Содержание
Важнейшим параметром работы системы дымохода является тяга. Все знают, что она очень важна для работы печи или котла, но мало кто знает – а что же такое тяга? Тяга – направленный поток дымовых газов и воздуха в вытяжной конструкции, она необходима для поддержания процесса горения.
Факторы, влияющие на тягу:
- Температура отходящих дымовых газов. Чем выше температура, тем скорее устремляются дымовые газы вверх, возникает большая тяга.
- Прогреваемость дымохода. Чем быстрее прогревается дымоход, тем быстрее нормализуется тяга.
- Степень шероховатости дымохода, внутренних стенок. Шероховатые стенки тягу снижают, при гладких стенках тяга лучше.
- Количество поворотов в дымоходе. Каждый поворот или отвод – это дополнительное препятствие для прохождения дыма.
- Форма сечения дымохода. Круглое сечение – это образец; овальное, прямоугольное и так далее. Чем замысловатее форма, тем это сильнее влияет на тягу, снижая ее.
- Важно отметить,что влияет и соотношение размеров топки, диаметра выходного патрубка и диаметра дымоходной трубы. При избыточной высоте проектируемого дымохода, следует подумать о том, чтобы уменьшить сечение дымохода в среднем на 10%.
Также существует обратная тяга, это ситуация, когда поток дымовых газов или воздуха не удаляется в дымоход, а возвращается из камина в помещение.
Причины обратной тяги:
- Дефект конструкции. В его основе чаще всего лежит неверно рассчитанное соотношение между топкой и диаметром или высотой дымохода.
- Недостаточная высота дымоотвода, что приводит к образованию небольшой разницы в давлении.
- Экстремальные климатические условия: туман или дождь, повышенная влажность, сильный ветер, высокая температура воздуха.
- Большое количество узких дымооборотов, которые задерживают газы внутри сооружения.
- Конек крыши расположен выше уровня дымоотводящего канала. Определенное направление ветра в таком случае даст резкое «опрокидывание» тяги.
- Большее по высоте здание или другое сооружение, расположенное неподалеку от трубы, образует так называемую зону ветрового подпора, которая препятствует нормальной тяге. Недостаток приточного воздуха и сложности с внутренней вентиляцией.
- Отсутствие завершающего элемента в дымоходе (зонт, оголовок с ветрозащитой)
Как видим, причины плохой или обратной тяги могут быть самыми разнообразными, а от них напрямую зависит и способ решения проблемы. Мы настоятельно рекомендуем вам следить за работоспособностью отопительного прибора и при обнаружении малейшей неисправности немедленно принимать меры по ее устранению.
Я приветствую своего уважаемого постоянного читателя! Сегодня речь пойдет о том, что такое стабилизатор тяги дымохода и для чего его устанавливают в дымоотводы отопительных агрегатов.
Что это такое и зачем он нужен
Дымоход далеко не всегда работает идеально. Нередко из-за большой длины в нем возникает слишком сильная тяга (разрежение, падение давления), в ветреную погоду порывы ветра вызывают скачки давления, при прогреве дымохода (растопке) тяга также усиливается.
Контролировать короткие скачки тяги практически невозможно, а они могут навредить отопительному оборудованию – например, могут сбить пламя в газовых котлах, а частые включения и вспышки газа при розжиге вредят им.
Слишком сильная тяга уменьшает КПД отопительного агрегата – часть тепла не успевает пойти на разогрев теплообменника или самой печи и «улетает» вместе с отходящими горячими газами. Кроме того, сильная тяга нередко заставляет дымоход гудеть и мешает жильцам дома.
Для устранения скачков давления и чрезмерной тяги в дымоходе и придумали стабилизатор тяги – несложное устройство. Оно устанавливается в нижнюю часть дымовой трубы.
Стабилизатор при чрезмерном разрежении газов в дымоходе автоматически впускает немного воздуха из помещения. Это выравнивает давление и уменьшает скорость подъема дымовых газов.
Что влияет на тягу
Причины изменчивости тяги:
- Если оголовок дымохода ниже конька кровли, то на тягу влияет направление ветра. Хотя расчеты, применяемые при определении высоты дымохода, и обеспечивают выход трубы выше зоны ветрового подпора и достаточную минимальную тягу при любых условиях, это не обеспечивает стабильную тягу – при направлении ветра вдоль конька или стены дома она увеличивается. Да и округление всех показателей (длины и площади сечения борова) при расчетах в большую сторону также увеличивает разрежение в дымоотводе.
- В зависимости от погоды тяга также увеличивается или уменьшается. При ясной погоде давление близко к норме, при осадках и влажности давление падает. При высоком атмосферном давлении относительное разрежение, то есть разрежение в сравнении с атмосферным давлением в дымоходе увеличивается, при низком – уменьшается.
- В холодную и очень холодную погоду увеличивается разница температур между помещением и улицей – это также увеличивает тягу.
- На резкие изменения тяги в дымовой трубе влияют и порывы ветра. Если при длительных изменениях погоды тягу можно немного скорректировать с помощью шибера (заслонки), то при очень быстрых скачках давления никакой шибер не поможет.
Устройство и принцип работы
Стабилизатор давления выполняет функцию клапана. Изготавливают его только из нержавеющей стали, он эксплуатируется при температурах до 500 °С и выше и используется на дымоходах отопительных агрегатов на любом виде топлива – от газовых котлов до угольных печей. Оцинкованную сталь для стабилизаторов не используют – они устанавливаются близко от котлов, подвергаются действию высоких температур, отчего оцинкованная сталь быстро прогорит.
Конструктивно стабилизатор напоминает заглушку с отверстием, которое закрыто подвижной пластиной. Пластина качается на оси, как маятник, и открывает либо закрывает отверстие при срабатывании. На пластине закреплен противовес. Для регулировки давления имеется вращающаяся рукоятка. Для монтажа стабилизатора в дымовую трубу вблизи отопительного агрегата устанавливают специальный тройник.
Принцип работы: если разрежение давления в дымоходе увеличивается, стабилизатор приоткрывает клапан и впускает количество воздуха из помещения, необходимое для выравнивания давления в соответствии с регулировкой, затем клапан закрывается. При этом клапан практически мгновенно срабатывает на изменение давления.
Существуют стабилизаторы в виде грибка. Применяют их в основном для газовых котлов, для твердотопливных такой стабилизатор не подходит. Участок дымохода расширяется в виде грибка. Под грибком монтируется температурный датчик. Если тяга значительно уменьшается или опрокидывается, горячие газы будут собираться под грибком (даже очень кратковременно пойдут в помещение), нагреют датчик, и он отключит подачу газа в камеру сгорания.
Преимущества и недостатки
Преимущества установки стабилизатора тяги в дымоход:
- Увеличивается безопасность эксплуатации отопительного оборудования.
- Устраняются резкие изменения тяги при сильном ветре.
- Стабилизатор уменьшает перегрев дымоходного канала при розжиге печи, твердотопливного котла или камина, удлиняет срок службы дымоходов.
- В дымоходы печей и котлов длительного и сверхдлительного горения устройство монтируется изначально.
- Снижается выброс продуктов неполного сгорания топлива (угарного газа) в атмосферу.
- Самые существенные достоинства – стабилизатор уменьшает ненормативные утечки тепла с отходящими газами, повышает КПД котла, экономит топливо. Некоторые источники (польская фирма POLMAR) приводят экономию до более 30 %, гарантированно можно сэкономить 3-9 %. На газовых котлах экономия меньше, на твердотопливных агрегатах – больше. 3 или 9% экономии – вроде бы немного, но просчитайте сумму, которую вы сэкономите за сезон. Я уверен, сумма вас приятно удивит.
Недостатки практически отсутствуют, однако учитывайте, что стабилизатор может только понижать тягу, но не способен ее повышать.
Сделать самостоятельно или купить
Конструкция стабилизатора достаточно проста, и его несложно можно изготовить своими руками, хотя регулировка тяги покупными изделиями немного точнее. Для готовых современных труб, собранных из модульных элементов, проще подобрать устройство того же производителя, для самодельных банных и гаражных печек стабилизатор можно сделать и самому – просто нет смысла приобретать фирменное изделие.
Проверенные производители
Не все фирмы, выпускающие дымоходы, выпускают и стабилизаторы тяги. Еще сложнее обстоит дело, когда ищут стабилизатор для труб из кирпича или асбоцемента. Если вы устанавливаете покупной модульный дымоход, керамический или из сэндвича, то имеет смысл покупать комплектующие той же фирмы. К тому же в глубинке в продаже чаще всего представлены трубы одного-двух брендов, и выбора практически нет.
Часто можно услышать похвалы в адрес польского производителя – фирмы Darco; стабилизаторы выпускают также КРАФТ (Воронеж), ZKZ-INDUSTRI (Чехия), POLMAR (Польша); SWaG (Украина); в сети встречается марка Afriso, киевская марка Трио-Трейд (Версия-Люкс).
Примерная цена
Приведу информация о том, сколько стоит стабилизатор тяги:
- для дымоходов диаметром 100 мм
- диаметром 150 мм
- диаметром 200 мм
Как сделать регулятор тяги своими руками
Изготавливать компенсатор своими руками или купить готовый – решать вам. Для удобства стоит сделать чертеж с точными размерами. Можно подготовить выкройки из ватмана и по ним вырезать детали из металлического листа.
Своими руками стабилизатор изготавливают из трубы подходящего диаметра, материал – нержавеющая сталь марки AISI 304 или 321. Можно сварить трубу из листа нержавейки, понадобится аргоновая сварка. Толщина листа – 1 мм. Внутренний диаметр совпадает с диаметром дымохода. Длина – 250-300 мм. Швы необходимо тщательно зачистить. Для клапана выполняется вырез – примерно 15 % от сечения борова дымохода.
Возле выреза устанавливается поворотная ось – пруток диаметром 8-10 мм, на нее крепится пластина клапана, закрывающая отверстие. Для крепления оси приваривают гайки к трубе и пластинке, ось вставляется в них. Для регулировки на пластину приваривают противовес – болт с накрученной гайкой большой высоты. Возле верхнего и нижнего края на расстоянии 25-30 мм от края трубы необходимо развальцевать канавки для фиксации стабилизатора. Устройство крепится широкими хомутами к дымоходу.
Технологию изготовления самодельного регулятора можно увидеть на видео:
Варианты размещения регулятора тяги
От размещения стабилизатора зависит вид сборки:
- На горизонтальном участке трубы между котлом и вертикальным дымоходом, на расстоянии не меньше 400 мм от поверхности пола.
- На вертикальном участке дымохода на 500 мм выше подсоединения котла.
- На вертикальном участке ниже подсоединения котла на расстоянии не меньше 400 мм от поверхности пола.
Способы усилить тягу дымохода
Назначение регулятора тяги – гасить чрезмерное разрежение в дымоходе. Увеличивать тягу стабилизатор не может. Что же делать, когда тяга явно недостаточна?
Для усиления тяги делают следующее:
- Проверяют, не забился ли дымоходный канал сажей, прочищают его.
- Проверяют, имеется ли доступ воздуха в помещение или подвод воздуха с улицы к топке отопительного агрегата. При необходимости открывают форточку или проводят трубу для забора чистого воздуха с улицы.
- Анализируют, достаточно ли утеплена труба, не подмок ли утеплитель. В случае с современными керамическими или сэндвич-трубами утепление можно считать достаточным, при утеплении стальных труб своими руками возможны неприятные сюрпризы. Традиционные кирпичные трубы также желательно утеплить.
- Выясняют, есть ли дефлектор на верхе трубы. Нередко установка дефлектора решает проблему.
Если все поиски не привели к решению проблемы, стоит пригласить опытного теплотехника – безопасность семьи превыше всего.
Если вы поменяли отопительный агрегат на более современный (или переложили печь или камин), то необходимо:
- Просчитать минимальные длину и площадь сечения борова в зависимости от мощности отопительного прибора (см. мою статью про расчет дымохода).
- Рассмотреть необходимую высоту трубы в зависимости от расположения относительно конька и зоны ветрового подпора высоких строений и крупных деревьев.
- Если дымоход недостаточной высоты и площади сечения, то его либо нарастить, либо смонтировать дымосос – специальный вентилятор. Он устанавливается на оголовок трубы.
- Если старая труба имеет сечение, намного больше расчетного, эту проблему устраняют при помощи шибера или установки вкладыша. Если труба слишком длинная – также можно использовать шибер.
При замене старой печи или камина на современный котел трубу наверняка придется модернизировать, так как современные котлы имеют большой КПД, агрессивный конденсат и невысокую температуру отходящих газов. Даже твердотопливные современные агрегаты имеют более низкую температуру дыма, чем старые дровяные печи.
Модернизация дымоходов – очень сложный процесс, но при внимательном отношении к делу получится рассчитать необходимые изменения и улучшить ситуацию.
Заключение
Я прощаюсь со своим любимым читателем. Подписывайтесь на обновления на моем сайте, и вы всегда будете обеспечены свежей информацией по вопросам ремонта или строительства. Желаю вам успеха при строительстве родного дома. Делитесь нашими статьями с собеседниками в соцсетях, приглашайте их читать обновления на сайте.
Ситуация такая. Старый напольный котёл, точного названия не знаю, называют БМЗ. Горелка с автоматикой АРБАТ-1 2004г. Стал пыхать в обратку при сильном ветре. Проверил тягу, плохая. Заглянул в поддувало котла, там всё забито пылью. Следовательно, снял всю крышку с автоматикой, вычистил. После того как установил обратно, зажег и офигел. Такое ощущение, что в котле стоит турбонаддув. Пламя на горелках горит не стабильно, отрывается. Чем больше прибавляю, тем больше гудит, такое ощущение, как газовый резак (по звуку). Заранее скажу, дымоход проверял, чистый от низу до верху. Пробовал задвигать (регулировать) шторку поддувала котла, горит ещё хуже. Также пробовал двигать шибер (задвижку дымохода), не помогло. А теперь самое интересное. Когда открываю верхнюю дверцу котла, горение нормализуется, пламя горит стабильно, не срывается, работает без шума и на минимальном, и на максимальном режимах. Как только закрываю дверцу котла, опять начинается сильный гул горелок, тажа песня. Иногда, пламя сдувает, но запальник горит. Запальник горит, но тяга такая, что котел не сразу разжигается от этого запальника, может долго шипеть, а потом с небольшим бубухом, зажигаются горелки и всё по новой.
Вопросы. Это сильная тяга? Если да, то в чем может быть причина? Может ли это быть в следствии неисправности внутренностей АРБАТ-1?
Копати нет. Но в следствии такой работы котла, половину нагрева выдувает в трубу. Вся эта ситуация напрягает. Помогите пожалуйста, в данном вопросе.