Акустическая система центрального канала – ключевое звено всей системы громкоговорителей домашнего кинотеатра. Через нее идет основная часть фонограммы фильма. Советы и практические рекомендации.
Через громкоговорители центрального канала идет основная часть фонограммы фильма – почти все диалоги, большинство звуковых эффектов и частично музыка. И лишь сравнительно недавно к акустической системе центрального канала перестали относиться по остаточному принципу, признав ее ключевым звеном всей системы громкоговорителей домашнего кинотеатра.
Центральная акустическая система обычно устанавливается горизонтально поверх видеомонитора. Ее можно также установить под монитором или вмонтировать в стену над монитором, а если вы используете фронтальную проекционную систему – расположить позади "акустически прозрачного" экрана.
При взаимном расположении акустических систем центрального и фронтального каналов учтите, что центральная колонка должна быть либо на одной линии (A), либо немного позади (B) левой и правой акустических систем, но не выступать вперед. Разницу в расстоянии компенсируют, выставляя в процессоре задержку на более удаленный от слушателя канал. (Задержка на 1 мс соответствует 30 см)
В двухканальных стереосистемах, как правило, используется только два фронтальных громкоговорителя – левый и правый, поэтому вы можете задаться вопросом: а зачем вообще для домашнего кинотеатра нужен третий громкоговоритель? Дело в том, что громкоговоритель центрального канала дает большие преимущества. Во-первых, он обеспечивает привязку диалога и звуковых эффектов непосредственно к действию, разворачивающемуся на экране перед зрителем. Когда мы видим перед собой беседующих персонажей, у нас возникает естественное желание слышать их разговор оттуда же, где находится их изображение. Равным образом, когда звук панорамирует (то есть перемещаться из одного места в другое) вдоль экрана, нам хочется, чтобы это перемещение происходило плавно, без разрывов и наложений. Например, если изображение машины движется из одного конча в другой, то оно должно сопровождаться перемещением звука двигателя и шума покрышек, причем в точном соответствии с движением визуального образа.
Правда, и двухканальная стереосистема все же способна создавать акустический образ прямо между двумя громкоговорителями. Этот так называемый "фантомный" центральный образ создается мозгом в том случае, когда в оба уха человека поступает одинаковый звуковой сигнал. Источник звука, расположенный прямо перед нами, в реальной жизни создает звуковые волны, которые достигают ушей одновременно. Мозг интерпретирует это собвтие таким образом, что источник звука находится прямо перед нами.
Аналогичным образом, когда два громкоговорителя подают одинаковые сигналы на оба уха, они тем самым вводят мозг в заблуждение, заставляя его интерпретировать эти сигналы как кажущийся источник звука, расположенный между громкоговорителями.
Чтобы два громкоговорителя могли создать такой фантомный центральный образ, они должны быть достаточно точно настроены, а слушатель – находиться строго в центре, на равном расстоянии от них. Если вы сдвинетесь немного вправо или влево, то и звуковой образ сместится, соответственно, вправо или влево. Отмечу, что такое построение фантомного центрального образа на основе двух громкоговорителей требует немалого опыта и сноровки. Некоторым слушателям так никогда и не удается добиться его полноценного создания. Кроме того, имеются данные о том, что подобная работа мозга по формированию фантомного центрального образа ведет к появлению рассеянности и повышенной утомляемости.
Все эти проблемы мы решаем тем, что устанавливаем между правым и левым громкоговорителями акустическую систему центрального канала. Все диалоги и звуковое сопровождение теперь четко привязаны к событиям на экране, причем для всех зрителей, а не только для сидящих точно в центре. В этом случае даже тот, кто сидит где-то в конце ряда, может слышать диалог из той точки экрана, где он произносится, а не из ближайшего громкоговорителя. Наличие центрального громкоговорителя таким образом позволяет избежать разрушения всего фронтального звукового поля и стягивания его к ближайшему от слушателя громкоговорителю. Центральная акустическая система обеспечивает явственное восприятие источника звука, расположенного прямо перед вами, что избавляет мозг от необходимости создавать фантомный образ, помещая его между правым и левым громкоговорителями. И наконец, центральная акустическая система снижает нагрузку на правый и левый громкоговорители. При наличии трех громкоговорителей каждый из них сможет работать при меньшем уровне звука.
Использование телевизора в качестве центрального канала
В некоторых телевизорах предусмотрен вход, который позволяет использовать его внутренние громкоговорители в качестве громкоговорителей центрального канала системы домашнего кинотеатра. Настоятельно не рекомендуем вам делать этого. Качество звучания таких внутренних громкоговорителей будет настолько разительно отличаться от звучания остальных акустических систем, что общее впечатление существенно ухудшится. К тому же в большинстве телевизоров эти громкоговорители расположены слишком близко к краям корпуса, а значит, и к левому или правому громкоговорителям системы, что вряд ли пойдет на пользу общему звучанию. Если у вас еще нет громкоговорителя центрального канала, просто переключите ресивер в положение "PHANTOM " и забудьте о внутренних громкоговорителях телевизора.
Использование центральной и фронтальной акустических систем разных марок
Аналогичная ситуация возникает при попытке установить в качестве центрального громкоговорителя изделие какой-то иной марки, нежели правый и левый громкоговорители вашей системы. Уж лучше поменять все три фронтальных громкоговорителя. Дело в том, что разные громкоговорители и звучат по-разному, причем причина даже не в их качестве. У каждого громкоговорителя своя окрашенность звука или какие-то иные отступления от эталона. Если вы хотите добиться ровного, без разрывов и наложений панорамирования звука, вам никогда не удастся этого сделать без центрального громкоговорителя. В случае использования в качестве центрального громкоговорителя акустической системы иной марки, характеристики звукового образа неизбежно подвергнутся грубым изменениям. Если центральный громкоговоритель имеет иные характеристики, нежели левый и правый, звук движущейся машины будет одним в начале движения, другим по мере приближения ее к центру, и вновь вернется к исходным характеристикам в конечной точке.
Решение проблемы состоит в том, чтобы приобрести согласованные друг с другом по характеристикам громкоговорители для всех трех фронтальных каналов. Совпадение их тональных характеристик не только обеспечит плавное панорамирование звука, но и позволит получить более стабильное и согласованное звуковое поле по всей фронтальной части помещения. Если у вас уже имеются высококачественные громкоговорители левого и правого каналов, которые вы хотели бы сохранить, покупайте для центрального канала акустическую систему того же производителя. Возможно, они и не столь хорошо совпадут по своим характеристикам, однако "родственная" модель все же лучше подойдет к существующим левому и правому громкоговорителям. В отдельных центральных акустических системах иногда используются те же самые элементы (например, сами диффузоры), что и в паре стереофонических громкоговорителей от одного и того же производителя.
Для достижения наивысшего качества звучания все три фронтальные акустические системы должны быть совершенно идентичны. И хотя большинство любителей домашнего кинотеатра все же предпочитают использовать центральные громкоговорители несколько меньшего размера, чтобы их можно было разместить на корпусе телевизора, пожертвовав при этом басами, в самых высококачественных системах используются большие громкоговорители, способные воспроизводить весь диапозон звуковых частот. Такие громкоговорители труднее разместить, и их обычно используют лишь во фронтально-проекционных системах. В этом случае центральный громкоговоритель размещается позади перфорированного проекционного экрана, точно так же, как это делают в кинотеатре.
Существуют два основных типа фронтальных колонок:
двухполосные, имеют два встроенных динамика, где большой динамик предназначен для воспроизведения низких частот; динамик поменьше – для средних и высоких.
трехполосные, которые имеют большой динамик (басы), динамик меньшего размера (средние и высокие частоты), и еще один маленьких динамик, который предназначен только для воспроизведения высоких частот.
По качеству звука трехполосные колонки выглядят предпочтительнее двухполосных.
Как правило, фронтальные колонки лучше воспроизводят высокочастотные звуки. Таким образом, чем более насыщен фильм различными низкочастотными спецэффектами, тем больше искажений будет появляться в звуковом поле вашей акустической системы. Качество воспроизведения низких частот напрямую зависит от габаритов акустической системы.
Эта проблема разрешается включением в систему сабвуфера, который принимает на себя воспроизведение всех низкочастотных звуков.
Как правило, при выборе фронтальных колонок стоит искать среди напольных моделей, однако, если место ограничено, то возможны удачные варианты с полочными моделями акустики.
Как правило, это устройство представляет собой горизонтально расположенную колонку, которая используется в широкоформатных аудиосистемах для домашних кинотеатров.
Ее размещают по центру системы, непосредственно под дисплеем телевизора.
Главной задачей данного блока является достоверная передача общих музыкальных компонентов и диалогов. Акустика центрального канала системы домашнего кинотеатра обладает высокой мощностью, однако, при этом отличается компактностью и доступностью. В музыкальных аудиоустановках этот блок не используется.
Название типа устройства (центральный канал) говорит за себя. Его можно назвать сердцем акустической установки домашнего кинотеатра. Без центральной колонки, отвечающей за воспроизведение вокала и речевых диалогов, комфортный просмотр кино в домашних условиях не представляется возможным.
Производители аудиотехники уделяют этому блоку отдельное внимание: в нем устанавливаются высококачественные широкополосные динамики, а также предусматривается особая отделка внутренних поверхностей корпуса, способствующая равномерному распределению звуковых волн по помещению.
Одним из обязательных условий правильной сборки акустической системы домашнего кинотеатра является соответствие характеристик центрального канала возможностям усилителя/ресивера, сабвуфера и сателлитов. В готовых широкоформатных аудиоустановках все блоки уже согласованы между собой – об этом позаботился производитель. Что касается пользователей, которые занимаются созданием условий для комфортного просмотра кино в домашних условиях самостоятельно, им придется предусмотреть множество нюансов. Слушатель должен понимать, что сам по себе центральный канал не обеспечит желаемого результата, каким бы качественным и мощным он ни был. Чтобы старания увенчались успехом, нужно правильно рассчитать мощность и номинальное сопротивление.
Следующий важный момент, касающийся процесса эксплуатации центрального канала – это расположение в пространстве. На пути у звуковых волн не должно быть препятствий. Специалисты в области аудиотехники утверждают, что центральная колонка не должна стоять в непосредственной близости со стеной. Если звук будет отражаться от стен, появится крайне нежелательный эффект, напоминающий эхо в пустом помещении.
Как правило, это устройство представляет собой горизонтально расположенную колонку, которая используется в широкоформатных аудиосистемах для домашних кинотеатров.
Ее размещают по центру системы, непосредственно под дисплеем телевизора.
Главной задачей данного блока является достоверная передача общих музыкальных компонентов и диалогов. Акустика центрального канала системы домашнего кинотеатра обладает высокой мощностью, однако, при этом отличается компактностью и доступностью. В музыкальных аудиоустановках этот блок не используется.
Название типа устройства (центральный канал) говорит за себя. Его можно назвать сердцем акустической установки домашнего кинотеатра. Без центральной колонки, отвечающей за воспроизведение вокала и речевых диалогов, комфортный просмотр кино в домашних условиях не представляется возможным.
Производители аудиотехники уделяют этому блоку отдельное внимание: в нем устанавливаются высококачественные широкополосные динамики, а также предусматривается особая отделка внутренних поверхностей корпуса, способствующая равномерному распределению звуковых волн по помещению.
Одним из обязательных условий правильной сборки акустической системы домашнего кинотеатра является соответствие характеристик центрального канала возможностям усилителя/ресивера, сабвуфера и сателлитов. В готовых широкоформатных аудиоустановках все блоки уже согласованы между собой – об этом позаботился производитель. Что касается пользователей, которые занимаются созданием условий для комфортного просмотра кино в домашних условиях самостоятельно, им придется предусмотреть множество нюансов. Слушатель должен понимать, что сам по себе центральный канал не обеспечит желаемого результата, каким бы качественным и мощным он ни был. Чтобы старания увенчались успехом, нужно правильно рассчитать мощность и номинальное сопротивление.
Следующий важный момент, касающийся процесса эксплуатации центрального канала – это расположение в пространстве. На пути у звуковых волн не должно быть препятствий. Специалисты в области аудиотехники утверждают, что центральная колонка не должна стоять в непосредственной близости со стеной. Если звук будет отражаться от стен, появится крайне нежелательный эффект, напоминающий эхо в пустом помещении.