Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пестрым дятлом и малым пестрым дятлом, обитающих в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.
Между ними возникает конкуренция, потому что для жизни им требуются одни и те же ресурсы.
В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук.
Численность личинок насекомых может немного уменьшиться, потому что карпы ими питаются. Численность карасей уменьшится, потому что карпы являются для них конкурентами. Численность щук увеличится, поскольку карпы являются для них пищей.
Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?
Потому что трутовик получает пользу от сожительства с березой (получает от нее органические вещества, воду и соли), а береза – не получает.
Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.
1) Кормовая база насекомых уменьшается, количество их болезней и паразитов увеличивается, количество насекомоядных птиц увеличивается – все это затрудняет дальнейший рост численности насекомых.
2) Кормовая база насекомоядных птиц возрастает, они начинают активнее размножаться. Из-за этого у них возрастает количество болезней и паразитов; количество насекомых уменьшается, количество хищных птиц увеличивается – все это затрудняет дальнейший рост численности насекомоядных птиц.
3) Кормовая база хищных птиц возрастает, они начинают активнее размножаться. Из-за этого у них возрастает количество болезней и паразитов, количество насекомоядных птиц уменьшается – все это затрудняет дальнейший рост численности хищных птиц.
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
1) Падение численности шмелей (например, из-за распространения болезней или паразитов).
2) Поедание клевера растительноядными животными.
3) Вытеснение клевере другими травянистыми растениями.
Почему отношения между лосями и зубрами в экосистеме смешанного леса считают конкуренцией?
Потому что им требуется одно и то же питание.
Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать близкие виды, как куница и соболь, обитающие на одной территории.
Пища, вода (при засухе), самки, территория, удобные места для гнезда или логова.
Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?
Нет, не протииворечит. Близкородственные виды могут занимать разные экологические ниши, в таком случае конкуренции не происходит.
Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?
Уменьшение количества хищников и паразитов, увеличение численности кормовых растений.
Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?
После быстрого размножения растения отмирают, и при их гниении используется кислород водоема, что приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей. При бескислородном разложении органических веществ выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.
Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?
Пчела-липа, подберезовик-береза, актиния-рак-отшельник, осина-подосиновик, сойка-дуб, клевер-клубеньковые бактерии.
Каково значение зеленых растений в жизни рыб?
1) Обогащают воду кислородом.
2) Служат питанием для растительноядных рыб.
3) Служат местообитанием, укрытием, местом для откладки икры.
Почему исключение из экосистемы аквариума простейших и моллюсков приводит к резкому нарушению ее равновесия?
Простейшие служат пищей для мелких ракообразных, а ракообразные – для рыб. Простейшие, ракообразные и двустворчатые моллюски очищают (фильтруют) воду.
На площади 10 кв. метров из 700-900 молодых елочек через 20 лет остается 2-3 ели. Каковы причины снижения численности и биологическое значение подобного явления?
Причины: конкуренция елей между собой за свет и воду, повреждение болезнями и растительноядными животными. Биологическое значение: происходит естественный отбор.
Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни? Укажите не менее трех особенностей.
1) Покровы устойчивы к воздействию пищеварительных соков и/или иммунной системы хозяина.
2) Большая плодовитость и развитие со сменой хозяина позволяет находить себе новых хозяев.
3) У многих имеются органы прикрепления (присоски, крючья), которые позволяют удерживаться внутри хозяина.
Какие особенности среды обитания внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трёх особенностей.
1) Большое количество доступного питания.
2) Постоянные условия среды.
3) Защита от внешних воздействий.
Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных животных – клестов, белок, кедровок, мышей. Объясните почему?
Это зависит от изменения обилия пищи от года к году. Деревья дают обильный урожай не каждый год, а с перерывами в 4-12 лет. В неурожайные годы наблюдаются массовая смертность и миграции животных, снижается их плодовитость.
В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?
Помет уток способствует росту водных растений, которыми питаются карпы.
1. Почему природная экосистема смешанного леса является стабильной?
Объяснение: вообще в биологии, разнообразие – основа стабильности. Чем разнообразнее экосистема, тем больше вероятность, что при утрате одного вида, его экологическую нишу займет другой – близкий и стабильность не нарушится. В смешанном лесу так и происходит.
2. С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения имели не только черты сходства друг с другом и с материнским растением, но и черты отличия: по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Объясните это явление. Какой способ размножения был использован в данном случае?
Объяснение: было использовано вегетативное размножение, а именно размножение частями растения (в данном случае, черенками). Так как при вегетативном размножении генотипы дочерних растений и материнского идентичны, то изменения не могут быть связаны с генотипом. Получается, что это были модификации, то есть последствия модификационной изменчивости. Вполне может быть, что растения больше освещались, больше поливались и минеральное питание было богаче. Вследствие чего они и выросли больше. (модификационная изменчивость работает только в пределах нормы реакции)
3. Охарактеризуйте основные причины, которые обостряют борьбу за существование между особями одной популяции.
Объяснение:
1. Борьба за пищевые ресурсы.
2. Борьба за территорию.
3. Борьба за главенство в популяции (прайд львов).
4. Борьба за самку, самца (полового партнера).
4. Укажите какие критерии вида указаны в тексте.
Все особи вида прыткая ящерица имеют один и тот же кариотип. У самцов прыткой ящерицы окраска тела зеленая, а у самок – коричневая. Наиболее многочисленны эти животные в тропических и субтропических зонах земного шара.
Объяснение: описание кариотипа – генетический критерий. Описание окраски тела (и отличий самок от самцов) – морфологический критерий. Описание ареала вида – географический критерий.
5. Укажите условия и причины экологического способа видообразования.
Объяснение: экологическое видообразование – возникновение нового вида в результате экологических изменений условий среды (изменение экологической ниши, пищевого рациона, особенностей размножения). При этом разные популяции одного вида оказываются в разных условиях среды, в результате чего возникает репродуктивная изоляция и накопление мутаций и, впоследствии, образование нового вида. Экологическое видообразование происходит в пределах исходного ареала.
6. Приведите не менее трех примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.
Объяснение: насекомоядные птицы едят насекомых. Если численность насекомоядных птиц сокращается, значит количество насекомых возрастает (так как их мало кто ест) и они начинают истреблять растения, то есть численность растений уменьшается. С другой стороны, насекомоядных птиц едят хищники, в частности, хищные птицы. С уменьшением численности насекомоядных птиц уменьшается и численность хищных птиц.
7. От каких древних представителей ныне существующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите доказательства.
Объяснение: считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб. Посмотрим на картинку.
Форма тела, наличие примитивных конечностей и хвоста говорит о возможном происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. Современным представителем кистеперых рыб является латимерия.
Она имеет скелет конечностей и легкое (признаки земноводных) (то есть она является промежуточным этапом между рыбами и амфибиями).
8. Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.
Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.
Задания для самостоятельного решения
1. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.
2. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?
3. Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем? Приведите не менее трех примеров.
4. В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.
5. Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение.
6. Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами?
7. К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трех последствий.
8. Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасенной в нем энергии?
9. Объясните, какие факторы ограничивает распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере.
10. Прочитайте текст. Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15-25 см, масса тела – до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоемов. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
11. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трех признаков.
12. Приведите не менее трех примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.
13. В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук.
14. Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайников? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.
15. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?
16. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
17. Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.
18. Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.
19. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
20. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
21. Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют более низкий рост по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Объясните причину этого явления.
22. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
23. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
24. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на и теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелетов этих животных.
25. Почему у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.
26. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений постоянно используют новые виды ядохимикатов. Под влиянием каких факторов эволюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определенному ядохимикату?
27. Крайне редко встречаются случаи рождения людей с густым волосяным покровом тела, который доказывает животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите еще два примера других подобных явлений.
28. Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трех процессов. Ответ поясните.
29. Какие ароморфные признаки характерны для млекопитающих? Приведите не менее четырех признаков.
30. Одна из глобальных проблем современного состояния биосферы – опустынивание ландшафтов. Какие антропогенные вмешательства этому способствуют? Приведите не менее трех примеров вмешательств человека.
31. Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.
32. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?
07.06.2019
5 июня Что порешать по физике
30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике
В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
1. Карпы питаются личинками насекомых — снизится количество личинок
2. Карпы конкуренты карасям — может привести к усилению межвидовой борьбы и снижению численности карасей, или даже полному вытеснению (закон конкурентного исключения Гаузе)
3. Карпы являются едой для щук, приведет к увеличению числа хищников