ФИО учителя: Салимова Светлана Юрьевна.
ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области.
Предмет: изобразительное искусство.
Тема урока: внутренний мир русской избы.
Цель урока: знакомство обучающихся с внутренним миром русской избы.
Задачи урока: углублять знаний обучающихся о традиционных народных строениях; создать эскизы внутреннего мира русской избы; развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Планируемые образовательные результаты: понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Программные требования: по тематическому планированию на данный урок отводится 1 час.
Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Убранство русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: наличниками, коньками, причелинами.
Ведущая мировоззренческая идея урока: Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать. Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир школьников, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней. Тема «Внутренний мир русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству. Народная мудрость гласит « Как дерево, так и человек, живёт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!»
Основные понятия: русская печь, красный угол, чугунок, ухват, люлька, кашник.
План изучения нового материала: 1) беседа о русской печи и ее роли в избе;
2) рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;
3) описание красного угла;
4) беседа о люльке, сундуке русской избы.
Тип урока: у рок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.
Форма урока: урок-практикум
Технология обучения: проблемно-развивающая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Мизансцена урока: экскурсия в школьный краеведческий музей «Исток».
Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты УУД
Р: способность регулировать свои действия.
Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода.
Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний и умений
Л: развитие эмоционально-нравственной
Р: контролируют правильность ответов
П: умение структурировать знания, умение
осознанно строить речевое высказывание.
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Л: мотивация к изучению нового учебного
Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?
Отвечают, высказывают свое мнение.
3. Постановка цели и задач урока
Р: принятие цели и постановка задач урока
Р: планирование действий
К: умение полно и точно выражать свои мысли.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.
Ребята, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию в школьный краеведческий музей.
Как вы думаете, с какой целью мы будем посещать музей?
Какая тема урока отсюда следует?
Как будет звучать цель нашего урока?
Какие задачи мы перед собой поставим?
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.
анализируют, ставят перед
собой цель и задачи урока.
4.Открытие нового знания
П: построение логической цели рассуждения
Л: нравственно-эстетическое оценивание
К: планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей, формулирование и
аргументация своего мнения.
П: анализ, сравнение, обобщение
Учитель приводит обучающихся в школьный музей и начинает экскурсию с загадки: « Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает.» (Дверь).
Беседа. Демонстрация. Фронтальная работа.
Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе.
Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме?
С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи – упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.
Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике.
Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался?
Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи.
В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома.
Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками.
Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. На этом наша экскурсия заканчивается, и мы отправляемся за рабочие места в кабинет.
Обучающиеся идут в музей, отгадывают загадку.
Ученики размышляют и отвечают на вопрос.
Учащиеся слушают, анализируют информацию.
Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос.
Учащиеся осматривают избу заключительный раз и отправляются в кабинет.
5. Первичная проверка понимания
П: построение логической цепи рассуждения.
Л: осознание выбора.
К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками
Учитель организует деятельность по проверке новых знаний.
Ребята, мы с вами посетили музей, познакомились с интерьером русской избы. А сейчас давайте проверим, насколько правильно вы запомнили предметы русской избы. Объяснение.
Наглядность. Самостоятельная работа учеников.
Выполняют работу индивидуально, осуществляют взаимопроверку.
7.Применение новых знаний
Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
П: самостоятельное создание алгоритмов
деятельности, использование знаково-
Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы. Всю комнату, печь, посуду, красный угол.
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Л: нравственно-эстетическая оценка.
Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием).
Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока.
Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями.
9.Рефлексия учебной деятельности
К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы?
Если вы испытывали чувство позитива, гордости за себя и свою страну, то поднимите оранжевый смайл. Если же вам на уроке было скучно и не интересно, то поднимите фиолетовый смайл.
Что интересного было на уроке?
Даёт инструкцию по выполнению
Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Вспоминают, анализируют, поднимают смайлы, высказывают свое мнение.
Записывают задание в дневник.
Прощаются с учителем.
Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская под ред. Б.М. Неменского. – М: Просвещение, 2013. – 176с.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского /авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012-170с.
В этом уроке будет показано, как нарисовать русскую избу поэтапно карандашом. На самом деле рисовать избу не так уж и сложно, особенно если вы видели такое строение в настоящей жизни или на картинках и фотографиях. Давайте попробуем нарисовать такое здание поэтапно.
Первым делом рисуем почти прямоугольник без верхней части, вот таким образом. Желательно, конечно, чтобы стороны были ровными. Кстати, вам точно будет полезно узнать, как нарисовать дом, попробуйте!
Теперь нам нужно сделать набросок крыши вот такими линиями.
Прорисуем крышу избы вот таким образом, чтобы все выглядело красиво и аккуратно.
Сотрем верхние лишние линии, рисуем стороны избы и ее фундамент.
По бокам нужно нарисовать бревна, из которых и состоит русская изба.
Далее нам потребуется нарисовать три окна – одно на чердаке и два снизу.
Дорисовываем маленькому чердачному окну избы детали. Добавляем на нижние окна створки.
Теперь рисуем стекла и перегородки окон избы.
Сверху окон можно нарисовать украшения. На крыше рисуем печную трубу.
Добавим деталей – линии бревен на стене и крыше избы, кирпичный узор на трубу.
Раскрасьте полученный рисунок, добавьте пейзаж – речку, озеро или лес.
Надеемся, что рисовать избу поэтапно было интересно и увлекательно.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Описание презентации по отдельным слайдам:
Интерьер и внутреннее убранства крестьянской избы избы. 5 класс
ЗАДАЧИ: Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе). Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
План урока: Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство. Постановка художественной задачи. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.
ИЗБА Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В тёплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.
Предания и обычаи С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.
«По щучьему велению»
«Волк и семеро козлят»
«Ивашка из Дворца пионеров»
Рабочее место хозяйки Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.
Красный угол Почётное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Рабочее место хозяина Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Скамьи и лавки Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место
Сундук Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, те и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Используя иллюстрации к сказкам и материалы презентации придумайте свою композицию интерьера избы.
План урока: Формирование групп. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка). Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живёт?».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В заранее подготовленной для макета коробке (возможно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создать макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда.
Подведение итогов урока В конце урока каждая группа рассказывает, кто живёт в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесённые игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.
- Толмачева Елена ЕвгеньевнаНаписать 2623 24.10.2017
Номер материала: ДБ-786935
-
24.10.2017 2655
-
24.10.2017 1104
-
24.10.2017 1721
-
24.10.2017 547
-
24.10.2017 272
-
24.10.2017 3962
-
24.10.2017 289
-
24.10.2017 288
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.