Содержание
Многие водители замечали кресты или могилы, которые стоят вдоль дорог или на въезде в город. Отношение к таким сооружением разное: кого-то они отвлекают, кто-то не имеет ничего против и считает их данью уважения погибшим. Но зачем их устанавливают?
Зачем ставят кресты и памятники у дорог
Традиция ставить кресты вдоль дорог зародилась много столетий назад. Ещё княгиня Ольга приказывала уничтожать языческих идолов и ставить на их место кресты, называемые кенотафами. Кресты воздвигались также на перекрёстках и на въезде в города, расположенные в удалённых землях. Всё это должно было означать победу христианства над язычеством.
Чуть позже кресты получили и другое значение. Очень высокие постройки служили ориентиром для путешественников. Иногда кресты показывали границы больших угодий или говорили путнику о том, что он въезжает в город, а значит, надо помолиться Богу за то, что трудный путь окончен.
Но чаще такие кресты являются памятными. В прежние времена их ставили на месте сражений или в честь каких-то особенных событий (Иван Грозный, например, воздвиг постройку в честь рождения сына). Сегодня кресты и даже целые памятники устанавливаются в местах ДТП со смертельным исходом. Такие могилы обычно оказываются пустыми — останки человека похоронены на кладбище, у дороги стоит лишь надгробие, напоминающее о смерти.
Кресты и памятники ставятся в честь тех, кто погиб на этом месте в ДТП
Мнение водителей и церкви
Водителям такая традиция не очень нравится. Крест или даже целое надгробие с венками отвлекают того, кто ведёт машину, может заставить погрузиться в мрачные мысли, что во время вождения недопустимо. Но по этому вопросу есть и другое мнение: кто-то считает, что кресты напоминают о смерти, которая может постичь каждого, и заставляют быть внимательнее.
Такие вещи [памятники вдоль дорог] либо не замечаешь, либо они дико угнетают нервную систему. Если человеку для приведения в чувство за рулем нужны кресты — не нужны ему права. Люди гибнут везде: на улице, в квартирах, переходах, магазинах, парках и тротуарах. Почему там нет крестов? Непонятно.
k1mosab3
https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462
Очень бодрит за рулем. Избавляет от иллюзий.
BeerJIEHb
https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462
Православная церковь негативно относится к таким памятникам.
Не стоит ставить памятники и крепить венки вдоль дорог. Поминать надо на кладбищах и в церквях. Нужно молиться за умершего человека.
отец Владимир, клирик Спасо-Вознесенского собора
https://ulpressa.ru/2013/11/01/mogilyi-u-dorogi/
Кресты у дорог — давняя традиция, в разные времена они имели различное значение. Сегодня памятники устанавливают на местах ДТП в память о погибших.
Быстро едешь, тихо понесут
Вдоль трасс сложно не заметить траурные ленточки, венки из искусственных цветов. Безмолвные атрибуты трагедий появляются на месте аварий, где оборвалась чья-то жизнь. Их вешают на фонарные столбы или прямо на деревья. Но порой взору автомобилистов открываются массивные кресты или даже гранитные монументы с оградами. Однако придорожная полоса, где чаще всего устанавливают памятники погибшим в ДТП близким, отнюдь не подходящее место для таких сооружений.
Заместитель директора по содержанию автомобильных дорог ДРСУ № 113 Дмитрий Кравченко объясняет, что в летний период специалисты косят траву, вырубают кустарник, зимой — убирают снег. И символы скорби значительно затрудняют работу людей и транспорта. Конечно, дорожники не ведут учет гранитных камней у дороги. Хотя уверена, что их счет шел бы не на единицы. Ведь только на балансе ДРСУ № 113 находится 748 километров автомобильных дорог Гомельского района. Интересен и тот факт, что за 12 лет, которые Дмитрий Кравченко работает в дорожно-ремонтно-строительном управлении, никто из родственников ни разу не обращался за согласованием на установку памятника. Захотели — поставили. Правда, никто эти памятники и не «выкорчевывает»: рука не поднимается.
По законам божьим?
Благочинный церквей Гомельского районного округа священник Артемий Кривицкий считает, что прежде чем ставить крест или памятник на месте трагедии, нужно посоветоваться со священнослужителем.
— Родственников понять можно. Но я лично и как священник, и как водитель, такие вещи не одобряю. Если люди хотят каким-то образом отметить, что их близкий погиб в аварии, они могут написать это на кладбищенском памятнике. Если же мы станем так массово отмечать места гибели людей, то весь город будет в буквальном смысле усеян крестами. Уверен, это отвлекает от управления и может стать причиной очередной аварии.
— Почему, по вашему мнению, не исчезают такие традиции?
— Из-за отсутствия четкого регламента и со стороны церкви, и со стороны государства. Люди поступают по своему усмотрению. В то же время, если жители обращаются к нам с просьбой установить поклонный крест при въезде в их населенный пункт, то для этого нужно пройти целый ряд согласований. Установка поклонных крестов — традиция древняя. Человек, который въезжает в город или деревню, благодарит Бога, что доехал, а, выезжая, просит у всевышнего помощи в пути. И не нужно путать эти два понятия — поклонный крест, который устанавливают при въезде в населенный пункт, и памятный символ в виде креста, который ставят у могил.
— Ваши прихожане обращаются за советом, ставить ли памятник с крестом у дороги?
— В моей практике не было таких случаев. Несмотря на то что крест имеет религиозное значение, люди не приходят к священникам с подобными вопросами. Возможно, в единичных случаях некое влияние на людей имеют работники ритуальных агентств. Предлагают родственникам, кроме кладбища, поставить памятник еще и на месте трагедии.
В итоге, получается некая раздвоенность: один памятник установлен там, где покоится тело, другой — на том месте, где человека покинула душа. Такие псевдомогилы называются кенотафами, что в переводе с древнегреческого означает пустая могила. Однако издавна их устанавливали лишь тогда, когда тело погибшего было уничтожено, например, на войне, пожаре, при землетрясении или если тело кремировали, а пепел развеяли. Именно в таких случаях человеку нужно было место, где можно помолиться, возложить цветы. В нашей же стране кенотафы устанавливают после ДТП со смертельным исходом и там, где захочется.
Я не знаю, сделаю, как все
Психолог областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Наталья Науменко подчеркивает, что каждый человек индивидуален. Есть водители, более восприимчивые к подобного рода дорожным объектам. В практике специалиста был случай, когда автомобилист после мелкой аварии пытался справиться со страхом перед дорогой около года. Представляете, как могут реагировать на кресты такие водители? Другие же, например, лихачи, их и вовсе не заметят. Они нарушают Правила дорожного движения, и никакие памятники на них не подействуют.
— Каждый человек должен решать самостоятельно: ставить памятник у дороги погибшему родственнику или нет. Не обязательно поступать «как все», — подчеркивает психолог. — Понимаю, что для кого-то эта тенденция кажется странной или даже излишней. Но для других это, возможно, принципиальный поступок, важный ритуал. Лично я отношусь к подобным традициям толерантно.
Какую роль трагические памятники играют в предупреждении дорожных аварий, сказать сложно. Ведь сегодня в арсенале ГАИ достаточно средств для профилактики ДТП: социальная реклама, баннеры. Особо аварийные участки дорог оборудуются светофорами, нерегулируемыми пешеходными переходами. Установлены на Гомельщине и информационные панно, которые предупреждают об аварийности: «На этом участке дороги произошло три ДТП, погибли два человека».
С каждым годом в нашем регионе количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом снижается. Летопись аварий ведут в УГАИ УВД облисполкома. Если в 2014 году было 610 аварий, в которых погибли 117 человек, то в 2015-м — 552 ДТП (103 погибших), в 2016-м — 470 (96 погибших). Однако даже если бы статистика уменьшилась до единиц — это не то, к чему стремимся.
Личное, а не публичное
Бесспорно, гибель близкого человека — очень личное. В такие скорбные моменты мы хотим любым способом выразить боль утраты. И, конечно, каждый это делает по-своему. Однако мне не понятно стремление увековечить память погибшего так, чтобы об этом знали все. Тем грустнее смотреть на поржавевшие кресты у дороги, на выпаленные солнцем венки на столбах. Почему так происходит? Проходят годы, и боль потери утихает? Родственникам становится достаточно могилы на кладбище, куда можно прийти помолчать, поплакать, помолиться?
Есть и еще один момент, который мне не понятен. Люди ведь погибают не только в автомобильных катастрофах. Обрывается ниточка жизни и в операционных, и на рабочих местах, и во дворе собственного дома. Но никто ведь не устанавливает там памятники. Потому что для умерших есть кладбища, для живых — города, для водителей — дороги, для пешеходов — тротуары. Все логично.
Но сегодня ситуация другая. Кресты вдоль дорог не сосчитать. Да никто вести такую статистику и не пытался. А зря. Вполне возможно, что когда-то эта тема станет актуальной не только для дорожных служб.
И сельисполкомы не должны быть в стороне от проблемы. Бесхозные памятники и кресты не прибавляют порядка. Здесь нужны действия властей. К сожалению, большинство таких памятников придется демонтировать за счет бюджетных средств. А что касается памяти об ушедшем, то лучше посадить молодое деревце возле своего дома — и просто помнить о человеке. Многие верят, что физическое окончание жизни — это вовсе не конец истории, а лишь начало новой.
Кресты у дорог: память или причина новых ДТП?
Светлана КОРОЛЬ, представитель общественного движения «ВелоГомель»:
— Конечно, чувства родственников понятны. Однако, место, где принято выражать свою скорбь в связи с потерей близкого человека — это кладбище. Если участок дороги, где случилась трагедия, может быть местом повышенной опасности, то там Госавтоинспекция должна установить соответствующий знак. При всем уважении и сочувствии к родным погибших, подобным памятникам у дороги не место. Это отвлекает участников дорожного движения. И это не только мое мнение, но и моих друзей-велосипедистов.
Иван ГАТАЛЬСКИЙ, байкер, за рулем 18 лет:
— Памятники у дороги нужны. Они напоминают водителям о том, что всегда нужно быть внимательными за рулем. И не важно, на машине ты или на двухколесном транспорте. По своему опыту скажу: увидишь такой памятник — и машинально сбрасываешь скорость. А если в сон клонит, то придорожные кресты его сразу прогоняют. Еще — это память о погибших! И большое спасибо дорожникам за то, что они с уважением относятся к венкам и такого рода напоминаниям об ушедших. Памятники не сносят, венки не выбрасывают, даже если они просто висят на дереве или столбе.
Василий РОГОЖНИКОВ, житель Рогачева, водительский стаж 36 лет:
— Не то чтобы я категорически был против памятников у дороги. Но все же считаю, это плохо действует на водителей. Понимаю, родственники хотят сделать все, чтобы отдать дань уважения человеку, которого не стало. Однако не нужно превращать дорогу в кладбище. К сожалению, люди не до конца знают законы божьи. А ведь священнослужители эту традицию не поддерживают. Хотя если сравнивать с прошлыми десятилетиями, то за последние годы крестов у дороги стало меньше. Может быть, народ становится более образованным в этих делах.
Наверняка, въезжая в населенный пункт, вы неоднократно видели установленные на въезде в поселки и города кресты. Конструкция носит название Поклонный и традиция устанавливать крест при въезде в город на территории России существует уже очень давно. По одной из версий, основательницей была княгиня Ольга, которая распорядилась маркировать таким образом христианские поселения в период крещения Руси.
Крест перед въездом в город Норильск
На въезде в Норильск также был установлен христианский символ. Он располагается на Челябинском тракте. Духовный щит расположен вблизи аэропорта «Кольцово». Монумент был установлен в 2007 году по настоянию верующих прихожан православной церкви региона. Также есть крест на въезде в город со стороны северной части – он находится на Северском тракте с 2003 года. Теперь, для полной защиты города, нужно произвести монтаж конструкций на западной и восточной границе Норильска.
Зачем ставят кресты на въезде в город
По давнему преданию, считается, что христианский символ служит защитой от злых духов и плохих людей. Поэтому, установка происходит с активным участием православных служителей, которые совершают обряд освящения сооружения. Путешествуя по просторам России аналогичные щиты можно встретить практически во всех городах. Они символизируют победу над силами зла, миролюбие и гостеприимство жителей области.
Какие бывают виды конструкций
Крест перед въездом в город имеет не только духовное значение. Современные варианты изделий похожи на настоящее произведение искусства. В среднем, размер конструкции от 8 до 12 метров. Некоторые образцы оснащены изысканным орнаментом, резьбой по дереву и иными декоративными элементами. Кроме того, форма и названия Поклонных крестов существенно отличаются:
Миссионерские – первоначальный тип конструкции, придуманный княгиней Ольгой для обозначения христианских поселков.
Памятные – приурочены к различным значимым событиям: победа в войне, успешное преодоление бедствия, рождение ребенка у царской семьи.
Навигационные – особо крупные конструкции, достигающие 14 метров. Раньше их ставили для ориентира, увидев крест, человек знал: близок населенный пункт.
Придорожные (межевые) поклонные сооружения – конструкции с «козырьком». Такой тип изделий в царской России определял границы поместий и городов.
Поминальные – этот тип не ставится на въезде в город, их располагают на месте смерти. В современной России – вдоль дороги, вместе, где произошло ДТП.
Крест на выезде из города служит защитным, памятным и духовным символом для всех христиан.