1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.
1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов в дорожном строительстве – в соответствии с приложением 1.
Норма для битума марки
ОКП
02
5612 0115
ОКП
02
5612 0114
ОКП 02 5612 0113
ОКП 02 5612 0112
ОКП 02 5612 0111
ОКП
02
5612 0205
ОКП
02
5612 0204
ОКП 02 5612 0203
ОКП 02 5612 0202
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм:
при 0 °С, не менее
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже
3. Растяжимость, см, не менее
4. Температура хрупкости, °С, не выше
По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2
5. Температура вспышки, °С, не ниже
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более
7. Индекс пенетрации
8. (Исключен, Изм. № 1).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
1.2.3. Требования безопасности
1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С по ГОСТ 12.1.044-89.
1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 – в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84.
1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. № 1) .
1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.
1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй.
1.3. Требования охраны природы
1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.
1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.
2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями.
Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.
2.2. Объем выборки – по ГОСТ 2517.
2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
2.4. Растяжимость при 0 ° С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки – не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
3.1. Пробы вязких дорожных битумов – по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг.
3.2 . Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (приложение 3).
3.3 . Изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180.
4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов – по ГОСТ 1510.
4.2. Вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133).
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2 по ГОСТ 11508-74 методом А.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2. Гарантийный срок хранения битумов – один год со дня изготовления.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БИТУМОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года, ° С
БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300
БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300
БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300
БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130
Таблица определения индекса пенетрации битума
Индекс пенетрации при глубине проникания иглы при 25 °С
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ
Viscous petroleum road bitumens.
Specifications
МКС 75.140
ОКП 02 5612
Дата введения 1991-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
В.В.Фрязинов, канд. техн. наук; И.И.Шерышева; С.Л.Александрова, канд. хим. наук; И.А.Чернобривенко, Т.П.Камалова; В.М.Юмашев, канд. техн. наук; И.А.Плотникова, канд. техн. наук; Л.М.Гохман, канд. техн. наук; Е.М.Гурарий, канд. техн. наук; А.Р.Давыдова, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12.02.90 N 191
Изменение N 1 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 8 от 12.10.95)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
Главная государственная инспекция Туркменистана
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июне 1996 г. (ИУС 9-96)
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены в пункте 5 таблицы 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.
1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов в дорожном строительстве – в соответствии с приложением 1.
1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
1.2.3. Требования безопасности
1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С по ГОСТ 12.1.044.
1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.
1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струей.
1.3. Требования охраны природы
1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.
1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 22245-90
"Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия"
(утв. постановлением Госстандарта СССР от 12 февраля 1990 г. N 191)
Viscous petroleum road bitumens. Specifications
Дата введения 1 января 1991 г.
Взамен ГОСТ 22245-76
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены в пункте 5 таблицы 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. Технические требования
1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.
1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25°С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Область применения битумов в дорожном строительстве – в соответствии с приложением 1.
1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
1.2.3. Требования безопасности
1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220°С и минимальной температурой самовоспламенения 368°С по ГОСТ 12.1.044.
1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 – в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014.
1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.
1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струей.
1.3. Требования охраны природы
1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.
1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.
Наименование показателя |
Норма для битума марки | Метод испытания | ||||||
БНД 200/300 |
БНД 130/200 |
БНД 90/130 |
БНД 60/90 |
БНД 40/60 |
БН 200/300 |
БН 130/200 |
БН 90/130 |
БН 60/90 |
ОКП 02 5612 0115 |
ОКП 02 5612 0114 |
ОКП 02 5612 0113 |
ОКП 02 5612 0112 |
ОКП 02 5612 0111 |
ОКП 02 5612 0205 |
ОКП 02 5612 0204 |
ОКП 02 5612 0203 |
ОКП 02 5612 0202 |
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: |
2. Температура
размягчения по
кольцу и шару,
°С, не ниже
3.
Растяжимость,
см, не менее:
4. Температура
хрупкости, °С,
не выше
5. Температура
вспышки, °С,
не ниже
6. Изменение
температуры
размягчения
после
прогрева, °С,
не более
“>