КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса
(Болгарский язык; Български) — сценичен ролбоден
(Чешский язык; Čeština) — rošt provaziště
(Немецкий язык; Deutsch) — Schnür – und Rollenboden
(Венгерский язык; Magyar) — színpadi rostelyszint
(Монгольский язык) — тайзны сараалж
(Польский язык; Polska) — rusztowanie sceny
(Румынский язык; Român) — suporţi de decoruri
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — noseća konstrukcija kulisa
(Испанский язык; Español) — telares
(Английский язык; English) — gridiron
(Французский язык; Français) — herses; cintres
Смотреть что такое "КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ" в других словарях:
колосники сцены — Решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения … Справочник технического переводчика
колосники — ов; мн. (ед. колосник, а; м.). 1. Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3. Театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и спуска декораций,… … Энциклопедический словарь
КОЛОСНИКИ — КОЛОСНИКИ, ов, ед. колосник, а, муж. (спец.). 1. Чугунная решетка в печах для прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки. 2. мн. Верхняя часть сцены с механизмами для укрепления декораций. | прил. колосниковый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
КОЛОСНИКИ — верхняя часть сцены (невидимая зрителю) для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций … Большой Энциклопедический словарь
Колосники — мн. 1. Чугунные детали колосниковой решетки с отверстиями для подвода воздуха под топливо в печах. 2. Устройство в верхней части сцены для укрепления декораций. 3. Настил из жердей на гумне, в риге и т.п. для сушки или хранения снопов ржи, хмеля… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Колосники — верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии. К. служат местом для установки верхних блоков, сценических подъёмов и устройств, размещения осветительных приборов. Основной элемент К. решетчатый… … Большая советская энциклопедия
колосники́ — ов, мн. (ед. колосник, а, м.). 1. Чугунная решетка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т. п. На колосниках, плотно, сноп к снопу, комлями вниз, сушилась рожь. В. Смирнов, Открытие мира. 3. театр. Решетки … Малый академический словарь
колосники — о/в; мн. (ед. колосни/к, а/; м.) см. тж. колосниковый 1) Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2) Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3) театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и… … Словарь многих выражений
Йеснер, Леопольд — (Jessner, Leopold) (03.03.1878, Кенигсберг, сейчас Калининград, Россия, 30.10.1945, Голливуд, США) немецкий режиссер, директор ряда театров, актер. Как актер дебютировал в 1897 в Котбусе, затем играл в Бреслау (Вроцлав), в Берлине, участвовал… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
К вспомогательному оборудованию сцены относятся: галереи, переходные мостики, портальные кулисы и башни, колосники. Галереи — это своеобразные балконы, идущие по боковым и задней стенам сцены. Назначение и функции галерей зависят от мест их расположения. Первая, самая низкая галерея устанавливается на высоте 1—1,5 м от верхнего обреза портала. Эта галерея называется осветительской, так как на ее переднем поручне обычно монтируют прожектора, освещающие сцену верхнебоковым светом. Самая верхняя галерея находится ниже колосников на 2—2,5 м. Остальные делят расстояние между первой и последней на равные части. Это рабочие галереи. Та, с которой производится управление декорационными подъемами, называется основной рабочей галереей. А галереи, на которых установлены электроприводы подъемов и лебедки для разных сценических нужд, принято называть машинными.
Задние галереи служат продолжением боковых и используются для перехода с одной стороны сцены на другую, а также для установки радиоакустической аппаратуры, контражурного освещения и разных вспомогательных работ.
Рабочие галереи соединяются между собой подвесными переходными мостиками, пересекающими пространство сцены в поперечном направлении. Они служат для быстрого перехода верховых рабочих с одной стороны сцены на другую. Кроме этого мостики необходимы для самых разнообразных вспомогательных работ (с них опускаются веревки для ручного подъема высоких декораций, люстр, абажуров), а также для осуществления некоторых сценических эффектов.
Первые переходные мостики прокладываются по портальной стене сцены. Их количество может равняться количеству ярусов галерей. Следующий ряд располагается около центра сцены на высоте не ниже второй галереи, а следующие поднимаются еще выше до уровня третьего яруса. Чем дальше мостик находится от портала, тем выше он должен быть расположен. В противном случае, мостики искусственно обрезают просматриваемую из зала высоту сцены, лишая ее воздуха и пространства.
Колосниковая решетка необходима для штанкетных подъемов, тросы которых проходят сквозь нее. Кроме этого, решетчатое покрытие позволяет устанавливать в любой точке временные блоки индивидуальных подъемов как на ручном, так и на механическом приводе.
Планшет сцены, круг, кольцо, их назначение в театральном деле
Самым распространенным видом планшета сцены является разборный щитовой планшет. Вся игровая часть сцены покрывается отдельными съемными щитами, а закулисные пространства — сплошным дощатым настилом. Наличие съемных щитов дает возможность устройства различных отверстий и люков-провалов, необходимых как для осуществления некоторых сценических эффектов, так и спуска актеров со сцены в трюм.
Кулисные машины — один из самых старейших видов оборудования сцены. При наличии кулисных машин значительно упрощается техника крепления и подачи на игровую часть многих элементов декораций. С их помощью могут «раздвигаться» или «разрушаться» стены, «плыть» корабли, проходить различные панорамы и многое другое.
Поворотный круг является одним из самых распространенных способов механизации сцены. Первое применение круга на европейской сцене преследовало довольно простую цель — быструю смену строенных декораций. В современном театре применение круга дает возможность развертывать действие в меняющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана. Динамика круга часто используется для построения особо выразительных мизансцен, усиления эмоционального воздействия.
По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные. Врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. Вращающийся диск снабжается съемными щитами для образования люков. Барабанный круг представляет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находится на одном уровне с планшетом сцены. В плоскость круга вписываются отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики. Подъем и спуск площадок может производиться одновременно с вращением круга. Сочетание вертикального и вращательного движения значительно повышает художественные возможности поворотной сцены. Наряду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. Само их название говорит о том, что это временные сооружения, накладываемые поверх основного планшета. Несложные конструкции разборных кругов легко монтируются на планшете во время установки декораций и убираются по окончании спектакля. Они не связаны законом соотношения диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров.
Дальнейшей модификацией принципа поворотной сцены является вращающееся кольцо. Системы вращающихся колец имеют несколько разнообразных вариантов. Кольца, охватывающие неподвижный внутренний круг, кольца, вращающиеся вместе или порознь с кругом, концентрические кольца — каждая комбинация открывает все новые и новые варианты и сочетания, побуждая творческую фантазию к поискам новых динамических форм выражения.
Концентрические кольца имеют ряд преимуществ перед самой распространенной системой — «круг—кольцо». Вращение нескольких планов сцены с разными скоростями в различных направлениях дают исключительную возможность смены ракурсов, перестройки отдельных частей декораций в разнообразных сочетаниях. Но вместе с тем наличие нескольких колец резко сокращает площадь внутреннего круга и лишает сцену не только подъемно-опускных частей, но и элементарных люков-провалов. Правда, и при наличии одного кольца проблема не снимается полностью, но все же здесь имеются гораздо большие возможности устройства и подъемников и съемных щитов. Так же как круги, кольца могут быть дискового, барабанного и накладного типа.
Подъемно-опускные площадки Предназначены для увеличения гибкости планшета и его выразительных возможностей. Это – подвижные части планшета, имеющие возможность подниматься выше уровня сцены и опускаться в трюм. Стационарные подъемно-опускные устройства используются и для подачи декораций из трюма на глазах у зрителей и изменения рельефа сцены.
Простейшим видом перемещающейся площадки является так называемый «люк-провал», рассчитанный на подъем и спуск одного человека. От подъемно-опускных площадок люк-провал отличается тем, что его рабочая площадка не может подниматься выше уровня сцены. Эта конструкция рассчитана только на опускание, проваливание небольших участков планшета.
Накатные площадки или, как их иначе называют, фурки служат для перемещения строенных декорационных комплексов. Стационарные площадки размещаются в карманах сцены и на арьерсцене. Размеры фурок стационарного типа определяются размерами портального отверстия. Обычно их длина равна или несколько превышает ширину портала, а ширина занимает примерно одну треть глубины сцены. Таким образом, фурка представляет собой самостоятельную передвижную сцену, перекрывающую портальное отверстие и несущую полное оформление одной картины спектакля.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с
помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с
двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен
основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Верхняя сцена
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала
сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована
рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.
Внутренний просцениум – пространство сцены, заключенное внутри
декоративного портала сцены.
Декоративный портал сцены – временное обрамление первого плана
сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный
занавес и потолок. Он представляет собой часть декорационного
оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.
Выносной софит – группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.
Высота сцены – расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно
высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что
позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.
Грузоподъемные машины – подъемные краны всех типов,
краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.
Индивидуальный подъем (сценический подъем)
Индивидуальный подъем – механизм, состоящий из лебедки с тросом,
прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в
любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены.
Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.
Дымовой люк – специальное сценическое устройство, служащее для
выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.
Закулисные пространства – пространства сцены:
где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля
куда транспортируются декорации прошедшей картины
где находятся пульты управления сценическими механизмами
пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль
место машиниста сцены и др.
Зеркало сцены (портальное отверстие) – плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены.
В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной
аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены
ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.