Меню Рубрики

Agile пространство что это

Содержание

В своем первоначальном назначении аgile — это одна из методологий управления проектами в IT-индустрии. Как метод управления влияет на организацию рабочего пространства и почему agile-офисы вошли в моду?

Московский офис компании Avito

Что такое agile и с чем его едят?

Начнем с простого — по-русски agile произносится как «эджайл» и переводится как «гибкий».

Agile – это метод управления проектами, главная задача этого подхода — минимизировать риски. Работа над проектом разбивается на множество коротких циклов, каждый этап контролируется отдельно, независимо от других. В итоге даже если меняются требования, то переделывать приходится не все, а только одну часть работы. Плюсы agile в том, что метод используется как в крошечных проектах на несколько человек, так и в глобальных трудоемких запусках, над которыми трудятся тысячи сотрудников. Прозрачность процессов и возможность быстро корректировать отдельные этапы работы в итоге играют на руку и заказчикам, и исполнителям.

Московский офис компании Avito

Пространство для работы и… жизни

При чем же здесь офисы? А вот при чем. Постепенно идеи, положенные в основу методологии agile, шагнули из области неосязаемой в область вполне себе материальную. Оказалось, что эффективнее всего эта система действует, если команда находится в особенном рабочем пространстве. Так стали появляться agile-офисы.

Московский офис компании Avito

Суть в том, чтобы сотрудник мог сам делать выбор — как, когда, где и сколько ему работать. Постепенно изменяется само отношение к рабочему пространству — это больше не безликие однотипные столы, разделенные монохромными перегородками. Рабочие зоны должны отвечать разным запросам сотрудников и соответствовать стадиям, на которых сейчас находятся их проекты. Офис становится мобильным, гибким (иногда не только в переносном, но в прямом смысле слова!), может меняться.

Московский офис компании Avito

Работа над agile-пространством начинается с того, что специалисты исследуют, чем занимаются сотрудники в течение дня: как много времени они проводят за компьютером и как много — вне офиса, сколько говорят по телефону, как взаимодействуют с коллегами. После анализа полученных данных можно делить пространство на зоны. Для тех, кто проводит большую часть рабочего времени в офисе, проектируются закрепленные рабочие места. Для мобильного персонала предусматриваются временные рабочие места (совместное пространство, что-то вроде коворкинга). Ни один agile-офис не может обойтись без проектных студий: помещений для встреч и мозговых штурмов с медиаоборудованием: ТВ-экранами, проекторами, конференц-связью. Ну и конечно, agile-офис сложно представить без неформальных зон: мест для переговоров, лаунж-зон, рабочих кафе и тому подобного.

Московский офис компании Avito

Благодаря зонированию на четыре типа рабочих пространств стоимость содержания офиса уменьшается вплоть до 30%, неэффективные рабочие места исчезают, вместимость вырастает на 25-30%. Командная производительность увеличивается до 40%.

Московский офис компании Avito

В целом все пространство «живого» офиса формируется таким образом, чтобы сотрудники могли менять свое местоположение, при необходимости оставаться в одиночестве, собираться в небольшие группы или проводить переговоры и собирать совещания между разными подразделениями в разном составе.

Дизайн и атмосфера

Московский офис компании Avito

Важно, как оформлены и спроектированы все зоны: дизайн и техническое оснащение в agile-пространствах играют не последнюю роль. В идеале в таком офисе вы увидите много необычного. Например, разборные стены для офисной техники, которые заглушают шум ее работы; круглые кресла-кабинки за высокими стенами, где можно поработать в одиночестве; высокие табуреты на одной ножке, почти не занимающие места, для коллег, которые могут подойти в любой момент и присесть рядом, чтобы обсудить какой-нибудь вопрос. Стены часто покрыты специальной краской, чтобы на них можно записывать ключевые идеи, как на доске (и потом стирать). Это совершенно точно пространство не только для работы, но и для жизни.

Читайте также:  Елочные игрушки год собаки

Московский офис компании Avito

Пока создание полноценного agile-пространства под силу в основном крупным игрокам рынка. В России такими офисами могут похвастаться, например, Google, Yandex и Avito. Несмотря на то, что сам метод подходит и для маленьких компаний, создание полноценного agile-пространства им вряд ли под силу: нужно привлекать дизайнеров интерьеров, делать на заказ мебель и так далее. Но это не повод отказываться от идеи совсем — пробковые доски с матрицами задач по проектам и зонирование помещения с помощью разной мобильной мебели (вроде кресел-мешков) совершенно точно доступны всем.

Личный опыт

Московский офис компании Avito

Об опыте создания agile-офиса для компании, далекой от сферы IT, рассказывает директор департамента управления объектами NAI Becar (входит в Becar Asset Management Group) Мария Онучина. «Becar Asset Management Group на своем примере смогла доказать всю пользу от применения agile-подхода к организации офисного пространства. В новый офис нашей компании переехало 150 сотрудников. В предыдущем офисе на каждого нашего сотрудника приходилось по 11 кв. метров площади, сейчас — по 6,5 метра. При этом визуально новый офис кажется более просторным, чем старый. Сумму, вложенную в проект по созданию офиса, мы рассчитываем окупить за полтора года. Универсальность agile-подхода в том, что мы используем основные его положения как основу для создания самого проекта и управления им, и в итоге agile становится идеологической основой офиса. Этот подход позволяет существенно сократить сроки воплощения мечты в жизнь. К примеру, сейчас идет строительство мансарды. Раньше нам бы пришлось писать сложное техническое задание на сотни страниц, долго его согласовывать, и в итоге реализация проекта растянулась бы минимум года на два. Сейчас же мы планируем потратить в несколько раз меньше времени, — говорит Мария Онучина. — Мы больше не занимаемся бесконечным подписанием бумаг и формализацией отношений, мы просто выбираем подрядчика с хорошим портфолио, обсуждаем с ним все идеи в режиме онлайн, принимаем решения и делаем работу».

Agile офисы – модный тренд или культура развития современного бизнеса?

Изначально термин agile использовался для обозначения способа управления проектами в компаниях, занимающихся разработкой IT продуктов. При этом предполагается, что проект делится на несколько частей, выполнение каждой части нужно завершить в определенный срок. По мере работы над продуктом (проектом) команда "пробует его на вкус" и вносит необходимые изменения до тех пор, пока не достигнет конечной цели. Конечная цель тоже может меняться в зависимости от обратной связи пользователей продукта. Этим методика отличается от привычного многим длительного ведения проекта и каскадного или водопадного управления. Ключевым моментом в agile является постоянное сотрудничество между командой и заинетерсованными сторонами продукта (проекта). Такой подход к управлению позволяет действовать всем сотрудникам компании быстро и эффективно, легко приспосабливаться к изменениям в работе, контролировать график рабочего процесса, доводить начатый процесс до минимального необходимо результата, непрерывно дополнять и совершенствовать конечный продукт. Использование методологии Agile снижает время выполнения задач и накладные расходы, позволяет контролировать риски, гарантирует прирост денежных потоков.

Читайте также:  Аскона матрас медифлекс слип контроль

Рост популярности agile подхода к организации офисного пространства связан с тем, что изменился подход к работе в целом. Деятельность каждой компании становится многоплановой, приходится решать много задач, работать одновременно над несколькими проектами. В офисе необходимо выделять зоны для работы в команде и неформального общения, для креативной деятельности и работы в приватной обстановке, и такие зоны выделяются именно в офисах, выполненных в стиле agile.

Сотрудники могут переходить от одной зоны к другой, в зависимости от того, какую задачу нужно решать в данный момент. Такой подход увеличивает эффективность работы сотрудников компании и позволяет привлекать лучших специалистов, при этом экономить бюджет за счет отказа от стандартных мест. Согласно статистическим исследованиям, офисы, оформленные в стиле agile, позволяют повышать показатели работы.

В последнее десятилетие работы было опробовано много вариантов оформления офисного пространства, и agile-офисы неизменно оказываются в числе лидеров, так как позволяют создать пространство, которое легко преобразовывается и позволяет работать эффективно.

Преимущества agile-офисов

Офисы agile совмещают все необходимые требования к современным офисам – гибкость, превосходный внешний вид, комфорт, зонирование офисного пространства.

Сотрудники разных отделов в один момент могут собраться в нужной зоне, чтобы решать общие задачи. Не нужно собирать специальных совещаний, обсуждать, как перестроить работу, чтобы сотрудники могли взаимодействовать друг с другом. Для того чтобы приступить к решению новой задачи, им нужно просто собраться в нужной зоне.

В таких офисах отсутствуют стены и кабинеты. Рабочие места располагаются группами, и эти группы легко перемещать. Применение гибких перегородок в офисах такого типа позволяет создать уютный open space, здесь можно провести мозговой штурм или решать другие вопросы.

Офисы в стиле agile – яркость и оригинальность + зонирование пространства

Agile офисы подразумевают использование ярких цветов, графики, мебели необычной формы и других оригинальных деталей.

Новый офис Сбербанка, расположенный по адресу: Кутузовский проезд, дом 32, оборудован под работу по методологии agile. Здесь все приспособлено для работы в командах и эффективного выполнения задач.

Руководители компании отмечают, что в подразделениях, которые начали работать в новом офисе по методологии agile, повысилась скорость выполнения задач и наладилось взаимодействие между сотрудниками различных отделов.

Новое офисное пространство для Сбербанка создавали три российских архитектурных бюро. Они реализовывали свои решения. Независимо друг от друга на трех этажах офиса.

Сами сотрудники отмечают, что новый офис благоприятно влияет на работу, они с интересом работают над проектами, изменилась атмосфера в офисах, да и сами люди. И в этом они видят четкую связь с созданием продуктивного пространства для работы.

На 15 этаже проект выполняла команда IND Architects, именно они спроектировали и воплотили проект для «Альфа-банка». Весь офис разделил на шесть частей, которые связали кольцевой дорогой.

Площадь этажа составляет 7 тыс. кв. м. Каждая из шести частей выполнена автономно, они созданы по единой схеме. В этих зонах есть кофе-поинт, переговорные, санузлы и open-space. Все дизайнерские решения призваны сократить время на перемещения по офису, чтобы сотрудники могли полностью сосредоточиться на работе. Пространство выполнено максимально функционально, чтобы каждый из сотрудников все необходимое буквально имел «под рукой». Каждая зона, в свою очередь, разбита на блоки, в котором может работать команда из 10 человек.

Читайте также:  Замена стекла на стеклопакет на балконе

Здесь нет кабинетной системы, и даже руководители располагаются в открытом пространстве вместе с другими членами команды.

Амир Идиатулин, руководитель IND architects, рассказал журналу Inc. о том, что такое agile. Публикуем материал с ссылкой на источник.

Принципы agile — система ведения проектов небольшими кросс-функциональными командами — пришли из IT. Под эти принципы адаптировались офисные пространства. Создавая собственные кампусы, Google, Apple, Facebook, а вслед за ними и российские компании из разных отраслей стараются создавать «гибкие» офисы, соответствующие современным принципам горизонтального управления и способные привлечь современных и продвинутых сотрудников.

Вместе и по отдельности

Система agile предполагает работу в группах от 5 до 10 человек, а им нужны удобные и быстро трансформируемые места для кооперации. Если нужно уединиться во время работы — для этого должны быть зоны. Состав групп меняется: по статистике, около 20% сотрудников отсутствуют (болезнь, отпуск, командировка), поэтому необходимы «ничьи» рабочие места. В результате получается пространство без видимых барьеров, с минимумом кабинетов и максимумом переговорных зон.

Если недавно 10 кв.м считали эталоном площади личной зоны сотрудника, то сейчас наметилась тенденция уплотнения до 7,5 кв.м.

Все необходимое здесь и сейчас

Представим, что нужно срочно группой обсудить важный вопрос. Или дать клиенту отвлечься и воспользоваться интернетом. Agile — это когда не нужно объяснять, куда присесть с ноутбуком, бронировать переговорную, передвигать мебель; когда в свободном доступе и смарт-боксы (акустически изолированные небольшие кабинки, где можно уединенно поработать или провести переговоры), и библиотека, и лаунж, и кофе-пойнт, и игровая зона для «перезагрузки» и смены активности.

Тренд: трансформация

Кабинеты сложно трансформировать. Сегодня в компании 10 человек, завтра — 50; сегодня проект требует участия большой группы, а завтра достаточно двух-трех человек. Сотрудники разных подразделений должны легко взаимодействовать друг с другом. Реальность требует от бизнеса рокировок и маневров — а значит, бизнес должен требовать этого от собственного офиса.

В agile-офисе лучше использовать перегородки, которые легко видоизменяют пространство и создают эффект интерактивности: на таких перегородках можно писать, рисовать, клеить стикеры.

Очень важна качественная звукоизоляция: регулярные «мозговые штурмы» не должны мешать индивидуальной работе. Поэтому надо использовать шумопоглощающие материалы: акустические панели размещаются на стенах и потолке, из них можно делать мебель и перегородки.

Персонализация и дизайн

Чтобы офис располагал к творческой работе, визуальный ряд должен быть ненавязчивым, не давить. Часто используются нестандартные декоративные приемы: к примеру, супер-герои из комиксов на стенах офиса, телефонная будка для конфиденциальных переговоров или имитация улицы, по которой можно кататься на самокате.

Берём работу на дом, а дом на работу

Если особенности рабочего процесса предполагают авралы, стоит приблизить условия к домашнему комфорту: лаунж-зону обеспечить хотя бы одним спальным местом, а в идеале — обустроить душ.

И обязательно помните о соседях. Так же, как в поиске жилья, немаловажно, с кем регулярно пересекаются ваши сотрудники вне офиса. Атмосфера места и качество среды, где расположен офис, — часть философии agile, в рамках которой легко, с удовольствием и без напряжения возникают взаимовыгодные коммуникации и эффективные результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *