Меню Рубрики

Зачем крест на въезде в город

Содержание

Многие водители замечали кресты или могилы, которые стоят вдоль дорог или на въезде в город. Отношение к таким сооружением разное: кого-то они отвлекают, кто-то не имеет ничего против и считает их данью уважения погибшим. Но зачем их устанавливают?

Зачем ставят кресты и памятники у дорог

Традиция ставить кресты вдоль дорог зародилась много столетий назад. Ещё княгиня Ольга приказывала уничтожать языческих идолов и ставить на их место кресты, называемые кенотафами. Кресты воздвигались также на перекрёстках и на въезде в города, расположенные в удалённых землях. Всё это должно было означать победу христианства над язычеством.

Чуть позже кресты получили и другое значение. Очень высокие постройки служили ориентиром для путешественников. Иногда кресты показывали границы больших угодий или говорили путнику о том, что он въезжает в город, а значит, надо помолиться Богу за то, что трудный путь окончен.

Но чаще такие кресты являются памятными. В прежние времена их ставили на месте сражений или в честь каких-то особенных событий (Иван Грозный, например, воздвиг постройку в честь рождения сына). Сегодня кресты и даже целые памятники устанавливаются в местах ДТП со смертельным исходом. Такие могилы обычно оказываются пустыми — останки человека похоронены на кладбище, у дороги стоит лишь надгробие, напоминающее о смерти.

Кресты и памятники ставятся в честь тех, кто погиб на этом месте в ДТП

Мнение водителей и церкви

Водителям такая традиция не очень нравится. Крест или даже целое надгробие с венками отвлекают того, кто ведёт машину, может заставить погрузиться в мрачные мысли, что во время вождения недопустимо. Но по этому вопросу есть и другое мнение: кто-то считает, что кресты напоминают о смерти, которая может постичь каждого, и заставляют быть внимательнее.

Такие вещи [памятники вдоль дорог] либо не замечаешь, либо они дико угнетают нервную систему. Если человеку для приведения в чувство за рулем нужны кресты — не нужны ему права. Люди гибнут везде: на улице, в квартирах, переходах, магазинах, парках и тротуарах. Почему там нет крестов? Непонятно.

k1mosab3

https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462

Очень бодрит за рулем. Избавляет от иллюзий.

BeerJIEHb

https://pikabu.ru/story/mogilyi_vdol_dorog_4626462

Православная церковь негативно относится к таким памятникам.

Не стоит ставить памятники и крепить венки вдоль дорог. Поминать надо на кладбищах и в церквях. Нужно молиться за умершего человека.

отец Владимир, клирик Спасо-Вознесенского собора

https://ulpressa.ru/2013/11/01/mogilyi-u-dorogi/

Кресты у дорог — давняя традиция, в разные времена они имели различное значение. Сегодня памятники устанавливают на местах ДТП в память о погибших.

Быстро едешь, тихо понесут

Вдоль трасс сложно не заметить траурные ленточки, венки из искусственных цветов. Безмолвные атрибуты трагедий появляются на месте аварий, где оборвалась чья-то жизнь. Их вешают на фонарные столбы или прямо на деревья. Но порой взору автомобилистов открываются массивные кресты или даже гранитные монументы с оградами. Однако придорожная полоса, где чаще всего устанавливают памятники погибшим в ДТП близким, отнюдь не подходящее место для таких сооружений.

Заместитель директора по содержанию автомобильных дорог ДРСУ № 113 Дмитрий Кравченко объясняет, что в летний период специалисты косят траву, вырубают кустарник, зимой — убирают снег. И символы скорби значительно затрудняют работу людей и транспорта. Конечно, дорожники не ведут учет гранитных камней у дороги. Хотя уверена, что их счет шел бы не на единицы. Ведь только на балансе ДРСУ № 113 находится 748 километров автомобильных дорог Гомельского района. Интересен и тот факт, что за 12 лет, которые Дмитрий Кравченко работает в дорожно-ремонтно-строительном управлении, никто из родственников ни разу не обращался за согласованием на установку памятника. Захотели — поставили. Правда, никто эти памятники и не «выкорчевывает»: рука не поднимается.

Читайте также:  Болезнь когда человек не спит всю жизнь

По законам божьим?

Благочинный церквей Гомельского районного округа священник Артемий Кривицкий считает, что прежде чем ставить крест или памятник на месте трагедии, нужно посоветоваться со священно­служителем.

— Родственников понять можно. Но я лично и как священник, и как водитель, такие вещи не одобряю. Если люди хотят каким-то образом отметить, что их близкий погиб в аварии, они могут написать это на кладбищенском памятнике. Если же мы станем так массово отмечать места гибели людей, то весь город будет в буквальном смысле усеян крестами. Уверен, это отвлекает от управления и может стать причиной очередной аварии.

— Почему, по вашему мнению, не исчезают такие традиции?

— Из-за отсутствия четкого регламента и со стороны церкви, и со стороны государства. Люди поступают по своему усмотрению. В то же время, если жители обращаются к нам с просьбой установить поклонный крест при въезде в их населенный пункт, то для этого нужно пройти целый ряд согласований. Установка поклонных крестов — традиция древняя. Человек, который въезжает в город или деревню, благодарит Бога, что доехал, а, выезжая, просит у всевышнего помощи в пути. И не нужно путать эти два понятия — поклонный крест, который устанавливают при въезде в населенный пункт, и памятный символ в виде креста, который ставят у могил.

— Ваши прихожане обращаются за советом, ставить ли памятник с крестом у дороги?

— В моей практике не было таких случаев. Несмотря на то что крест имеет религиозное значение, люди не приходят к священникам с подобными вопросами. Возможно, в единичных случаях некое влияние на людей имеют работники ритуальных агентств. Предлагают родственникам, кроме кладбища, поставить памятник еще и на месте трагедии.

В итоге, получается некая раздвоенность: один памятник установлен там, где покоится тело, другой — на том месте, где человека покинула душа. Такие псевдомогилы называются кенотафами, что в переводе с древнегреческого означает пустая могила. Однако издавна их устанавливали лишь тогда, когда тело погибшего было уничтожено, например, на войне, пожаре, при землетрясении или если тело кремировали, а пепел развеяли. Именно в таких случаях человеку нужно было место, где можно помолиться, возложить цветы. В нашей же стране кенотафы устанавливают после ДТП со смертельным исходом и там, где захочется.

Я не знаю, сделаю, как все

Психолог областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Наталья Науменко подчеркивает, что каждый человек индивидуален. Есть водители, более восприимчивые к подобного рода дорожным объектам. В практике специалиста был случай, когда автомобилист после мелкой аварии пытался справиться со страхом перед дорогой около года. Представляете, как могут реагировать на кресты такие водители? Другие же, например, лихачи, их и вовсе не заметят. Они нарушают Правила дорожного движения, и никакие памятники на них не подействуют.

— Каждый человек должен решать самостоятельно: ставить памятник у дороги погибшему родственнику или нет. Не обязательно поступать «как все», — подчеркивает психолог. — Понимаю, что для кого-то эта тенденция кажется странной или даже излишней. Но для других это, возможно, принципиальный поступок, важный ритуал. Лично я отношусь к подобным традициям толерантно.

Читайте также:  Thx203h схема блока питания мультиварки

Какую роль трагические памятники играют в предупреждении дорожных аварий, сказать сложно. Ведь сегодня в арсенале ГАИ достаточно средств для профилактики ДТП: социальная реклама, баннеры. Особо аварийные участки дорог оборудуются светофорами, нерегулируемыми пешеходными переходами. Установлены на Гомельщине и информационные панно, которые предупреждают об аварийности: «На этом участке дороги произошло три ДТП, погибли два человека».

С каждым годом в нашем регионе количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом снижается. Летопись аварий ведут в УГАИ УВД облисполкома. Если в 2014 году было 610 аварий, в которых погибли 117 человек, то в 2015-м — 552 ДТП (103 погибших), в 2016-м — 470 (96 погибших). Однако даже если бы статистика уменьшилась до единиц — это не то, к чему стремимся.

Личное, а не публичное

Бесспорно, гибель близкого человека — очень личное. В такие скорбные моменты мы хотим любым способом выразить боль утраты. И, конечно, каждый это делает по-своему. Однако мне не понятно стремление увековечить память погибшего так, чтобы об этом знали все. Тем грустнее смотреть на поржавевшие кресты у дороги, на выпаленные солнцем венки на столбах. Почему так происходит? Проходят годы, и боль потери утихает? Родственникам становится достаточно могилы на кладбище, куда можно прийти помолчать, поплакать, помолиться?

Есть и еще один момент, который мне не понятен. Люди ведь погибают не только в автомобильных катастрофах. Обрывается ниточка жизни и в операционных, и на рабочих местах, и во дворе собственного дома. Но никто ведь не устанавливает там памятники. Потому что для умерших есть кладбища, для живых — города, для водителей — дороги, для пешеходов — тротуары. Все логично.

Но сегодня ситуация другая. Кресты вдоль дорог не сосчитать. Да никто вести такую статистику и не пытался. А зря. Вполне возможно, что когда-то эта тема станет актуальной не только для дорожных служб.

И сельисполкомы не должны быть в стороне от проблемы. Бесхозные памятники и кресты не прибавляют порядка. Здесь нужны действия властей. К сожалению, большинство таких памятников придется демонтировать за счет бюджетных средств. А что касается памяти об ушедшем, то лучше посадить молодое деревце возле своего дома — и просто помнить о человеке. Многие верят, что физическое окончание жизни — это вовсе не конец истории, а лишь начало новой.

Кресты у дорог: память или причина новых ДТП?

Светлана КОРОЛЬ, представитель общественного движения «ВелоГомель»:

— Конечно, чувства родственников понятны. Однако, место, где принято выражать свою скорбь в связи с потерей близкого человека — это кладбище. Если участок дороги, где случилась трагедия, может быть местом повышенной опасности, то там Госавтоинспекция должна установить соответствующий знак. При всем уважении и сочувствии к родным погибших, подобным памятникам у дороги не место. Это отвлекает участников дорожного движения. И это не только мое мнение, но и моих друзей-велосипедистов.

Иван ГАТАЛЬСКИЙ, байкер, за рулем 18 лет:

— Памятники у дороги нужны. Они напоминают водителям о том, что всегда нужно быть внимательными за рулем. И не важно, на машине ты или на двухколесном транспорте. По своему опыту скажу: увидишь такой памятник — и машинально сбрасываешь скорость. А если в сон клонит, то придорожные кресты его сразу прогоняют. Еще — это память о погибших! И большое спасибо дорожникам за то, что они с уважением относятся к венкам и такого рода напоминаниям об ушедших. Памятники не сносят, венки не выбрасывают, даже если они просто висят на дереве или столбе.

Читайте также:  Ботильоны женские осень 2018 на каблуке

Василий РОГОЖНИКОВ, житель Рогачева, водительский стаж 36 лет:

— Не то чтобы я категорически был против памятников у дороги. Но все же считаю, это плохо действует на водителей. Понимаю, родственники хотят сделать все, чтобы отдать дань уважения человеку, которого не стало. Однако не нужно превращать дорогу в кладбище. К сожалению, люди не до конца знают законы божьи. А ведь священнослужители эту традицию не поддерживают. Хотя если сравнивать с прошлыми десятилетиями, то за последние годы крестов у дороги стало меньше. Может быть, народ становится более образованным в этих делах.

Наверняка, въезжая в населенный пункт, вы неоднократно видели установленные на въезде в поселки и города кресты. Конструкция носит название Поклонный и традиция устанавливать крест при въезде в город на территории России существует уже очень давно. По одной из версий, основательницей была княгиня Ольга, которая распорядилась маркировать таким образом христианские поселения в период крещения Руси.

Крест перед въездом в город Норильск

На въезде в Норильск также был установлен христианский символ. Он располагается на Челябинском тракте. Духовный щит расположен вблизи аэропорта «Кольцово». Монумент был установлен в 2007 году по настоянию верующих прихожан православной церкви региона. Также есть крест на въезде в город со стороны северной части – он находится на Северском тракте с 2003 года. Теперь, для полной защиты города, нужно произвести монтаж конструкций на западной и восточной границе Норильска.

Зачем ставят кресты на въезде в город

По давнему преданию, считается, что христианский символ служит защитой от злых духов и плохих людей. Поэтому, установка происходит с активным участием православных служителей, которые совершают обряд освящения сооружения. Путешествуя по просторам России аналогичные щиты можно встретить практически во всех городах. Они символизируют победу над силами зла, миролюбие и гостеприимство жителей области.

Какие бывают виды конструкций

Крест перед въездом в город имеет не только духовное значение. Современные варианты изделий похожи на настоящее произведение искусства. В среднем, размер конструкции от 8 до 12 метров. Некоторые образцы оснащены изысканным орнаментом, резьбой по дереву и иными декоративными элементами. Кроме того, форма и названия Поклонных крестов существенно отличаются:

Миссионерские – первоначальный тип конструкции, придуманный княгиней Ольгой для обозначения христианских поселков.

Памятные – приурочены к различным значимым событиям: победа в войне, успешное преодоление бедствия, рождение ребенка у царской семьи.

Навигационные – особо крупные конструкции, достигающие 14 метров. Раньше их ставили для ориентира, увидев крест, человек знал: близок населенный пункт.

Придорожные (межевые) поклонные сооружения – конструкции с «козырьком». Такой тип изделий в царской России определял границы поместий и городов.

Поминальные – этот тип не ставится на въезде в город, их располагают на месте смерти. В современной России – вдоль дороги, вместе, где произошло ДТП.

Крест на выезде из города служит защитным, памятным и духовным символом для всех христиан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *