Действия работников ГИБДД четко регламентировано специальным административным регламентом МВД. Там, в частности прописано, на каком основании инспектор ДПС может вас остановить и где он имеет право это сделать.
Если раньше остановить водителя для проверки документов гаишник мог только на стационарном посту, то теперь это ограничение снято. Тем более, что стационарные посты ГИБДД практически исчезли с российских дорог. В силу того, что их заменили мобильные экипажи ДПС, останавливать водителей они могут где угодно. Но всё-таки есть ограничения.
Согласно регламенту, останавливать автомобиль инспектор должен, руководствуясь Правилами дорожного движения. Таким образом, нельзя тормозить машины там, где остановка запрещена ПДД, а именно:
1. на участках дорог с недостаточной видимостью;
2. перед пересечением дорог или перед «зеброй»;
3. до и после поворота,
4. у жд переезда;
5. там, где дорога пошла на подъем;
6. на опасных участках трассы.
Но стражей дорог есть послабления, нельзя, конечно, но если нужно остановить автомобиль, чтобы пресечь преступление, административный проступок, предотвратить реальную угрозу жизни и здоровью, а также имуществу водителей или пешеходов, тогда можно. Кроме того, регламент разрешает остановку в запрещенных местах, когда дорожный полицейский обозначил место остановки патрульной машиной с проблесковыми маячками.
Также если инспектору необходимо остановить водителя там, где это запрещено ПДД, он обязан обеспечить безопасность движения на этом участке. Получается, что запрет весьма относительный: как говорится, нельзя, но если очень хочется, то можно.
И особенно не стоит задерживать автомобилиста, если инспектор его остановил в запрещенном месте. Регламент требует, чтобы страж дорог без промедления подошел к водителю, представился, объявил причину остановки, попросить предъявить документы и всё это делать своевременно. Правда, это правило соблюдается далеко не всегда, и водителям подчас приходится ждать, когда же инспектор подойдет. Такое поведение не приветствуется регламентом.
Мы решили немного модернизировать нашу старую добрую серию "ДПС – Делимся Полезными Советами" и снова обратиться к теме автодоророжной грамотности – изменений в законодательстве произошло немало, да и повторить пройденное не помешает. Здесь, в рубрике "Юрслужба" – только самая свежая информация из компетентных источников, а также функция обратной связи с читателями – если что-то осталось за кадром или не до конца понятно. Итак, поехали. по Правилам, разумеется.
Нас всех штрафуют понемногу за что-нибудь и как-нибудь. Практически каждый раз, когда сотрудник ДПС машет жестом перед лобовым стеклом, внутри ёкает. Ёкает потому, что далеко не каждый из нас юрист и знает, как должен вести себя инспектор, когда он имеет право останавливать, за что, в каких случаях и как себя с ним вести. Ёкает, в общем, от недостатка сведений юридического толка. Доколе? Чтобы восполнить этот досадный пробел, мы запускаем на «Каробке» рубрику «Юрслужба», в которой компетентные юристы будут делиться с вами своими советами и опытом по поводу общения с сотрудниками ДПС, поведения во время аварий, по поводу нарушения ваших автомобилистских прав и способов вершения законного правосудия.
Вас останавливает инспектор.
Инспектор ДПС типа всегда прав. А на самом деле далеко не всегда. Чтобы точно знать, когда именно, мы попросили самарского юриста Ольгу Вострову ответить на вопросы, о которых каждый автолюбитель хоть раз думал, но, возможно, боялся спросить. Начали с простого. Остановка сотрудником ДПС: правомерность, ваши и его права и обязанности.
Кстати, свои вопросы вы можете направлять на электронную почту vostrova.olga@yandex.ru или оставлять в комментариях к этому материалу.
Где имеют право останавливать сотрудники ДПС? На каких основаниях? Где не имеют права останавливать? Как должны останавливать? Обязаны ли представляться?
Согласно п. 63 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, утв. ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 марта 2009 г. N 185 (далее – Административный регламент) основанием для остановки транспортных средств являются:
- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
- выполнение распорядительно-регулировочных действий;
- необходимость использования транспортного средства;
- необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Следует отметить, что остановка транспортного средства отнесена Административным регламентом к административным процедурам.
В соответствии с п. 82, для проверки документов можно останавливать ТС только на стационарных постах ДПС. Однако, вне стационарного поста также можно останавливать, но только в случае нарушения водителем требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в случае ориентировки или указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.
Что считается стационарным постом? Понятие стационарного поста ДПС в действующем законодательстве четко не определено и его можно вывести из п. 14 Административного регламента: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост милиции и контрольно-пропускной пункт».
Согласно п. 64 Административного регламента требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленным на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы. При подаче таких сигналов должно быть указано место остановки транспортного средства.
В соответствии с п. 67 Административного регламента, остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов. Представиться в данном случае значит назвать свою должность, специальное звание и фамилию. Кроме того, при остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию этого водителя или пешехода, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 20 Административного регламента).
Какие нарушения могут совершить инспекторы ДПС при остановке или в процессе общения или составления протокола, на которые потом можно ссылаться при обжаловании? Что делать, если протокол выписывают неправомерно, если приписывают то, чего водитель не совершал?
При составлении протокола об административном правонарушении важно обратить внимание на следующее. Содержание протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП:
- дата и место составления протокола об административном правонарушении;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение физического лица, в отношении которых возбуждено дело
- и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Если вы несогласны с содержанием протокола, необходимо отразить это в нем, а именно в качестве объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело. Если схемы и рисунки не составлялись, необходимо также сделать отметку об этом в объяснениях. Если все же схема составлена, на ней также необходимо указать «Не согласен».
Следует помнить, что КоАПом к свидетелю не предъявляется требования о незаинтересованности в исходе дела в отличие от понятых, экспертов и т. д. (ст. 25.6), поэтому требование об указания пассажиров в протоколе в качестве свидетелей правомерно.
Если вы согласны с правонарушением, вместо протокола будет составлено постановление-квитанция. Конечно, это не означает, что его нельзя обжаловать. Шанс есть, если оно выписано должностным лицом, которое не вправе рассматривать данное правонарушение.
В случае несогласия с уже составленным постановлением, в нем на любом свободном месте необходимо сделать отметку о несогласии.
Не следует забывать, что в соответствии со ст. 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!
Довольно часто сотрудники ГАИ и вообще представители правоохранительных органов при остановке водителей ссылаются на план «Перехват» и различные спецоперации. Законны ли их действия, и что нужно знать водителям – выяснял АвтоПортал
Какие полномочия есть у представителей правоохранительных органов при проведении «Перехвата», и обязаны ли показывать соответствующие бумаги – нам рассказали юристы компании «Safir Consulting Group».
О плане «Перехват»
Проведение операции «Перехват» дает право представителям правоохранительных органов останавливать авто. Причем делать это могут не только сотрудники ГАИ, поскольку «при выполнении заданий по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью могут привлекаться другие сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и т.д.»
При проведении спецопераций останавливать авто могут не только сотрудники ГАИ, но и других правоохранительных ведомств
Согласно Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД, сотрудники ГАИ имеют право останавливать и осматривать транспортные средства, проверять документы в случаях, предусмотренных законодательством. Данные права сотрудников ГАИ закреплены в п. 7.3. Инструкции, посвященном основаниям для остановки транспортных средств. Исходя из этого можно сделать вывод, что правомерность осмотра авто «в случаях, предусмотренных законодательством», будет аргументироваться такими сотрудниками именно наличием в Инструкции того или иного основания для остановки авто (несмотря на несовершенство формулировки такого основания для осмотра).
Что касается документов, являющихся основанием для остановки авто, следует требовать у остановившего вас лица приказ/ориентировку, созданную в связи с проведением специальной операции, поскольку предоставленный документ будет служить доказательством для правомерности такой остановки.
Следует требовать у остановившего вас лица приказ/ориентировку, созданную в связи с проведением специальной операции
В каких случаях инспектор ГАИ может стоять посреди дороги
В редакцию АвтоПортала неоднократно приходили письма с просьбами разъяснить, могут ли сотрудники госавтоинспекции стоять на проезжей части, где им захочется. В частности, Алексей Мусиенко описал произошедший с ним случай так:
«Гаишник стоял прямо посередине пешеходного перехода (возле КП), между рядами. Как результат – образовалась настоящая пробка. Подъехав ближе, я предложил сотруднику ГАИ лечь на переходе, после чего его коллега, который ловил нарушителей скорости, остановил меня через несколько километров и начал проверять все (от документов до содержания аптечки), сославшись на какую-то операцию. Вопрос: могут ли инспекторы ГАИ стоять на переходах и в других «спорных» местах? Имею ли я право, как водитель, сделать замечание или позвонить в службу доверия? Какие наказания может понести инспектор?»
Сотрудник ГАИ может стоять так, чтобы не создавать аварийных остановок или препятствий в движении
Отвечают юристы:
Согласно п. 12.4. Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД, пешее патрулирование разрешается с целью обеспечения безопасности дорожного движения на небольших по протяжности, напряженных по интенсивности и небезопасных по аварийности участках улично-дорожной сети (кроме автомобильних дорог государственного значения), на стационарных постах, в населенных пунктах, при выполнении распорядительно-регулировочных действий и при обеспечении спецмероприятий.
Если инспектор препятствует передвижению транспорта, ему можно сделать замечание или попробовать пожаловаться на него в службу доверия
Место несения службы сотрудник ГАИ обязан выбирать таким образом, чтобы иметь возможность своевременно фиксировать и останавливать административные правонарушения в сфере дорожного движения без создания аварийных остановок или препятствий в движении.
Если эти правила нарушены, замечания делать не запрещается (естественно, если они высказаны в корректной форме). В службу доверия также можно звонить. Но надеяться, что инспектор понесет серьезное наказание (выговор или отстранение от выполнения должностных обязанностей), не стоит. По мнению юристов, наиболее вероятным исходом служебного расследования, необходимого для применения дисциплинарных санкций к сотруднику (в случае проведения такого служебного расследования), будет устное либо письменное замечание (если, конечно, действия сотрудника не повлекли за собой аварию или существенно не повлияли на права участников дорожного движения другим образом).
Делаем выводы
Если инспектор ГАИ или другой представитель правоохранительных органов останавливает вас и ссылается на проведение любой операции, требуйте предъявления приказа/ориентировки, который(ая) является доказательством для правомерности такой остановки. Что касается случаев, когда инспектор ГАИ стоит посреди дороги или явно препятствуют движению транспорта, можно сделать ему замечание или попробовать пожаловаться на него в службу доверия. Но вряд ли он понесет какое-то наказание.