Содержание
Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад. Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.
Известный скепсис о "фотографии на фоне ковра" породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами. Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.
Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.
Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.
Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.
Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.
Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!
Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.
Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел. Когда закончен ряд, его пресуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.
Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых. Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.
За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.
Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.
С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин. В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.
Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.
Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.
Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.
Как известно, в Индии делают чай, автомобили – в Германии, а великолепные ворсовые шерстяные ковры ручной работы, поражающие красотой цветовых сочетаний и узоров – в Табасаране. В Дагестане ковроткачество считается самым распространенным, кроме того, одним из наиболее древних видов прикладного искусства. В этой статье мы узнаем, что представляют собой табасаранские ковры ручной работы, фото которых приведены ниже.
История появления
О дагестанских коврах первые упоминания можно увидеть в трудах Геродота «Отцы истории». В основу дагестанского классического ковроделия положены традиции умельцев Востока. Много веков европейцы отправляли торговые экспедиции в Китай и Персию, чтоб оттуда привезти шелк и ковры. Каждый уважающий себя монарх или аристократ имел россыпь восточных удивительно красивых ковровых изделий. Между прочим, наиболее древний ковер, дошедший до сегодняшних дней, был найден в 1949 году при раскопках, а сейчас включен в золотую коллекцию знаменитого Эрмитажа.
Предназначение
Странно думать, что изначально ковры были придуманы просто как предмет роскоши. Даже самый дорогой ковер табасаранский изначально имел узкий функциональный характер.
В древности на Востоке, в основном, проживали кочевники. А что для кочевника самое главное? Первое – отличная мобильность, второе – скорое обустройство своего жилища, третье – надежная защита от негативных климатических факторов, другими словами, чтоб было сухо и тепло. В полной мере именно ковры отвечали всем этим требования, необходимым для нормальной жизнедеятельности кочевников. Конечно, те ковры отличались очень сильно от тех, которые мы видим сегодня. Но таким образом положено было начало ковроделию.
Лишь потом люди осознали, что ковер может быть не просто защитой от ветра, он также является отличным способом выделиться среди сородичей. Таким образом, начали ткать изысканные и красивые ковровые изделия. Это привело дальше к тому, что красота, качество и количество ковров стали определять уровень достатка человека. При этом каждый правитель Востока старался себя окружить изысканными и дорогими изделиями, таким образом подчеркивая свое превосходство.
Качество
Между прочим, вы знаете, как в Дагестане в древности проверяли каждый табасаранский ковер на качество? Проверка качества раньше проходила в 3 этапа. Первый: по вытканному ковру проходил табун лошадей. Второй: после этого изделие держали несколько дней под палящими солнечными лучами. Третий: ковры опускали в холодную воду, в которой оставляли на определенное время. В случае если после таких «испытаний» ковровое изделие свих свойств не теряло, то было мнение, что мастер хорошо поработал. Вот такие технологии!
Табасаранские VS персидские ковры
Можно ли сравнивать вообще табасаранский ковер с иранским (персидским)? Можно и нужно это делать. Хотя не стоит умалять славу, талант и качество работы иранских умельцев, при этом факты остаются фактами. У персидского ковра средняя «длительность жизни» до 150 лет, в то время как ковры дагестанские «проживут» до 400 лет. Если, конечно, их «эксплуатировать» по прямому назначению. При этом все вышеприведенные цифры можно отнести только к коврам, произведенным вручную.
Разновидности
На юге Дагестана бурному развитию ковроделия способствовало 3 фактора: близость Ирана (Персии); то, что в этом месте был Великий шелковый путь; активное распространение Ислама. На протяжении нескольких столетий на Кавказе центром торговли считался город Дербент, служивший форпостом между Востоком и Западом. Город входил в маршрут шелкового пути. Безусловно, это придало толчок активному развитию различных ремесел, в особенности, ковроделия. Кроме того, многие торговцы понимали, что в Дербенте именно можно было отыскать шерстяные нитки различных окрасок и цветов (местные ремесленники получали натуральные красители из трав и кустарников).
Также можно объяснить влияние распространения на Северном Кавказе Ислама. Персидские ремесленники и торговцы охотнее своими секретами делились, и товары чаще покупали у мусульманского населения. Помимо того, и до нынешнего момента принято совершать намаз (молиться) на ковриках, получивших название «намазлыки».
Это все сказалось на активном развитии ремесла у жителей Северного Кавказа. Хотя было бы странно утверждать, что лишь табасаранцы отличаются традициями ковроделия. Отметим, что это считается их национальным ремеслом. При этом все народы Дагестана занимались ковроткачеством. Так, лезгины в селениях Курах, Ахты, Касумкент ткали с большим успехом ковры. Аварцы из селения Цада Хунзаха, Гергебиль производили высококачественные безворсовые ковры. При этом даргинцы из селения Леваша производили шерстяные паласы. Проживающие в селениях Каякент, Дургели, Буглен кумыки производили шерстяные узорчатые паласы и войлочные ковры. Так можно перечислить практически каждый народ, вложивший огромные усилия в развитие этого ремесла.
Ворсовые ковры
Можно рассказывать очень долго о различных типах ворсовых ковров, только в этом немного смысла. Поговорим лучше об их особенностях. Итак, ворсовый табасаранский ковер в традиционном исполнении можно узнать по различным геометрическим изображениям, которые олицетворяют животных, растения и человека. Следовательно, раньше умелицы при помощи этих геометрических изображений демонстрировали окружающий их мир. Ученые это явление называют «языком коврового искусства». Между прочим, на подобных изделиях очень часто изображали целые обряды, баталии и сцены. Со временем этот язык был утерян, а картинки стали носить просто декоративный характер.
Стоит отметить, что все такие ковры имеют общую композиционную структуру: бордюр и центральное поле.
Орнамент
Также интересны узоры табасаранских ковров, из которых можно выделить три основных вида:
- Фоновой – узор без одной определенной крупной фигуры, при этом мелкие фигурки заполняют общий фон.
- Центрический — орнамент в них сводится к выделению основной фигуры ковра, который называется «медальон».
- Каймовый – узор выполнен таким образом, чтоб притягивать внимание человека на «бордюр» изделия. Этот тип орнамента называют также «каймовым».
Рассматривая табасаранский ковер, нельзя не упомянуть и о цвете, к которым тогда прибегали умельцы. Фоном практически всех ворсовых изделий считался вишнево-красный или синий цвет, что должно по идее слишком напрягать взгляд. Но цветовая гармония достигается благодаря применению средних и мелких деталей различных цветов.
Безворсовые ковры
К данной группе относятся невероятно красивые лезгинские и азербайджанские сумахи. Их главная особенность – большое бытовое применение. В основном они используются для покрытия пола (ворсовые ковры, к примеру, используются исключительно для стен). Они бывают намного больше простых ковров. Помимо этого, они намного мягче, поскольку при их производстве используют специальную технику плетения, позволяющую под ковром оставлять шерстяные нитки длиной до 15 см (это их такими мягкими и делает).
Безворсовые табасаранские ковры (фото смотрите в статье) – это также «давагины». Их определяющими чертами является то, что они 2-сторонние, а также имеют темно-голубой или синий фон, на котором находится орнамент («рукзал»). Эти ковры можно часто встретить у аварцев. Главный рисунок состоит из различных «медальонов» и отростков, от этих «медальонов» ответвляющихся.
Также стоит рассказать о таком виде безворсовых дагестанских ковров, как паласы. Их изготовляли из хлопка, шерсти и конопли. Паласы такие красивые и сложные орнаменты, как рисунки табасаранских ковров не имеют, но они невероятно практичны и зачастую именно они используются в обычной жизни. Каждый народ паласы называет на собственный лад: у азербайджанцев это «палаз», «бархал» у табасаранцев, «рух» у лезгинов, «турут» у аварцев и пр.
Войлочные ковры
Стоит отметить, что такие ковры очень распространены у дагестанских северных народов – ногайцев, аварцев, кумыков, даргинцев. Самые распространенные войлочные ковры – арбабашы. Они производятся из войлока разных цветов. Они друг на друга накладываются, и таким образом создается орнамент.
Ковроделие — одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.
Использование
Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах. Ими покрывали глиняный пол, утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык — небольшой коврик для совершения молитвы. Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.
Изготовление ковров
Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров — цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.
Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый — получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.
Виды ковров
По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.
Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах
Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана
Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами
Цвет: теплые сдержанные тона — кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне
Килим
Кто производил: лезгины и лакцы
Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля
Цвет: насыщенная палитра — синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие
Давагин
Кто производил: аварцы
Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом
Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета
Дум
Кто производил: кумыки
Узор: основное композиционное решение — наличие центральной части и каймы из одной–трех полос
Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого
Супрадум
Кто производил: Казбековский район Дагестана
Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника — округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом
Цвет: темно-красный фон
Чибта
Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района
Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами
Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур
Простые и узорчатые паласы
Кто производил: многие народы Дагестана
Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм — треугольников, ромбов, крестов
Цвет: с очетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов
Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)
Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.
Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения
Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента — геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер
Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами
Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:
Центрический — концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)
Фоновой — заполнение свободных мест на центральном поле
Каймовый (ленточный) — акцент на бордюре
Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)
Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.
Арбабаш
Кто производил: аварцы и кумыки
Узор: плавные изображения растений
Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру
А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.
Кийиз
Кто производил: ногайцы, лакцы
Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы
Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета
Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха
Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым — с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.
Ковроделие — один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.
По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».