Меню Рубрики

Величина угла спиливания заготовки на соединяемых концах

Содержание

Такой тип креплений чаще всего используют в креплении оконных, дверных блоков, парниковых рам, элементов скамеек и качелей. Угловое соединение отличается от других тем, что сплачиваемые детали располагают по отношению друг к другу под углом в 90°. В зависимости от использованных креплений все угловые соединения разделяют на соединения на шип и на ус.

Угловые соединения могут быть Т-образные и L-образные.

L-образные угловые соединения (они также носят название концевых) имеют множество вариантов: от простого – вполдерева, до наиболее прочного – на тройной шип (рис. 54).

Рис. 54. Угловые концевые соединения: а – с одинарным открытым сквозным шипом; б – с одинарным сквозным потайным шипом впотемок; в – с одинарным глухим шипом впотемок; г – с тройным открытым сквозным шипом; д – в прямую накладку вполдерева; е – в сквозной «ласточкин хвост».

Угловые соединения на шип имеют несколько разновидностей. Сквозное соединение на шип (рис. 54, а, б, г) может иметь в своей конструкции от 1 до 3 шипов, причем с увеличением количества шипов увеличивается и прочность крепления. Несквозное соединение отличается от сквозного тем, что шиповое крепление происходит в середине деталей и внешне остается незаметным. В этом случае внутри заготовок делают небольшие углубления под шипы, которые немного глубже, чем сами шипы, чтобы осталось место для клея (рис. 54, в).

Угловые соединения на ус отличаются тем, что стороны деталей, соединяющихся между собой, срезаны под углом в 45°. Так же как и соединения на шип, крепления на ус могут быть сквозными, при которых видно сплачивание, и несквозными, когда само крепление зафиксировано внутри деталей.

Сквозное соединение на ус (рис. 55) укрепляют как одним шипом, так и тремя.

Рис. 55. Угловое сквозное соединение на ус.

Принцип крепления здесь такой же, как при угловом несквозном на шип. При несквозном соединении на ус разглядеть положение шипа невозможно. Здесь в равной степени могут использоваться как круглые шипы, так и плоские – крепление от этого ни в коей мере не ослабеет (рис. 56).

Рис. 56. Угловое несквозное соединение на ус.

Но при выборке древесины под шипы обязательно делают гнезда немного больше, чем сами шипы, чтобы потом заготовки легко соединялись между собой.

Шиповые соединения выполняют на клею. Их делят на концевые, угловые и ящичные.

Существует очень много вариантов таких соединений (рис. 57).

Рис. 57. Угловые шиповые соединения.

Например, угловые концевые соединения можно делать со сквозным шипом, со сквозным или несквозным шипом впотемок. Такие соединения применяют при вязке брусьев створок, фрамуг, форточек, дверей и т. п.

Для строительства дома или возведения крыши необходимо освоить еще два типа соединения: угловая врубка и врубка в лапу.

Угловую врубку можно отнести к угловым типам креплений, т. к. детали по отношению друг к другу находятся под определенным углом.

В зависимости от величины угла различают два типа такого соединения, которые в одинаковой степени перпендикулярно направлены на действующую силу соединения – сжатие.

Первый из них используют только тогда, когда угол между деталями не превышает 45°. Сначала вытесывают древесину со вставной деталью, а затем подгоняют под нее поверхность основания (рис. 58).

Рис. 58. Угловая врубка. I тип.

Второй тип соединения требует угла не меньше 45° между соединяющимися деталями. Врубку здесь делают несколько иначе, чем при первом типе. Она представляет собой две плоскости, расположенные под разными наклонами к первоначальной поверхности основания (рис. 59).

Рис. 59. Угловая врубка. II тип.

Врубку в лапу используют только при строительстве сруба стен или колодца. Чаще всего такое крепление делают простым, так как оно и без того прочное, но встречаются и некоторые усложнения конструкции в виде дополнительных накладок. Чтобы получилась врубка, обтесывают конец бревна, сформировав куб, а затем делят его стороны на 8 частей.

Читайте также:  Автоматы на постоянный ток

Затем из куба на торцевой поверхности вырубают трапецию, одно основание которой составляет 6 частей, а другое – 4 части.

Лапа со стороны вдоль волокон должна иметь форму трапеции, постепенно сужаясь к основанию бруска. Возле бруска толщина трапеции должна составлять примерно 2–3 части, а с торца не больше 6 частей (рис. 60).

Рис. 60. Врубка в лапу.

При соединении бревен таким типом крепления готовый сруб будет выглядеть так, как показано на рис. 61.

Рис. 61. Схема крепления сруба в лапу.

Вырубка бревен и брусьев для соединения в обло и в чашу показана на рис. 62.

Рис. 62. Соединение (сопряжение) рубленых стен: а – в обло; б – в чашу.

Т-образное соединение названо так из-за своего внешнего вида. После закрепления деталей вставная деталь как бы вырастает из массива другой. Чаще всего такой тип соединения используют при сопряжении лаг перекрытий и перегородок с обвязкой дома.

Угол, при котором соединяют детали, обязательно должен быть 90°. При других углах соединение получается непрочным и очень быстро приходит в негодность.

Среди множества разновидностей Т-образного соединения два типа встречаются чаще других (рис. 63).

Рис. 63. Т-образные соединения: а – с потайным косым шипом «ласточкин хвост»; б – с прямой ступенчатой накладкой.

При первом типе используют потайной шип, имеющий трапециевидную форму, который вставляют с одной из сторон балки (рис. 63, а).

Во втором типе для крепления используют ступенчатую прямую накладку (рис. 63, б). Делают такую накладку следующим образом: выбирают древесину с одной части на 1/2 всей ширины, а с другой – на 1/3. Затем на первой части выбирают древесину на половине накладки еще наполовину, тем самым толщина незатронутой части бруска составляет 1/4 от ширины целого бруска.

На второй части конструкции, где первоначально древесина выбрана лишь ни 1/3, делают еще небольшое углубление так, чтобы незатронутая древесина составляла 1/2 всей толщины бруска. Такая ступенчатая накладка считается наиболее прочной. Для дополнительного крепления лучше использовать клей. Шурупы и гвозди могут только нарушить целостность ступеней.

Что может быть проще соединения деревянных деталей на «ус»? Не смотря на простоту метода, порой возникают сложности с точностью и аккуратностью соединений. В этой статье мы дадим вам простые советы, взяв на вооружение которые, вы достигнете невероятных результатов. Ваши угловые соединения будут всегда идеальными!

1. Подбирайте направление и структуру волокон

Не важно что вы делаете: рамку для фотографий или обвязку для мебельного фасада, убедитесь что цвет древесины, а так же направление и структура волокон на заготовках совпадают. Подбор деталей со схожей структурой занимает немного времени, но в результате вы получаете превосходные соединения.

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомиться учащихся со способами и правилами изготовления углового концевого соединения открытым сквозным шипом «УК-1»
  2. Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и диалогической речи. Применение практических занятий, развитие мелкой моторики.
  3. Воспитательная: Привитие навыков аккуратного выполнения работы, привитие навыков, самостоятельности и взаимопомощи. Чувства ответственности за соблюдением техники безопасности.

Скачать:

Вложение Размер
plan_konspekt_uroka.docx 23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида»

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

по столярному делу в 7 классе

Тема урока: Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом «УК-1»

  1. Образовательная: Познакомиться учащихся со способами и правилами изготовления углового концевого соединения открытым сквозным шипом «УК-1»
  2. Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и диалогической речи. Применение практических занятий, развитие мелкой моторики.
  3. Воспитательная: Привитие навыков аккуратного выполнения работы, привитие навыков, самостоятельности и взаимопомощи. Чувства ответственности за соблюдением техники безопасности.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Объяснение материала и самостоятельная работа.

Материально – техническое оснащение урока: Карточки – задания, заготовки, инструменты.

Межпредметная связь: русский язык, литература.

Методы и формы обучения

2.Сообщение темы и цели урока.

1.Готовность к уроку

Читайте также:  Встроенный шкаф пластиковый на балкон

2.Проверка учащихся и их рабочей формы

Запись на классной доске.

Повторение пройденного материала

1.Работа с карточками.

– Перечислите разметочные инструменты.

– Перечислите инструменты для долбления и резания древесины.

– Инструменты для пиление древесины.

Долото, киянка, рейсмус (ножовка, угольник)

Понимание слов и их применение в работе.

Объяснение нового материала с показом приемов работы

1.Разметка брусков для изготовления соединения «УК-1»

2.Приемы запиливания шипов и проушин.

5.Техника безопасности при изготовлении соединения «УК-1»

Самостоятельная работа учащихся.

Закрепление пройденного материала.

1.Насколько необходимо отступить от линии разметки при выдалбливание проушины.

2.Под каким углом к заготовке необходимо держать долото?

3.Каким инструментом пользуются при зачистке шипа и проушины шипового соединения «УК-1»

4.Техника безопасности при работе с режущим инструментом?

Оценка работы учащихся

Б.А. Журавлев «Столярное дело», М «Просвещение» 1984г.

Изготовление угловых концевых шиповых соединений.

Разметка брусков для изготовления соединения «УК-1». После определения размеров соединения УК-1 проводят поперечную разметку брусков, то есть размечают длину шипа глубину проушины. Для этого кладут в ряд на верстак, плотно прижимая друг к другу, все бруски базовыми кромками вверх и выравнивают их концы. После этого, прижимая основание угольника к контрольной пласти последнего бруска, а линейку к верхним кромкам брусков, отступив от торцов на 1 – 2 мм, проводя линию по угольнику.

Потом от этой линии с помощью линейки масштабной откладывают длину шипа и глубину проушины, отмечая точкой на одном бруске. За тем с помощью угольника проводят линию через точку.

При проведении нескольких линий на одной стороне бруска опорную кромку и направление основания рейсмуса не меняют. Если бруски размечают оторцованные, то концы их при укладке для разметки выравнивают по угольнику, а вторую линию наносят точно от торца. Поперечные линии с помощью угольника переводят на стороны бруса. При правильном строгании и разметки линия на четвертой стороне должна совпасть с линией на первой стороне.

При пересечении поперечных линий основание угольника нужно прикладывать к лицевым сторонам (кромке и пласти), то есть сначала проводиться риска на контрольной пласти, затем на второй кромке и последняя сторона размечается переводом линии от первой кромки.

Для разметки толщины шипа и ширины проушины чертилки рейсмуса устанавливают на два размета так, чтобы можно было получить толщину шипа. В нашем случае для одинарного шипа на одной чертилке устанавливаются размер 10 мм, на другой20 мм. Этими размерами, прижимая колодку рейсмуса к базовой пласти, проводят риски на двух кромках до пересечения с поперечными линиями. Риски, определяющие ширину проушин и толщину шипов, целесообразно прочерчивать и на торцах. При проведении нескольких параллельных рисок на одной и той же стороне бруска колодку рейсмуса каждый раз плотно прижимают к одной кромке.

При разметки шипов и проушин целесообразно на удаляемой зоне древесины ставить заметку в виде крестика (Х).

Приемы запиливания шипов и проушин. Для запиливание шипов и проушин бруски зажимают вертикально в заднюю зажимную коробку или тиски верстака.

Шипы и проушины следуют запиливать мелкозубой пилой с широким полотном. Зубья должны быть хорошо отточены и немного разведены. Допускается запиливание шипов и проушин без развода зубьев пилы. Полотно лучной пилы следует установить под углом 10 – 15 по отношению к стойкам.

В начале пиления полотно ставят рядом с риской с таким расчетом, чтобы пропил проходил в удаляемой зоне древесины, а у шипа и проушины оставалась половина ширины (толщины) размечаемой риски. При этом полотно пилы направляют точно по рискам так, чтобы не было отклонений от вертикальной полоски пропила. Ориентиром при запиливание служат риски на двух кромках и торце и полотно, которые должны находиться в одной плоскости.

Для более удобного и быстрого углубления полотно пилы ставят на переднее ребро заготовки под углом 15 – 20 к торцу и делают три – четыре движение на себя. При этом нажимать на пилу не рекомендуется. После небольшого углубления двигать пилу вперед и назад нужно равномерно, без рывков, с небольшим нажимом. Постоянно следить за направлением полотна как на кромке, обращенной к столяру, так и на противоположной.

Читайте также:  До гвоздя интернет магазин

Спиливание заплечика (опорной грани). Перед спиливанием заплечика по линии целесообразно делать прорезание стамеской по угольнику, это обеспечивает более ровный край заплечика.

Пропил делают с небольшим поднутриванием 5 – 10, то есть с отклонением в сторону детали. Благодаря этому заплечики шипа будут плотно прилегать к поверхности бруска с проушиной.

При спиливании заплечиков сначала рабочие движения делают только на себя, а затем и от себя, наблюдая за направлением пилы и углублением пропила. При этом надо следить за тем, чтобы не подпилить шип у основания. Для срезания заплечика деталь закрепляют между двумя клиньями или упорами либо левой рукой прижимают к верстачному упору.

Выдалбливание проушины. Древесину в проушинах выдалбливают долотом. Долбление проводят встречное, то есть с двух кромок до половины бруса. Чтобы шип плотнее прилегал ко дну проушины, допускается незначительное поднутривание дна с обоих кромок бруса.

Техника безопасности при изготовлении соединения «УК-1».

При работе с ножовкой:

  • Работать можно только исправной ножовкой;
  • Начиная пиление, необходимо обязательно пользоваться направителем;
  • Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна ножки;
  • Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на пилу;
  • Осторожно заканчивайте пиление, никогда не оставляйте ножовку в пропиле;
  • При переносе ножовки с места на место соблюдайте осторожность, переносите ее в опущенной руке, зубья пилы должны быть направлены вниз;
  • Во избежание брака при пилении, необходимо работать аккуратно, точно соблюдая правила техники безопасности;

При работе с долотом и стамеской:

  • Работать можно только инструментом режущая часть которая надежно закреплена в ручке и правильно заточена;
  • Движение стамески должно осуществляется в направлении от себя;
  • Запрещается упирать обработанный материал в любой участок тела;
  • Передавать режущий инструмент разрешается только ручкой вперед;
  • Запрещается класть инструмент на край стола, чтобы избежать ранение ног падающим инструментом.

«Инструменты для изготовления углового концевого соединения «УК-1»

Каждый вопрос имеет одно или несколько правильных ответов. Выберите правильный и подчеркните.

1. Укажите, какой инструмент применяется при выдалбливании проушины?

2. Укажите, какой инструмент необходим при запиливание шипа и проушины?

3. Шип и проушку размечают с помощью:

– Долота и рубанка

– Стамески и киянки

– Ножовки и киянки

– Угольника и рейсмусы

4. Каким инструментом разрешено работать?

– Исправным и хорошо заточенным

– Долотом с расколотой ручкой

– Ножовкой со сломанными зубьями

– Не заточенной стамеской.

Ответьте на вопросы, подчеркнув в каждом правильный ответ.

1. Какой разметочный инструмент имеет угол 90 ?

2. Какой разметочный инструмент необходим при разметки шипа и праушины?

– Линейка, угольник, рейсмус.

– Долото, линейка, киянок.

– Киянок, линейка, рулетка.

– Ярунок, стамеска, рубанок.

3. К разметочным инструментам относятся:

4. Разметку шипового соединения производят:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клонспект урока по столярному делу.

Задача: 1. Научить пользоваться разметочным инструментом и размечать гнёзда ножек по чертежу и образцу.

открытый урок на тему "изготовление меели для школы".

Конспект открытого урока по столярному делу.

Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида.

Цель: формирование у учащихся умения соединять детали с помощью шурупов.Задачи:Образовательные: познакомить с видами шурупов;учить учащихся правильно подбирать шурупы для соединения деталей издел.

План урокаПо предмету: Столярное дело в VII классеНа «___» ______________ 20_____ годаТема раздела: Непрозрачная отделка столярных изделий.Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *