В. Городков. Дом-музей А. Толстого в с. Красный Рог, 1993 г.
В. Городков. Дом-музей Ф.Тютчева в с. Овстуг, 1985 г
Ещё в Древнем Риме известный нам теоретик и архитектор Витрувий вывел своеобразную формулу для архитектуры, где назвал её три основных свойства: польза, прочность, красота. Таким образом, важно, для каких целей строится здание, какие функции оно будет выполнять и, соответственно, какую будет приносить пользу.
Сооружение для школы отличается от здания поликлиники, театра и так далее. Поэтому назначение будущего дома независимо от воли архитектора влияет на его внешний вид и внутреннее расположение помещений.
Знаменитая триада Витрувия, древнеримского теоретика архитектуры, автора трактата «Десять книг об архитектуре», — польза, прочность, краcoma. Все свойства: польза, прочность, красота (или, иначе говоря, функциональные, конструктивные и эстетические качества) — в архитектуре взаимосвязаны.
Несомненно, здание должно быть прочным. Для этого в разные исторические периоды применялись различные строительные материалы и конструкции.
А третье свойство очевидно: красивое архитектурное сооружение эмоционально воздействует на нас. Мы испытываем чувство радости, восхищения, видя перед собой радующее глаз здание, украшенное архитектурными деталями, нам приятно заходить в такое помещение и находиться в нём.
Пример объёмных сооружений (жилой дом в Брянске по улице Фокина, в стиле сталинского ампира,1955 г. Архитектор В. Городков)
Пример объёмных сооружений (жилой дом в Брянске по улице Комсомольской, уникальное здание в стиле необарокко, подражающее дворцовым постройкам Петербурга в духе Растрелли, начало XX в.)
Пример объёмных сооружений (промышленная архитектура. Элеватор)
Виды архитектуры:
1. Архитектура объёмных
сооружений
2. Ландшафтная архитектура
Формы современной архитектуры очень разнообразны. Мы можем видеть на улицах совершенно разные здания, что стало возможным благодаря современному уровню техники, появлению новых материалов и конструкций. Но формула Витрувия и сегодня является основополагающей для архитекторов.
В изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре — существует деление на жанры. Архитектуре также свойственно тематическое разграничение. Так, различают три основных вида архитектуры и её подвиды.
Первый вид—это архитектура объёмных сооружений, которая включает в себя жилые дома, общественные здания (школы, театры магазины, стадионы), промышленные сооружения (заводы, электростанции и пр.).
Второй вид менее знаком вам, но также регулярно встречается в повседневной жизни. Это ландшафтная архитектура. К ней относят городские скверы, бульвары и парки с архитектурой малых форм: беседками, фонтанами, мостиками, лестницами.
Ну и третий, на первый взгляд не очень заметный для нас, но очень важный вид архитектуры — градостроительство, занимающееся созданием новых посёлков и городов, а также реконструкцией старых городских районов.
Пример садово-парковой ландшафтной архитектуры. Парк в усадьбе Овстуг
Беседка рядом с бывшим домом торговца пенькой Яськова (вторая половина XIX века. Сегодня в центре беседки — водопроводная колонка)
Пример ландшафтной архитектуры (элементы архитектуры малых форм — беседка и мостик в парке усадьбы Овстуг)
Чтобы создать для нас красивую и удобную архитектуру, зодчие используют такие средства выразительности, как симметрия, масштаб, пропорции и т. д. Но главными выразительными средствами и характерными только для архитектуры являются пространство и тектоника.
План города Брянска
Русские города, как правило, состояли из деревянных строений. Страшным событием на Руси всегда были пожары, когда за несколько часов от богатых поселений оставались одни головешки. Пожарам способствовала необычная скученность городских строений и совершенно безалаберная планировка, точнее говоря, полное отсутствие таковой. Желая уберечь российские города «от пожарного случая», императрица Екатерина II в 1763 году издала указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов». А в 1780 году Екатерина II резолюцией «быть по сему» утвердила «план городу Брянску». Новый план впервые создал предпосылки для постепенного превращения стихийно застроенного Брянска в «регулярный», то есть правильно распланированный город. Местные специалисты делали геодезическую съемку городских земель, на ее основе составляли свой вариант генерального плана и отправляли на рассмотрение в Санкт-Петербург. Известны генеральные планы для Карачева, Сев-ска, Трубчевска (1780), Мглина, Почепа (1782), Стародуба(1803).
1. Архитектура объемных сооружений.
Архитектура объемных сооружений включает, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)
2. Ландшафтно-парковая архитектура.
Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.
Градостроительная деятельность – деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания
Архитектура всегда была тесно связана с историей развития общества, его мировоззрением и идеями, с уровнем развития строительной техники, с представлением человека о пользе и красоте. Все это влияло на архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в способах организации пространства, выборе характерных для данной эпохи архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. Знакомство с различными архитектурными стилями много может рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, знавших только колону, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобразительностью, масштабами, обилием разновидности. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно куполом. Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры – Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме в 125 году нашей эры. Круглое в плане зданий перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 метров.
Только в XIX веке, с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его ровняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространства огромного зала. Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золоченными розетками, стены внутри были выложены разноцветным мрамором, а колоны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.
Древнеегипетский стиль зародился в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовал до 300 года нашей эры. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.
Этот стиль зародился в Европе в XVII веке в результате влияния итальянского Возрождения. В это время искусство Ренессанса уже широко распространилось на континенте.
Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры X–XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
Древнерусским называется искусство в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой – рубежом XVII-ХVIII веков, началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, и ортодоксальном вариантах.
Стиль барокко появился в XVI — XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.
Классицизм зародился в европейском искусстве XVII–XIX веков. Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объемной формы. Одно из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону, в котором зодчие того времени видели гармонию простаты и ясности, строгости и монументальности.
Архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е 1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, использование новых технологий. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Ответ
1.Архитектура объемных сооружений проектирует жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины), промышленные комплексы (заводы, фабрики, электростанции).
2.Ландшафтно-парковая архитектура связана с организацией садово-паркового пространства, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой , к которой относят объекты функционально-декоративного (ограды), мемориального характера (надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (фонари), носители информации (рекламные щиты).
3.Градостроительство проектирует и создает новые города и поселки, занимается реконструкцией зданий. В конце XX века выделилась самостоятельная дисциплина-урбанистика, которая решает вопросы сооружения исключительно городов и городского развития. Всемирно известные архитекторы смогли неповторимо преобразить мир человека. Их произведения и строги, и изысканны, и фантастичны.
“>