Содержание
Значимость ходовых огней в оснащении маломерных судов продолжает расти, и одна из причин этому – то, как увеличилось число небольших надувных судов на наших водоёмах. Кроме того из года в год становится всё больше рыбаков, увлекающихся ночной охотой за клыкастым – ночной ловлей судака. Ей обычно занимаются на Ладоге и на Финском заливе, а это места, где активно судоходство.
Вместе с этим, хочу добавить, что довольно большая часть «пневматического флота» не подпадает под новые условия регистрации маломеров и не имеет судового билета. С одной стороны, это убрало у их владельцев ряд «головных болей», но с другой… отсутствие каких-либо записей по комплектации и по снабжению судна некоторых судовладельцев почему-то привело к убеждению, что на борту их судна вообще ничего не должно находиться кроме них самих и рыболовных причиндалов. Как ни печально, но люди не всегда отдают себе отчёт в том, что все вопросы личной безопасности и безопасности других участников движения на воде отданы на откуп владельцам «нерегистратов».
схема расположения ходовых огней на судне
И одним из таких актуальных вопросов безопасности остаётся вопрос о ходовых огнях судна – обязательных, если оно используется в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости.
Раньше в судовом билете в графе снабжения могла присутствовать запись о наличии на борту фонарика белого цвета. Безусловно, это правильно, так как он хотя бы минимально обозначает судно на воде. И любой другой шкипер, увидев по курсу такой огонь, будет более внимательным, чтобы избежать столкновения. Но подобное обозначение одним огнём, к сожалению, показывает только наличие судна на акватории и не даёт никакой информации другим участникам плавания о том, какие манёвры намерен совершить шкипер, куда он движется и т.д. Так что такой огонь хорош на стоянке вне зоны судового хода и вне мест интенсивного движения судов. А что делать, если хочется половить судака? А ведь в таких местах может одновременно дорожить и по несколько десятков, если не сотен лодок!
В продаже имеется много различных вариантов огней, но они все предназначены для лодок с жёсткими корпусами и устанавливаются на них стационарно. Более того, они все, как правило, подключаются к бортовой сети электропитания 12 В. А не у всех ПВХ-судов есть запас мощности аккумуляторов или генератора мотора, чтобы помимо приборов навигации запитывать ещё и лампочки ходовых огней.
Когда я столкнулся с такой ситауцией, то решил всё сделать самостоятельно и в съёмном варианте. Так, чтобы всё монтировалось на носовом тенте. Этим мне и хочется поделиться, но прежде – несколько слов о требованиях к подобным ходовым огням.
Итак, ходовые огни для лодок ПВХ должны быть установлены в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). Приведу из них некоторые положения в части, касающейся несения судовых огней для судов длиной меньше 7 м.
Так, Правило 20 определяет применение огней. Процитирую фрагменты, относящиеся к небольшим судам.
1. Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
2. Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца.
3. Огни, предписанные настоящими Правилами, также должны выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.
Далее Правило 21 вводит определения огней. Правило 22 вводит понятия и цифровые значения видимости огней. Следует отметить, что топовый огонь должен быть виден за 2 мили (3,7 км), бортовые огни – за 1 милю (1,85 км), круговой огонь – опять за 2 мили.
Теперь рассмотрим, какие же огни требуется установить на моторную лодку до 7 м длиной, чтобы остаться в правовом поле.
Какие огни необходимо нести на лодке и где они должны быть расположены? Для этого нам необходимо следовать Правилу 23, из которого следует, что суда менее 7 м длиной с механическим двигателем на ходу, имеющие скорость до 7 узлов, должны нести:
— белый круговой топовый огонь, расположенный в диаметральной плоскости (ДП) судна;
— бортовые огни по бортам (зеленый – на правом борту, красный – на левом). Либо скомпонованные в одном фонаре, установленном в ДП судна и имеющим сектор освещения 112,5° от направления прямо по курсу до 22,5° позади траверза соответствующего борта;
— если судно длиной 7 м движется быстрее 7 узлов, необходима установка в ДП кормового огня белого света.
В соответствии с правилами судоходства, маломерным судам в тёмное время суток запрещено перемещаться в глиссирующем режиме, можно только в водоизмещающем. Если в тёмное время суток вы перемещаетесь медленнее 13 км/ч, то на судне вполне допустимо размещение кругового топового огня и двух бортовых.
Ну, а гребные суда в тёмное время суток обязаны выставлять белый круговой огонь или «иметь наготове и при необходимости заблаговременно показывать своё присутствие с помощью какого-либо фонаря, светящего белым светом» (это комментарий к статье 25 МППСС-72).
Теперь непосредственно к ходовым огням. Я их делал ещё более 12 лет назад, когда только-только появились китайские фонарики на светодиодах, изготовленные по «энергосберегающей технологии». Именно один из таких фонариков и стал донором белых светодиодов для топового огня (никаких сверхъярких светодиодов тогда ещё в продаже не было, и пришлось даже проводить испытания на воде, чтобы определить пределы их видимости ночью). Их изготовление не представляется чем-то сложным и потребует лишь знаний основ электротехники и элементарных навыков владения паяльником.
Мачту для топового огня я изготовил из первого колена старого стеклопластикового удилища. Для этих же целей можно применить и тонкостенную алюминиевую трубу, которая продаётся в любом строительном магазине. В качестве источников питания я использовал четыре батарейки типа АА, соединённых последовательно. Источники света – 4 светодиода белого света, 2 зелёного и 2 красного.
Все светодиоды в схеме освещения подключены параллельно, в каждый цветовой блок включён индивидуально подобранный гасящий резистор.
Топовый огонь – это четыре светодиода, направленных в противоположные стороны в одной плоскости (под углом 90° относительно друг друга). Бортовые огни – по два светодиода, направленные в разные стороны. Но оптические оси излучения этих светодиодов составляют между собой угол примерно 100–110°.
Для обеспечения максимальной влагозащищённости все проводники я разместил в кембрик, а саму сборку залил оптической эпоксидной смолой. Залить можно и прозрачным клеем Poxipol, и прозрачным силиконовым герметиком.
На следующем этапе изготовил рассеивающие элементы для сборок. Для топового огня основным рассеивающим элементом был выбран полиэтиленовый колпачок от аэрозольного баллона. Для того чтобы прямой свет от топового огня не попадал в глаза рулевому, предусмотрен несимметричный козырёк. Плафоны бортовых огней выполнены из рифлёного оргстекла. Полученная призматическая конструкция плафона позволяет надёжно и герметично закрыть светодиодную сборку от всевозможных погодных катаклизмов. Вместе со светодиодами под колпаком оказываются и гасящие резисторы, помещённые в термоусадочные трубки.
Для подключения сборок к общему источнику питания использованы двухжильные электропровода сечением 0,7 мм и длиной около 1 м. Большое сечение провода вызвано не потребляемым током, а требованием повышенной прочности на разрыв.
Топовый огонь размещался в центральном стакане тарги, а бортовые огни на ходовом тенте крепились на две шлёвки. В дальнейшем – при помощи бельевых прищепок за несущую дугу тента. Их размещение рассчитано так, чтобы свет от бортовых огней был виден с курсов – в соответствии с требованиями правил МППСС-72, и в то же время не было прямых лучей в глаза рулевому.
Вся эта конструкция судовых огней объединена в один автономный узел со своим блоком питания и тумблером включения и может быть установлена на судне и включена буквально за секунды. С учётом наших коротких ночей источников питания хватает на 2-3 полноценных ночных рыбалки.
К настоящему времени элементная база претерпела заметные изменения. Флот маломерной пневматики вырос многократно, и если кто-то из производителей простой электроники заинтересуется и наладит выпуск подобного комплекта с комплексным питанием как от батареек, входящих в конструкцию, так и от бортовой сети, то он вправе рассчитывать на многочисленных клиентов и большое рыбацкое спасибо от них.
Каталог товаров:
Огонь ходовой красный и зеленый светодиод на присоске на батарейках Арт CMG
- 1 500 руб
Огонь топовый светодиод на присоске Арт CMG 900038
- 1 450 руб
Плафон для топовых огней Арт Tm C14060-1
- 1 600 руб
Огонь топовый светодиод на стойке со струбциной Арт CMG 900037
- 1 600 руб
Огонь ходовой красный и зеленый светодиод на струбцине на батарейках Арт CMG 900015
- 1 800 руб
Огонь ходовой красный и зеленый на струбцине на батарейках Арт CMG 900018
- 1 200 руб
Контактная информация
Самовывоз:
г.Москва,ТЦ «Экстрим»
ул.Смольная д.63 Б на карте
Доставка по всей России:
компанией СДЭК
- О компании
- Каталог товаров
- Новости
- Доставка и оплата
- Контакты
Последние новости
У нас новый интернет магазин!
Ура! Мы обновили интернет магазин для Вашего удобства! Заказывайте онлайн, оставляйте вопросы и.
Клотиковый навигационный огонь
Огонь навигационный топовый
Совмещенные навигационные огни
Огонь комбинированный съемный, LED C15271
Огонь навигационный топовый 91 см.
Навигационный огонь, зеленый
Светотехника Yeah Racing Навигационные огни NaviHavk
Навигационные огни на батарейках
Зеленый бортовой навигационный огонь в белом корпусе
Индикаторы напряжения для LiPo и NiMH аккумуляторов Инд.
Комплект навигационных светодиодных огней съемных на кр.
Бортовые огни, черный пластик, пара
Красный бортовой навигационный огонь в белом корпусе
Огонь топовый навигационный (лампа) 900026
Зеленый бортовой навигационный огонь в черном корпусе
Навигационный бортовой огонь зеленый в белом корпусе,
Огонь комбинированный LED на струбцине на батарейках
Красный бортовой навигационный огонь в черном корпусе
Индикатор включенных навигационных огней, черный циферб.
Огонь ходовой комбинированный 10912
Огонь топовый съемный для ПВХ светодиодный приклеиваемо.
Комплект навигационных огней RTA-00123
Ходовой огонь светодиодный многофункциональный Navisafe.
Ходовой огонь, бортовой, красный, 112,5°
Огни бортовые 55х90 мм, белый корпус
Навигационный огонь вертикальный светодиодный (красный)
Огонь навигационный бортовой красный 11.507.02
Огонь ходовой (черный корпус) 10810
Бортовой огонь, зеленый
Огонь навигационный бортовой зеленый 11.507.03
Yeah Racing Навигационные огни NaviHavk
Бортовой огонь, красный
Ходовой огонь, бортовой, зеленый, 112,5°
Лампочка для навигационного огня 12V
Совмещенные бортовые огни Utility 77, пластик
Совмещенные бортовые огни для малого судна, светодиодны.
Огни бортовые 55х90 мм, черный корпус
Комплект навигационных светодиодных огней съемных на кр.
Огонь навигационный комбинированный (красно-зеленый), L.
Бортовые огни, вертикальный монтаж, нерж. сталь, пара
Огонь навигационный топовый с регулировкой угла наклона.
Аварийные ходовые огни белый/красный/зелёный TREM L4000.
Индикатор бортового питания 2-3 Li-Po и навигационные о.
Бортовые огни. Нержавеющая сталь. Светодиоды
Ходовой огонь беспроводной светодиодный Navisafe Navili.
Навигационный огонь зеленый Hella Marine NaviLED 2 NM B.
Ходовой огонь светодиодный трёхцветный Navisafe Navi Li.
Совмещенные бортовые огни Utility 77, нерж. сталь