Содержание
Большинство новичков сталкиваются с проблемой выбора своей первой автомодели. На форумах задаются одни и те же вопросы сотни раз. Какую модель купить? Как быстро она будет ездить? Какие классы моделей существуют? И множество других аналогичных вопросов. Специально для тех людей кто только планирует заняться этим хобби я решил написать эту статью с целью дать ответы на несколько основных вопросов.
С чего начать?
Прежде всего вы должны определиться с начальным бюджетом который вы можете позволить себе выделить на приобретение свой первой модели. Неплохо было бы также трезво оценить свои силы, возможности и навыки управления. Более простая, дешевая и медленная автомодель скорее всего не будет пределом ваших мечтаний, однако она будет наилучшим выбором в качестве модели с которой следует начать. Запомните: любую модель в дальнейшем можно подвергнуть необходимым доработкам. Иными словами, установить более мощный мотор и другие тюнинг детали вы всегда сможете позже.
Скорость
В мире радиоуправляемых автомоделей практически не существует каких-либо скоростных ограничений. Вы можете ехать так быстро насколько вам позволяет это делать ваша модель и ваши навыки управления. Никто больше не зажгет перед вами красный сигнал светофора и не махнет полосатой палочкой с целью проверить ваши документы. Однако никогда не стоит забывать что все радиоуправляемые модели на большой скорости представляют из себя, прежде всего, тяжелый, быстродвижущийся предмет, несущий потенциальную опасность для окружающих. И в случае чего, виновным в последствиях будете только вы сами.
Насколько быстро может ехать радиоуправляемая машинка? Какого-то одного точного ответа на этот вопрос просто не существует. Все зависит от множества факторов начиная от того какая именно модель вас заинтересовала и заканчивая тем какой диаметр колес вы поставили. Но, прежде всего, на параметр скорости автомодели влияет ее класс. Большой, неповоротливый монстр-трак, созданный для преодоления серьезного бездорожья не сможет тягаться с легкой и быстрой багги, точно также как и багги не по силам угнаться за шоссейной моделью.
Если говорить чуть более конкретно и приводить в пример цифры, можно сказать что на сегодняшний день мировой рекорд скорости составляет порядка 160 миль/ч (256 км/ч). Однако если быть реалистом, с уверенностью можно сказать что покорить планку в 100 км/ч по силам каждому. Для большей наглядности таблица ниже демонстрирует среднестатистические скоростные характеристики разных классов моделей.
Готовый набор (RTR) vs. Конструктор (Kit)
Выбор своей первой радиоуправляемой автомодели у новичков обычно тесно связан со страхом чего-нибудь не учесть, забыть или же банальным не знанием каких-то технических особенностей. Именно поэтому около 80% всех новичков склоняется к выбору готовых RTR-наборов. Ведь в среднестатистическом RTR (ready to run) есть все что необходимо для первого запуска (за исключением топлива). К тому же модель будет собрана, полностью укомплектована да и стоит такой набор обычно дешевле, нежели покупать все по отдельности (а цена играет далеко не последнюю роль в выборе первой модели). Так что вам останется только прочитать инструкцию, залить топливо или же зарядить батареи, и можно ехать.
К минусам RTR можно отнести то, что часто производители в погоне за снижением цен на такие наборы, ставят более простые комплектующие. К примеру, вам могут не понравиться диски, резина, раскраска корпуса, простой, неудобный пульт управления или же пластиковые шестеренки в трансмиссии модели (которые вы поначалу просто не заметили). Наборы для самостоятельной сборки (Kit) обычно лишены всех этих недостатков, потому что вы вправе самостоятельно выбрать именно тот мотор который вы и хотите, покрасить корпус в свой любимый цвет и поставить резину которая вам нравится. К тому же в таких наборах как правило идут в стандартной комплектации многие детали, которые в RTR считаются как опция. Также, многие получают не меньшее удовольствие именно от процесса сборки и настройки своей модели, а не только от процесса катания. И, как правило, ручная сборка оказывается на порядок качественнее заводской (при условии что вы все делаете правильно). Минусами Kit-наборов обычно является более высокая цена и ориентированность на подготовленного моделиста.
В любом случае, выбор между Kit и RTR остается за вами. Просто имейте ввиду, что если вас серьезно зацепит (или вы точно знаете что зацепит) можно сразу смело брать Kit-набор и, в конечном итоге, вы даже сэкономите по деньгам не смотря на более высокую итоговую цену конструкторов. Если же вы еще не уверены, ограничены в средствах или же боитесь что возиться с радиоуправляемыми машинками вам может быстро надоесть, берите RTR.
Задний привод или полный?
Все радиоуправляемые машины также как и большие автомобили делятся на 2 типа привода: полный (4WD) и задний (2WD). Модели с передним приводом встречаются очень редко. К плюсам заднего привода можно отнести то, что такие модели обычно дешевле и проще в обслуживании. Зато модели с полным приводом более проходимые, проще в управлении и их поведение на трассе более предсказуемо.
Масштаб
Масштаб, также как и класс автомодели, является важной характеристикой на которую стоит обратить внимание. Основные масштабы которые можно повстречать это 1/5, 1/8, 1/10, 1/12, 1/18. Чем больше вторая цифра тем больше модель уменьшена в сравнении с оригиналом. Из всех масштабов можно выделить 2 наиболее популярных, это 1/10 и 1/8. Обычно ассортимент моделей этих двух масштабов представлен почти всеми хобби магазинами и всегда есть из чего выбрать. Еще одной, не менее важной особенностью масштаба, является реализм поведения модели. Ведь чем больше автомодель, тем больше будет и ее масса и инерция, а значит и более реалистичное поведение на трассе.
Классы моделей
В этом разделе поговорим о самых популярных классах радиоуправляемых автомоделей. Существуют 8 основных классов.
Багги
Модели багги могут преодолевать практически любую пересеченную местность. Катаетесь ли вы в своем дворике, местном парке или же выбрались на трассу — багги везде придется ко двору! Однако наиболее оптимальной местностью все же будут являться плотно укатанные земляные дорожки или же специально оборудованные модельные трассы. Тут потенциал багги будет раскрыт на все 100%. Вместе с тем багги очень маневренны и быстры, что делает их довольно универсальными моделями.
Термин трагги сформировался из 2 английских слов: Truck (грузовик) и Buggy (Багги). Это уже и не багги, но, в то же время, еще и не монстр. Это нечто среднее. Модели трагги, можно сказать, этакие багги на стероидах. У них более длинные колесные рычаги, более широкие колеса и корпуса от моделей грузовиков. В остальном же, и трагги и багги по своей конструкции очень похожи и мало чем отличаются. Если вы сомневаетесь брать багги или же монстра, трагги будет оптимальным выбором.
Как вам уже наверно стало ясно, стихия всех on-road моделей это гладкие и ровные поверхности. На асфальте или же ковре совместные заезды на скорость или же состязания по дрифту доставят вам истинное удовольствие. В сравнении с внедорожниками у шоссейных моделей небольшие ходы подвески, минимальные люфты и великолепная управляемость.
Из всех классов моделей монстры выступают на первое место по популярности, если речь заходит о модели «для фана», т.е. для заездов в свое удовольствие. Огромные колеса и большие ходы подвески являются не сменными атрибутами этого класса моделей и выделяют их среди всех остальных. Мощный мотор с высоким крутящим моментом устанавливается на большинство из них, ведь для монстров, также как и для всех грузовиков, важна не столько скорость, сколько тяга. В общем и целом, это очень зрелищный и популярный класс моделей.
Стадиум траки в сущности являются моделями трагги, но, все таки, вынесены в отдельный класс. Все они преимущественно с задним приводом (2WD), довольно быстры, но не любят сильного бездорожъя. Также как и для багги идеальным местом запуска будет являться трасса или же относительно ровная поверхность.
Шорт корс траки
Короткобазные грузовики или шорт корс траки на сегодняшний момент являются самым молодым и быстро развивающимся классом радиоуправляемых моделей. Появившись относительно недавно, они быстро успели завоевать популярность. Прежде всего, их выделяет большой широкий корпус, копийная внешность и схожая с багги управляемость. Предназначены для гонок по трассам, однако, полноприводные версии этих грузовиков превосходно чувствуют себя и на бездорожье.
Краулеры и трофи
Особняком от всех остальных классов стоят краулеры и трофи модели. Если для всех остальных классов важна скорость и правило «кто быстрее», то для краулеров и трофи это не имеет никакого значения. Здесь главенствует правило «кто аккуратнее». Ведь именно филигранное прохождение сложных дорожных участков (грязь для трофи и скалы для краулеров) является основным условием для этих классов. Если у вас нет желания бешенно гонять по трассам, а хочется покорить вершину вон той горы или же неспешно проехать там где и пройти то страшно, модели этого класса будут как никогда кстати.
Хотите покататься, но за окном льет дождь? Не беда! Достаньте из ящика стола свою маленькую багги, постройте небольшую трассу из компакт дисков и устройте гонки прямо у себя дома! Мини модели являются отдельным классом, в котором, в свою очередь, могут находиться модели практически из любых классов описанных выше. Это могут быть и монстры, и багги, и трагги, и даже маленькие краулеры. Все тоже самое за исключением маленького масштаба (1/16, 1/18, 1/36). Вы можете запускать такие модельки практически где угодно: как у себя во дворе так и по кровати в своей спальной. Не смотря на столь малые размеры это по-прежнему модели, с надежными деталями, тюнингом, мощными моторами, масляными амортизаторами и всеми остальными атрибутами отделяющими модели от игрушек.
Электро или нитро?
Когда вы определились с классом будущей модели вы должны также решить какой тип силовой установки будет для вас предпочтительнее. На одних моделях установлен двигатель внутреннего сгорания (ДВС), работающий на специальном топливе. На других стоит электромотор/ы питающийся от аккумуляторов. И если ДВС настраивают при помощи специальных игл на карбюраторе, то электронный регулятор скорости, управляющий электромотором, можно настраивать через программатор или же компьютер используя специальное ПО. Некоторых больше привлекает звук работающего двигателя и запах выхлопа, других же, наоборот, это отталкивает и им не хочется возиться с топливом. ДВС в отличии от электро требует большего ухода и времени. Вы должны также учитывать не будет ли у вас проблем с покупкой качественного топлива в вашем регионе. Многих новичков привлекает простота настройки и эксплуатации именно электро моделей. Однако если вас не смущают все нюансы связанные с ДВС и вам нужна именно грозно рычащая, дымящая модель, вас врят-ли устроит электромотор какой бы мощный он не был. Так или иначе, не так важно какой выбор вы сделаете на первоначальном этапе, с приходом опыта, вы, возможно, измените его.
Что мне потребуется еще?
Если вас не заинтересовали готовые RTR наборы и вы решили покупать все по отдельности, помимо самого набора модели вам потребуются несколько обязательных аксессуаров. И электро и нитро моделям обязательно нужна аппаратура управления с приемником и сервомашинки (управляют поворотом колес и др.). Обычно среднестатистической модели хватает аппаратуры с 2-3 каналами управления. Нитро моделям, возможно, потребуется докупить калильный двигатель (ДВС), резонансную трубу (глушитель), стартер и, конечно же, топливо. Электро моделям может потребоваться докупить регулятор скорости и электромотор (часто идут в одном наборе), а также силовой аккумулятор/ы. Помимо всего этого, вам также может потребоваться докупить колеса, диски, поролоновые вставки, лексановый корпус и ведущую шестерню (для электромотора). Если вы собираетесь покупать свою первую модель в интернет-магазине, всегда внимательно изучайте описание набора модели и что в него входит. Если же вы покупаете модель в вашем местном хобби-магазине, продавец всегда подскажет вам что необходимо докупить еще.
Запчасти
Еще один немаловажный аспект о котором всегда следует знать заранее это доступность запчастей на вашу модель. Если вы выбрали автомодель на которую нет запчастей или их очень мало это лишний повод задуматься над правильностью своего выбора. Кому захочется ждать запчати месяцами? Перед покупкой новой модели вы можете заранее проверить ассортимент нескольких крупных интернет-магазинов, чтобы убедиться наверняка что запчасти действительно есть и их много.
На этом все. Надеюсь что эта статья дала ответы на ваши вопросы и помогла разобраться в нюансах. Делайте правильный выбор и покупайте только хорошие модели.
Это не поиск, а фильтр. Чем меньше ограничений введете, тем больше чертежей увидите.
Хочешь первым узнавать о новых чертежах? Вступай в нашу группу ВКонтакте.
В мире достаточно много разнообразной радиоуправляемой (RC) техники, от совсем простых детских машинок на пульте управления до огромных моделей самолетов достигающих размеров автомобиля. В этой статье, я хочу рассказать о части RC мира под названием автомоделизм, о том какие классы моделей бывают, на какие категории делятся, с чего начать и так далее.
Подробности под катом. Осторожно, много трафика.
Типы моделей
Монстры (Monster Truck)
Наиболее популярный класс техники для развлечения.
Представляет собой модель с большим клиренсом, огромными колесами, высоким центром тяжести, соответственно очень неустойчив.
Способен преодолевать любой тип поверхности, идеален для прыжков с трамплинов, горок и просто для развлечения на даче.
Багги
Как правило полный привод. Способны преодолевать любой тип поверхности, при этом наиболее оптимальным будет езда по плотно укатанному грунту.
Именно этот класс наиболее широко представлен на соревнованиях.
Шорт-корс (Short Course)
Представляет собой пикап с короткой базой и задним приводом.
Обладает большой схожестью (копийностью) с настоящими автомобилями. Предназначен для той же поверхности что и багги, то есть укатанный грунт.
Трагги (Truggy)
Что-то среднее между багги и монстром.
Характеризуется наличием больших широко расставленных колес и небольшим клиренсом. Соответственно на этом классе можно отлично преодолевать разнообразные препятствия, трамплины, неровный грунт, при этом управляемость хуже чем у багги, но лучше чем у монстра.
Отличный компромиссный вариант.
Краулеры (Crawler)
Характеризуется огромным клиренсом, таким же огромным ходом подвески, низкой скоростью.
Предназначен исключительно для аккуратного и неторопливого преодоления препятствий.
Дрифт (Drift)
Исключительно шоссейный машины.
Предназначены, как понятно из названия, для дрифта на асфальте.
Ралли (rally)
На ряду с краулерами довольно редкий класс авто.
Как правило, полноприводные машины. Отличаются копийностью. Предназначены для укатанного грунта.
Трофи (trophy)
Отличается высокой копийностью, полный провод — часто с неразрезными мостами, низкой скоростью, мягкими цепкими покрышками.
Предназначен для неспешного преодоления разнообразных препятствий в виде луж, грязи, болота.
На популярные модели продается огромное количество тюнинга в виде канистр, колес, кузовов и прочее для создания точной копии настоящих трофи автомобилей.
Масштаб моделей
Модели различаются по масштабу от микро (1:18) для огромных 1:5 или 1:4 достигающих 1 метра длиной.
Модели масштаба от 1:18 до 1:12 фактически представляют собой игрушки и в соревнованиях не участвуют, при этом не годятся в подарок маленьким детям и не предназначены для катания дома, так как способны развить скорость в 30-35 км/ч.
Наиболее интересный и популярные масштабы это 1:10 и 1:8. Именно в этих классах проводятся основная часть соревнований и наибольшее разнообразие моделей.
Модели масштаба 1:10 и 1:8 могут достигать 50 см в длину и не предназначены для покатушек во дворах и местах скопления людей, поскольку в могут развивать очень большую скорость (до 117 км/ч HPI Vorza), а в купе с массой ( около 4-6 кг) могут причинить серьезную травму.
Самые большие модели масштаба 1:5 обладают, в подавляющем большинстве, двигателем внутреннего сгорания объемом 24-28 см3 и фактически повторяют конструкцию настоящих автомобилей.
Двигатели
В настоящий момент, у автомоделей двигатели бывают четырех видов:
- Электрический коллекторный мотор. Электромоторы совершенно стандартной конструкции с катушкой, щетками. Характеризуется малой мощностью, часто слабой надежностью и в целом не интересен. Применяется на недорогих моделях малого и микро масштаба. Для моделей масштаба 1:18, позволяет достигать скорости в 25 км/ч.
- Электрический бесколлекторный (вентильный) мотор (БК). Появился в RC относительно недавно, заметно оттеснив традиционные модели с двигателями внутреннего сгорания, поскольку выдает схожую мощность и в отличии от ДВС значительно проще в эксплуатации.
- Калильный карбюраторный двигатель. Используется в моделях от 1:12 до 1:8 масштаба. Заправляется топливом с содержанием от 16% до 30% нитрометана. Очень капризный двигатель, нуждающийся в тонкой настройке карбюратора. Крайне не рекомендуется новичкам или тем кто не любит ковыряться с техникой. Двигатель малообъемный (несколько кубических сантиметров), но при этом позволяет снимать несколько лошадиных сил и достигать 30000 — 40000 оборотов.
- Бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Применяются в моделях масштаба 1:5. Заправляются бензином АИ 92-95. Двигатели намного менее капризные чем малообъемные калильные моторы
80 usd). С более мощным бесколлекторным мотором цена достигает 4500 рублей (
130usd). Диапазон цен на хобийные модели (не спортивные) более интересного масштаба (1:10, 1:8) разнится от 10000 рублей до 25000 (300 — 700 usd). Самые дорогие, это модели масштаба 1:5, цены могут достигать 40 — 70 тысяч рублей (1200 — 2000 usd).
Комплектации (варианты поставок)
Бывает два вида поставки моделей:
- RTR — ready to run. Такая комплектация означает что модель собрана и полностью готова для заездов. Но при этом надо учитывать что аккумуляторы, зарядное устройство и так далее могут не входить в комплект. Обычно они входят в комплект только для совсем бюджетных аппаратов. Также если вы покупаете модель с ДВС, вам в обязательном порядке надо будет докупить накал свечи, батарейки, топливо, термометр и так далее.
- Kit. Такая комплектация означает что для окончательной сборки модели помимо аккумуляторов, зарядок и прочее, вам потребуется двигатель, аппаратура (пульт с приемником) колеса, регулятор оборотов двигателя и прочее. Киты предназначены для спортсменов и не предназначены для новичков. Такие наборы обычно поставляются в максимальном тюнинге и подразумевается что весь дополнительный обвес у спортсмена уже есть.
Аппаратура (аппа)
Одна из важнейших частей в RC хобби это аппаратура: пульт, приемник, телеметрия. На рынке представлено большое количество вариантов от совсем простых и бюджетных вариантов 2-х канальной аппаратуры за 15-20 баксов:
До навороченной 4-х канальной, с телеметрией, кучей настроек и прочих фишек и ценой в 600 usd:
Конструкция автомодели на примере моей ДВС трагги
Общая картинка с официального сайта:
Модель полноприводная. Три дифференциала. Двигатель 4.6 см3, мощностью в 2.9 л.с. Два кардана расходящиеся от центрального дифференциала с переднему и заднему. На центральном дифференциале закреплены два дисковых тормоза. Двигатель калильного типа, это значит, для запуска двигателя свечу необходимо нагреть специальным накалом, а дальше спираль свечи держит температуру сама.
Нижняя дека:
Нижняя дека представляет собой алюминиевую пластину толщиной 4.5 мм с отверстиями для запуска мотора с помощью стартового стола.
Конструкция передней подвески:
Конструкция передней подвески по сути не сильно уступает настоящим автомобилям в сложности и сильно их превосходит в плане надежности, так падения с высоты 2 метра на грунт с десятком переворотов, как правило для автомодели проходят без каких-либо поломок.
Какую модель купить?
Вопрос сложный и как в случае в компьютерами надо вначале определиться с бюджетом и задачами. Так например есть вы хотите просто погонять на модели, попрыгать с трамплинов и просто получить фан, то ваш выбор это монстр — например HPI Savage. Вам интересны большие машины 5-го масштаба то можно посмотреть в сторону HPI Baja 5T. На ряде форумов есть специальные темы для новичков посвященные выборам техники — ссылки внизу статьи.
Бренды (производители)
В настоящий момент на рынке представлено большое количество производителей. Их можно попробовать разделить в три категории:
- Чистокровные китайцы: Iron Track, Himoto, BSD Racing, VRX Racing, HSP. Выгодно отличаются ценой, при этом может надежность и продуманность конструкции может страдать. Можно купить как первую модель для того чтобы понять нравиться или нет, обзавестись опытом ремонта и эксплуатации.
- RTR модели производителей из Штатов, Великобритании и Японии: HPI, KYOSHO, Team Associated, HOTBODIES, Traxxas, Maverick, Team Losi. В среднем «по больнице» обладают большей надежностью и продуманностью конструкции чем китайцы при несколько большей цене. В случае производителей из средней группы надо рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку у каждого бренда есть как качественные удачные модели так и не качественные
- Киты от Xrax, KYOSHO, Durango, Team Associated. Бескомпромиссные модели для спортсменов в полном тюнинге. Один только кит может стоить дороже чем такая же модель в RTR варианте и не забываем что к ней надо докупить аппу, движок, колеса, регулятор оборотов и прочее. При средней стоимости RTR модели в 20 тысяч рублей (600 usd), подготовленный вариант для соревнований на базе кита может стоить до 60 — 70 тысяч (2000 — 2300 usd).
Соревнования
Для любителей RC хобби проводятся соревнования как регионального уровня так и общероссийского. У соревнований как правило жесткий регламент и делятся в общем случае на следующие классы:
- Багги 1:10 4wd электро
- Багги 1:8 4wd электро
- Багги 1:10 4wd нитро
- Багги 1:8 4wd нитро
- Хобби unlim 1:8
Необходимо оговорится что описанные классы это некоторая условность и может меняться от городу к городу, в зависимости от популярности тех или иных моделей.
Если же вы решили что хотите участвовать в соревнованиях, хорошо подумайте нужно ли вам это, поскольку как и любой спорт RC гонки требует много времени, денег, знаний и терпения. Как я выше упомянул, подготовить новую модель с нуля для соревнований на базе кита, может стоить в 60 — 70 тысяч рублей. Подержанную можно найти за 25-35 тысяч.
Нитро или электро
До появление БК систем в мире автомоделизма правили ДВС, поскольку коллекторные моторы обладают значительно меньшей мощностью. С появлением бесколлекторных (вентильных) электромоторов весы качнулись в обратную сторону, поскольку у электро моторов при сравнимой с ДВС мощностью есть ряд преимуществ, таких как тишина, надежности, не надо настраивать, обкатывать, не надо заводить, обслуживание на порядок проще и так далее. При этом есть недостаток в виде необходимости зарядки аккумуляторов и вздутии аккумуляторов при минусовой температуре.
От себя могу заметить, что когда выбирал серьезную модель, выбор остановился именно на ДВС варианте, о чем я потом неоднократно пожалел, так как обслуживание, настройка и прочее отнимают много времени, зато можно кататься пока есть топливо, а бешеный рев мотора в купе с облаком дыма не оставляет равнодушным не одного прохожего.