Содержание
Проверяем автономные пусковые устройства с литиевыми батареями. На испытаниях побывали семь устройств.
Литиевые пусковые устройства, или джамперы, дорожают на глазах. Не каждый решится выложить пятизначную сумму за симпатичную коробочку с аварийным запасом электричества, который неизвестно когда понадобится. И вопрос «Не проще ли купить новую батарею?» на этом фоне уже не кажется смешным. Впрочем, мы всегда отмечали, что автономное пусковое устройство — это не замена штатной аккумуляторной батарее, а палочка-выручалочка на крайний случай. Например, когда вдали от цивилизации аккумулятор полностью разряжается, в магазин не побежишь. Кроме того, такая выручалочка может помочь не одному, а многим.
В общем, в нынешней экономической ситуации мы считаем эти устройства полезными, а потому испытали семь изделий (отчеты — в алфавитном порядке).
Больше других нам понравился пускач Airline АРВ‑14–04. Выбрать победителя было несложно: достаточно взглянуть на итоговую таблицу. Для наглядности вместо цифр мы использовали цвет — как в светофоре. Так вот, «зеленая волна» наблюдается только у одного устройства, которое при этом оказалось одним из самых дешевых.
И напоследок открою маленький секрет: ближайшие аналогичные испытания мы проведем с совсем другими пускачами, лития в них не будет.
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Предварительно заряженные устройства тестировали на аккумуляторах 6СТ‑60 А, разряженных согласно ГОСТ Р 53165–2008 на 100% (до конечного напряжения 10,5 В на выводах в конце разряда). Заявленные пусковой и пиковый токи проверяли при положительных (+20 ºC) и отрицательных (-20 о , и —30 ºC) температурах. Замеры пускового тока при каждой температуре проводили трижды, с интервалом 60 секунд; длительность разряда — 5 секунд. Пиковый ток проверяли один раз, разряд длился 3 секунды. При всех замерах фиксировалось напряжение на первой и последней секундах каждого разряда. В ходе тестов при минусовых температурах охлаждали только пусковое устройство, при этом температуру электролита разряженного аккумулятора поддерживали положительной. Падение напряжения на клеммах ниже 6,0 В приравнивалось к отказу устройства. Дополнительно оценивали термостойкость испытываемых изделий.
НАШИ СОВЕТЫ
Очередные испытания пускачей отчасти спровоцированы тремя обстоятельствами. Как следствие — три наших совета.
Первое обстоятельство выявил наш техцентр. Некоторые пускачи в реальной жизни вдруг отказывались крутить стартеры, пока их минусовой провод не подключали непосредственно к «массе» двигателя. К сожалению, длина проводов у всех подобных устройств настолько мала, что воспользоваться этим советом можно далеко не всегда. Но если такая возможность есть — действуйте именно так, хуже точно не будет.
Второе обстоятельство — из области страшилок. С недавних пор все устройства с литийсодержащими батарейками оказались немножко вне закона. В частности, самолет с таким багажом уже не полетит, потому что вредные фитюльки подозрительно часто взрываются. Виноватыми объявили игольчатые кристаллы — дендриты. При глубоких разрядах, перезарядах и запредельных токовых нагрузках они прокалывают сепараторы и замыкают электроды, что иногда приводит даже к пожарам и взрывам. Чтобы избежать неприятностей, настоятельно советуем не возить такие изделия разряженными и беречь их от перегрева.
И последнее. Нам было интересно испытать подобные изделия при сильном морозе. И вот третий совет: перед пуском их крайне желательно согреть — например, за пазухой.
При выборе пуско-зарядного устройства для автомобиля необходимо знать объём и тип двигателя, а так же вид топлива: бензин или дизель. Всегда следует выбирать устройство с запасом пусковых токов, так как может быть разная степень просадки АКБ и аномально минусовые температуры окружающей среды.
В обзоре мы разделим моторы на четыре основные категории:
1) Бензин до 2 литров;
2) Бензин до 3 литров + Дизель до 2 литров;
3) Бензин до 5 литров + Дизель до 3 литров;
4) Бензин свыше 5 литров + Дизель свыше 3 литров.
1 — Бензин до 2 литров:
2 — Бензин до 3 литров + Дизель до 2 литров:
3 — Бензин до 5 литров + Дизель до 3 литров:
4 — Бензин свыше 5 литров + Дизель свыше 3 литров:
Скидки до 10% по промо коду "Drive2" на сайте ТопРадар: topradar.ru/category/pusko-zarjadnye-ustrojstva/
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 89
Добавлю свое, был на работе, звонит жена — проблемы: дети после зимней, морозной ночи не могут завести машину — АКБ села, что делать? Говорю — возьми в тумбочке мое ПЗУ и отдай зятю, там инструкция — разберется, запустил и уехали! Вот главное предназначение рассматриваемых здесь устройств. Мое ПЗУ с собой не ношу, а беру когда еду на дальняк и для уверенности, храню дома в тепле и периодически — раз в пол-года заряжаю до 100%. Какое и где брал — неважно, главное спокойствие и уверенность, что заведешь, а с АКБ потом разберешься!
Спасибо за отзыв, все именно так
Как-то слабо освещена техническая сторона вопроса. Написано: устройство может провести 5 запусков… При каком состоянии штатного аккумулятора? Какой ток в течение какого времени устройство способно отдать? А так тема интересная, правда, зимняя.
Данные по кол-ву запусков скорее по бензиновому двигателю, с дизелем все куда сложнее
Выручает часто, особенно если с кем-то едешь смотреть тачку которая простояла не мало, только у меня Каркам.
Не чего не нужно если с пол оборота двигатель запускается, о покупке даже не думаю и не рассматриваю .
Это хорошо когда так
Полезная штука. Выручала с УАЗиком не раз. Но цена на них стала запредельная. И есть еще один недостаток, о котором обычно умалчивают продавцы — литиевые аккумуляторы имеют свойство стареть даже не работая. Так что срок годности такой штуки от силы лет пять. Моему уже 4 года и последний раз завел соседский БМВ уже с трудом. Боюсь что мой дизель уже и не запустит.
PS: Хранить лучше в состоянии зарядки 50-70%. Литий не любит крайних состояний.
Благодарим за дельный совет, понадобится новое устройство, обращайтесь, сделаем скидку
От души посмеялся от прочитанных комментариев))
Зачем хаять то, что тебе не нужно?)) Да ещё человека подстёбывать про втюхивание и повербанк с алиэкспресс))) Это, конечно, смешно, но никому из вас устройство реально не нужно, если возникают вопросы типа что делать на рыбалке несколько дней)))))
Я задумался о покупке такой штуки именно в такой ситуации, после того, как пришлось на лодке везти аккумулятор в ближайший населенный пункт(3 дома) через озеро, а пешком 3 км по жуткой топи нести аккум))) Причем это было летом. В 2016 году. Купил сразу после рыбалки Атом 18.
Сейчас владею тремя автомобилями, которые используются только мной, естественно периодически, в том числе и двигателем 1HZ 4.2. Попал на эту тему, потому что смотрю себе второй)) Специально для 1HZ! Смотрю на Атом 28 или 30.
ВОИСТИНУ, нужная вещь!
Отзыв от чистого сердца и с очень частым использованием устройства! Оправдывает себя везде! Если брать его чисто, как повербанк, то по стоимости может и не выгодно, хоть и как повербанк он используется у нас в семье на 200%!
Кому надо, сам его найдет, только производителя и ёмкость останется выбрать.
Благодарю ToyLC105 за комментарий!)
Атом 28 на практике более интересен и производителен, рекомендуем 28-й
Если понадобится устройство, обращайтесь,
Уже в Питере везёте)
На алишке дешевле в пять раз !
Уже обсуждали алишку
На алишке дешевле в пять раз !
Да можно и в 10 найти, только не работают. Ни в 5, ни в 10 :-D
Интересует Н1, сколько стоит?
Здравствуйте. 12500-10% скидка = 11250, доставка бесплатно
Интересная вещь, но дорого!
Стоимость двух аккумуляторов!
Сколько времени Н1 ёмкость держит, если просто зарядить и положить в машину? Месяц, год?
Если зарядить полностью, то более полугода. На моем примере, я заряжаю осенью где то в ноябре, далее до весны (все зимние морозы) на одном заряде он спокойно доживает в багажнике авто. За зиму 2-3 пуска делаю. Сравнивать с новым АКБ не стоит, так как например спутник и регистратор, высаживает новый акум, за трое суток.
На рынке предлагается множество литий-полимерных батарей — бустеров, позволяющих запустить двигатель при севшем аккумуляторе. Мы решили разобраться в особенностях этих «волшебных шкатулок», взяв на тест семь пусковых устройств от разных производителей
Раньше при отказавшем заводиться в самый ответственный момент двигателе автовладельцу приходилось прибегать ко всем известным манипуляциям: искать «донора» для «прикуривания», заряжать или отогревать АКБ, если подмоги не находилось, а то и вовсе менять аккумулятор на новый. В случаях с примитивной техникой, как правило, можно было и вовсе обойтись приемом «с толкача». Сейчас же любой, если позаботился об этом заранее, может справиться с такой ситуацией в одиночку и быстро, запустив, казалось бы, совсем умерший мотор крошечным бустером, емкость которого может быть сопоставима с тремя смартфонами. Затевая этот обзор, мы решили набрать наиболее разные по своим характеристикам образцы — отличных размеров, стоимости и мощности, чтобы определить, какой аксессуар для каких целей предназначен. Отнюдь не компактный «пускач» на переднем плане вы видите не случайно — его в этот обзор мы вовлекли специально. Могут ли компактные джамп-стартеры тягаться с проверенными «аккумуляторными чемоданами»? А если да, то какой выбрать? Автомобилистов наверняка волнуют и более насущные вопросы: насколько, к примеру, надежен такой девайс, и удобен ли он в эксплуатации не по прямому назначению — в качестве power bank к различным электронным устройствам? Сегодня и выясним. Для начала следует разобраться в конструкции, ибо здесь есть вещи, которые могут сбить неискушенного автовладельца с толку.
ИСТОЧНИК ЗАРЯДА
Само понятие «пуско-зарядное устройство», которое сейчас широко применяется, не совсем корректно: такая характеристика скорее подходит к питающимся от бытовой сети устройствам, которые могут действительно и заряжать АКБ, и работать в режиме стартовых бустеров. Львиная доля представленных на рынке компактных девайсов относятся к разряду пусковых устройств и оснащены литий-полимерными (Li-Po, Li-pol) аккумуляторными батареями — аналогичные используются в смартфонах, планшетах и прочих компактных гаджетах. Это на данный момент наиболее современные и совершенные из массово применяемых типов аккумуляторов. Такая АКБ представляет собой усовершенствованную конструкцию литий-ионного аккумулятора, главным отличием которой является использование гелеобразного электролита, что позволяет сделать ее очень тонкой и придать ей практически любую форму. По конструкции аккумуляторы максимально близки к АКБ, используемым в радиоуправляемых моделях и даже в некоторых современных электромобилях, и представляют собой пластины прямоугольной формы. Номинальное напряжение каждой из них составляет 3,7 В, в полностью заряженном виде — 4,2 В, а в полностью разряженном — 3 В. Дальнейший разряд, как и перезаряд, выводит элемент из строя. Именно поэтому АКБ, состоящая из трех последовательно соединенных элементов, занимает лишь две трети корпуса прибора: все остальное пространство отведено под электронику (контроллеры, DC/DC-преобразователи, конденсаторы, транзисторы и т. д.).
НЕУЛОВИМАЯ ЕМКОСТЬ
Наверняка при выборе подобного бустера вы, как и в случае с покупкой смартфона, обратите внимание на величину под названием «емкость». Характеристика, безусловно, важная, но полагаться на нее нужно с небольшими поправками: параметр, измеряемый в ампер-часах, показывает в первую очередь величину электрического заряда и лишь отчасти характеризует настоящую емкость аккумуляторов. Например, «ампер-часы», указанные на штатной АКБ автомобиля, не всегда можно сравнивать с аналогичной характеристикой джамп-стартера. Все дело в способе замера этой величины. У большинства устройств, в том числе и представленных в нашем обзоре, емкость указана не совсем корректно, так как величина в ампер-часах напрямую зависит от величины напряжения, при котором производится замер: так, при номинальном напряжении 3,7 В емкость АКБ-бустера Carku может быть 15 000 мАч, при зарядке смартфона через 5-вольтовый USB-порт емкость будет меньше.
Для расчета реальной емкости при напряжении 5 В необходимо разделить абсолютную емкость (15 000 мАч х 3,7 В = 55 000 мВтч) на напряжение USB-выхода: 55 500 мВтч / 5 В = 11 000 мАч. Именно на этот параметр стоит ориентироваться при зарядке гаджетов: 11 000 мАч при напряжении 5 В при учете различных потерь, которые могут составлять 15–20 %, должно, к примеру, хватить на 4–5 полных зарядов смартфона с емкостью батареи 2000 мАч.
А вот при запуске мотора энергия будет сниматься уже через пусковые провода, а емкость при 12 В составит 4583 мАч. Наиболее честно эта величина указана у прибора Whistler, который выдает 33 000 мВтч — характеристика, показывающая не запасаемый заряд, а запасаемую энергию. При необходимости эту величину можно перевести в наиболее распространенное обозначение емкости, которую конкуренты обычно заявляют непосредственно для изначального напряжения аккумуляторных элементов, разделив на 3,7 В (33 000 мВтч / 3,7 В = 8920 мАч) или же для наиболее полезного показателя напряжения (12 В), который важен непосредственно при пуске мотора (33 000 мВтч / 12 В = 2750 мАч). Не менее честным можно считать подход компании Berkut: в бустере Smart Power емкость указана как раз и для напряжения 12 вольт и составляет близкие 2600 мАч, а при пересчете для 3,7 В емкость будет равна 8432 мАч (2600 х 12 В / 3,7В). Но почему при схожих параметрах так сильно отличаются габариты устройств? По словам технического специалиста компании, главной задачей при проектировке устройства было достижение максимальной безопасности (только у Smart Power — 10 степеней защиты!), а много «воздуха» внутри корпуса обеспечивает аккумуляторам лучшую вентиляцию. Характеристики остальных «пускачей» указаны в более привычных параметрах, а сама традиция сложилась исторически и объясняется весьма просто: большую емкость банально легче «продать». А вот кто действительно выделяется на этом фоне — тяжеленный пускач Aurora. В его арсенале две кислотно-свинцовых герметичных АКБ, общая емкость которых составляет честные 34 Ач при 12 В, а пиковый ток при запуске может достигать внушительные 1500 А!
К ЗАПУСКУ ГОТОВ!
Испытать устройства мы решили простым методом без углубленных исследований касательно токов заряда, напряжения и т. д. Для теста была выбрана вазовская «классика» с исправной, но предварительно посаженной АКБ. А чтобы исключить эффект быстрого дозаряда во время успешного запуска двигателя, было решено отключить подачу топлива. Стоит отметить, что объем двигателя сравнительно небольшой (1,5 л), а температура воздуха держалась на отметке 0 °C, что, конечно же, облегчало нашим девайсам работу. В итоге абсолютно все гаджеты успешно справились со своей работой, раз за разом проворачивая коленвал жигулевского моторчика: каждый прибор, даже крошечный «Неолайн», совершил по 5 успешных «запусков» общей протяженностью по 3–4 секунды (больше «крутить» производители приборов не рекомендуют) и был готов для дальнейшей работы. После — для большей наглядности — было выполнено по одному запуску 3,7-литрового V6 на автомобиле Jeep Liberty с посаженной АКБ. Оставшийся в устройствах заряд примерно сопоставим с заявленной емкостью бустеров, хоть светодиодные индикаторы и не дают возможности точно оценить остаток энергии. Если верить показаниям шкал, Carku, Harper, Whistler и Smart Power разрядились на 30–40 %, Airline и Neoline — на 40–50 %, а Aurora зарекомендовала себя и вовсе неубиваемым «пускачом»: стартер крутила наиболее бодро, а нагрузки будто бы и не почувствовала. В этом минитесте у нас не стояла задача прямого сравнения, мы старались главным образом показать разнообразие и разнонаправленность продающихся гаджетов.
Профилактическая зарядка исправной АКБ пару раз в год минимизирует риск ее внезапного разряда даже в сильные морозы. Удобнее использовать полностью автоматические ЗУ (на фото Daewoo DW 1500)
ПРОФИЛАКТИКА
Как назойливый доктор, не устаю повторять: лечить нужно не симптомы, а причину болезни! Даже успешно «прикурив» и заглушив через полчаса мотор, при следующем запуске можно снова потерпеть неудачу. Главное — соблюдать простые правила эксплуатации АКБ: следить за хорошим контактом и состоянием ее клемм, за исправностью электрооборудования автомобиля в целом, за уровнем электролита и его плотностью (в обслуживаемых АКБ), не оставлять надолго включенными потребители тока, а при подозрении на неисправность АКБ — проверять ее работоспособность или обращаться в сервис. Ведь даже ежедневные поездки (в особенности кратковременные) не способны восстанавливать АКБ каждый раз до конца. Поэтому даже исправная АКБ на полностью исправном автомобиле нуждается в профилактической зарядке от бытовой сети 1–2 раза в год, что сведет к минимуму вероятность ее неожиданного разряда даже в самый лютый мороз. Удобнее всего иметь дело с автоматическими зарядными устройствами. В этот раз для подзарядки посаженных АКБ мы взяли на тест так называемое интеллектуальное зарядное устройство молодого бренда Daewoo Power Products, главной особенностью которого является самостоятельная оценка состояния батареи и установка соответствующим образом силы зарядного тока и напряжения. Чтобы привести устройство в работу, требуется минимум действий: после соединения клемм устройства с контактами аккумулятора запустится функция автоматического определения типа и состояния АКБ. Если аккумулятор исправен (в противном случае загорится соответствующая надпись), то через 10–15 минут диагностики нужно будет выбрать режим зарядки (медленный, стандартный или быстрый), после чего начнется автоматический процесс зарядки. Если аккумулятор сильно разряжен, начинается зарядка малыми токами с плавным увеличением напряжения до достижения нормального уровня зарядки. Также есть режим восстановления АКБ (десульфатирование), который тоже работает автоматически: включает подачу напряжения в импульсном режиме, что позволяет удалить сульфаты с поверхности свинцовых пластин, тем самым восстанавливается емкость батареи. В целом девайс получился удачным, особенно учитывая его универсальность (возможна работа с большинством типов аккумуляторов 6/12/24 В емкостью от 20 до 300 Ач), безопасность и простоту в использовании (предусмотрена защита от неверного подключения, короткого замыкания и перегрева).
ВЕРДИКТ
Чем дольше существует марка на рынке, тем, как правило, более качественная ее продукция. Причем уровнем развитости бренда в этой сфере пренебрегать нельзя: производство стартовых бустеров требует высококачественного производства и постоянного контроля, что производители «ноу-нейм» себе зачастую позволить не могут. Также нельзя сбрасывать со счетов предоставление заводской гарантии: в большинстве случаев производитель готов идти навстречу клиенту и менять вышедшие из строя девайсы. Не меньше внимания при покупке Jump-стартера следует уделять техническим характеристикам интересующего вас ПЗУ и возможностям его применения на тех или иных автомобилях. Стоит поинтересоваться и наличием встроенных схем защиты — чем их больше, тем лучше. Конечно, это будет сказываться на стоимости аппарата, но хорошее электронное устройство, к тому же предназначенное для автомобильного применения в экстремальных условиях, никогда не будет дешевым. Итак, мы сформировали три основных категории предоставляемых на рынке устройств.
1. Если основная задача — мощный зарядник для смартфона, а возможность запуска автомобиля — это крайний случай, то можно остановиться на бюджетных компактных моделях, емкость которых не превышает 8000–10 000 Ач. Для этих целей прекрасно подойдет Airline (на его стороне наличие двух портов USB с разными характеристиками, информативный дисплей, хороший фонарик и неплохие параметры запуска), а также Neoline, который покорил поистине компактными размерами. Сюда же можно отнести Whistler: да, он дороже, но его прорезиненный корпус более практичен, да и общее впечатление от продукта выше, чем от конкурентов.
AIRLINE APB-08-03
- Интересный дизайн, компактные размеры, ЖК-дисплей, 2 слота USB
- Отсутствие в комплекте кейса
NEOLINE JUMP STARTER 80
- Самые малые корпус и вес среди конкурентов при схожих параметрах, низкая цена
- Неинформативный индикатор заряда, отсутствие кейса для хранения, тусклый фонарик
WHISTLER JUMP AND GO
- Добротный корпус, прорезиненный чехол, наличие кейса для хранения, длинные провода для прикуривания с пропаянными зажимами «крокодилов»
- Неинформативный индикатор заряда
2. Если помимо вышеперечисленных требований (зарядка гаджетов через USB и нечастые запуски автомобиля) вы планируете периодически заряжать ноутбук, то стоит присмотреться к моделям, имеющим соответствующий выход на 15/19 В. Чем больше емкость, тем лучше. В нашем тесте с такой опцией оказался только Harper, хотя такие бустеры есть в ассортименте почти у каждого производителя. Устройство в целом понравилось — главным образом соотношением характеристик и цены.
HARPER ES 12085
- Хорошая комплектация, возможность зарядки ноутбуков, низкая цена
- Непрактичный пластик корпуса, неинформативный LED-индикатор заряда
3. Если вы часто сталкиваетесь с постоянными «оживлениями» автомобилей (может быть, вы автослесарь, а может, просто сама добродетель), то здесь есть несколько вариантов. Для автосервиса все же актуальнее тяжелая техника: либо «чемоданчик» Aurora Double Drive 1500, либо более компактные, но менее производительные Carku E-Power-43 и Smart Power SP-2600. У каждой модели свои особенности. «Аврора» действительно выделяется среди остальных «малышей» и имеет колоссальную емкость, которая позволяет запускать даже грузовые дизельные двигатели. За это приходится платить большим весом, ценой и довольно долгой зарядкой от сети. Бренд «Карку», как один из первопроходцев на нашем рынке, сам по себе уже завоевал отличную репутацию — на мой взгляд, вполне заслуженно. Протестированная модель Power-43 — одна из немногих, кто помимо отличных характеристик может похвастать пыле- и влагозащитным корпусом. У Smart Power SP-2600 свои фишки: устройство обладает самой высокой среди конкурентов степенью защиты, что напрямую влияет и на безопасность работы, и на ресурс, и на безотказность девайса.
AURORA DOUBLE DRIVE 1500
- Добротное исполнение, высокие емкость и пусковой ток, наличие гнезда прикуривателя, выход 12/24 В, мощные силовые кабели
- Большие габариты и вес, долгая зарядка и необходимость ее проведения каждые 3 месяца
CARKU E-POWER-43
- Жесткий кейс, богатая комплектация, разъем для адаптера прикуривателя 12 В, большая емкость, пылеи влагозащитный корпус, LCD-дисплей, интеллектуальный блок защиты
- Отсутствие разъема 19 В для зарядки ноутбука
SMART POWER SP-2600
- Мощные провода для прикуривания, добротный корпус, высокая безопасность использования с 10 степенями защиты
- Цена, не самые удобные «крокодилы», неинформативный индикатор заряда, скромная емкость
Технические характеристики | |||||||
CARKU | HARPER | WHISTLER | SMART-POWER | AIRLINE | NEOLINE | AURORA | |
Размеры, мм | 265х190х60 | 145х80х30 | 130х78х24 | 192х122х47 | — | 131х75х25 | |
Вес, г | 590 | 420 | 450 | 660 | 500 | 225 | 11 500 |
Выход USB (5 В), А | 2 | 2 | 2,1 | 2 | 2,1 + 1 | 2 | — |
Возможность зарядки ноутбука | — | 12/16/19 В | — | — | — | — | — |
Гнездо прикуривателя | 12 В, 10 А | — | — | — | — | — | 12 В |
Емкость, (мАч) при 3,7 В | 15 000 | 12 000 | 8920 | 8432; 2600 (при 12 В) | 8000 | 8000 | 37 000 |
Запасаемая энергия, Втч (ориентировочно) | 55 | 44,4 | 33 (пасп. данные) | 31,2 | 29,6 | 29,6 | 444 |
Ток запуска, А (мин./макс.) | 250/500 | 200/400 | 200/400 | 117/234 | 200/400 | 200/400 | 700/1500 |
Время зарядки, ч | 4–5 | 3 | 3–4 | — | — | — | — |
Индикатор заряда | ЖК-дисплей | LED-шкала | LED-шкала | LED-шкала | ЖК-дисплей | LED-шкала | стрелочный |
Фонарь | есть | есть | есть | 2 шт. | есть | есть | есть |
Циклов зарядки | >1000 | 1200 | >1000 | 2000 | 3000 | 1000 | — |
Цена, р. | 7990 | 4200 | 7190 | 9200 | 4900 | 3500 | 10 100 |
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.