Содержание
Земляное полотно (рис. 6) —один из основных конструктивных элементов автомобильной дороги, от устойчивости и прочности которого зависит срок службы дорожных одежд.
Рис. 6. Конструктивные элементы земляного полотна автомобильной дороги:
а — в насыпи, б —в выемке; 1 — боковой резерв, 2—берма, 3— откос, 4— бровка, 5 — проезжая часть, 6 — обочина, 7 — насыпь, 8 — кювет, 9— кавальер, 10— забанкетная канава, 11 — банкет
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При сооружении земляного полотна глубину выемок и высоту насыпей устанавливают по продольному профилю дороги. Проезжую часть 5 и обочины 6 отделяют от прилегающей местности наклонными плоскостями — откосами, обеспечивающими устойчивость полотна.
Крутизна откосов зависит от вида грунта и характеризуется коэффициентом заложения, который определяют как отношение высоты откоса, принимаемой за единицу, к его горизонтальной проекции — заложению. Приняты следующие коэффициенты заложения откосов: насыпи высотой до 1,5 м на дорогах I—III категорий устраивают с откосами не круче 1 : 3; более высокие насыпи делают с крутыми откосами— 1 : 1,5. Откосам малых насыпей для возможности съезда автомобилей с дороги в аварийных случаях придают заложение 1 :3 и положе —до 1 : 5 и 1:6. Это уменьшает опасность заноса дороги снегом и повышает безопасность движения.
Учитывая, что грунт на откосах выемок больше подвержен переувлажнению, чем на откосах насыпей, крутизну заложения откосов 1зыемок в рыхлых грунтах принимают не менее 1 : 1,5, в щебенистых и гравелистых грунтах—от 1 : 1,4 до 1 : 1,5, в скальных породах — от 1 : 0,2 до 1 : 1,5. Мелкие выемки зимой заносит снегом. Для предотвращения этого выемки глубиной менее 1 м разделывают под насыпь или устраивают с пологими откосами крутизной от 1 : 4 — 1:6 до 1 : 10. В последнем случае выемки называют раскрытыми.
В средней части дорожного полотна вынутый грунт образует корыто, заполняемое основанием и покрытием дороги. С обеих сторон корыта оставляют обочины, а для осушения дороги и отвода от нее-воды устраивают кюветы. Кюветы имеют трапецеидальное или треугольное сечение. Если для сооружения насыпи недостаточно грунта, взятого из смежной выемки и из кюветов, то кюветы расширяют, превращая их в резервы, а грунт из резервов используют на возведение насыпи. Размеры резервов определяют, исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна. Глубина резервов не должна превышать 1,5 м и быть менее 0,3 м. В зависимости от местных условий их располагают как с одной, так и с другой стороны дороги.
При высоте насыпи более 2 м между началом резерва и подошвой откоса насыпи оставляют полосу земли, называемую бермой. Ширину берм принимают не менее 2 м, устраивая их тем шире, чем выше насыпь. Бермы повышают устойчивость высоких насыпей и используются в период строительства насыпей для проезда дорожных машин и автомобилей. Берме придают поперечный уклон 20%0 в сторону резерва для стока воды.
При устройстве земляного полотна в выемке лишний грунт укладывают на обрезе дороги параллельно бровке выемки в валы — кавальеры, которым придают правильные геометрические очертания. Высота кавальера не должна превышать 3 м, а располагают его не ближе 5 м от внешней бровки откоса выемки.
Чтобы вода, выпадающая во время дождей или образующаяся при таянии снега, не стекала в выемку, между кавальером и откосом выемки отсыпают вал грунта высотой 0,6 м треугольного сечения, называемый банкетом. Поверхности банкета придают уклон 20— 40%о в сторону от выемки. Между банкетом и кавальером отрывают забанкетную канаву глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.
Технология строительства земляного полотна включает в себя подготовительные и основные виды работ. К подготовительным относятся пилка и валка деревьев, вывозка леса; срезка кустарника и мелкого леса; корчевка пней, корней и валунов; снятие растительного слоя, планировка местности и разрыхление грунта.
Для валки деревьев используют специализированные машины — древовалы или бульдозеры. Обработанные деревья транспортируют трелевочными тракторами за пределы полосы отвода, а оставшиеся сучья собирают корчевателями-собирателями. Трассу очищают от
кустарника и мелкого леса кусторезами; пни, корни и камни удаля* ют специальными корчевателями или бульдозерами. Далее в пределах всей дорожной полосы снимают верхний растительный слой, для чего используют бульдозеры, скреперы или автогрейдеры. Для облегчения производства работ в тяжелых грунтовых условиях иногда применяют специальные навесные рыхлители грунта.
Основными видами работ по устройству земляного полотна и машинами для их выполнения являются следующие: – разработка выемок с транспортированием грунта в кавальеры скреперами, грейдер-элеваторами и одноковшовыми экскаваторами с автосамосвалами или спецальными землевозными тележками; – работы на склоне гор в полувыемках и полунасыпях бульдозерами и тяжелыми автогрейдерами; – возведение насыпей из боковых резервов экскаваторами, грейдер-элеваторами, автогрейдерами тяжелого типа, бульдозерами и скреперами (в качестве примера на рис. 7 показана схема движения скреперов); – возведение насыпей с одновременной разработкой выемок продольным перемещением грунта вдоль трассы (работы при устройст-. ве подходов к мостам) скреперами и бульдозерами; – планировка (отдельные срезки, подсыпка неровностей) и разравнивание грунта в насыпях после выгрузки из транспортных средств бульдозерами, автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – устройство корыта в земляном полотне автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – уплотнение земляного полотна катками статического действия (кулачковыми, на пневматических шинах), трамбующими или вибрационными машинами; – зачистка откосов откосниками автогрейдеров, бульдозеров и за-чистными планировочными машинами.
Рис. 7. Возведение насыпи скреперами из боковых резервов
Бе́рма (нем. Berme ) — так называется пространство между верхним краем канавы и нижним краем откоса выемки или не покрытая насыпью часть кордона стены. Она бывает от 0,10 до 0,50 саж. ширины, смотря по роду грунта и др. обстоятельствам. Берма устраивается с целью уменьшения давлений на бока канавы, отделывается, как и откосы, дёрном; в случае же укрепления откосов булыжным камнем бермы также следует выложить камнем. На берму шириной в 1 аршин и более могут быть временно до просушки выложены грязь и прочий мусор, полученные в ходе очистки прилегающей канавы. Данный тип берм в настоящее время применяется для предотвращения разливов нефти в местах её добычи.
Различают берму предохранительную, транспортную и берму безопасности.
Типы берм [ править | править код ]
- Предохранительная берма предназначена для повышения устойчивости и уменьшения генерального угла откоса борта карьера, а также для предотвращения случайного выпадение кусков породы на расположенные ниже уступы. Ширина предохранительной бермы по правилам безопасности должна быть не менее 30 % высоты уступа, но и не менее размера, достаточного для размещения на берме оборудования необходимого для погрузки и транспортировки упавших кусков породы.
- Транспортная берма предназначена для размещения транспортных путей, которые соединяют рабочие площадки уступов с капитальными траншеями. Транспортную берму, которая объединяет несколько уступов, называют связующей.
- Берма безопасности — часть верхней площадки уступа, ширина которого равна размеру основания призмы обрушения.
Военное дело [ править | править код ]
В военном деле под бермой понимают уступ между верхним краем эскарпа и подошвой наружной отлогости бруствера. В оборонительном отношении берма не позволяет атакующему с большей легкостью взобраться на бруствер, но зато, с другой стороны, она ускоряет постройку укрепления, дозволяя устанавливать на ней рабочих для насыпки бруствера, задерживает землю вновь возведенных брустверов, не получивших ещё должной осадки, и задерживает её сползание в ров; с течением же времени заплывает и уничтожается. Сверх того, берма предохраняет ров от засыпки землей, которую выстрелы атакующего обрушивают на наружную покатость, и облегчает исправление бруствера во время ночного перерыва боя. В полевых укреплениях ширина бермы бывает 1½—2 фута, в долговременных — 3—6 футов, смотря по высоте насыпи, глубине рва и плотности грунта [1] .
Строительство изобилует самыми разными терминами, которые могут в какой-то степени быть непонятными обычным людям. В этой статье, рассмотрим такое понятие как берма, какую роль она играет в дорожном строительстве.
Начнем с того, что различные виды дорожных строительных работ, а также горные выработки, где есть открытый карьер, требуют некоторой техники, которая позволит удалять грунты. Чтобы земля, что является лишней, не имела возможности осыпаться под своим же собственным весом, используют так называемые бермы.
Что именно представляет берма
Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.
Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.
Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.
Берма в дорожном строительстве
Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.
Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:
- насколько высокая насыпь;
- насколько глубокий канал;
- что использует для отведения воды.
Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.
Какие бывают виды бермы
Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.
Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.
Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.
Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.
Заключение
Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.