Содержание
Как бы то ни было, катализатор, как и любая деталь машины, имеет ограниченный ресурс, что сказывается на поведении автомобиля:
- на низких передачах скорость набирается с трудом. Такое чувство, что авто буксирует тяжелый прицеп;
- на панели управления появился тревожный сигнал Check Engine, а на бортовом компьютере ошибка мотора P0420;
- увеличился расход бензина. Этот признак касается катализатора, только когда медленно набирается скорость.
Что делать? В первую очередь следует попробовать сбросить ошибку. Нередко она является следствием некачественного бензина. Если же ошибка повторяется, нужно ехать на СТО, чтобы, убедившись в неисправности именно катализатора, принять меры.
Что делать если запчасть вышла из строя
Если на техобслуживании диагноз подтвердился, то перед вами несколько вариантов решения проблемы:
- Самый правильный – купить новый катализатор.
- Самый корректный – удалить деталь физически и по-новому прошить бортовой компьютер.
- Самый дешевый – установить на задний кислородный датчик обманку. Она может быть или электрической, или механической. Недостаток – запах и повышенный расход при запуске и прогреве.
Зачем скупают БУ катализаторы
В любом случае кроме последнего у вас на руках останется старый каталитический нейтрализатор. Что с ним делать? Выбросить? Это проще всего, но, можно сделать так, чтобы перед расставанием он сослужил своему владельцу последнюю службу в качестве детали, содержащей дорогостоящий родий, палладий и даже платину. Этими драгметаллами покрыты соты, нейтрализующие вредные продукты сгорания бензина в двигателе внутреннего сгорания. Стоимость этих металлов выше золота минимум в два раза.
Что делать с драгметаллами? Было бы здорово извлечь их самостоятельно, но, к сожалению, для этого нужно иметь соответствующее технологическое оборудование. Покупать его ради собственного нейтрализатора, в котором общий вес ценных металлов не превышает 0,1 грамма, не имеет смысла, а вот для переработки в промышленном масштабе – почему бы и нет. Этим и занимается компания «Лом-АКБ».
От чего зависит цена
Цена б/у катализатора, вернее драгметаллов, которые входят в его состав, формируется на лондонской бирже. Не вникая в подробности ценообразования, общепринятое правило – компенсировать лицу, сдавшему отслужившего свой срок нейтрализатора 75% стоимости содержащихся в нем ценных металлов. Это принятая во всем мире практика, которая обоюдовыгодна и владельцам автомобилей, и компаниям, профессионально занимающимся утилизацией запчастей.
На цену вышедшего из строя нейтрализатора влияют следующие обстоятельства:
- Объем автомобильного двигателя. Чем он больше, тем выше содержание ценных металлов в его нейтрализаторе выхлопных газов.
- Содержание ценных металлов. Для определения этого параметра используется экспресс-анализ.
- Внешнее состояние нейтрализатора – целостность его корпуса, наличие вмятин и прочих внешних дефектов.
При определении цены скупки имеет значение происхождение керамических элементов детали (импортное или отечественное), качество сажевого фильтра, наличие фольги.
Узнайте, сколько стоит ваш катализатор прямо сейчас!
Какие катализаторы не принимают скупки
При приемке автомобильных нейтрализаторов компании, занимающиеся утилизацией, следуют общепринятым требованиям:
- керамическая масса б/у детали должна быть отделена от сажевого фильтра;
- недопустимо наличие в керамической массе асбеста, элементов керамической сетки, отпилков, сажи, песка и прочих инородных вкраплений. Сдаваемый на утилизацию материал должен соответствовать естественной влажности не более 2%;
- металлический элемент носителя должен представлять собой цельный кусок. В противном случае он утрачивает не менее 50% драгоценного напыления.
Нетрудно сделать вывод, что выгоднее всего сдать каталитический нейтрализатор, не доведенный владельцем авто до крайней степени износа.
Как сдать поломанную запчасть выгодно
Ввиду изложенных выше обстоятельств, водителю стоит задуматься, как распорядиться теперь уже ненужной деталью наиболее рационально. Есть два варианта:
- сдать кусок железа первому, кто предложит за него живые деньги на месте. Этим занимаются перекупщики;
- сдать ненужную деталь непосредственному переработчику утиля.
Цена вопроса – в пункте приема нейтрализатор примут по весу и заплатят до 30 000 рублей. Перекупщик предложит в 5-10 раз меньше. Выгода сдачи в «Лом-АКБ» очевидна. Конкретные условия вы можете узнать на нашем сайте или по телефону.
- Total: 8
- 6
- 2
Заводы-изготовители скупают катализаторы б/у и электрохимическим способом отделяют активные элементы, пуская их во вторичное производство. Если для России еще не существует обязательных требований по установке такого фильтра, то на Западе и в европейской части планеты – это обязательный атрибут автомобиля. Массовое производство требует большого количества этого металла, поэтому прием катализаторов поддерживается на уровне государства.
Что такое катализаторы и зачем они необходимы
Устройство цилиндрической или бочкообразной формы входит в систему отвода отработанных газов и встраивается возле выпускного коллектора. Причина, зачем принимают катализаторы от авто, очевидна: в них используются сплавы драгоценных, редких металлов.
Конструктивно этот компонент состоит из корпуса и встроенных в него 2 рабочих блоков с внутренними сквозными отверстиями в виде сот. Блоки работают при высоких температурах, поэтому между ними и контуром предусмотрена тепловая изоляция. Внутренняя поверхность ячеек покрывается сплавами:
- 1 блок — иридия и платины;
- 2 блок — родия и палладия.
Отработанные газы, проходя через соты, разогревают их до температур 800-850 °С, после чего катализаторы (покрытие) активизируются. Чтобы прогреть блоки до этой температуры, автомобиль должен проехать 10 км, все это время они инертны. В активной фазе опасным являются превышения в сгораемой смеси непрогоревшего бензина, увеличенная концентрация масел, сажи и т. д. В свою очередь, катализатор оказывает влияние на двигатель и в обратном порядке, поэтому на входе и выходе устройства встроены датчики, помогающие оптимизировать рабочую топливную смесь.
Основными веществами загрязнения являются окислы азота, углерода и более сложных групп углеводородов. При соприкосновении этих соединений с активной поверхностью происходит перестройка атомов в сторону более сильных молекулярных связей. Соединения окиси азота распадаются на азот и кислород, а углекислый газ СО соединяется с освободившимся атомом кислорода, заканчивая реакцию и превращаясь в углекислоту СО2 (используется для заправки газированной воды).
Общая площадь, взаимодействующая с газами, по размерам соответствует большому футбольному полю. Даже если толщина слоя измеряется в микронах, то здесь их объемы будут немалыми, поэтому сдать катализатор выгодно для владельцев транспорта, а принять их – и самим перерабатывающим предприятиям, поскольку добыча этих металлов ограничена.
Как правило, в пунктах принимают катализаторы всех видов, но некоторые могут вводить ограничения, в зависимости от используемого оборудования и технологии. Сами катализаторы для легковых автомобилей делятся по:
- материалу изготовления сот;
- количеству сторон.
Материал изготовления сот:
- Керамика — самый распространенный вид за счет простого изготовления и нанесения рабочего сплава. Но отличается повышенной хрупкостью как при механических повреждениях, так и при большой амплитуде температур.
- Металлический нейтрализатор. Из-за затратной технологии применения качественных дорогих марок стали этот тип стоит дороже. Здесь соты располагаются в спиральном порядке, что увеличивает протяженность пути, и как следствие, эффективность процесса. Он устойчив к механическим повреждениям, но также боится некачественных ГСМ, переобогащенного топлива, длительной работы на холостом ходу.
- Спортивные — аналог металлического катализатора, но с увеличенной пропускной способностью. Если в авто установлена прямоточная система выхлопа, увеличивает мощность на 7-20%.
По конструкции катализаторы бывают 2- и 3-сторонними. По мере увеличения сторон – увеличивается функциональность и эффективность изделий.
Работы одного из них хватает на 100-120 тыс. км, но бывают и экстренные случаи, когда его нужно менять. В этой ситуации лучше заранее найти пункт, куда сдать катализатор, поскольку возвращается около 25-35% всей суммы изделия.
Состояние фильтра должно быть всегда идеальным, поскольку неисправности могут повлечь за собой поломку двигателя, это может быть:
- керамическая пыль;
- оплавление;
- деформация и сопутствующие разрушения из-за попадания воды на горячий корпус;
- зарастание проходов и отсутствие тяги.
Содержание драгоценных металлов в различных катализаторах
Зачем скупают катализаторы и довольно-таки по высокой цене? Используемые металлы относятся к редкоземельным, и их добыча уменьшается ежегодно, но использовать как вторичное сырье их выгодно только в промышленных масштабах. Из одного катализатора получится извлечь всего 0,05-0,1 грамм, для чего потребуется около 50 грамм различных реагентов. При работе с большими объемами (тысячами) для экономии задействованы сниженный объем реагентов, а также совокупные методы. Встречаются 3 основных типа каталитических нейтрализаторов:
- Автомобильные — в состав входят 2 группы сплавов: палладий + родий и палладий и иридий.
- Промышленные — в этих типах может использоваться как комплексный состав из 2-3 компонентов, так и чистый монометалл: платина, палладий и родий.
- Промышленные — с использованием серебра в качестве каталитического реагента.
- Промышленные для нефтепереработки — платина с оксидом алюминия, никелем и молибденом.
Как происходят прием и предварительная оценка стоимости
Где принимают катализаторы? Приемкой вторсырья занимаются специализированные фирмы, чаще всего имеющие договоренности с перерабатывающими предприятиями. Для оценки катализаторов используются:
- Прибор спектрометр, определяющий химический состав по принципу спектрального анализа.
- Таблицы, определяющие стоимость по маркировке изделия.
- Весы с точностью до тысячных грамма.
Цена на лом определяется Лондонской биржей и курсом валют. Эти же табличные данные берутся за основу для расчетов после получения анализа по процентному содержанию ценных металлов. После этого извлеченные соты (керамические) измельчаются в порошок, проводится вторичный анализ, он показывает усредненное содержание элементов. Предварительная стоимость зависит от содержания драгметаллов в изделии, которое определяется:
Основная причина, зачем скупают старые катализаторы из советских автомобилей, — это высокое содержание ценных элементов.
Ориентировочные цены в различных городах России
Стоимость на б/у изделия варьируется в пределах 100 у. е., но почем принимают катализаторы частные приемные пункты, в основном зависит от удаленности от заводов-изготовителей.
Цены указаны в российских рублях за 1 кг.
Город | Отечественные керамические | Отечественные металлические | Импортные |
керам/дизель
керам/иномарок
На конечную стоимость также влияют целостность фильтра, наличие сажи и мест оплавления.
Как обманывают при приеме катализаторов.
Хочу поделиться с вами секретами бизнеса скупки авто катализаторов. Начать стоит с основы, а основа — это ценообразование и рентабельность. Но скажу сразу информации будет много и вам стоит приготовиться к анализу текста и вопросам которые вы можете оставить у нас на страничке https://vk.com/auto_katalizator .
Начнем с металлов, расположенных в автомобильных катализаторах, это Pt, Pd, Rh (платина, палладий, родий). Металлы эти относятся к одним из самых редких и дорогих в мире. Например, Платина добывается в районе 10 тонн год во всем мире и ее основная часть (
70%) уходит на изготовление катализаторов разных типов, 2-5% на платы и схемы и остальное на бижутерию и остальные нужды нашего человечества. Курсы этих металлов как и курс нашего любимого Доллара меняется каждый день благодаря торгам на Лондонском рынке, http://www.kitco.com/gold.londonfix.html тут нас будет интересовать время PM, что касается расчётов то там необходимо использовать Троицкую унцию, в связи с этим предлагаю простой калькулятор на сайте https://autokatrecycle.ru/kalkulyator/ , калькулятор удобный, в нем меняются любые значения. Переводит он сразу в цену за кг материала содержащего определённую граммовку ваших металлов.
Теперь стоит упомянуть наличие категорий в катализаторах, так называемые «Евро 2-5». Тут нужно понимать, чем выше стандарт, тем больше металлов из нашей группы нанесено на катализатор. Самые драго содержащие на данный момент катализаторы в автомобилях находятся в Немецких, Японских машинах. Средняя цена для Немца будет составлять от 3 000 тыс. руб. до 15 000 руб., у Японцев ситуация гораздо интереснее, хотя и цены начинаются от 3 000 тыс. руб. но заканчиваются на 25 000 тыс. руб. Но тут необходимо понимать, что цена будет зависеть от некоторых факторов:
1 Рынок для которого предназначался автомобиль.
2 Марка автомобиля
3 Объём двигателя
4 Класс автомобиля
5 Бензин или Дизель
Зная эти параметры уже можно понимать в какую ценовую категорию, вы попали.
Для примера самая низкая стоимость у катализаторов от ТАЗОВ, она колеблется от 500 до 1 700 руб. за кг. Металлические катализаторы принимают в среднем по 500 р за кг. Но металлические катализаторы от иномарок могут стоить от 1 700 до 2 400 руб. за кг. Стоит привести пример для одной из самых ходовых автомашин, это Хюндай Солярис, стоимость его катализатора составляет порядка 4 500 тыс. за кг. При этом как для него, так и для всех остальных катализаторов существует понятие выработка. Так как при использовании катализатора часть напыления со временем выгорает, и чем дороже катализатор, тем сильнее варьируется разница в цене.
Рынок катализаторов сформировался более 15 лет назад, так как металлов как писал выше добывается мало, и самый простой способ их добыть, это повторно переработать и получить металлы обратно. Для примера стоит ознакомится с Японским заводом по переработке катализаторов, кстати именно там запрещено законном вывозить эти самые катализаторы из страны. Они кстати расширяются в Европу вот статья 2016 года http://gold.ru/news/japoncy-kupili-shvejcarskij-zavod-metalo.
Если все это время на рынке работали перекупы, то сейчас их вытеснили большие компании, которые занимаются работой непосредственно с аффинажными заводами на территории РФ и Европы. В связи с этим сейчас самое время на мой взгляд начинать сотрудничать с такими предприятиями по приему катализаторов. Сдавая катализаторы, вы не проводите операции с драг металлами, и вам ничего не грозит как от налоговой, так и от правоохранительных органов.
Теперь переходим к практической части нашего рассказа. Как правильно происходит анализ и расчет стоимости катализатора. Первый этап — это изъятие катализатора, второй предварительный анализ аппаратом такого типа, средняя стоимость которого составляет в среднем от 1,5 млн. руб., погрешность такого аппарата составляет от 10 до 3% в зависимости от производителя анализатора и износа рентгеновской трубки. Лидеры в этой области фирма Thermo, хоть она и лидер, но выпустили они всего 12 тысяч моделей. Нас будут интересовать именно наши металлы, Платина , Палладий и Родий. Но тут нужно понимать, что многие скупщики катализаторов, у которых есть анализаторы заранее занижают анализы на 20-40% для того чтобы заработать, сдавая их в крупные компании.
Далее у нас происходит процесс измельчения, который может занимать до 1 часа в зависимости от вашего объёма, но 5-10 кг. В среднем тратиться не более 5 минут. Обязательный момент — это дополнительное истирание до 50-100 микронной фракции. После чего проводится полный анализ таким же анализатором, на специальном стенде, который не даст вам светиться по ночам.
Расчет и выплата производиться по стандартной формуле. Что касается выплаты тут нужно понимать, что если вы рядовой человек, то для вас стандартные условия не меньше 75%, если вы оптовик, то ваши условия не менее 78% но и не более 80% от биржи LME, ссылка на которую в начале поста.
Вот мы и перешли к мошенничеству видов которых сейчас огромное количество.
1 Самый распатроненный это занижение % в анализаторе, тут к сожалению, вам может помочь только опыт, ну и понимание того что в контейнере или выездном типе покупка катализатора вас постараются обмануть. И необходимо искать большие конторы. Или обраться в несколько мест и выбрать то где дают больше.
2 Завышение цены по телефону, если вам говорят, что средняя цена 5 тысяч за кг., и кто-то предлагает вам 10 тысяч, то вы этих денег не получите, скорее всего даже средняя цена будет ниже.
3 Подкладывают пальцы под пакет с пробником, и тогда образуется пространство между анализатором и материалом.
4 Изменение в формуле или неверный ввод данных с анализа.
5 Замена пробника, обычно происходит при закрытом процессе измельчения и анализа.
6 Неправильное взятие пробы, проба должна браться из трех мест, верха, середины и низа.
7 W-вальфрам это тот материал, который не подлежит переработке и очень часто приемщики вам сообщают что ваш катализатор его содержит. В данном случае нужно понимать, что он содержится только в фурах и спец катов оранжевого цвета.