, стриженые деревья и кустарники здесь заметно выше, чем в итальянском парке, много цветников, а дорожки часто покрыты одноцветным гравием. Пример, парк Шантийи во Франции, созданный в XVI – XVII вв., на крупном водоеме линейного типа, состоит преимущественно из системы садов, цветочных и газонных партеров.
Большинство исторических парков является частью дворцово-парковых или усадебных комплексов, но нас в соответствии с темой будет интересовать только садовая и парковая их составляющие (пока, в течение нескольких месяцев).
Первый блок (несколько частей) будет посвящен первому, основному компоненту, РАСТЕНИЯМ, которые собственно и есть парк или сад. Поскольку парк и сад – это живые комплексы, то без живых голосов и их носителей нам не обойтись. "Живое в живом", последний раздел первого блока будет о них, животных – обитателях парков и садов.
Заканчивая "Садово-парковое искусство", обращаю ваше внимание на одну принципиально важную особенность: различие понятий растительность, растения и насаждения или посадки. Есть две группы ландшафтов: природные ландшафты (растительность или естественная растительность) и искусственные ландшафты – сады и парки (садово-парковые насаждения или посадки). Всё вместе (растительность) и (садово-парковые насаждения) – это растения (деревья, кустарники и травы). Поскольку в дальнейшем будут рассматриваться созданные человеком произведения садово-паркового искусства, то в тексте допустимо использование понятий только насаждения или посадки, а также растения.
Пора познакомиться с основными видами оформления травянистых насаждений: партерами, газонами и цветниками.
Скорее всего, не найдется человека, который не обратил бы внимание на облагороженные скульптурами и объектами живой и неживой природы аллеи парков, скверов и бульваров. Их красота способна вызывать у человека определенные чувства и настроение. И если это происходит, особая благодарность ландшафтным дизайнерам, создающим шедевры садово-парковой архитектуры.
Украшением жилищ и местности, прилегающей к ним, занимались тысячелетия назад, о чем свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках в тех или иных местах земного шара, или рисунки на папирусах и рельефы на камнях.
Стили садово-паркового искусства
Садово-парковая архитектура, как одна из областей архитектуры, формирует эстетически усовершенствованную среду для жизни и отдыха людей. Она формировалась веками и никогда не существовала сама по себе, являлась всегда частью культуры общества и отражением эпохи.
В настоящее время существует пять стилей, можно сказать, сотворения природы и человека:
- Регулярный стиль.
- Пейзажный стиль.
- Мусульманские сады.
- Пейзажные сады Китая.
- Японские сады.
Рассмотрим более подробно каждый из стилей.
Дворцово-парковый ансамбль
К формам садово-парковой архитектуры относится так называемый регулярный стиль. Его еще называют дворцово-парковым ансамблем. В этом стиле была оформлена всемирно известная резиденция французского короля Людовика XIV – Версаль. Новый подход в формировании парковой архитектуры – заслуга мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра (1613—1700 гг.). При формировании Версальского комплекса было учтено все, чтобы поразить изысканную публику величием композиции и красивыми, долго сохраняющими подстриженную форму растениями. Пораженные красотой резиденции французского короля, многие европейские монархи подражали этому стилю в устройстве своих загородных дворцов.
Стиль уместен в наше время в загородных резиденциях, где происходит прием гостей, которых нужно удивить изысканностью вкуса и достатком хозяев.
Английский пейзажный стиль
Пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII веке в эпоху Просвещения. Духовное стремление общества выражено в лозунге французского философа, писателя и мыслителя этой эпохи Жан-Жака Руссо – "Назад, к природе". Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства олицетворяли эту идею – "естественный человек на фоне естественной природы".
Смысл пейзажного стиля был в копировании природы. В этом стиле создаются частные сады и большие общественные парки, к примеру, Булонский лес. Он был создан в середине XIX века известными архитекторами Альфеном и Хаус-манном. Садово-парковая архитектура на Руси имела свои особенности в пейзажном стиле, выраженные в формировании монастырских садов.
Знакомство европейских стран с культурой Китая в XVIII веке повлияло на идеи формирования садов и парков косвенно, прикоснувшись лишь ко внешней стороне китайской философии. В обустройстве парковых зон можно было наблюдать мостики, павильоны и беседки. Символизм и простота китайской философии стали понятны европейцам в XX веке.
В наше время ландшафтные дизайнеры в пейзажном стиле выполняют планировку загородных домов и дач. Чтобы создать естественную природную зону, дизайнер должен обладать поистине тонким вкусом.
Архитектура мусульманских садов
Архитектура и садово-парковое искусство мусульманских садов сводится к формированию на земле райского уголка. Мусульманский сад формировался устроителями в соблюдении законов ислама. Основой сада было пространство, состоящее из четырех квадратов, разграниченных дорожками. В центрах квадратов всегда располагались либо фонтаны, либо бассейны, выложенные мрамором и керамической плиткой.
В Испании, которая долгое время находилась под арабским влиянием, также закладывались мусульманские сады, но со временем появились мавританские. Они были похожи на большие комнаты под открытым небом, обвитые плетями роз и лозами винограда. Главным украшением сада были водоемы, цветы и пряности.
Философия садов Китая
Если обратиться к истории, то можно узнать, что уже во II веке до н. э. в Китае наряду со строительством дворцов и храмов возникали вокруг них первые сады. Планировка садов была свободная (не вмешательство в природу, а любование природой) и была в гармоничном сочетании со зданиями и постройками. Все, благодаря умелым создателям садово-парковой архитектуры пейзажного сада, было подчинено одной цели – нахождению пункта обзора, откуда открывался вид на красивый пейзаж.
Китайские создатели естественно выглядевших садов формировали их в соответствии со своей философией:
- Смеющийся сад – яркий с цветами и свежей зеленью, журчащим ручейком. Этот сад дарит положительные эмоции, пришедшим в него отдохнуть.
- Угрожающий сад – хмурый, с темной листвой на деревьях, порой изломанных и причудливых. Внешне он поход на уголок леса, который скрыт от людских глаз.
- Идиллический сад – это полная гармония во всем: деревья, цветы, водоемы, где можно отдохнуть и прогуляться.
Разные парки и сады Японии
В Японии сформировалось направление в развитии садово-паркового искусства под воздействием идеи формирования садов в Китае. Но со временем основная суть японского сада была пересмотрена. Японский архитектор Макото Накамура, подчеркнул, что красота сада в его миниатюризации, символизме и подчинении правилам построения сада.
Символизм, используемый в проектах японских садов, сможет понять подготовленный человек, знающий значения этих символов. Пейзажи сада должны сменять друг друга по определенным правилам, причем растения в саду должны быть подобраны так, чтобы подчеркнуть индивидуальность хозяина.
К японским садам относятся созданные по определенным правилам каменистые сады. В них приходят для созерцания и медитаций просветления. Есть сады чайных церемоний, в которых, подчиняясь определенным правилам, выложены дорожки из каменных плит, возвышающиеся над землей. Идя по этим плитам с чашкой чая, "выпиваешь" красоту сада.
Существует еще множество стилей садов и парков менее известных и не оказавших существенного влияния на распространенные в наши дни стили.
Садово-ландшафтные новости на Facebook
Ближайшие события
- 9682
Итоги и работы всех участников IX Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству
Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре присуждается на выставочном фестивале, отражающем современные достижения России в области ландшафтной архитектуры, планирования, охраны и управления ландшафтов, ландшафтного строительства, ландшафтной индустрии и садово-паркового искусства.
Премия учреждена Общероссийской общественной организацией «Ассоциация ландшафтных архитекторов России» (далее «Организатор») совместно с Региональной общественной организацией «Московское объединение ландшафтных архитекторов», Общероссийской общественной организацией «Союз архитекторов России» и Межрегиональной общественной организацией «Союз Московских архитекторов» (Учредители Премии).
Премия организована при поддержке Клуба партнеров Ассоциации АЛАРОС, Национальной ассоциации "Возрождение исторических садов и парков", Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ), Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии (ГИПЛИ), Совета по экологическому строительству (RuGBC), Национального агентства устойчивого развития (НАУР), ботанического сада МГУ "Аптекарский огород", Российского университета дружбы народов, являющихся официальными Партнерами Премии.
В Премии могут принимают участие ландшафтные архитекторы, дизайнеры, архитекторы, художники, инженеры, органы исполнительной власти, общественные объединения, некоммерческие организации, коммерческие компании, представляющие концептуальные предложения, проекты и реализованные объекты согласно номинациям.
Премия имеет статус высшей Российской профессиональной награды национального значения в области ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, ландшафтного строительства, благоустройства и озеленения.
Традиционно представляем работы всех участников конкурса на Национальную премию 2018 года в соответствии с занятыми ими местами.
Лучший общественный реализованный объект площадью более 1 га
Золотой диплом
Бронзовый диплом
Диплом за социальную значимость создания общественного пространства в малом населенном пункте
Диплом за социально значимый объект
Диплом президента АЛАРОС за социально значимый объект
Другие работы в данной номинации
Лучший общественный нереализованный проект площадью менее 1 га
Золотой диплом
Игровая площадка "Оригами". ООО «Александр Фронтов и Архитекторы».
Серебряный диплом
Парк «В потоке». ООО «Сокотра». Ольга Грибова и Анастасия Остроумова.
Бронзовый диплом
Другие работы в данной номинации
"Аллея генералов" в г. Саратове, Ольга Сокольская, Баринов Юрий, Токарева Вестиславна, Вергунова Анастасия
Лучший общественный нереализованный проект площадью более 1 га
Золотой диплом
Серебряный диплом
Бронзовый диплом
Другие работы в данной номинации
Лучший реализованный объект ландшафтной архитектуры социального назначения
Диплом участника за социально значимую инициативу
Лучший нереализованный проект ландшафтной архитектуры социального назначения
Были представлены в номинации
"Музей Оливы", Никитский ботанический сад, г. Ялта, Крым.
Лучший реализованный объект комплексного благоустройства жилой среды
Золотой диплом
Серебряный диплом
Бронзовый диплом
Другие работы в данной номинации
Лучший нереализованный проект комплексного благоустройства жилой среды
Золотой диплом
Бронзовый диплом
Лучшее градостроительное решение, проект планировки, концепция
Были представлены в номинации
Лучшее комплексное оформление городской территории
Золотой диплом
Лучший реализованный объект культурного и исторического наследия
Золотой диплом
Ландшафтная композиция «Партизанка». ГАУК г. Москвы ЦПКиО им. Горького. Леонтьева Лидия Александровна.
Другие работы в данной номинации
Северный и южный розарии ВДНХ, ООО «Студия Архитектура Живой Формы».
Лучший нереализованный проект культурного и исторического наследия
Диплом президента АЛАРОС за высокий профессионализм выполнения проекта
Лучший реализованный частный объект менее 1 га
Серебряный диплом
Другие работы в данной номинации
"Зеленая геометрия", Ландшафтное бюро "Стиль природы".
Лучший реализованный частный объект более 1 га
ГРАН-ПРИ
Лучший частный нереализованный проект менее 1 га
Серебряный диплом
Бронзовый диплом
Другие работы в данной номинации
Частный сад в МО, Bugaev Parks & Gardens
"Математика ландшафта", Елена Кирштейн, Татьяна Садакова
"Искусство в саду", Ландшафтная мастерская "Highgarden"
Лучший частный нереализованный проект более 1 га
Серебряный диплом
Лучший реализованный объект средового дизайна
Золотой диплом
Ландшафтно-ботаническая экспозиция Растения Средней полосы Европейской части России. Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».
Серебряный диплом
Городской сад для пчёл. Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».
Бронзовый диплом
Арт-объект. Ляпчев Владимир, мастер топиарного искусства.
Другие работы в данной номинации
Садик орхидей открытого грунта, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».
Лучший реализованный выставочный сад
Золотой диплом
Сад «Кармен». Сквер Майи Плисецкой. «Цветочный джем» 2018. ООО «Нескучный город». Джеймс Бассон.
Сад «Калейдоскоп». «Сады и люди» 2018. Шушлебина Наталья. Щелина Юлия.
Серебряный диплом
Сад «Не торопись». «Цветочный джем» 2018. ООО «Нескучный город». Питер Финк и Мэтью Чайлдс.
Бронзовый диплом
Сад «Серебряный ветер». Moscow Flower Show 2016, Номинация «Сады России». Проектная компания «Ландшафтное бюро».
Сад «Отражение». Воронежский международный фестиваль садов и цветов «Город Сад» 2018. ООО «Елки».
Другие работы в данной номинации
Сад "Новый цвет", «Цветочный джем» 2018. ООО «Нескучный город». Ландшафтная мастерская "Highgarden".
Сад "Игра со смыслом", «Сады и люди» 2018. Рассадкина Светлана, Удалова Елена, Кравченко Ирина
Лучший объект экологического, инженерного дизайна
Золотой диплом
Серебряный диплом
Бронзовый диплом
Система сбора дождевой воды. Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».
Лучший реализованный световой дизайн объекта ландшафтной архитектуры
Были представлены в номинации
Лучшая книга по ландшафтной архитектуре
Диплом за вклад в экологическое просвещение
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области. Издание иллюстрированного Атласа ООПТ Воронежской области.
Лучший фильм, теле- и радио- передача по ландшафтной архитектуре
Золотой диплом
Фильм «Партизанка». ГАУК г. Москвы ЦПКиО им. Горького. режиссёр Наталья Кононенко.
Серебряный диплом
Фильм «Эко-мосты». Голованов Андрей Николаевич, Голованова Анастасия Николаевна, Аркадьева Марина Александровна, Маматов Дмитрий Дмитриевич.
Фильм «Площади будущего». Аркадьева Марина Александровна, Голованов Андрей Николаевич, Голованова Анастасия Николаевна, Маматов Дмитрий Дмитриевич.
Лучшее решение по брендингу территории
Диплом за вклад в возрождение культурного ландшафта
Ломовской природный ландшафтный парк. Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области.