Меню Рубрики

Автоматика телемеханика и связь на железнодорожном транспорте

Автоматика, телемеханика и связь (АТС) – это отрасль техники, обеспечивающая управление и контроль производственными процессами. Железнодорожная автоматика и телемеханика способствует увеличению пропускной способности, повышению производительности труда, обеспечению безопасности движения поездов, совершенствованию методов обслуживания, улучшению условий и культуры труда железнодорожников. Устройства АТС позволяют с наибольшей эффективностью пользоваться всем комплексом технических средств железнодорожного транспорта, обладая высокими показателями технической, экономической и эксплуатационной эффективности. Средства автоматики, телемеханики и связи заменяют труд человека при управлении и контроле производственными процессами.

В данном разделе собранны лекции по предмету «Автоматика, телемеханика и связь», а также принципы построения основных устройств АТС.

Квалификация выпускника – техник

Выпускники 9 классов поступают на первый курс и обучаются по очной форме 3 года 10 месяцев. Выпускники 11 классов обучаются 2 года 10 месяцев.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Область профессиональной деятельности выпускников: построение и эксплуатация устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (далее — ЖАТ); техническое обслуживание, ремонт, монтаж и пуско-наладочные работы устройств и систем СЦБ и ЖАТ; ремонт, регулировка и испытание приборов, блоков и устройств аппаратуры СЦБ и ЖАТ.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

— перегонные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;

— станционные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;

— технология обслуживания устройств СЦБ и систем ЖАТ;

— микропроцессорные и диагностические системы железнодорожной автоматики;

— приборы и устройства СЦБ, ЖАТ;

— первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

— Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики.

— Техническое обслуживание устройств систем СЦБ и ЖАТ.

— Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ.

— Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).

Каких специалистов мы готовим?

В большое число интересных и увлекательных специальностей, имеющихся на железнодорожном транспорте, входят специалисты по автоматике и телемеханике, которые сооружают автоблокировку, диспетчерскую и электрическую централизацию, а также обеспечивают их надежную работу.

Комплекс технических средств железнодорожной автоматики принято называть устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). С момента, когда прозвучал первый сигнал звукового рожка и поднялся первый сигнальный шар, минуло два века. На смену им пришли сначала семафоры, а потом светофоры. О том, что железная дорога немыслима без сигналов, теперь известно каждому. В настоящее время на железной дороге широко применяют различные средства автоматического и телемеханического управления стрелками и сигналами, которые обеспечивают безопасную доставку пассажиров и грузов до мест их назначения.

Читайте также:  Величина угла спиливания заготовки на соединяемых концах

Сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи сигналов. К устройствам сигнализации относятся сигнальные приборы, при помощи которых передают на поезда приказы и извещения о запрещении или разрешении движения, ограничении скорости и т.п.

Централизация — комплекс технических средств для управления стрелками и светофорами на станциях или участках из одного пункта (центра) управлении, используемый с целью улучшения организации и обеспечении безопасности движения поездов.

Блокировка – система автоматики, обеспечивающая разграничение движения поездов по перегону таким образом, чтобы между поездами было расстояние, необходимое для соблюдения условий безопасности (устройства блокировки не допускают открытия сигнала до тех пор, пока участок пути занят другим поездом).

Техник-электромеханик должен уметь выполнять техническое обслуживание и ремонт вышеуказанных устройств, быстро и грамотно выявлять и устранять возникающие неполадки и повреждения.

После окончания техникума выпускников ждут в дистанциях, в проектных организациях и дорожных исследовательских лабораториях, расположенных в районах Московской железной дороги.

Наши выпускники работают в следующих должностях:

  • электромеханик СЦБ (системы централизации и блокировки);
  • электромонтер СЦБ (систем централизации и блокировки).
  • электромеханиками в дорожных лабораториях автоматики и телемеханики,
  • техниками в проектных организациях (ГТСС и др.).

После приобретения опыта работы могут занимать должности старшего электромеханика, начальника-участка и др.

Выпускники успешно работают в организациях, связанных с обслуживанием и ремонтом аппаратуры связи, занимаются проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств не только железнодорожном транспорте, но и в других структурах. Службы СЦБ (сигнализации, централизации и блокировок) — это структурные подразделения метрополитенов и железных дорог, в ответственность которых входят задачи обеспечения беспрерывной работы систем организации и безопасности движения поездов.

Работники службы СЦБ считаются элитой железнодорожного транспорта, недаром в их гимне есть такие строки:

Вокзалы, стрелки, блок-участки Привычно связаны в судьбе. Не гонятся за лёгким счастьем Гвардейцы службы СЦБ. Когда работа на пределе И сердце рвётся из груди — Не забывай, на самом деле, Ты СЦБист, ты впереди!

Эта специальность относится к профессиям, связанным с безопасностью движения поездов, поэтому требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.

ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Общеобразовательные учебные дисциплины

  • Русский язык
  • Литература
  • Иностранный язык
  • История
  • Физическая культура
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Химия
  • Обществознание (включая экономику и право)
  • Биология
  • География
  • Экология
  • Астрономия
  • Математика
  • Информатика
  • Физика
Читайте также:  Доплата работающему пенсионеру за неработающего пенсионера

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

  • Физическая культура
  • Основы философии
  • История
  • Иностранный язык
  • Основы права

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

  • Прикладная математика
  • Компьютерное моделирование
  • Экология на железнодорожном транспорте

Профессиональный учебный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Электротехническое черчение
  • Электротехника
  • Общий курс железных дорог
  • Электронная техника
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Экономика организации
  • Охрана труда
  • Электрические измерения
  • Цифровая схемотехника
  • Транспортная безопасность

Профессиональные модули

ПМ.01 Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики

  • Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики.
  • Теоретические основы построения и эксплуатации перегонных систем железнодорожной автоматики.
  • Теоретические основы построения и эксплуатации микропроцессорных и диагностических систем автоматики

ПМ.02 Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)

  • Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ

ПМ.03 Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)

  • Технология ремонтно — регулировочных работ устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Учебная практика

Производственная практика (по профилю специальности)

На данной специальности уделяется много времени изучению устройств и приборов автоматики, телемеханики и связи, которые являются одним из важных элементов технического вооружения железнодорожного транспорта. Весь учебный материал увязан с вопросами охраны труда и техники безопасности.

В ходе практических и лабораторных занятий обучающиеся получают навыки использования электромонтажного оборудования и специальных инструментов, работы с электрическими схемами и технической документацией, обеспечивающие самостоятельное выполнение курсового и дипломного проектирования.

Большое внимание уделяется формированию практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, как в кабинетах-лабораториях, так и на предприятиях железнодорожного транспорта. Учебная практика проходит на втором курсе в учебных мастерских, на четвертом курсе — в лабораториях техникума. По окончании третьего курса студенты направляются на практику по профилю специальности — работают на объектах Тульского отделения Московской железной дороги и получают рабочую профессию «монтер СЦБ 4-го разряда». Заканчивается практическое обучение по специальности 27.02.03 преддипломной практикой. Теоретические и практические навыки студенты приобретают в оснащенных кабинетах и лабораториях. Отделение располагает 15 кабинетами и 8 лабораториями. Во всех аудиториях отделения имеются ПЭВМ и мультимедийная техника, современная нормативная и техническая документация. Лаборатории оснащены электронной и микропроцессорной техникой, аппаратами управления, релейным оборудованием. Все это нужно для того, чтобы каждый студент еще до выхода на производство мог иметь представление о своей будущей профессии. В целях получения студентами практических навыков по содержанию и эксплуатации стрелочных переводов, светофоров, путевых коробок на территории техникума оборудован учебный полигон, который широко используется для проведения различных типов занятий.

Читайте также:  Vstarcam c7824wip инструкция на русском

Дипломные проекты выполняются по различным темам под руководством штатных преподавателей профессиональных модулей и дисциплин и руководителей дипломного проектирования с производства. В рамках дипломного проекта студенты самостоятельно изготавливают действующие устройства, макеты, компьютерные обучающие программы и видеофильмы.

В целях поддержки одаренной молодёжи лучшим студентам, победителям конкурсов, предоставляют гранты на разработку реальных дипломных проектов по заказу Узловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Тульского отделения Московской железной дороги для развития материальной базы технического кабинета ШЧ-26 .

После успешного завершения государственной итоговой аттестации в торжественной обстановке выпускникам вручают дипломы.

Выпускник, освоивший основную образовательную программу техникума по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожный транспорт), может продолжить обучение в ПГУПС, МГУПС (МИИТ) по специальности Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте. Отделение гордится своими выпускниками. Большинство из них посвятило себя железной дороге, работе в службе СЦБ.

Изложены принципы построения устройств автоматики, телемеханики.и связи: автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации, систем кодовой централизации, автоматической телефонной связи, многоканальной, технологической связи, передачи дискретной информации, радиосвязи, радиорелейной связи, телевидения и т. д Большое внимание уделено вопросам эксплуатационного обслуживания этих устройств, безопасности движения поездов и экономической эффективности указанных средств.

Предназначена для студентов вузов железнодорожного транспорта по специальностям «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте» и «Экономика и организация железнодорожного транспорта», а также может быть полезной инженерно-техническим работникам, связанным с разработкой, строительством и эксплуатацией устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.

Рекомендуемый контент:

Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *