С целью снижения нагрузки на аккумулятор давно решено поменять всё ламповое освещение на светодиодное. Причин несколько, это и моментальное вспыхивание лампы (нет нитей, которым нужно время чтобы разгореться), низкое энергопотребление (следовательно, небольшое, но снижение нагрузки на генератор и аккумулятор), светодиоды при правильном подборе и установке живут намного дольше нитей накаливания. Минус — цена. В заднем ходе и поворотниках (www.drive2.ru/l/2636634/) уже давно жили светодиоды, но вот один момент решить сразу не удалось, а именно замена ламп габарита/стоп-сигнала.
Ступор пришёл при попытке установить вместо лампы с нитями накаливания 5/21W светодиодные лампы с таким же типом цоколя. В Carib AE111 цоколь — T20 (7443 Двойной), одна и та же лампа горит — в режиме габарита и более насыщенно (в полную силу) — в режиме стоп-сигнала. Тут-то и начались вопросы. Первые купленные белые CREE диоды лампы по $15/штука расстроили.
При включении в цепь и включении габаритов, новомодные девайсы жгли предохранитель TAIL на 15 (монтажный блок справа от водителя).
Предохранитель на 20 ампер также сгорел (хотя и не рекомедуется ставить предохранители большей ёмкости). Переустановка чудо-ламп другой стороной результата не дала. Проверив лампы дома, грешил на мощность, предполагая что диод слишком мощен для бортовой сети. Далее начались эксперименты — купил самые дешевые 5/21W лампы на 42 SMD-диодах… В этот раз предохранитель не вырубало, а цоколь ламп плавился на минусе. Добродушные китайцы клялись и божились что их продукция для моей модели подходят идеально и просили проверить проводку. Поднял в интернетах подобные случаи и выяснил что причиной всему нестандартное расположение контактов в цоколе в моей Тойоте, а именно — с одной стороны цоколя идёт сплошной "-", вместо "-"/"+", как часто бывает на 80% автомобилей. Подобная компоновка незвучно именуется SRCK и встречается в марках Dodge. Погуглив "5/21 T20 SRCK", понял что подобные лампы очень редки и выбора практически нет, тем более жалко было выкидывать купленные в 3 (!) раз лампы с CREE на 7.5W красного свечения (красное — наиболее актуально в качестве габарит-стопа).
И тут наткнулся на 2 отличные статьи:
1. "Двухконтактные светодиодные лампы для автомобиля — возможные проблемы и способы решения" (www.diodmag.ru/aboutdiods…-problemi-i-reshenie.html)
2. "Установка светодиодов в Дневные Ходовые Огни новой Калины 2" (2192.ru/?cat=100&pcat=1)
Второй гайд совершенно чётко описывал как следует поступать.
Взяв паяльник, приступил: выпаял из старого компьютерного БП полупроводниковый диод и в соответсвии с гайдом "обманул" цоколь, дав понять, что с одной стороны у нас сплошной "-", с двух других "+" на габариты и "+" на свечение стопа.
Соорудив всё по схеме, проверил на несколько раз с помощью старого аккумулятора, схема работает. Дополнительно мелкой наждачкой отшлифовал пластиковые "линзы", чтобы свет не бил в глаза едущих сзади. Укрепил место соединения цоколя и алюминиевого корпуса лампы клеем "Mомент", и накрепко соединил место стыковки цоколя и алюминиевого корпуса изолетной. Вышел, головкой на 10 снял поочередно плафоны и установил лампы. Работают отлично.
Заключительный эпизод летних приключений. Вполне себе приятный
Заметил, что стала слабее светить одна из ламп стоп-габарит. Менять на обычную? Неинтересно. Давно присматривался к светодиодным лампам Филипс.
В линейке Филипс есть две светодиодные лампы P21/5W
Причём на вторых явно указано, что их нельзя применять на дорогах общего пользования. Вероятно, из-за повышенной якрости.
На первых никаких ремарок о запрете/разрешении нет. Это тоже не есть хорошо, на самом деле.
Я доверяю качеству светодиодной продукции Филипс и решил взять на пробу одну лампу 12836REDB1
Конструкция — по четыре светодиода с каждой стороны пластикового корпуса. Каждый из них выполняет и роль габаритного огня, и роль стоп-сигнала. Направлены только на отражатель фонаря. Немного смутил пластик по началу, но дальнейшие опыты показали, что заметного нагрева диодов нет.
Ставим в фонарь и сравниваем с обычной лампой накаливания. Причём производилось это в солнечный день при расположении солнца "в лоб". То есть в условиях, когда стоп-сигналы видно хуже всего. Именно так можно в полной мере оценить качество света. Слева светодиодная лампа Philips 12836REDB1, справа лампа накаливания не помню какого производителя.
Что ж, яркость светодиодной лампы несколько ниже яркости лампы накаливания. Засвет отражателя несколько хуже, но всё хорошо видно даже в сложных условиях. При менее ярком солнце и ночью всё будет отлично.
Но всё же хотелось бОльшего. Как минимум яркости на идентичном с лампой накаливания уровне. Ищу дальше лампы породистых производителей. Нахожу изделие Osram 1557R-02B.
Цифр мало, но те, которые нашёл сообщают, что эти лампы должны быть ярче продукции Филипс.
Не понравился тот факт, что нигде не указано о невозможности использовать эти лампы на дорогах общего пользования. Нигде, кроме обратной стороны упаковки, фото которой магазины не предоставляют.
Неприятно, ну да ладно. Лампы уже куплены и надо проверять. И далее уже принимать решение о возможности их безопасной для окружающих эксплуатации.
Для начала сравним конструкцию.
Осрам использует на каждой стороне по два диода — один для габаритных огней, один для стоп-сигнала. Направление — на отражатель фонаря. Расположены диоды на алюминиевом радиаторе. При долгой работе стопа нагрев очень небольшой.
В этот раз машина частично стояла в тени, но с учётом фотографий сравнения "Филипс — лампа накаливания" всё будет понятно. Слева всегда Osram 1557R-02B
Светодиодные лампы для стоп-сигналов имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания. Светодиодные лампы имеют очень низкое энергопотребление , более яркий свет , наименьший нагрев при работе и долгий срок службы. К тому же светодиодные лампы быстрее достигают полной яркости свечения, благодаря чему у водителя едущего позади появляется дополнительное время для маневра. Лампы изготавливаются в стандартных цоколях и могут быть установлены в любой автомобиль. Доступны различные цвета свечения: страндартный белый для обычных фар и красный – для фар с прозрачными рассеивателями. Также есть лампы с двумя режимами работы габарит – стоп-сигнал для автомобилей с совмещенными фарами.
Установив светодиодные лампы с свой автомобиль – Вы продлите жизнь генератору сняв с него постоянную нагрузку , которые вызывают обычные лампы с нитью накаливания. Даже в самый солнечный день стоп сигнал вашего автомобиля будет отчетливо виден всем участникам движения. Установка ламп очень проста и сводится лишь к замене штатных ламп накаливания на новые светодиодные лампы.