Содержание
В зависимости от того, какой мастер, какая у него техника, какой замысел резьба может быть выполнена в разных видах. Она может быть как простой, так и сложной. Существует различные виды резьбы по дереву: рельефная резьба, плоскорельефная, объёмная, а также плосковыемочная и прорезная резьба. Теперь охарактеризуем эти виды резьбы по отдельности.
Плосковыемочная делится на два вида, первый вид – геометрический орнамент, второй вид – плосковыемочный контурный, который ещё иногда называют растительным орнаментом. По названию этого вида можно догадаться в какой технике будет исполнена работа. Эта резьба будет состоять из выемок, которые вместе составят контурные линии, вырезанные на определённую глубину.
Геометрический резьба или геометрический орнамент, он так называется, потому что выполнен из окружностей, треугольников, миндалевидных углублений, розеток, звёздочек, так называемых геометрических элементов. Смотря сколько выемочных элементов возьмёте, такой и получиться орнамент.
Существует ещё один орнамент – контурный. Ещё его называю в нашей литературе как растительный. Но, по-моему, нужно углубиться в это понятие, так как контурный рисунок часто выполняется в технике с контурной резьбой. Эта техника резьбы немного похожа на гравировку металла, отличие в том, что сделанные выемки, составляющие на древесине контурные линии, имеют больше ширину и глубину и инструменты имеют иную заточку. Контурная резьба в исполнении очень проста. Выполнить данную резьбу можно на любой древесине и на фанере полукруглой стамеской или обыкновенным ножом косяком.
Плоскорельефная резьба
Одним из самых отличительных признаков данного вида это то, что фон здесь выбираем вокруг орнамента на одинаковую глубину. Края этого орнамента можно заовалить. Есть ещё и другой вид, в котором орнамент можно углубить в древесину, а фон на поверхности останется нетронутым. Выполнить такой вид резьбы не сложно, но вы замучаетесь самостоятельно зачистить и выбрать плоскость или фон углублённого орнамента. Этот процесс можно облегчить ручной фрезерной машиной. Фон вашего орнамента можно зачеканить . При помощи чеканки можно сгладить неровности, которые образуются во время ручной обработки, и улучшит вашему творению зрительный эффект. Так же можно нанести на фон различные по углублению: клеточки, канавки, желобки, при помощи мелких резцов.
Прорезная резьба
Эта резьба по дереву без фона. Если в плоскорельефном орнаменте удалить фон, то у нас получится прорезная резьба. В издельях как шкатулка, для выразительности и ажурности подкладывают снизу цветную бумагу или ткань.
Рельефная резьба
Главной целью нашего учебного пособия – это поделится опытом с мастерами, и помочь начинающим резчикам освоить данную резьбу. Не принимая в значение другие виды резьбы, мы детально остановимся на рельефной резьбе, так как она осложнена в исполнении и разработке. Если мы выполним орнаментные изделья в технике именно рельефной резьбы, то они будут очень декоративны и выразительны.
Рельефная резьба по дереву издавна применялась русским народом в православных храмах. И в наше время сохранились некоторые памятники русской архитектуры и искусства, к примеру: Киево-Печерская лавра. Рельефная резьба с росписью и позолотой необыкновенно и торжественно красива.
Теперь расшифруем рельеф. Рельеф это выпуклость или выпуклый орнамент на плоскости, или совокупность самых различных неровностей на поверхности нашей земной коры.
Барельеф (низкий рельеф) – скульптурный орнамент или изображение, выпуклое над плоской поверхностью древесины менее, чем на одну вторую своей толщены.
Горельеф это скульптурный орнамент или изображение, которое может выступать над какой-то плоскостью не менее, чем на половину толщины всей скульптуры. Из этих определений явно видно, что рельефная резьба подразделяется на два вида: 1) горельефную – с высоким рельефом, 2) барельефную — с низким рельефом.
Объёмная резьба, ещё её называют скульптурной. В отличие от предыдущих видов, этой резьбой отделывают объёмные предметы с нескольких сторон или даже со всех. В архитектуре – это столбики балконов, деревянные колоны, вырезные балясины и др. Ещё объёмной резьбой часто отделывают ножки мебели. Данные детали вполне могут считаться скульптурными изображениями.
У каждого народа – своя культура, быт, традиции. Но всех объединяет одно – стремление к прекрасному. И если у древнего человека при обустройстве жилья была единственная цель – скрыться от непогоды и диких животных, то с переходом к оседлой жизни меняются приоритеты: развитие науки и культуры ведет к обустройству быта, жилье украшается. Развитие ремесел в той или иной местности зависит от наличия материалов и ископаемых. Так, в районе северных морей, где основными промыслами являются рыбалка и охота, зарождается резьба по моржовой кости. В горных районах с большими запасами руды развивается кузнечное дело. Лесные регионы богаты древесиной. Издавна она используется для строительства жилья и обустройства быта. Заканчивая полевые работы, крестьяне, чтобы скоротать долгие зимние вечера, занимаются резьбой по дереву. Со временем увлекательное хобби превращается в основное ремесло.
Резьба по дереву: основные виды
Со временем этот вид прикладного искусства не только не утратил свою популярность, но и наоборот, получил развитие. В зависимости от типа используемых материалов и способа их обработки выделяются новые виды резьбы по дереву: рельефная, плоскорельефная, скульптурная, плосковыемчатая и пропильная. Основное отличие состоит в расположении узора по отношению к поверхности или фону работы. У каждого из этих видов – свои приемы выполнения, задачи и конечный результат. Остановимся на каждом из них подробнее.
Пропильная резьба
Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.
Плоскорельефная резьба
Все виды резьбы по дереву отличаются своим отношением к фону: он либо отсутствует, либо находится в одной плоскости с рисунком, или же утоплен на несколько миллиметров вовнутрь. Фоном служит поверхность изделий, которую украшают геометрические фигуры или растительный узор. В данном случае он вокруг поверхности рисунка удаляется и врезается на 5-7 миллиметров вглубь полотна. Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира. Все зависит от задумки мастера и техники исполнения. Чаще всего плоскорельефная резьба используется в архитектуре и прикладном искусстве.
Рельефная резьба
Все виды резьбы по дереву требуют определенной сноровки и мастерства. Начинать нужно с самых простых узоров. Чтобы правильно понять суть каждого элемента, новичку все новые и более сложные детали лучше воспроизводить из пластилина, а потом приступать к обработке древесины. Это касается и рельефной резьбы.
Скульптурная резьба
Рассматривая основные виды резьбы по дереву, нельзя оставить без внимания скульптурную.
Плоскостная резьба
Отличительной чертой этого вида обработки древесины является нанесение орнамента на плоскую поверхность. В зависимости от характера нанесения узора это может быть плосковыемчатая резьба, то есть рисунок выводится в виде выемок, углублений, и плоскорельефная, когда орнамент выступает над поверхностью.
Итак, мы рассмотрели основные виды резьбы по дереву. Конечно, это материал не одной статьи. И даже не одной книги. Опыт мастеров передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Что-то, к сожалению, утрачено, а что-то сохранилось, видоизменилось и переросло в новую отрасль. А это уже хороший признак. Он еще раз доказывает, что данный вид декоративного искусства продолжает развиваться. И сегодня он не менее популярен, чем несколько столетий назад.
Существующие виды резьбы по дереву можно под-разделить на группы. Основные из них следующие:
– плосковыемчатая, или углубленная;
– прорезная, или ажурная;
– скульптурная, или объемная;
Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углуб-ления — выемки. В зависимости от формы вы-емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо-жет быть геометрической или контурной.
Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент уг-лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает-ся плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго-товки, называется контурной резьбой.
Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-кося-ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу-лярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ-альных знаний теории рисунка. Еще одним преимущест-вом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из-делия.
Геометрическая резьба состоит из различных ком-бинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.
Двугранные выемки прямолинейной или кри-волинейной формы различной ширины и глубины счи-таются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен-ных вертикально или под углом, создается узор, полу-чивший название лесенки.
Трехгранные выемки (треугольники) получи-ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.
Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо-угольными или ромбическими.
Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.
Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элемен-тами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.
Комбинируя основные элементы геометрической резь-бы, можно построить бесконечное множество орнамен-тальных композиций.
Техника выполнения геометрической резьбы
Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во-локон древесины. В этом случае поверхность изделия по-лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх-ность получается шероховатой, матовой.
Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.
При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.
При подрезании положение ножа в руке не ме-няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.
Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко-сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.
При резьбе наклонных граней выемки косячок на-клоняют вправо или влево. Угол наклона дол-жен быть в пределах 30–40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны-ми, при меньшем наклоне – слишком резкими.
Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.
Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез-чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от-дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.
Выемки вдоль волокон древесины требу-ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря-мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси-ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую — от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про-филь которой должен соответствовать дуге окружнос-ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок-ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2–3 мм. Таким образом, делают надре-зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно-ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.
При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред-ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи-лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани — движением к себе свер-ху вниз, а верхние — движением от себя снизу вверх.
При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу-круглую стамеску соответствующего размера. Стамес-ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки от-скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.
Этими же приемами, располагая порезки в шахмат-ном порядке, выполняют узор чешуйки, распространен-ный в геометрической резьбе.
Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображаемых фигур резко выраженной ли-нией-выемкой. Ширина и глубина таких линий чаще ос-тается одинаковой на всем протяжении рисунка, но мо-жет и меняться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используют главным образом изоб-разительные мотивы: листья, цветы, фигурки живот-ных, птиц и т. д.
Техника выполнения контурной резьбы
В композициях контурной резьбы используют раз-нообразные линии, которые образует контурная канав-ка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по-могая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.
Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие ре-льефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.
В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре-зать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.
Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверх-ность, так и на лакированную или окрашенную. Часто по-верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.
Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут ост-рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.
Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: кру-тую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста-меску.
Иногда при контурной резьбе надрез контура с вну-тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш-ней стороны — полого. Это делает рисунок более выра-зительным.
Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.
Плоскорельефная резьба — это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.
Плоскорельефная резьба является переходным ви-дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, остава-ясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил-люзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож-ность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.
Плоскорельефная резьба имеет несколько разно-видностей:
– резьба с заоваленными контурами;
– резьба с подушечным фоном;
– резьба с подобранным (выбранным) фоном.
Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри-сунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).
Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду-шечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выпол-няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.
Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в преде-лах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре-льефом разной высоты. Изображение может быть углуб-лено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.
Рельефная резьба имеет следующие подвиды:
барельефная резьба — резьба с низким релье-фом; узор выступает над фоном незначительно, харак-тер рельефа – силуэтный.
горельефная резьба – резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает много-плановые композиции, способствует лучшему выявле-нию формы изображения.
Техника выполнения рельефной резьбы
Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст-рументы для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу вы-полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо-движно и поворачивают только в крайних случаях.
Несмотря на большое разнообразие методов и при-емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по-рядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапами выполнения рельефной резьбы являются:
– нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги;
– надрез и подрезка контура орнамента;
– выявление форм рельефа орнамента;
– выявление мелкого рельефа орнамента;
Нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги
Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную ве-личину, переводят на кальку, а с кальки через копиро-вальную бумагу — на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.
При выполнении сложного рельефного орнамента на-чинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф из пластилина. Лепка рельефа пе-ред резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.
Надрез и подрезка контура орнамента. Надрез производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для над-резания прямых линий применяют косячок, для надре-зания криволинейных — полукруглую стамеску соот-ветствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.
При относительно большой глубине фона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надре-за были чистыми и плавными.
При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лез-вие ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамес-ки, обрубают контур. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.
Прорезная резьба. Прорезной называется резьба, у которой элементы изображения связаны между собой, а фон удален. Ино-гда рельефную прорезную резьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.
Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или ножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты и узоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также и при других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревян-ной основе. В этом случае ее называют накладной, или наклейной.
Техника выполнения прорезной резьбы
На заготовке высверливают отверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимают фаски. Самый простой и удобный инстру-мент, применяемый в прорезной резьбе, — электро-лобзик.
Скульптурная (объемная) резьба — это художественно об-работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная от фона. В отличие от одно-стороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри-вается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, худо-жественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.
Скульптурная резьба служила для украшения инте-рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни-ки кресел украшали фигурами фантастических живот-ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ-ная станковая скульптура, выполненная из дерева.
При выполнении скульптурной резьбы различают 4 этапа:
– изготовление модели скульптуры из глины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);
– разметка заготовки с необходимым припуском на обработку;
– обруб основных форм;
– проработка рельефа и деталей скульптуры.
Скульптурная резьба — это кропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за-точкой и правкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин их заделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за-щитные покрытия.
Домовая резьба — это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и доло-та. Как правило, домовая резьба применяется для ук-рашения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:
– рельефной — такой резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты;
– прорезной (пропильной) — такой ажурной резь-бой, выполненной с помощью лобзика, украшали фрон-тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.
– объемной — такой резьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую часть корабля, а позже — гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» — фигурное изображение го-ловы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.
Перед началом выполнения домовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.
Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторых элементов украше-ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо-статки. Так, при высыхании или увлажнении доски ча-сто сильно коробятся, растрескиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Полу-чить нужную ширину заготовки можно путем склеива-ния нескольких узких досок в щит нужного размера.
Для этого берут строганые доски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо-не, где будет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так, чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и не снизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.
Качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно вы-сокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины.
Прифугованные заготовки закладывают в струбци-ны, проверяют правильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винтами. Для получения за-готовок большого сечения доски склеивают пластями.
Склеенные щиты после высыхания тщательно выст-ругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва-ют, так как при шлифовке крошки абразивного порош-ка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.