Я много лет работаю в индустрии инструментов. Больше 10 лет езжу по миру, смотрю как, что и где делается, какие бывают заводы, технологии и так далее.
Часто вижу как люди выбирают инструмент, спрашивают друг у друга советы, как и что выбрать, кто чем пользовался и на что обратить внимание.
Сегодня мне бы хотелось поговорить о домкратах.
Типы домкратов: механические, пневматические и гидравлические. И сегодня я рассмотрю тему гидравлических домкратов:
Гидравлические домкраты бывают разных типов и видов. Основные два вида, которые используются чаще всего — это подкатные и бутылочные.
Бутылочный домкрат — отличный способ поднять груз. Грузоподъемность таких домкратов как правило у разных фирм в стандарте идет от 2 до 50 т. Но есть и более мощные домкраты до 100 т и более.
При выборе такого домкрата надо обратить внимание на несколько вещей:
— технические характеристики — грузоподъемность и минимальная и максимальная высота подъема.
Если с грузоподъемностью все более менее ясно (главное не забывать, что погрешность может быть около 10% и брать надо с запасом), то с высотами надо быть внимательным. Очень часто у домкратов есть регулировочный винт. То есть, например, смотрим этикетку, видим гордую надпись 180 — 345 мм, то надо помнить, что поднять за раз с 180 до 345 не получится, так как есть регулировочный винт, который, как правило, выкручивается на 60-80 мм
Обязательно надо посмотреть, есть ли перепускной клапан на домкрате. По нашему ГОСТ Р (номер не помню), указано, что наличие перепускного клапана обязательно. И если на домкрате такого нет, то сертификат для него просто купили.
Перепускной клапан домкрата — клапан, который сбрасывает излишнее давление масла, если попытаться перегрузить домкрат. Таким образом, если грузподъемность 3 т, то она и должна быть 3 т, больше такой домкрат поднимать не должен.
Но на нашем рынке встречается товар, который не отвечает таким требованиям. Использование такого домкрата может быть опасно для здоровья. Если Вы попытаетесь поднять им вес более его грузподъемность, то случится может, что угодно, например масло выдавит через резинки и груз упадет, или погнется шток. Случаи бывали разные.
На перепускном клапане, как правило стоит пластиковая заглушка. И на нем написано "do not adjust". Что переводится как не регулировать. Этот клапан отрегулирован на заводе, и его регулировка может привести к поломке домкрата. На первой фотографии этот клапан расположен справа, от основного клапана.
Без домкрата в дальние поездки отправляться не стоит. Довольствоваться штатным домкратом или подобрать получше? Рассматриваем достоинства и недостатки наиболее распространенных устройств.
Послал Панкрат с тракта Кондрату трактат: не поднять Панкрату трактор без Кондратова домкрата.
Лучший современный домкрат — это мобильный телефон: позвонил, пожаловался на проколотое колесо — и ждешь помощи. Однако старый добрый домкрат пока не стоит спешить выселять из багажника. Даже европейцу, проколовшему колесо в воскресенье на пути из Милана в Верону порой случается засучить рукава. А в России такой инструмент не может быть лишним по определению.
НАШ СОВЕТ
Как подбирать домкрат по высоте? Ведь он может понадобиться тогда, когда колесо спущено, и машина просела «ниже ватерлинии». Первым делом следует измерить расстояние от земли до порога или того места, где должен располагаться домкрат. При спущенном колесе он должен быть ниже на высоту профиля шины. Верхний предел высоты определяется типом автомобиля. У легковых машин ход подвески вниз от номинального положения не превышает 60–80 мм, а у внедорожников может быть более 150 мм.
По типу привода домкраты разделяют на ручные (механические или гидравлические), электрические и пневматические (их подключают к выхлопной трубе). Классифицировать можно и по конструкции исполнительных механизмов: ромбические и подкатные, бутылочные (винтовые и гидравлические) и реечные, рычажно-винтовые и типа «подушка».
Мы оценили плюсы и минусы недорогих домкратов разных типов — в нашей фотогалерее они расположены по алфавиту.
Примерная цена 990 руб.
Ромбический домкрат, очень похожий на те, что прилагаются ко многим автомобилям. Заявленные высóты подхвата и подъема — соответственно 100 и 390 мм. Проверили: получилось 110 и 390 мм. Имеет удобный подхват с резиновым элементом. Возможности подъема по высоте подойдут почти любому легковому автомобилю, а вот для кроссоверов их может и не хватить.
Яркая краска держится не очень хорошо, особенно на нагруженных поверхностях, — со временем возникнет коррозия. Ходовой винт абсолютно сухой — его необходимо смазать! В целом недорогое работоспособное изделие.
Примерная цена 4950 руб.
Электрический домкрат — игрушка относительно дорогая и при этом не очень «могучая». Шестеренки внутри редуктора пластмассовые, хотя об этом лучше не думать. Подъем «на верхний этаж» длится довольно долго, обычный механический домкрат справляется с задачей быстрее.
У этого домкрата высота подхвата — 112 мм, а высота подъема — 345 мм. В крайних положениях срабатывают встроенные микровыключатели, поэтому «выше крыши» домкрат не полезет. Предусмотрена маленькая съемная ручка аварийного опускания в случае поломки электропривода. Выглядит она как ключик от заводной игрушки.
По геометрическим размерам устройство пригодно для подавляющего большинства легковых автомобилей. В богатом варианте комплектации к нему добавлен еще и электрический гайковерт. Кстати, неплохой подарок автовладельцу с любым достатком. Только не забудьте сказать счастливому обладателю, чтобы смазал ходовой винт, ибо он совсем сухой.
Примерная цена 2100 руб.
Заявленные высота подхвата и высота подъема — 170 мм и 420 мм соответственно. Не верьте: либо одно, либо другое! Дело в том, что у домкрата предусмотрен регулировочный винт, который выкручивается из штока на несколько сантиметров. Но это следует сделать до начала работы: повернуть винт, придавленный тяжелой машиной, невозможно. С закрученным винтом высота подъема составила около 390 мм. Если же выкрутить винт, то «выросший» домкрат может просто не подлезть под машину. Он сможет поднять популярные Логаны и Ларгусы, но только с накачанными шинами, а значит при проколе покрышки бесполезен. А под пороги Рио с Солярисом, даже с надутыми колесами, никак не входит.
Домкраты такого типа очень любят дачники — можно, например, покосившийся сарай приподнять. Но чаще всего их используют владельцы рамных внедорожников, подставляя не под пороги, а под раму или балку моста. Однако площадь опоры такого домкрата весьма скромная, на мягком грунте он скорее уйдет в землю, чем приподнимет автомобиль, — нужно возить с собой прочную опорную площадку.
Примерная цена 1785 руб.
Подкатные домкраты удобны в эксплуатации — неслучайно их любят шиномонтажники. Однако мы рассматриваем сейчас не профессиональные изделия, поэтому и выбрали этот домкратик, как самый маленький и легкий из всех подкатных. Ведь подразумевается, что его будут возить в багажнике, а не катать по полу автомастерской.
Претензии возникли сразу: изготовители «забыли» указать высоту подхвата и высоту подъема. Пришлось измерять самим — получилось 135 и 290 мм соответственно. Возможно, удастся оторвать от земли колесо невысокого автомобиля, но наш редакционный Ларгус так и не смог «задрать лапу».
Примерная цена 4000 руб.
Еще один подкатной гидравлический домкрат, только более серьезный. Высота подхвата и высота подъема указаны: 135 и 385 мм соответственно. По нашим замерам, чуть меньше: 125 и 380 мм. Домкрат тяжеловат, чтобы возить его с собой в автомобиле. А вот в гараже ему самое место: поможет и при ремонте автомобиля, и при сезонной смене колес.
Примерная цена 880 руб.
Недорогое изделие продавалось как домкрат для классической Нивы. Подхват и подъем померили сами — получилось 150 мм и 460 мм соответственно. В грязи такой домкрат вряд ли поможет: утонет. Зато на его верхней площадке закреплена резиновая подушка: она бережет краску и минимизирует возможное соскальзывание. Винт, как водится, нуждается в смазке, иначе счастье будет недолгим. Впрочем, для нас оно оказалось совсем недолгим: при попытке приподнять редакционный кроссовер Ford Kuga верхняя площадка позорно сложилась: запас прочности оказался «никаким».
Примерная цена 6000 руб.
Надувные домкраты используют энергию выхлопных газов: надел шланг на выхлопную трубу — и вперед! При этом медленно надувающийся мешок можно разместить почти под любой частью днища машины, а высота подхвата определяется толщиной пустого мешка — несколько сантиметров. Обеспечивает высоту подъема примерно 460 мм. При этом есть одно но: предсказать траекторию поддомкрачиваемой машины довольно сложно.
Надувной домкрат можно использовать практически на любой поверхности: ровный асфальт ему не нужен. Удельное давление на грунт невелико. Во избежание механических повреждений мешок защищают сверху и снизу прилагаемыми ковриками. Такой домкрат не любит сильных морозов и соседства с раскаленными элементами выхлопной системы. Пользоваться им лучше вдвоем, потому что для подъема многих автомобилей давления выхлопных газов при минимальных оборотах двигателя недостаточно — кому-то надо нажимать на педаль газа. Между тем подъем автомобиля с сидящими внутри людьми запрещен — неувязочка. Если машина имеет две выхлопные трубы, придется приобрести переходник, собирающий выхлопные газы воедино. А на нестандартный фигурный патрубок шланг и вовсе не налезет.
Наступила осень. Для всех российских автомобилистов это сигнал к скорой смене летней резины на зимнюю. Одни отправятся в ближайший шиномонтажный пункт и доверят работу профессионалам. А другие считают смену резины на автомобиле едва ли не святым ритуалом и предпочитают заниматься этим делом самостоятельно. В этом случае необходимо подъемное устройство, которое позволит сэкономить время и упростить процесс работы. И конечно же, обеспечит максимально возможную безопасность.
Сегодня мы расскажем, как не ошибиться в выборе домкрата для личного гаражного пользования. Ведь на рынке представлено великое множество самых разнообразных моделей. Хороший домкрат станет вашим верным слугой в любом деле, когда требуется приподнять машину над землей.
Начнем мы, пожалуй, с домкратов, которые знают все без исключения водители. Винтовые модели являются штатными подъемными устройствами и входят в стандартную комплектацию каждого нового автомобиля. Они удобны в первую очередь тем, что имеют компактные размеры и легко помещаются в багажник. Но что касается удобства пользования, то здесь они явно проигрывают прочим моделям. Зачастую у таких подъемников слишком малая площадь опоры, что влечет за собой слабую устойчивость машины в поднятом состоянии. Добавьте к этому довольно трудоемкий процесс установки, когда нужно попасть в определенное место на днище, а также долгое раскручивание самого механизма. В общем, как средство экстренной помощи на дороге такой домкрат незаменим. Но как гаражное устройство годится не очень хорошо. Двигаемся дальше.
Следующим в нашем списке идет бутылочный гидравлический домкрат. Тут все куда серьезнее и основательнее. Само устройство представляет собой цилиндр на подставке. В цилиндре предусмотрено специальное отверстие, в которое вставляется рукоятка, отвечающая за процесс подъема. Чтобы поднять автомобиль, вам достаточно разместить домкрат под любым крепким элементом подвески или днища и несколько раз нажать на рукоять. Бутылочный домкрат куда более устойчив и надежен, нежели винтовой. И благодаря небольшим размерам, он также легко помещается в багажнике. Самые грозные бутылочные подъемники имеют грузоподъемность свыше 50 тонн. Конечно, лучше всегда брать домкрат с небольшим запасом по грузоподъемности. Если вы водите легковой автомобиль, выбирайте модели на 3 тонны. Если что покрупнее, то 5-тонные версии.
Бутылочные гидравлические домкраты имеют две важные характеристики. Первая — это высота подхвата. Она показывает высоту предмета, под которым можно разместить домкрат. Чем ниже сидит ваше авто, тем меньше должна быть высота подхвата. Желательно даже измерить величину клиренса автомобиля перед покупкой подъемного устройства. Вторая характеристика — высота подъема. Показывает, на какую высоту домкрат способен «раздвигаться». Если ваш автомобиль имеет длинные ходы подвески, тогда ищите подъемник с большей высотой подъема.
А теперь о ценах. Достойный бутылочный домкрат можно купить в среднем от 1 500–2 000 рублей. Такой подъемник будет служить вам верой и правдой долгие годы.
Хотите еще больше удобства? Тогда обратите внимание на подкатные гидравлические домкраты. Подобные устройства максимально ускоряют и упрощают процесс подъема автомобиля. От вас требуется закатить домкрат под машину, выбрать крепкий узел подвески или участок днища и несколькими нажатиями на рукоять поднять автомобиль над землей. На что обращать внимание при выборе подкатного домкрата? В первую очередь на грузоподъемность, высоту подхвата и высоту подъема. Параметры точно такие же, как и на бутылочных домкратах. Помимо них, стоит обратить внимание на количество качающих плунжеров и на тип механизма, который передает усилие от рукоятки к запорному клапану. Если плунжер в домкрате один, то время подъема увеличивается. Два качающих плунжера обычно ставят на более дорогие подъемники, которые используются в шиномонтаже. Что касается передающего механизма, то обычно используется либо зубчатая передача, либо кардан. Кардан куда надежнее и проще в обслуживании, но им комплектуют более серьезные и дорогие модели. Зубчатый механизм со временем забивается грязью и начинает проскальзывать при подъеме.
Во сколько вам обойдется подкатной домкрат? Самые доступные модели стоят от 1 500 рублей, но срок службы таких домкратов не велик. Советуем потратить чуть больше, но приобрести качественную вещь, которая прослужит вам куда дольше. Такой домкрат обойдется в 5 000–7 000 рублей.
Подведем итог. Наиболее удобным вариантом для гаражного пользования станет подкатной гидравлический домкрат. Но цена на хорошие модели может вас укусить. Готовы пожертвовать удобством, но при этом сохранить надежность? Тогда обратите свой взор в сторону бутылочных подъемников. Но в обоих случаях помните, что если вы собрались проводить работы под днищем машины, то следует запастись страховочными подставками. Потому как безопасность превыше всего!