Дневные ходовые огни не имеют отношения к габаритам и представляют собой приборы освещения, при помощи которых улучшается видимость водителя в дневное время суток.
Стандартно ДХО — светодиоды, которые ярко светят и характеризуются долгим рабочим ресурсом. Когда вы используете дневные ходовые огни на ВАЗе 2107, вы не должны дополнительно зажигать ближний или противотуманный свет.
Правила монтажа
Монтаж дополнительного освещения на отечественном авто не требует квалификации и опыта. Однако при неверной инсталляции вы рискуете нарваться на штраф от гаишников, став обладателем административного нарушения.
Чтобы этого не произошло, подключайте ходовые огни своими руками, следуя правилам:
- прочитайте ГОСТ Р 41.48-2004. Он касается правил по установке осветительных приборов на автомобиль и сертификации ТС в связи с этим. Там написаны все параметры, которые вы должны учесть при инсталляции этих устройств;
- выберите подходящую форму корпуса ДХО. Учитывайте, что на ВАЗ 2107 подойдут не все световые приборы. Водители считают оптимальным выбором по соотношению «цена-качество» ДХО Philips Led Daylight 9;
Дневные ходовые огни Philips LED DayLight 9
- проверьте на соответствие размер корпуса, учитывая блоки расположенных рядом Daytime Running Lights. Установите осветительные приборы в воздухозаборник или на бампер, в зависимости от ситуации;
- высота корпуса изделий в рамке составляет 250—1500 мм от дорожного покрытия. Ширина между внутренними краями 2 видимых на автомобиле поверхностей должна составить не меньше 600 мм;
- изделия располагаются впереди машины, а пучок лучей направлен вперед;
- учтите общую яркость светодиодного освещения. Она составляет 150—330 люменов.
Процесс установки
После покупки обычных или гибких ДХО с функцией поворотника перед вами стоит вопрос: как подключить новые приборы на ВАЗ? Для этого требуется:
- взять пятиконтактное реле от отечественного производителя;
Пятиконтактное реле отечественного производителя
- к контакту №30 возьмите положительный заряд от зажигания (как вариант — провод от кнопки, отвечающей за обогрев заднего стекла);
- соединение №86 подключите к ближнему освещению, используя кнопку активации габаритов и ближних ламп;
- №85 — киньте на массу;
- №88 — подсоедините к ДХО;
- №87 не требуется в процессе работы и ни с чем не соединяется.
Схема подключения дневных ходовых огней на Ваз 2107
Реле — положите в салоне. Под автомобильным капотом протяните лишь проводку, которая идет непосредственно к осветительным приборам. Такая схема подключения дневного ходового огня на ВАЗ 2107 автоматически включает светодиоды во время вставки ключа зажигания и выключает их, когда двигатель глушится. Кроме того, когда у автомобиля горит ближнее освещение, если двигатель заведен, осветительные приспособления погаснут, и снова включатся при выключении дневного света.
Одной из несомненно полезных доработок является установка дневных ходовых огней. Смысл их установки заключается в том, чтобы снизить нагрузку на генератор автомобиля (и как следствие продлить жизнь аккумулятору), при этом не снижая заметность автомобиля в дневное время суток. Помимо прочего, правильно установленные ДХО избавляют владельца от необходимости каждый раз включать/выключать фары ближнего света (как раз с этим у меня были большие проблемы — на моем Mitsubishi они включаются автоматически).
Выбор готовых, универсальных комплектов ДХО просто огромный, цены колеблются от 200 рублей до нескольких тысяч. Сильно экономить при выборе я не стал, выбрав модель, более-менее похожую на то, что по праву может называться — дневными ходовыми огнями.
Качество изготовления очень хорошее. Корпус (задняя часть) выполнен из алюминия, между стеклом и корпусом проложен резиновый уплотнитель, на проводе установлена пара герметичных разъемов. Светодиоды используются типоразмера 5730, в качестве ограничителя тока используются резисторы номиналом 56Ом. Светодиоды установлены на плате из фольгированного алюминия, сзади каждой пары светодиодов — теплоотводящий выступ корпуса (см. фото).
На питающем проводе установлена колба с предохранителем на 2А.
С установкой все довольно просто — штатные кронштейны прикрутил на винт/гайку к бамперу, провода уложил в электроизоляционные гофры и провел под капот.
Система крепления кронштейн-корпус ДХО мне показалось очень слабой (корпус запросто может вылететь из кронштейна), поэтому дополнительно в нижней части корпуса были просверлены отверстия насквозь через кронштейн и корпус, в корпусе нарезана резьба М2, а затем в полученное отверстие закручен винт М2.
При установке были учтены все требования ГОСТ относительно места размещения ДХО:
Поскольку целью установки ДХО было не только снижение нагрузки на генератор, но и автоматизация их включения, сделал небольшой "блок управления" включения ДХО.
Схема "блока управления":
Принцип работы следующий: пока двигатель не заведен (+12В с зажигания и -12В с датчика давления масла) реле К1 разомкнуто, питание на ДХО не поступает. Как только двигатель запущен, -12В с датчика давления масла пропадает, реле К1 выключается и замыкает контакты 30-87а, ДХО включаются. Если в какой либо момент включить габаритные огни, ближний или дальний свет, реле К2 включается и размыкает контакты 30-87а, ДХО выключаются. Моргание дальним светом фар не приводит к выключению ДХО (все по ГОСТ).
Изначально схема состояла только из реле К1 и К2, но в результате испытаний было выяснено следующее явление — в момент включения зажигания ДХО успевают включиться буквально на долю секунды и тут же гаснут, тоже самое происходило и при переключении выключателя габариты-ближний свет. Это связано с тем, что у любого реле есть такой параметр, как время переключения и пусть это время достаточно мало — 0,3-0,5 сек., тем не менее этого времени было достаточно для того, чтобы ток на питание ДХО успевал пройти по цепи контактов 30-87а реле К1 пока оно не разомкнется.
В общем многих, я думаю, устроил бы и такой вариант автоматического включения/выключения ДХО, но, к сожалению не меня… Поэтому в схему было введено еще одно реле К3 замыкающее свои контакты с небольшой задержкой — примерно 0,7-1,0 сек. Задержка включения реле К3 реализована при помощи схемы задержки включения, которую я уже много раз применял в своем Mitsubishi Lancer X:
Таким образом ток, успевающий пройти через реле К1 до момента его срабатывания, не проходит через реле К3, которое включается с задержкой. Включение габаритов, ближнего или дальнего света фар также приводит к отключению ДХО, моргание дальним светом — ДХО не отключает. В общем вторая схема полностью соответствует требованиям ГОСТ.
Помимо реле и схемы задержки я еще поставил стабилизатор тока на входе ДХО, его можно и не ставить (роль стабилизатора конкретно в моей модели ДХО выполняют токоограничивающие резисторы).
Для полного контроля за работой ДХО можно ввести еще одно реле, размыкающее свои контакты при включении ручника. При такой схеме подключения ДХО не будут работать до тех пор, пока не будет опущен ручник.
Во всех трех схемах есть "адреса" нужных проводов для подключения блока управления (пример "контакт Ш9-7"). Таким образом "блок управления" очень удачно размещается рядом с монтажным блоком.
Обязательно на входе "+12В (зажигание) контакт Ш8-2" нужно поставить предохранитель на 1-2А.
Сегодня дневные ходовые огни (ДХО) являются неотъемлемой частью автомобильной светотехники. В нашей стране, начиная с 2010 года, вступили в силу поправки в ПДД, требующие (согласно п.19.5), чтобы в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения были включены либо фары ближнего света, либо ходовые огни, либо (согласно п.19.4) противотуманные фары. Количество старых автомобилей, не имеющих штатного ДХО, на наших дорогах по-прежнему высоко.
Большая часть водителей таких авто по старинке, как и предписывает ПДД, днем двигаются с ближним светом. Это приводит к увеличению расхода топлива, а также к частому перегоранию задействованных ламп головного света, приборной панели и задних габаритов.
Но о самом неприятном последствии при таком использовании ближнего света многие могут и не догадываться, а это ни что иное, как ускоренное выгорание или потемнение отражателей фар с последующим ухудшением характеристик ближнего и дальнего света. То есть фара ночью просто перестает освещать дорогу и в таком случае подлежит полной замене.
Другая часть водителей ошибочно полагает, что габаритные огни можно использовать в качестве ДХО, тем самым рискует нарваться на штраф за движение без соответствующего света.
Остальные водители, наиболее продвинутые и прогрессивные, к коим отношу и себя — это те, кто устанавливают дополнительные светодиодные огни. Но и здесь не обходится без определенных проблем, ошибок и тонкостей, о которых я постараюсь сейчас рассказать на примере одного из вариантов LED DRL.
Несмотря на то, что это обкатывалось и тестировалось на ВАЗ 2105, принципы и правила универсальны и без проблем подойдут к любому другому автомобилю, не имеющего заводского ДХО.
Отдельные ходовые огни в герметичном металлическом корпусе.
Укомплектованы такие фары могут быть разными отражателями. Для ДХО режима подойдет любой из этих отражателей. Как это будет работать днем на дороге в сравнении с ближним светом, хорошо показано на схематичной картинке ниже.
Схема подключения ДХО через 5 контактное реле для автоматического ВКЛВЫКЛ.
При такой схеме питания LED ДХО будет автоматически включаться при повороте ключа зажигания. Но как только будут включены габаритные огни, LED свет отключится, как и требует ГОСТ.
Поговорим сейчас о тонкостях и правилах установки ДХО.
В случае с классикой этот процесс доставляет одно удовольствие за счет простоты конструкции самого автомобиля: просверлил, закрепил, подключил. Многие так и делают, совсем забывая о том, чтобы уточнить, а есть ли какие-то требования и правила установки ДХО? Как и следовало ожидать, они есть все в том же Государственном Стандарте — ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48).
Согласно пункту 6.19 — ходовые огни должны быть установлены не ниже 250 мм и не выше 1500 мм. Минимальное расстояние между парой огней 600 мм (это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм), а от края не дальше 400 мм.
Соблюдение этих правил уже немалое дело. Однако, если целиком и полностью следовать букве Закона касаемо самостоятельной установки ДХО (кстати, закон не запрещает этого делать), это ни что иное, как внесение изменений в конструкцию ТС со всеми вытекающими последствиями и необходимостью регистрацией в ГИБДД.
Но как показывает практика, если ДХО установлены правильно, имеют белый хорошо заметный свет и правильный режим работы, не стробоскопят, отключаются при включении головного света, то интерес со стороны инспекторов к вашему автомобилю будет сведен до минимума.