Океанические течения – это перемещения воды в горизонтальном направлении на большие расстояния. Их иногда называют реками в океане, хотя они мало похожи на реки, так как нет четких границ. Главная причина возникновения течений – ветры общей циркуляции атмосферы (пассаты, переносы). По температуре течения делятся на теплые (их вода теплее сопредельных частей океана) и холодные (их вода холоднее сопредельных частей океана). Гольфстрим – течение теплое, потому что его вода на несколько градусов теплее окружающей воды. Образуется Гольфстрим от слияния вод, вытекающих из Мексиканского залива и вод, прогоняемых ветром от берегов Северной Африки. Длина течения – 3 000 км, скорость – до 10 км/ ч. благодаря Гольфстриму Баренцево море не замерзает, и порт Мурманск доступен для судов целый год. Из Северного Ледовитого океана в Атлантический, вдоль берегов полуострова Лабрадор идет холодное Лабрадорское течение, так как его температура ниже окружающей воды. Самое крупное из всех океанских течений так и называется – течением Западных Ветров. Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров. Скорость – 3,5 км/ч. Общее направление теплых течений от экватора к полюсам, холодных – от полюсов к экватору. Течения приносили кокосовые орехи с далеких островов, обломки судов, бутылки с записками от моряков. В 1850 г. у берегов Испании случайно нашли послание Колумба испанской королеве, отправленное им с острова Гаити 358 лет назад. Послание находилось в скорлупе кокоса, помещенный в дубовый бочонок. Тысячи бутылок специально бросали и сейчас бросают в Океан, чтобы выяснить направление и скорость течения. 90 % бутылок хотя и пропадает, все равно такая почта дала важные сведения об океанских течениях. Сейчас используются специальные спутники, самолеты для таких целей.
Главная причина постоянного перемешивания океанской воды – волны и течения. У берегов, от которых ветер отгоняет теплую воду, ее место занимают холодные глубинные воды. У берегов, к которым нагоняется вода, происходит, наоборот, ее опускание. Там, где вода охлаждается, она опускается, вытесняя наверх менее холодную воду. Это бывает зимой. Перемешивание воды, хоть и медленное, происходит даже в глубоководных желобах. Поэтому в океане не может быть места захоронению радиоактивных и других опасных веществ.
2. Особенности морских растений и животных.
Мировой океан – лоно жизни на Земле, сейчас 160 тыс живых организмов живут в воде Мирового океана. Условия существования организмов в воде совершенно иные, чем на суше. Поэтому растения и животные, обитающие в океане, отличаются от растений и животных, населяющих сушу. Среди растений преобладают водоросли. Они погружены в воду и поглощают питательные вещества из нее всей поверхностью. Одни из них прикрепляются ко дну, другие свободно плавают в воде. Некоторые водоросли достигают 60 м в длину. Много крошечных водорослей, которые видны только в микроскоп. Самые крупные в океане животные – свободно плавающие, легко преодолевающие большие расстояния. Большинство из них рыбы, млекопитающие (тюлени, каланы, киты, дельфины). Есть животные, обитающие у дна (например, ракообразные, моллюски, черви), есть прикрепленные ко дну (например, кораллы, губки).
3. Распределение растений и животных в Океане.
Океан населен организмами неравномерно. Особенно плотно населены прибрежные части с небольшими глубинами (до 200 м), хорошо освещаемые и прогреваемые солнечными лучами. На материковой отмели можно видеть подводные леса и луга – пастбища для рыб и других обитателей Океана.
Животный мир Океана можно разделить на три группы: 1) планктон; 2) нектон; 3) бентос.
– планктон – совокупность простейших, не способных к самостоятельному передвижению. Это растения и животные, не способные противостоять течениям. Такие организмы очень малы, многие из них видны под микроскопом. Это диатомеи, рачки, черви, икра рыб, креветки, медузы и др. Планктон служит основной пищей большинства обитатели океана, таких, как усатые киты, рыбы;
– нектон – животные, активно передвигающиеся в толще воды;
– бентос – совокупность придонных организмов.
Глубины океана мало населены, но не безжизненны. Растений там нет. В полной темноте, под огромным давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы: огромные зубастые пасти, светящиеся туловища, "фонари" на голове; одни – слепые, другие видят в темноте. Питаются они остатками организмов, падающих сверху, или поедают друг друга.
4. Охрана Мирового океана.
Мировой океан имеет огромное значение в жизни людей. Это источник природных ресурсов: биологических (рыбы, морепродукты, жемчуг и пр.) и минеральных (нефть, газ). Океан так велик, растений и животных в нем так много, что казалось его богатства неисчерпаемы. Целые флотилии разные государств отправлялись на промыслы рыбы, на охоту за китами. Самые крупные киты – синие. Их масса – от 30 до 150 т. В результате бесперебойной охоты на этих китов, они оказались под угрозой истребления. Охота на них была запрещена. Заметно сократилось и количество рыбы в океане. Некоторые виды вообще исчезли.
Сильно возросла добыча водорослей. Это ценный продукт питания для людей, хороший корм для скота, удобрения, и сырье для лекарств. Из них изготовляют бумагу, ткани, краски и др.
Для того, чтобы количество растений и животных не сокращалось в Океане, нельзя допускать их неограниченный промысел. Нужно одновременно осваивать подводное хозяйство. Сейчас создано немного подводных ферм, на которых выращивают водоросли, мидии, устрицы, крабов и др.
Огромный вред обитателям Океана приносит загрязнение воды. Один из опасных загрязнителей – нефть, которая попадает в океан при добычи со дна морей нефтеналивных судов, при их авариях. Нефтяная пленка вызывает гибель планктона, отравление рыб и китов.
Воды, стекающие с суши в океан, тоже содержат вредные вещества, химические удобрения. Серьезную опасность представляет загрязнение океана радиоактивными веществами. В результате все большие участки океана становятся безжизненными. Бороться с загрязнением океана очень трудно, поэтому прежде всего необходимо не допускать его. Ведь Мировой океан это еще и транспортное пространство и источник энергетических ресурсов.
5. Изучение океана .
Хотя мы уже на пороге XXI в., все равно в глубинах океана и сейчас немало неизведанного и загадочного. Сначала люди знакомились с тем, что происходит на поверхности океана. Первыми под воду спустились ныряльщики за жемчугом. Ныряли всего несколько минут, так как были без приспособлений! Затем люди научились нырять в жестких тяжелых костюмах – скафандрах. Только после 40-х гг. люди изобрели акваланг, с которым можно под водой находиться 1,5–2 часа, на глубине не более 100 м. Для исследования больших глубин сейчас пользуются подводными аппаратами, батискафами (его называют подводным дирижаблем). На таком батискафе впервые в 1960 г. швейцарский ученый Жак Пикар погрузился в Марианский желоб на глубине 11 000 м. на дне океана устанавливают подводные дома– лаборатории. Больше всего в изучении океана большую роль играют специальные исследовательские суда. Сейчас океан изучается всесторонне. Это и выяснение свойств воды, ее движения не разных глубинах, проводится подводное фотографирование, киносъемки. Этим занимаются ученые разных стран. Результаты исследований океана имеют большое значение для судоходства, рыболовства, добычи полезных ископаемых.
Тесты итогового контроля по теме "Мировой океан"
1. Мировой океан занимает:
а) 71 % земной поверхности;
б) 50 % земной поверхности;
в) 10 % земной поверхности;
г) 30 % земной поверхности.
2. Группу островов, находящихся близко друг к другу, называют:
3. Средняя глубина Мирового океана:
4. Почти половину площади Мирового океана (180 млн км2) занимает:
а) Атлантический океан;
б) Северный Ледовитый океан;
г) Индийский океан.
5. Часть океана, обособленная сушей, называется:
Вариант II 1. Перемещение воды в горизонтальном направлении на большие расстояния называют:
а) океанским течением;
в) ветровыми волнами;
2. Теплое течение – это:
а) Лабрадорское течение;
в) течение Западных Ветров;
г) перемешивание океанских вод.
3. Длина течения Западных Ветров (самого крупного из всех океанских течений) достигает:
4. Самые крупные в Океане животные:
а) обитающие у дна (моллюски, черви);
б) свободно плавающие (рыбы, тюлени, киты, дельфины);
в) прикрепленные ко дну (кораллы, губки).
5. Растения и животные, не способные к самостоятельному движению и противостоянию течениям, называются:
Тест по географии 7 класс
Воды Мирового океана. Жизнь в Мировом океане
1. Главные свойства океанических вод:
C) Температура и соленость,
D) Географическая широта и глубина.
E) Глубина и температура.
2. Величина, показывающая, какая масса вещества содержится в единице объема:
3. В Красном море соленость воды составляет:
4. Соленость воды измеряется .
C) В миллиметрах.
5. Количество граммов вещества, растворенных в 1 литре воды:
6. Большие объемы воды, занимающие определенные участки Оксана:
B) Воздушные массы.
7. Перемещения воды в океане в горизонтальном направлении, зависящие от постоянных ветров:
8. Самое холодное и мощное течение:
A) Западных ветров.
9. Передвигающиеся под воздействием течения простейшие организмы:
10. Свободно перемещающиеся в водах океана и поверхностных слоях организмы:
11. Растительный и животный мир, обитающий на дне океана:
12. Средняя солёность вод Мирового океана у экватора составляет:
13. Вода в океане начинает замерзать при температуре:
14. Сколько процентов поверхности океана занимают льды?
15. Самые богатые рыбой районы:
А) арктические пояса
b) тропические пояса
с) умеренные пояса
d) экваториальные пояса
е) антарктические пояса
16. Большинство растений и животных сконцентрировано на глубине до…
17. Коралловые рифы и атоллы образуются в…
b) умеренных широтах
с) арктических широтах
d) антарктических широтах
18. Сколько % приходится на площадь Мирового океана от площади земной поверхности?
19. В каком океане проходит течение Гольфстрим?
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Воды Мирового океана. Жизнь в океане
1. Главные свойства океанических вод:
C) Температура и соленость,
D ) Географическая широта и глубина.
E) Глубина и температура.
2. Величина, показывающая, какая масса вещества содержится в единице объема:
3. В Красном море соленость воды составляет:
4. Соленость воды измеряется .
C) В миллиметрах.
5. Количество граммов вещества, растворенных в 1 литре воды:
6. Большие объемы воды, занимающие определенные участки Оксана:
B) Воздушные массы.
7. Перемещения воды в океане в горизонтальном направлении, зависящие от постоянных ветров:
8. Самое холодное и мощное течение:
A) Западных ветров.
9. Передвигающиеся под воздействием течения простейшие организмы:
10. Свободно перемещающиеся в водах океана и поверхностных слоях организмы:
11. Растительный и животный мир, обитающий на дне океана:
12. Средняя солёность вод Мирового океана у экватора составляет:
13. Вода в океане начинает замерзать при температуре:
14. Сколько процентов поверхности океана занимают льды?
15. Самые богатые рыбой районы:
А) арктические пояса
b ) тропические пояса
с) умеренные пояса
d ) экваториальные пояса
е) антарктические пояса
16. Большинство растений и животных сконцентрировано на глубине до…
17. Коралловые рифы и атоллы образуются в…
b ) умеренных широтах
с) арктических широтах
d ) антарктических широтах
18. Сколько % приходится на площадь Мирового океана от площади земной поверхности?
19. В каком океане проходит течение Гольфстрим?
С) Северном Ледовитом океане
E ) проходит через все океаны
20. Водную оболочку Земли называют:
С) Мировым океаном
D ) Круговоротом воды
Тест 7 класс
тема: Воды Мирового океана. Жизнь в океане. тест для 7 класса
1. Главные свойства океанических вод:
C) Температура и соленость,
D ) Географическая широта и глубина.
E) Глубина и температура.
2. Величина, показывающая, какая масса вещества содержится в единице объема:
3. В Красном море соленость воды составляет:
- КУДОБАЕВА МАДИНА ТУРСУНОВНАНаписать 5611 20.11.2014
Номер материала: 139473
-
20.11.2014 451
-
20.11.2014 619
-
20.11.2014 427
-
20.11.2014 1179
-
20.11.2014 614
-
20.11.2014 6791
-
20.11.2014 3106
Не нашли то что искали?
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.