Меню Рубрики

Ветроопыляемые растения чаще зацветают до распускания листьев

Рассмотрите рисунок. Выскажите свое предположение о том, как опыляется цветок такого строения. Пользуясь рисунком, приведите не менее трёх обоснований, подтверждающих ваше мнение.

Цветок опыляется ветром. Доказательства:
1) Длинные тычиночные нити выносят пыльники далеко за пределы цветка, чтобы пыльца лучше рассеивалась ветром.
2) Многочисленные волоски на рыльце пестика увеличивают поверхность улавливания пыльцы.
3) Лепестки отсутствуют, потому что не надо привлекать насекомых. Отсутствие околоцветника делает пестик более доступным для пыльцы, приносимой ветром.

В тропиках преобладают насекомоопыляемые растения, ветроопыляемые же виды встречаются относительно редко. Почему в тропических лесах мало ветроопыляемых растений?

Потому что тропические леса очень густые, там практически нет ветра.

В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. С чем это связано?
=Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

Опыление до распускания листьев происходит для того, чтобы переносимая ветром пыльца не оседала на листьях. Большое количество пыльцы у ветроопыляемых растений связано с тем, что много пыльцы теряется, потому что ветер может унести пыльцу в любое место. Для того, чтобы гарантировать опыление, ветроопыляемые растения должны делать больше пыльцы, чем насекомоопыляемые.

Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зернами?

Початок – это женское соцветие, состоящее из пестиков, метелка – мужское, состоит из тычинок. Плоды образуются только из пестиков. Кукуруза опыляется ветром, если опыление не происходит, то часть початка оказывается не заполненной зернами.

Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?

Трубчатые цветки, находящиеся в центре соцветия, образуют семена. Ложноязыяковые и воронковидные цветки, располагающиеся по краю, привлекают опылителей. Язычковые цветки выполняют обе эти функции.

Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

Для насекомых: они получают из цветков питание (нектар). Для растений: насекомые, в отличие от ветра, точно доставляют пыльцу на следующий цветок, обеспечивая перекрестное опыление.

Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

Из цветков образуются плоды с семенами. Многие плоды служат пищей для животных, семена необходимы для размножения растений.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Цветок – орган размножения покрытосеменных растений. 2. Цветок представляет собой видоизменённый лист. 3. Функции цветка – это половое и бесполое размножение. 4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 5. В цветке имеются пестики и тычинки.

2. Цветок представляет собой видоизмененный побег.
3. Функция цветка – половое размножение.
5. В двуполых цветках имеются пестики и тычинки, в однополых – только пестики или только тычинки, бывают бесполые цветки (например, у сложноцветных).

Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

1. Папоротники размножаются спорами, а цветковые – семенами.
2. У цветковых двойное оплодотворение, при котором, кроме зиготы, образуется запасающая ткань эндосперм. Семя цветковых, в отличие от споры папоротников, имеет запас питательных веществ.
3. Оплодотворение у папоротников происходит в водной среде. Для оплодотворения цветковых растений вода не нужна, доставка спермиев к яйцеклеткам (опыление) у цветковых происходит с помощью ветра, насекомых, воды.

Вет­ро­опы­ля­е­мые де­ре­вья и ку­стар­ни­ки чаще за­цве­та­ют до рас­пус­ка­ния ли­стьев, и в их ты­чин­ках, как пра­ви­ло, об­ра­зу­ет­ся го­раз­до боль­ше пыль­цы, чем у на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых. Объ­яс­ни­те, с чем это свя­за­но.

Чтобы обес­пе­чить мак­си­маль­ную ве­ро­ят­ность опы­ле­ния.

1) Опы­ле­ние до рас­пус­ка­ния ли­стьев про­ис­хо­дит для того, чтобы пе­ре­но­си­мая вет­ром пыль­ца не осе­да­ла на ли­стьях.

Читайте также:  Вязание спицами сапожки на двух спицах схемы

2) Боль­шое ко­ли­че­ство пыль­цы у вет­ро­опы­ля­е­мых рас­те­ний свя­за­но с тем, что много пыль­цы те­ря­ет­ся, по­то­му что ветер может уне­сти пыль­цу в любое место. Для того, чтобы га­ран­ти­ро­вать опы­ле­ние, вет­ро­опы­ля­е­мые рас­те­ния долж­ны де­лать боль­ше пыль­цы, чем на­се­ко­мо­опы­ля­е­мые.

1. Обитающие а пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

Объяснение: пресмыкающиеся – хладнокровные животные, а млекопитающие – теплокровные, но слишком высокая температура на их организм влияет одинаково. При высокой температуре им тяжело вести активный образ жизни. Хотя бы из-за писка, который раскаляется днем на солнце (пройдите по пляжу голыми ногами) (хотя у некоторых рептилий есть специальные приспособления – они ползают под слоем песка – там прохладнее). Поэтому животные в жарком и сухом (днем воздух очень сухой) климате приспособились к ночному образу жизни – воздух становится влажным, а температура комфортной. Поэтому днем пустыня выглядит мертвой и безжизненной, а ночью "оживает".

2. Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека после напряженной физической работы возникает чувство боли.

Объяснение: при большой физической работе (длительной мышечной нагрузке) глюкоза в мышцах окисляется и превращается в молочную кислоту. У нетренированного человека мышцы к такому явлению не привыкли, поэтому и возникает чувство боли.

3. Белые грибы обычно встречаются в хвойных и смешанных лесах. Объясните почему.

Объяснение: грибы в лесу образуют микоризу. Микориза – это симбиоз гиф гриба и корней дерева. При этом дерево (автотроф) образует органические вещества из неорганических и поставляет их грибу, а гриб (гетеротроф) их перерабатывает обратно в органику. Белые грибы образует микоризу с деревьями, растущими как раз в хвойных и смешанных лесах.

4. С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

Объяснение: при выпечке хлеба используют дрожжи, так как дрожжи осуществляют брожение (бескислородное дыхание), выделяя углекислый газ, что способствует поднятию теста (в тесте образуются пузырьки), что впоследствии придает тесту пышность.

5. Бактерии-сапротрофы играют важную роль в природе. Объясните почему.

Объяснение: бактерии-сапротрофы, или бактерии гниения, используют в пищу полуразложившуюся органику, таким образом они не только утилизируют органические остатки, но и замкнутость круговоротов веществ (без них у нас очень быстро закончились бы минеральные вещества и остались бы одни органические, растениям нечем было бы питаться и они перестали бы вырабатывать кислород и погибли. И далее эта цепочка ни к чему хорошему не привела бы. Поэтому сапротрофы очень важны на нашей планете.

6. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

Объяснение: около 100 лет назад произошло следующее: была эпидемия сибирской язвы, в ходе которой заразился и скот. Его убили (вероятно) и закопали. Но в телах еще жили бактерии сибирской язвы, но скоро условия жизни для них стали неблагоприятными и они образовали споры (в виде спор бактерии переживают неблагоприятные условия среды). При раскапывании скотомогильника условия опять стали благоприятными и бактерии опять перешли в активное состояние и стали всех заражать.

7. В чем особенность питания сапротрофных бактерий? Почему при их отсутствии жизнь на Земле была бы невозможна?

Объяснение: см. вопрос 5.

8. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

Объяснение: через любую плазматическую мембрану осуществляется транспорт веществ. При помещении клеток в более концентрированный раствор, клетки начнут отдавать воду, чтобы выровнять концентрацию соли вне клетки и внутри нее. В связи с этим, клетки потеряют практически всю воду, следовательно, растению будет не хватать воды, нарушится транспорт веществ, давление и растение погибнет.

Читайте также:  Autostandart accessories зарядное устройство

9. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

Объяснение: гетерозис – это явление, при котором при скрещивании гомозиготных кур появляется гетерозиготное потомство, у которого данный признак проявляется лучше, чем у доминантного родителя. У этого явления есть мало объяснений, но много доказательств, поэтому его широко используют в селекции. Бройлерных цыплят получают именно таким образом, так как они очень мясистые и быстро растут.

10. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется?

Объяснение: в капиллярах малого круга кровообращения находится венозная кровь (это кровь с низким содержанием кислорода и высоким содержанием углекислого газа), в альвеолах легких гемоглобин окисляется в косигемоглобин, там образом забирая кислород, что превращает венозную кровь в артериальную (то есть насыщенную кислородом).

11. Весной, при неблагоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чем его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

Объяснение: см. вар. 1 2014 года.

12. Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?

Объяснение: бычий цепень – паразит человека и животных, то есть потребляет питательные вещества хозяина, значит хозяину достается меньше полезных веществ, а также любой внутренний паразит вырабатывает продукты обмена веществ (его выделительная система активно работает) в тело хозяина, это не дает организму человека нормально работать, отравляя его.

13. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

Объяснение: малярия распространена в заболоченных районах, так как переносчиком заболевания является комар, который растет и размножается в воде. А возбудителем малярии является малярийный плазмодий (простейшее).

14. Почему ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке?

Объяснение: ферменты – биологические активные вещества, катализаторы реакций, но они могут активно работать только в среде с определенным рН, во рту среда слабощелочная, а в желудке среда кислая и ферменты в такой среде уже не смогут работать.

15. Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК- и ДНК-содержащие вирусы?

Объяснение: здесь нужно описать только различия в химическом составе нуклеиновых кислот. 1. ДНК содержит сахар – дезоксирибозу, а РНК – рибоза (здесь на один кислород больше); 2. Азотистые основания в составе ДНК – аденин, гуанин, тимин, цитозин, в составе РНК – аденин, гуанин, урацил, цитозин.

16. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

Объяснение: это происходит, потому что волки охотятся на северных оленей. Чем меньше волков, тем большей оленей, а олени кушаю ягель. При неконтролируемом размножении северных оленей запасы ягеля резко сократятся.

17. Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?

Объяснение: при истреблении лисиц грызуны начнут неограниченно размножаться, что скажется на резком уменьшении их корма, впоследствии грызунов будет много, естественного отбора идти не будет, они начнут болеть и распространять заболевания среди других организмов.

18. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

Читайте также:  Влияние луны на землю краткое сообщение

Объяснение: такие растения образуют много пыльцы для того, чтобы распространиться на большие расстояния и принести как можно больше потомства, при этом учитывается, что часть пыльцы попадет в неблагоприятные для жизни условия среды и из них ничего не вырастет, а насекомоопыляемые растения "знают", что их опылят, поэтому вырабатывают меньше пыльцы, зато опыление насекомыми идет эффективнее, чем ветром.

19. В листьях растений интенсивно идет процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Объяснение: фотосинтез в плодах идет до тех пор, пока они зеленые (то есть пока в них есть хлоропласты), а затем, когда плоды начинают менять цвет (хлоропласты начинают превращаться в нефотосинтезирующие окрашенные хромопласты).

20. Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью?

Объяснение: если присосался клещ, его нужно вытаскивать очень аккуратно. Клещи могут быть переносчиками заболеваний (чаще всего энцефалита). Обычно мы видим только брюшко присосавшегося клеща, и если его потянуть, то брюшко может оторваться, а голова останется в верхних слоях кожи, что усложнить вытаскивание клеща. Поэтому, нужно на место присасывания полить маслянистой жидкости, чтобы перекрыть клещу доступ кислорода, спустя некоторое время клещ выйдет сам, так как захочет дышать.

21. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором хлорида натрия). Поясните, почему.

Объяснение: считается, что все организмы "вышли" из морской воды, поэтому наша плазма крови по составу напоминает морскую воду (как раз физ. раствор). Но перед введением лекарств их нужно растворить в физ. растворе, так как введение неразбавленного лекарства в больших дозах может плохо подействовать на организм и клетки крови. А разбавленный раствор не приведет к гибели форменных элементов и будет лучше восприниматься организмом.

22. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.

Объяснение: бобовые растения живут в симбиозе с клубеньковыми бактериями, которые фиксируют атмосферный азот и поставляют его растениям в усвояемой форме.

23. Почему объем мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объему выпитой за это же время жидкости?

Объяснение: это происходит, так как питательные вещества всасываются в организм и используются им, часть жизкости также всасывается и используется, часть жидкости выделяется через органы выделения (кожу с потом и сальные железы), а все остальное выводится наружу с мочой.

24. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Объяснение: для фиксации света красные водоросли, в основном, используют фикобилины – пигменты, поглощающие лучи красного и синего света. Эту часть спектра вода не поглощает.

25. Какие из перечисленных видов топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия – способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.

Объяснение: парниковый эффект создается за счет накопления (и выбросов) в атмосфере огромного количества углекислого газа. Поэтому, из перечисленных вариантов выберем только те, в ходе использования которых получается СО2. Это – природный газ (при сжигании любой органики выделяется углекислый газ) и каменный уголь (С + О2 = СО2).

Задания мы взяли из учебника повышенной сложности авторов: Г.С. Калиновой, Е.А. Никишовой, Р.А. Петросовой, а решили их сами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *