Содержание
Отходы 1 – 4 класса опасности – это не прихоть государства, не выдумки чиновников, сидящих в кабинете – это «головная боль» всего человечества. Наше государство еще не переболело достаточно этой проблемой, однако законопослушные граждане, руководители предприятий заинтересованы в решении проблемы утилизации опасных отходов.
Классификация
Все утильсырье подразделяется на отходы производства и потребления. Деление названых групп отходов на классы опасности осуществляется в зависимости от их опасных качеств, таких как взрывоопасность, пожароопасность, ядовитые свойства и др. С точки зрения санитарно – эпидемиологической классификации существует четыре класса опасности отходов:
- Чрезвычайно опасные.
- Высоко опасные.
- Умеренно опасные.
- Малоопасные.
С учетом влияния отходов на окружающую среду они классифицируются на пять классов:
- Чрезвычайно опасные.
- Высоко опасные.
- Умеренно опасные.
- Малоопасные.
- Неопасные.
Важно! Классы отходов с I по IV наиболее опасны как для человека, так и природы.
Отходы первого класса
Отходы 1 класса опасности практически не перерабатываются в естественных условиях, а у человека при неправильном обращении, вызывают смерть. В основном это отходы, содержащие ртуть. К ним относятся не только сломанные ртутные термометры, но и гальванические элементы, а также люминесцентные лампы (на нашем сайте вы можете прочитать познавательную статью про утилизацию люминисцентных ламп). В России ежегодно выходит из строя до 20% ртутных ламп. Это ни много ни мало 100 миллионов штук. Большая часть отработанных ламп попадает на свалку.
Важно! Пары ртути при вдыхании могут вызвать у человека рак!
К 1 классу опасности относятся также отходы химического производства. В перечень наиболее опасных отходов входят:
- полихлорированные вещества;
- остатки крезола;
- соли мышьяка;
- отработки синтетических и минеральных масел;
- выброшенные трансформаторы и конденсаторы, содержащие токсичные органические соединения и т.д.
Согласно нормативам законодательства по охране природы, сбор отходов этого класса должен производиться отдельно от другого мусора. Тара для хранения тоже особая – цилиндры с цинковым покрытием и чехлом. Хранить отходы 1 класса необходимо на специальной площадке с твердым покрытием. Вход туда посторонним лицам запрещен. На контейнер крепится маркировка с видом отходов, правилами их сбора, а также контактными данными предприятия, которое будет производить утилизацию. Не следует транспортировать контейнеры совместно с другими видами мусора.
Отходы второго класса
Эта категория отходов имеет высокий уровень отрицательного влияния на здоровье человека. В дикой природе загрязненная отходами 2 класса экологическая система, восстановится через тридцать лет (если источник загрязнения будет ликвидирован). К отходам указанного класса относятся:
- вышедшие из строя аккумуляторные кислоты и щелочи;
- сами аккумуляторы;
- провода с покрытием из свинца;
- отработки нефтепродуктов, дегтя и смол;
- батарейки;
- остатки солей свинца, свинцовые опилки и т.д.
Дополнительная информация! Наиболее тяжелая ситуация в России с отслужившими аккумуляторами. За год их попадает на свалку до 3000000 штук, что в переводе на массу «выброшенного» свинца составляет 90000 тонн.
О вреде батареек, относящихся к 2 классу опасности, о способах их переработки и пользе раздельного сбора отходов смотрите в видео.
Сбор отходов 2 класса также необходимо производить раздельно от остального мусора. Хранение осуществляется в контейнере, установленном на специальный поддон, препятствующий разливу электролитов. Площадка, на которой находятся поддоны с контейнерами, должна быть защищена от атмосферных осадков. Следует учесть, что выбрасываемые аккумуляторы не должны подвергаться ударам.
Отходы третьего класса
Это класс умеренно опасных отходов. Живая природа способна их переработать в течение 10 лет. К отходам 3 класса относятся бытовые отходы и всякий производственный мусор:
- ветошь, которая использовалась для протирки станков;
- табачная, цементная пыль;
- непригодный для использования ацетон;
- старые шпалы;
- промасленный песок;
- шлам, полученный при очистке нефтепродуктов;
- выброшенные моторные и индустриальные масла;
- автомобильные фильтры;
- куриный жир;
- птичий помет и т.д.
Шламы, полученные при очистке нефтепродуктов, представляют определенную угрозу для природы и людей. Для окружающей среды также опасны масляные фильтры. Как показывают данные статистики, каждый автомобилист два раза в год меняет масляный фильтр.
Сбор отходов 3 класса следует производить отдельно от других видов мусора в специальные емкости, размещать их на твердых площадках, имеющих навесы. Емкости должны быть оборудованы специальными поддонами, препятствующими попаданию отходов нефти на землю в случае их разлива.
Отходы четвертого класса
Отходы 4 класса опасности не являются значимой угрозой здоровью человека и живой природе. Бывает даже так, что естественные экосистемы способны восстановиться самостоятельно после размещения в их пределах данного вида отходов. Не так сложны и мероприятия по обращению с отходами 4 класса опасности. Так, по инструкции их можно размещать и хранить прямо на территории, которая впоследствии будет подвергаться регенерации. К отходам 4 класса относятся:
- строительный хлам от разборки старых зданий;
- твердые отходы, появившиеся после смены дорожного покрытия;
- отработанные покрышки;
- макулатура;
- отходы птицеводства, деревообработки, звероводства.
Редко в этот перечень попадают вещества, содержащие продукты переработки нефти (самые опасные в данной категории), не требующие дополнительной очистки. Перечень правил переработки отходов 4 класса не является таким жестким как в случае с отходами 1 – 3 класса опасности. Например, этот вид мусора можно утилизировать даже на территории предприятия, которое их произвело.
Транспортировка отходов 1 – 4 класса опасности
Транспортировка предусматривает перемещение отходов с помощью транспортного средства к месту переработки, утилизации или захоронения.
Руководитель предприятия назначает ответственного за перевозку отходов. Назначенный специалист не только следит за соблюдением правил пожарной безопасности в процессе накопления опасных грузов, но и обеспечивает своевременный их вывоз к месту переработки, следит за погрузкой груза и обеспечивает безопасность работников, которые занимаются транспортировкой мусора.
Главной задачей при транспортировке опасных грузов является обеспечение безопасности персонала и экологической. Правила в данной области регламентируются инструкцией по безопасности, принятой на предприятии. Практические мероприятия по безопасности обеспечивают как ответственный за транспортировку опасных грузов предприятия, так и грузополучатель.
Во время погрузки категорически нельзя использовать технику, которая может повредить тару или вызвать падение груза. Если во время транспортировки возникли непредвиденные опасные ситуации, то выходить из них следует по заранее разработанному плану действий.
Обязанности водителя, транспортирующего опасные отходы:
- Водитель обязан перед выездом в рейс пройти инструктаж.
- Водителю обязательно следует пройти медосмотр, который подтверждает его способность нормально работать. Процедура подготовки предусматривает, что в паспорт транспортировки ставятся отметки, подтверждающие ознакомление водителя с инструкцией и прохождение им медосмотра.
- Водитель обязан иметь с собой следующие документы: паспорт на автомобиль, маршрутный лист, список действий в чрезвычайных ситуациях, товарно-транспортная накладная.
По инструкции, вместе с водителем должен быть сопровождающий, который несет ответственность за сохранность тары и качество крепежа.
У лица, сопровождающего опасный груз, должен быть паспорт на отходы соответствующего класса опасности. Транспорт должен быть определенным образом оборудован для перевозки опасных видов мусора и иметь специальные знаки.
Работа с отходами 1-4 классов предполагает обеспечение их временного хранения, составление на них документации, упаковку и транспортировку к месту утилизации. Если руководители предприятий и предприниматели будут соблюдать правила инструкции по обращению с отходами и того же добиваться от подчиненных, то наша природа начнет преображаться.
В этой статье мы поговорим о том, что отходы отработанных аккумуляторов могут быть двух видов:
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом,
- аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита.
Если вы производите обслуживание автотранспорта самостоятельно, то один (или оба) из вышеперечисленных отходов в обязательном порядке будут образовываться на вашем предприятии.
Если ваш автотранспорт проходит ТО и ТР в специализированных организациях, и в договоре с организацией прописано, что отходы отработанных аккумуляторов заменяются и не возвращаются заказчику, то вы можете смело не учитывать данный отход, как образующийся у вашего предприятия.
Класс опасности отработанных аккумуляторов
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов":
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом относятся ко 2-у классу опасности,
- аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита относятся к 3-у классу опасности.
Отработанные аккумуляторы код ФККО
Код ФККО аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом – 9 20 110 01 53 2.
Код ФККО аккумуляторов свинцовых отработанных в сборе, без электролита – 9 20 110 02 52 3 .
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом – состав отхода
- свинец и свинцово-сурьмянистые сплавы – 40-43%,
- свинца сульфат – 0,7-1,5 %,
- свинца двуокись – 15-19 %,
- сополимер пропилена – 5-7 %,
- электролит (серная кислота) – 23-29 %,
- прочие окислы свинца – 0,5 %.
Паспорт отходов аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные
Более подробно о паспортизации отходов вы можете почитать здесь.
Паспорт утверждается руководителем предприятия.
еще один вариант паспорта, отличается составом:
Оборотная сторона паспорта должна содержать информацию о предприятии, у которого образуется указанный вид отхода ( с указанием всех адресов промплощадок (или объектов НВОС) в графе "местонахождение":
Для оформления паспорта количественно-химический анализ отхода делать не требуется, состав отхода принимается по литературному источнику.
Расчет отработанных аккумуляторов
Расчет количества образования отработанных аккумуляторов вы можете произвести с использованием калькулятора:
Инструкция по обращению с аккумуляторами свинцовыми отработанными
Инструкция по сбору, накоплению, учёту, передаче
1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) – подлежат сбору, временному хранению, учету и сдаче на утилизацию.
2. Отработанная аккумуляторная батарея ( АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована.
3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе опасна для окружающей среды кислотным отравлением.
Загрязнение кислотой и свинцом малопоправимо и оказывает негативное воздействие не только на окружающую среду , но и на организм человека.
Условия временного хранения отработанных аккумуляторов.
1. Сбор отработанных аккумуляторов должен осуществляться раздельно от других отходов производства и потребления.
2. При сборе отработанных аккумуляторов следует соблюдать условие герметичности аккумулятора – надо следить чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты.
3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.
4. Отработанные АКБ должны храниться в хорошо проветриваемом, имеющим замок, специально предназначенном для этого помещении с исключением попадания воды. Пол, стены и потолок помещения должны быть выполнены из твердого, гладкого, водонепроницаемого материала ( металл, бетон, керамика и т.д.), окрашены краской. Доступ посторонних лиц должен быть исключен.
5. Отработанные аккумуляторы, как отход II класса опасности должен храниться в закрытой маркированной таре. При хранении отработанные аккумуляторные батареи устанавливают крышками вверх, при этом пробки на отработанных аккумуляторах должны находиться на своем месте и быть плотно завинчены.
6. Для ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.
7. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует промыть раствором гашеной извести, собрать и удалить из помещения; затем места, где была разлита кислота промыть водой и протереть чистой сухой тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветрить.
8. При обращении с отработанными аккумуляторами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– производить их хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом;
– производить любые действия (бросать, ударять, разбирать и т.п.) в результате которых возможно механическое повреждение или разрушение целостности корпуса отработанных аккумуляторных батарей, пролив или разбрызгивание отработанного электролита;
– уничтожать, выбрасывать в контейнер для твердых бытовых отходов.
Учет отработанных аккумуляторных батарей.
1.Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение отработанных аккумуляторных батарей.
2. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.
3. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом. Указывается количество, марка АКБ, дата приемки и лицо, которое сдает отработанные аккумуляторы.
4. Не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным периодом лицо, заполняющее журнал должно предоставить инженеру по ООС справку о количестве образования отработанных аккумуляторов.
1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Утилизация отходов аккумуляторов
Отходы отработанных аккумуляторов должны передаваться организации имеющей лицензию на деятельность по обращению с отходами – на транспортирование отходов 2,3 класса опасности, на сбор отходов 2,3 класса опасности и на утилизацию отходов 2,3 класса опасности.
Не забывайте, что накапливать отходы более 11 месяцев запрещено! Своевременно передавайте отходы на утилизацию.
Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств, вошедших в Блок 9
Внимание! Не действующая редакция классификатора ФККО
Данный документ утратил силу с 24 июня 2017 года в связи с изданием Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"
Новый Федеральный классификационный каталог отходов с изменениями, классами опасности, видами агрегатного состояния и поиском см. в разделе Общероссийские классификаторы по ссылке: ФККО 2017.