Содержание
Чтобы улучшить адгезионные свойства обрабатываемой поверхности к финишному материалу, применяются разные виды грунтовочных составов. Одна из эффективных и популярных смесей – это эпоксидная грунтовка, которая основывается на эпоксидных смолах. Существует несколько разновидностей данных грунтов, их основные характеристики будут рассмотрены в этой статье.
Особенности грунтов
Эпоксидные грунтовки изготавливаются из смолы, к которой добавляются специальные ингредиенты, улучшающие защитные характеристики грунтуемой поверхности. В основном грунтовка на эпоксидной основе применяется для обработки металлических и бетонных оснований, для каждого из них отдельно подбирается материал, имеющий определенные свойства.
Грунтовочная продукция является устойчивой к температурным скачкам, имеет хорошую устойчивость к механическому воздействию. После того как эта жидкость наносится на поверхность, она не расслаивается, ее можно сочетать с любыми лаками и красками, основанными на эпоксидных смолах.
Отличия грунтовок
Эпоксидные грунты бывают однокомпонентные и двухкомпонентные, у них различные составы, поэтому отличаются технические характеристики, расход на м2, и сфера применения. В зависимости от следующих факторов, будет отличаться классификация грунтовки:
- температура, при которой состав будет затвердевать и эксплуатироваться;
- материал, на который будет наноситься грунтовка эпоксидная смола, например, металлическая конструкция, бетонное основание или паркетный пол;
- компоненты-отвердители, входящие в состав грунтовки;
- определенные виды лакокрасочных материалов, которые будут наноситься поверх грунтовки;
- грунты, состоящие из одного или двух компонентов;
- компания-изготовитель.
Однокомпонентные составы
Обычно изготавливается двухкомпонентная эпоксидная грунтовка, которая имеет широкую сферу применения. В качестве исключения производятся однокомпонентные эпоксидные грунты, которые используются для нанесения в основном на кузова авто. Однокомпонентные грунтовки выпускаются обычно в аэрозольных баллончиках, и применяются как предварительное покрытие для автомобильных деталей.
Во многом эти грунтовки по своим характеристикам хуже, чем двухкомпонентные составы, поэтому их популярность намного меньше. Помимо того, что применяется эпоксидная грунтовка для авто, ее можно также использовать для обработки бетонных и деревянных поверхностей. Благодаря покрытию эпоксидным составом, эти поверхности приобретают отличные характеристики влагоустойчивости. Можно применять для сложных бетонных конструкций, чтобы улучшить показатель адгезии к следующим видам материалов:
- линолеуму;
- древесине;
- кафелю, керамической плитке.
Так как однокомпонентный эпоксидный вид грунтовки в баллончиках не имеет отвердителя, он высыхает намного дольше, чем двухкомпонентный состав, поэтому применяется он не очень часто.
Двухкомпонентные грунтовки
Двухкомпонентные грунтовки эп являются часто используемыми во время выполнения работ по защите бетона и металла. Именно двухкомпонентные смеси имеют высокое качество, что подтверждает соответствующий сертификат, а также они имеют отличные эксплуатационные свойства, которые превышают характеристики однокомпонентных грунтов.
Многие автовладельцы предпочитают использовать именно двухкомпонентный тип. Кроме того, что данный вид имеет отличные защитные характеристики, после высыхания таких смесей металлические изделия можно красить при помощи специальных паст, которые улучшают оттенок финишного слоя краски.
Для металлов
Эпоксидные смеси для металлов защищают поверхность от появления ржавчины и коррозии. Кроме того, что в составе имеются эпоксидные смолы, также присутствует ортофосфорная кислота, многие составы являются цинкосодержащими, благодаря чему на основе не начинается процесс ржавления. В большинстве своем эпоксидные грунты для обработки металлов являются двухкомпонентными.
Внимание! Эти составы можно покрывать не любым лакокрасочным материалом. Эпоксидные растворы нельзя окрашивать при помощи поливинилхлоридной и алкидной продукции. Можно использовать эпоксидные и акриловые материалы.
Грунты, содержащие цинк
Цинкосодержащие грунтовки обычно являются двухкомпонентными, после их высыхания используют полиуретановые и эпоксидные краски, в качестве финишного покрытия. Цинконаполненные смеси используются для обработки металлических конструкций, находящихся в условиях негативного воздействия окружающей среды.
Благодаря большому содержанию цинка грунтовочные составы превосходно защищают металлические конструкции от ржавления. После высыхания защитное покрытие может примерно 10 лет использоваться как основной слой, и около 20 лет эксплуатироваться в комплексе с какими-либо другими защитными слоями.
Защита бетона
Чтобы обрабатывать бетонные поверхности, используется эпоксидная грунтовка для бетонного пола и стен, например, pci epoxigrund 390. Данный вид имеет следующую классификацию:
- быстрые грунтовочные составы. Этот вид эпоксидных грунтовок очень быстро полимеризуется, в составе нет растворителей;
- универсальные грунты применяются как защитное покрытие, перед тем как заливать наливные полы;
- зимние грунтовочные растворы специально изготавливаются для эксплуатации в условиях морозов. Такая эпоксидная грунтовка для полов без проблем выдерживает температуру ниже нуля;
- смеси против коррозии.
Достоинства и недостатки
Грунтовки, используемые для металлов, имеют следующие достоинства:
- отличный показатель устойчивости к влаге. Когда смесь высыхает, на металле образуется прочная пленка, которая отталкивает влагу и воду. Данный защитный слой предохраняет металлические конструкции, которые даже при длительном пребывании в условиях повышенной влажности не поддаются коррозии и ржавлению;
- защитная пленка имеет высокий показатель прочности;
- стойкость к различной бытовой химии, смеси не боятся воздействия кислот и щелочей;
- устойчивость к негативному влиянию атмосферы. Защитный слой без повреждений выдерживает температурные скачки, прямые солнечные лучи и различные осадки;
- после высыхания слой приобретает отличный показатель адгезии;
- имеют сравнительно небольшой расход.
Грунтовочные растворы для металлических деталей имеют определенные недостатки, среди которых можно выделить следующие:
- медленно высыхают. Хотя продукция разных изготовителей высыхает по-разному, среднее время высыхания составляет около 12 часов;
- нельзя пытаться ускорить процесс высыхания при помощи разных методов. Любое воздействие во время высыхания может вызывать неравномерное затвердение и возникновение на грунтованном слое пузырей и вздутий.
Смеси для бетонных оснований, например, 021 euroblock reno, укрепляют поверхность, а также повышают показатель сцепления бетона с финишным отделочным материалом. Кроме этого, грунтовочные продукты для бетонных основ имеют следующие преимущества:
- однокомпонентные виды не воспламеняются, относятся к пожаробезопасным материалам;
- имеют длительный срок службы и высокую износостойкость;
- устойчивы к механическому влиянию;
- существенно продлевают эксплуатационный срок бетонных конструкций;
- делают материал более прочным, защищают его от появления трещин, расслаивания, осыпания;
- достаточно быстро высыхают.
Сферы применения
Эпоксидные грунтовочные смеси применяются для разных целей, в зависимости от их изначального предназначения. Двухкомпонентные смеси по металлу применяются для надежной и долговечной антикоррозионной защиты, их можно наносить на такие виды металлов:
- оцинковку;
- черный металл;
- сталь;
- легкие металлы;
- двухкомпонентные шпатлевки, основанные на полиэфирных смолах.
Они зачастую используются для покрытия автомобилей.
Эпоксидные грунтовки, к примеру, esp 0112, выпускаются специально для бетонных основ, они применяются для таких целей:
- укрепления бетонных конструкций;
- нанесения на полы и стены перед финишной отделкой;
- создания основы перед наливными полами.
Правила нанесения
Процесс нанесения грунтовки будет зависеть от вида поверхности, которую нужно обработать. Чтобы наносить смесь на металлическую основу, необходимо сделать следующее:
- очистить металл от всех загрязнений, включая грязь, пыль и ржавчину. Также важно удалить жирные пятна и масло, это можно сделать при помощи растворителя;
- подготавливается грунтовочный раствор. Однокомпонентные аэрозоли в баллончиках необходимо просто несколько раз взболтнуть. Двухкомпонентная грунтовка эпоксидная эп подготавливается по инструкции, указанной на упаковке;
- наносится грунтовочная жидкость с помощью распыления пульверизатором, или при помощи обычной кисточки. Грунтовать желательно не одним, а двумя или тремя слоями. Заключительный слой обязательно шлифуется.
Наносить грунтовочный раствор на бетонную основу нужно при температуре не менее +15 градусов. Если температура воздуха будет ниже, то определенные вещества, входящие в состав, утратят свои характеристики. Зимнюю грунтовочную смесь можно наносить при более низких температурах воздуха, изготовитель допускает нанесение, если на термометре -3 градуса.
Перед нанесением бетонное основание нужно тщательно очистить от старого лакокрасочного материала, грязи, пыли и жира. После этого, подготавливается грунтовочный раствор, в соответствии с инструкцией производителя. Затем грунт равномерно распределяется на основании с помощью пульверизатора или валика. После высыхания заключительного слоя можно приступать к нанесению финишного лакокрасочного материала.
Эпоксидные и кислотные грунты
В последнее время часто возникают вопросы по применению различных грунтов при кузовном ремонте. Давайте вместе с вами попробуем разобраться в том, какие грунты бывают и в каком случае нужно применять каждый из них.
Совместимость ГРУНТОВ в авто покраске Кислотник и акриловый Взаимодействие грунтов, область их применения и совместимость их.
Выделим три основных вида грунтов:
— 2К акриловый наполнитель или выравниватель
— 2К эпоксидный грунт
— 2К кислотный грунт
В качестве специальных мы будем рассматривать 1К протравливающие грунты на эпоксидной основе.
Акриловый 2К грунт выполняет только наполнительную функцию и иногда может быть изолятором одного слоя от другого. Как правило, такие грунты гигроскопичны. (Гигроскопичность – паропроницаемость). Они не напитывают воду как губка, а лишь накапливают испарения и влагу, которая затем конденсируется при охлаждении и скапливается в виде микрокапель на поверхности металла под грунтом. И испаряется эта влага очень долго, из-за этого на металле начинается процесс коррозии. Поэтому акриловые грунты применяют только для наполнения/выравнивания (заливания) шпатлёвки или нижележащих слоёв ЛКП.
Эпоксидные грунты применяют в первую очередь, как изолятор. Такой грунт не пропускает ни воду, ни испарения, ни влагу. Также эпоксидный грунт 2К или 1К является первичным грунтом при работе с такими металлами как алюминий, цинк, медь и др, а также с катафорезными грунтами, так как имеет превосходную адгезию и выступает в роли гидроизолятора. Эпоксидный грунт химически устойчив, но боится УФ излучения, так что нельзя хранить авто на открытом солнце после нанесения на него только эпоксидного грунта.
Третья группа грунтов – 2К кислотные грунты на основе поливинилбутираля. Также их называют фосфатирующими или реактивными. Данные грунты обеспечивают химическую адгезию, а также способствуют образованию защитного слоя на металле. Зачастую мы не имеем возможности удалить ржавчину полностью. В порах и микротрещинах она всё равно остаётся. Именно в этом случае и применяется кислотный грунт. Он преобразует оставшуюся коррозию, превращая её в фосфатную плёнку, которая в дальнейшем будет защищать металл от окисления. Также в результате химических реакций на ремонтную поверхность осаждается свинец или цинк, которые есть кислотном грунте в виде хроматов. Эти металлы практически не окисляются и соответственно уменьшают вероятность образования коррозии на ремонтном участке.
При работе с алюминием, оцинкованной поверхностью, а также с катафорезными грунтами в принципе мы можем применять и эпоксидные и кислотные грунты, кому что ближе.
Теперь рассмотрим наболевший вопрос о совместимости грунтов. Акриловый грунт наполнитель может быть нанесён и на эпоксидный и на кислотный.
Кислотный грунт может быть нанесён на любое 2К отверждённое покрытие в том случае, если не получается нанести его сугубо на металл.
Эпоксидный грунт в свою очередь может быть нанесён на любые отверждённые 2К материалы. Если случаются подрывы старых поверхностей, то это следствие неправильного разбавления, так как зачастую в качестве разбавителя мы применяем растворитель 646, что в корне неправильно. Разбавлять его нужно своим специальным разбавителем. Кстати именно с этим связано его неполное просыхание. 646-ой растворитель, быстро испаряясь, создаёт поверхностную корку, из-за которой остальной растворитель не может выйти из толщи грунта. В итоге мы получаем «пластилин», который приходится снимать шпателем. Если комплект эпоксидного грунта идёт в пропорции 1 к 1 с отвердителем, то такие грунты, как правило, не нуждаются в дополнительном разбавлении.
Эпоксидный грунт в частности можно наносить и на 2К кислотные. И этот вопрос мы рассмотрим подробнее.
Итак, скажу сразу, что наносить можно, но не рекомендуется. Ничего не отвалится и не отслоится. Но эпоксидный грунт растворяет кислотный, даже если вы ничем эпоксидку не разбавляли, и в этом случае свойства реактивного фосфатирующего грунта теряются. Так что практического смысла нет. В некоторых системах всё-таки предусматривается такая комбинация, но, при этом, кислотный должен быть выдержан не менее полутора часов. В полимеризованном (необратимом) состоянии, после матирования он может быть покрыт практически любым видом ЛКП. Но в наших реалиях мы наносим кислотник тонким слоем, так как он склонен к сильной усадке, поэтому не имеем возможности его шлифовать, а покрываем «мокрый-по-мокрому». В свою очередь акриловый грунт-наполнитель абсолютно нейтрален к кислотному. Так что мы можем использовать акриловый в качестве изолятора. Наносится он на кислотный в два полных слоя, сушится и матируется различными, в соответствии с тем, чем он будет в дальнейшем покрываться. Если последующим будет эпоксидный грунт, то градацией P240 или P320, если шпатлёвка, то P150 или P180.
Но тут вы спросите, а почему шпатлёвка? Ведь её нужно класть на голый металл? Шпатлёвку нельзя класть на металл, если на нём не удалось полностью убрать ржавчину. На кислотный грунт её также наносить запрещается, так как её отвердитель, как неудивительно, также растворяет тонко нанесённый кислотный грунт. Если выдержать кислотный более полутора часов, шпатлёвку нанести можно, но мы опять же должны создать риску на поверхности кислотного грунта, что не представляется возможным, так как мы его просто сотрём.
В случае шпатлевания проблемного участка сначала кладём кислотник, затем перекрываем его двумя слоями акрилового наполнителя, сушим, трём P150 или P180. При этом старайтесь на стереть акриловый грунт вместе с кислотным. Затем кладём шпатлёвку. После обработки шпатлёвки, кладём на неё эпоксидный в два неполных слоя с межслойкой 5-7 минут и после 20-ти минутной выдержки опять наносим в два полных слоя акриловый, который затем шлифуем и готовим к покраске. В принципе можно и на эпоксидный покрасить, но для этого нам придётся его высушить (до 16 часов ожидания) и потом с трудом шлифовать, так как он будет очень твёрдым. Если его красить «мокрый-по-мокрому», что также предусматривается, то он должен быть нанесён идеальнейшим образом, что зачастую очень сложно. Проще всё таки накрыть его сразу акриловым, так как он лёгок в обработке, наполняет мелкие риски и немного выравнивает.
Последний тип грунтов, который мы рассмотрим – это 1К протравливающие грунты на эпоксидной основе. Они бывают как в баллонах, так и в литровых банках. Применяются они в основном, как грунты «от протиров» ну или «пропилов». Наносятся на открывшиеся участки металла или шпатлёвки в 2 тонких слоя с межслойной сушкой 4-7 минут и через 20 минут могут быть покрыты большинством ЛКП. Применяются также как грунты для мультиповерхностей, это когда мы имеем пятна различных материалов – металла, шпатлёвки, грунта, краски и т.д. Так вот мы покрываем это всё хозяйство именно таким грунтом. В этом случае он способствуют снижению риска образования таких дефектов как оконтуривание зоны ремонта и просадка материалов. А вообще рекомендуется его использовать в каждом ремонте, как промежуточный слой между шпатлёвкой и акриловым наполнителем. Почему? Потому как часто мы разводим грунт растворителем, который затем впитывается в шпатлёвку, и, испаряясь, в дальнейшем может привести не только к вышеуказанным дефектам, как оконтуривание или просадка материалов, а также к отслоению базы или лака. Так что позаботьтесь о том, чтобы он всегда был под рукой.
Выражаю благодарность в подготовке материала kapikander
Защита металла от коррозии – обязательный этап в ремонтно-восстановительных работах, когда дело касается машин и механизмов, движущихся в средах, в которых условия работы меняются каждый день. Это касается как автомобилей, которые могут передвигаться по дорогам с разным, иногда с жидким, в виде грязи, покрытием, так и морских или речных судов с их коррозирующей или обрастающей морскими и речными обитателями подводной частью.
Одно- и двухкомпонентные защитные составы
Количество однокомпонентных эпоксидных грунтовок на рынке крайне ограничено. В первую очередь тем, что мало кто из владельцев автомобилей соглашается ждать несколько суток, пока нанесенный состав полностью полимеризуется. Кроме того, такие эпоксидные смолы начинают реакцию полимеризации только после соприкосновения с кислородом воздуха, который является компонентом, нужным для условий этой реакции.
Наличие такого слабого реагента ослабляет структуру застывшего полимера, так как нахождение кислорода в составе сложных молекул делает их легко разрываемыми. Что выражается в низкой стойкости на удар и разрыв.
В основном подобные эпоксидные составы используют для обработки бетонных и деревянных поверхностей, для улучшения влагозащитных и адгезивных свойств, для соединения с линолеумом, ламинатом или паркетной дощечкой.
Кроме того, у составов эпоксидной грунтовки с кислородно-воздушным отверждением низкие защитные свойства относительно коррозии.
В отличие от однокомпонентных, двухкомпонентные виды грунтовок, с введенными в них наполнителями, часто выпускаются или изготавливаются на месте под конкретный вид покрываемых ими поверхностей.
Примером может служить корабельная сталь, покрываемая грунтовочным составом на основе двухкомпонентных эпоксидок еще на стапелях верфей или в доковом ремонте, после зачистки металла от старой краски.
В качестве наполнителей в смоляной компаунд вводят в таких случаях свинцовый или железный сурик, который и сам по себе, в составе с любым растворителем, имеет прекрасную адгезию со стальными бортами судов, а эпоксидная смола ее еще и усиливает. Единственная сложность при смешивании суриков с компаундом – чрезмерная густота образуемой смеси. В таких случаях применяют разбавление смолы ацетоном в пропорции 20 к 1. Кроме того, в состав перед размешиванием с отвердителем могут добавляться антисептики, препятствующие в процессе эксплуатации судов обрастанию их днищ водорослями и моллюсками.
Наносятся эпоксидные составы валиками, изготовленными из вспененного или структурированного под щетинки силикона или полипропилена, эти материалы не подвержены адгезивному воздействию эпоксидных смол, с них краска на эпоксидной основе легко скатывается после окончания работы и столь же легко смывается органическими растворителями (спирт, ацетон).
Подобное окрашивание действенно не только для больших судов и кораблей, но и маломерных катеров и моторных лодок, если корпуса их изготовлены из металла. Для стеклопластиковых корпусов такая грунтовка также полезна, только без добавления суриков.
Эпоксидные грунтовки недопустимо покрывать лакокрасочными материалами на поливинилхлоридной или алкидной основе. Поверх них можно наносить только такие же эпоксидные или акриловые краски, другие через непродолжительное время будут отторгнуты или разрушены во взаимодействии с эпоксидкой.
Цинкосодержащие грунтовые двухкомпонентные составы
Для автомобилей, если рама и другие силовые элементы конструкции сделаны из сплавов, не имеющим в своем составе цинка, полезны двухкомпонентные эпоксидные грунтовки с добавками металлического цинка, предохраняющего железо в составе сталей от коррозии. Для улучшения защитных свойств таких грунтовок в них добавляется также ортофосфорная кислота, препятствующая ржавлению.
Образуют отдельную группу эпоксидных грунтовок. Применяются для рам и силовых элементов кузовов автомобилей при их производстве на конвейере или в условиях ремонта в автомастерских, если в составе металла не предусмотрено использование цинка, как сплава. Применяются в условиях агрессивных сред, которых достаточно во время эксплуатации автомобиля, как в городе (химические реагенты для таяния снега и льда), так и на селе, в отсутствии дорог (грязь, кислотная или щелочная вода, абразивное воздействие песка или любого другого грунта).
Такое защитное покрытие после полного отверждения способно защищать металл кузова в течение 10 лет, если целостность слоя не была нарушена в результате механического воздействия (удара или сильного трения о грунт или каменную поверхность). В комплексе с другими защитными слоями может уберечь металл рамы и корпуса от коррозии и 20 лет, что сопоставимо в общим временем безаварийной эксплуатации автомобиля.
Эпоксидный грунт для бетонных изделий
Для обработки бетонных поверхностей выпускается специальная грунтовка для бетонного пола или стенок. На российском сегменте рынка самым массовым и доступным является состав Pci epoxigrund 390. Выпускается 4 разновидности такой грунтовки:
- Быстрые смеси, в составе которых нет растворителей. Характерны увеличенным количеством вводимого в компаунды отвердителя и, как следствие, быстрой полимеризацией. Иногда требуют предварительного подогрева.
- Универсальный грунт обычного по времени действия. Применяют при тщательно заделке швов перед заливкой всего пола эпоксидным слоем.
- Грунты, предназначенные для использования в зимнее время в условиях, когда температура окружающей среды опускается ниже нуля градусов. В том числе и когда само бетонное основание, которое обрабатывается такой грунтовкой, тоже имеет отрицательную температуру.
- Смеси против коррозии, когда из бетонных плит выступают металлические марки, закладки, силовые элементы залитой бетоном арматуры.
Другой эпоксидный двухкомпонентный состав под названием esp 0112, кроме таких стандартных функций, как нанесения на бетонные полы и стены перед финишной отделкой другими материалами и создания гидроизолирующей основы перед заливкой пола может быть применен и как средство, повышающее прочность бетонных конструкций.
Специально для бетонных оснований выпускают также однокомпонентные грунтовочные смеси 021 euroblock RENO, которые после пропитки в полтора-два раза укрепляют твердость поверхности, а также служат грунтовочным слоем для финишных отделок. Их однокомпонентность не мешает им оставаться весьма эффективным грунтовочным средством, ведь речь идет не о металлах, где сцепление с грунтуемой поверхностью ограничивается ее внешним слоем, а адгезия осуществляется только за счет микрошероховатостей. Здесь идет глубинная пропитка, поэтому слабые кислородные связи такой полимеризованной эпоксидки оказываются малосущественными, армирующим элементом выступает вся пропитываемая толща бетона.
У подобных продуктов даже есть определенные преимущества:
- они не воспламеняются даже при соприкосновении с открытым пламенем;
- пропитанная поверхность имеет длительный срок службы;
- устойчивы к постоянному или кратковременному механическому воздействию;
- продлевают безремонтный период эксплуатации;
- не позволяют образовываться трещинам, сколам, расслаиванию;
- высыхают за счет впитываемости достаточно быстро, сопоставимо со сроками застывания двухкомпонентных грунтовок.
Правила нанесения
Рассмотрим основные правила работы с грунтовочными составам.
Для нанесения на бетонные основания а первую очередь обеспечивают нужный температурный режим. Большинство грунтовочных составов на основе одно- или двухкомпонентных эпоксидных смесей рассчитаны на применение при температуре от 15°C градусов. Морозостойкие грунты могут работать и при температуре до минус 3°C градусов, но они обычно стоят в 2-3 раза дороже.
Бетонную основу перед пропиткой грунтовочным составом нужно очистить от старой краски, если она есть, а также от грязи, пыли и возможных масляных или битумных пятен. Нанесение делается промышленным пульверизатором под давлением, его магистраль потом нужно будет промыть ацетоном также под давлением, или тефлоновым, полипропиленовым или силиконовым валиками, или же обычным, но одноразовым.
- Металлическая поверхность очищается от загрязнений. Если она полированная – ей придается некоторая шероховатость путем обработки абразивным материалом.
- Готовится раствор для грунтовки. Однокомпонентные просто взбалтываются, двухкомпонентные тщательно перемешиваются и соединяются согласно инструкции на упаковке.
- Грунтовка наносится обычной кисточкой или пульверизатором высокого давления, с накачкой воздуха вручную или компрессором под давлением.
Грунтовать можно все металлы: сплавы, черные, цветные, легированные, нержавеющие.
Эпоксидными грунтами можно также грунтовать полиэфирные шпатлевки, но ни в коем случае не наоборот.