Содержание
Как шить кожу седельным швом
Хотя её история восходит к заре цивилизации, работа с кожей остается приятным и полезным навыком даже в эпоху 3D-принтеров. И хотя вы можете потратить целую жизнь, изучая более все тонкости работы с кожей, основы легко поддаются любому.
Одним из наиболее полезных среди навыков работы с кожей является способность сшивать кусочки кожи вместе. Процесс аналогичен пошиву ткани, но имеет некоторые существенные отличия.
Из этой статьи вы узнаете, как правильно, быстро и прочно сшить два куска кожи друг с другом, не используя швейную машину.
Ручной шов и машинный шов. Если один стежок в седельном шве(сверху) порвется или перетрется, то вторая нить удержит остальные стежки на месте и не даст слоям кожи разойтись. Если оборвется или перетрется машинный шов(снизу), то разойдутся уже несколько соседних стежков, а возможно и все изделия развалится со временем.
Сшивание кожи вручную может показаться сложным процессом на первый взгляд. Так и есть. Ведь для того, чтобы получить красивый и ровный шов, а не кривульку, будто пьяный конь попИсал, нужны специальные пробойники, шило, прочные иглы, крепкая вощеная нить, воск и некоторые другие инструменты. Но все они стоят гораздо меньше, чем швейная машина, готовая шить толстую кожу. А еще процесс шитья доставляет огромное удовольствие. Что может быть приятнее, чем видеть, как из под ваших рук появляется ровный и красивый шовчик. Изделие, сшитое вручную, прослужит намного дольше, чем сшитое на машинке, даже самой лучшей и дорогой.
Иглы для шитья кожи толще, у них тупой носик, отверстие под нитку большего размера и они намного прочнее обычных игл для шитья. В отличии от шитья ткани, игла для кожи не прокалывает отверстие для себя, она лишь ведет нитку за собой через отверстие, предварительно пробитое пробойником или шилом.
В технике седельного шва используют две иглы и одну нить. Эта нить намного толще и прочнее, чем нить для шитья ткани, и обычно изготавливается из нескольких волокон из прочного льна или синтетического материала. Пчелиный воск нужен для смазывания нити. Хотя намного проще купить уже вощеную нить.
Отрежьте нить достаточной длины для Вашего проекта. Как правило для толщины прошиваемой кожи в 5-6мм берут длину стежка и умножают на 2.5. В итоге получают длину нитки, которую следует отрезать от мотка. Для ремня длиной 110см длина шва по периметру получается около 2.5 метра, умножим на 2.5, получим, что нужна нить, длиной около 6 метров! Новичкам шить поясной ремень ниткой такой длины будет крайне сложно. Даже профи не берут нить такой длины, потому что работать с ней крайне неудобно. Как правило, если нужна нить длинная, то отрезают кусок нитки длиной в разведенные руки и шьют в несколько подходов. Прочность шва от этого не страдает, а вот удобство и скорость работы намного возрастает.
После того, как вы отрезали нить нужной длины, проденьте ее в ушко иглы и противоположным концом проткните нить пару раз на расстоянии 7-8см от конца. Затем потяните за хвостик в сторону другого конца нити и она закрепит вашу иглу и уже никуда не соскочит. Проделайте эту операцию с двумя иглами.
Теперь нужно подготовить кожу к шитью. По всем канонам, нам следует отложить от края кожи линию на расстоянии, равном двум толщинам сшиваемой кожи. Для разметки кожи есть много инструментов, но для начала вполне можно использовать циркуль или ножницы.
Расстояние между стежками будущего шва зависит от назначения изделия, толщины нити, толщины кожи, фантазии. Если вы будете прокалывать отверстия под шов шилом, то для разметки используйте специальный инструмент со сменными роликами. Ролики имеют выступы с разным шагом. Использование шила при ручном шитье кожи — это старая школа. Таким способ шьют свои изделия мастера из HERMES, например. В последнее время более популярными становятся так называемые строчные пробойники. Они позволяют пробивать отверстия в коже на одинаковом расстоянии. Отверстия могут быть разной формы и иметь наклон в ту или иную сторону. Так же есть пробойники, которые делают круглые отверстия.
Чтобы начать шить кожу, соедините два куска, положите их на ненужный вам кусок кожи или специальный коврик для резки и пробейте пробойником отверстия. Коврик нужен для того, чтобы не повредить пробойники. При использовании коврика для резки пробойники также будут меньше тупиться.
Пробиваем отверстия
Держите пробойник на размеченной линий под шов. Затем ударьте сверху молотком с мягким резиновым бойком или деревянной киянкой. Пробейте кожу насквозь. Затем вытащите пробойник из кожи, поместите один его зуб в крайнее пробитое отверстие и продолжайте дальше. Перед каждым пробиванием пробойник рекомендуют втыкать в воск или парафин. Так он будет легче пробивать кожу и его будет проще вытащить. Время от времени пробойники следует править или даже наточить. Как правило новички покупают китайские недорогие пробойники. Такие пробойники точить и шлифовать нужно обязательно, так как они имеют следы от металлообрабатывающего оборудования, на котором их делали. Следы эти — заусенцы и шероховатая поверхность режущей части пробойников — мешают комфортной работе. Пробойник плохо проникает в кожу и его трудно вытащить. Если потратить немного времени на доводку пробойников, то работать с ними будет одно удовольствие и не понадобится воск или парафин для смазки.
При шитье кожу необходимо где-то закрепить. В руках держать не получится, так как в руках у вас будут две иглы. Конечно, можно шить иглами и по очереди, тогда тиски не понадобятся. Но мы же говорим про классическую технику шитья седельным швом.
Вместо специальных тисков, как на фото, кожу можно зажать между коленями или в слесарные тиски с мягкими губками.
Проденьте одну иглу в первое отверстие и потяните за иглы руками вверх до тех пор, пока нить не натянется. Таким способом вы найдете середину нити и она — середина — будет в первом отверстии.
Проденьте правую иглу в отверстие
Проденьте иглу, которая с изнаночной стороны вашего изделия через второе отверстие. Протяните около 5см нити через отверстие. Затем проденьте в это же отверстие другую иглу. Кончик этой иглы должен выйти спереди нитки. Обращайте на это особое внимание, особенно, если вы только начинаете шить. От этого момента зависит вся красота и ровность шва. Через какое-то время вы привыкнете к этой операции и она будет получаться сама собой, но в первое время будьте внимательны.
Перед тем как вытаскивать вторую иглу, потяните за нитку с той стороны, где торчит кончик второй иглы и одновременно протаскивайте иглу. Это нужно для того, чтобы избежать ситуации, когда вторая игла проткнула нитку внутри отверстия. Если вместе с иглой не потянуть за нитку, то вторая игла вместе со своей частью нитки пройдет сквозь нитку первой иглы и шить дальше будет невозможно. Конечно, можно такую историю распутать или вообще обрезать нитку и начать шить сначала. Ну а если вы уже подошли к концу ремня длиной 110см? Будет обидно. Поэтому также пристально обращайте внимание и на эту операцию.
Также обязательно первой продевайте в отверстие ту иглу, с которой начали шить. Если чередовать иглы, шов будет неровный.
Затяните первый стежок
Продолжайте эту последовательность вдоль ряда отверстий, пока не дойдете до конца. Чтобы закончить и закрепить нити, прошейте обратно на два-три стежка.
Обратные стежки для закрепления нити
Иголкам будет труднее пройти через отверстия, в которых уже есть нить. Я обычно использую плоскогубцы, чтобы протянуть иглу. Будьте осторожны, так как можете погнуть или сломать иглу. Чтобы этого избежать, осторожно вытягивайте иглу прямо и не прикладывайте к ней никакого бокового усилия.
Втягивайте иглу через двойные стежки плоскогубцами
Когда закончите, отрежьте нитку как можно ближе к коже
До появления станков все, что нужно было сшить, сшивалось вручную. И даже сейчас все еще сохранились мастера, работающие таким образом. В большинстве случаев, ручное шитье по коже применяется в случаях, когда необходимо более высокое качество кожаных изделий. На английском название данного шва звучит как «Saddle stitch» и переводится «Седельный шов». Изначально использовался при изготовлении седел.
Отличия ручного и машинного стежка.
Разница между ручным швом и швом выполненным на швейной машине, хорошо видна на рисунке A.
Рисунок А
Если нить разрывается на машинном шве, то распустится несколько ближайших к разрыву стежков. И постепенно начнет распускаться дальше. Если же нить разорвется на седельном шве, вторая нить останется целой, и шов не начнет расходиться дальше
–Рубрики
- Кулинария (1271)
- Материалы и МК (1164)
- Ручная работа (787)
- Ручная работа (778)
- Вязание спицами (491)
- Вязание крючком (445)
- Красота и здоровье (429)
- Для вдохновения (427)
- Шитье (407)
- Приятности (371)
- Полезности (369)
- Познавательно (326)
- Дача сад огород (246)
- Делаем из . конфетку (227)
- Праздничное (88)
- Кожа (67)
- Ремонт (51)
- Мои "развлечения" (38)
- Чудят люди. (37)
- Лепка (30)
- Проверено на себе (24)
- Мозаика (24)
- Для школьной ярмарки (21)
- Проволока, металл / украшения (15)
- Цветы из ткани (13)
- Проверено на себе (8)
- Проволока, металл / украшения (6)
- Журналы, книги (4)
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Четверг, 10 Октября 2013 г. 11:39 + в цитатник
Способы декоративной обработки кожи
Художественная обработка кожи
Способы декоративной обработки кожи
СОЕДИНЕНИЕ КОЖИ РУЧНЫМИ ШВАМИ
Изделия из кожи чаще всего сшивают сапожным или мокасиновым швами. Нитки используют прочные, не тонкие, чтобы не порезать кожу. Это могут быть армированные с лавсаном, толстый крученый шелк или капрон, хлопчатобумажные нитки № 0 или № 00. Для шитья можно пробивать отверстия шилом или пробойником (диаметром 1 мм). Разметку можно делать по шаблонам с помощью металлического зубчатого колеса.
Сапожный шов (рис. 7). Выполняется двумя иголками одновременно навстречу друг другу. Для того чтобы шов был аккуратным, нужно соблюдать очередность протягивания игл, т. е. в одно отверстие продевать по очереди обе иглы и всегда первой – находящуюся сверху, затягивая шов.
Мокасиновый шов (рис. 8, а). Нитка продевается в первое отверстие (от себя наружу), делается стежок во второе отверстие. Затем нитка через край изделия возвращается в первое отверстие и делается стежок во второе (на себя) и т. д. В результате получим мокасиновый шов, показанный на рис. 8, б. Прошив так, можно возвратиться назад через край, пропуская нитку в каждое отверстие так, чтобы на торце изделия получился крестик (рис. 8, в).
Большие куски кожи найти трудно, но их можно заменить наборным полотном. Существуют различные варианты набора.
Набор полотна следует производить на основе. Основой могут служить флизелин, дублерин, прочная ткань и др. По форме и размеру заготовки для наборного полотна могут быть одинаковыми (например, чешуйки, треугольники, кружочки, квадратики и др.) и располагаться в определенной последовательности, образуя рисунок (рис. 9, а). Или различными по форме, расположенными "хаотично" (рис. 9, б). Но эта хаотичность – лишь видимость, так как в обоих случаях набор производится в одном направлении (снизу вверх), последовательно. Впечатление беспорядочности создается за счет различных размеров заготовок и их неправильной формы.
Кусочки кожи для наборного полотна можно подготовить с подогнутым (для тонкой кожи) или обрезным (для толстой кожи) краем. При этом срезы кожи по всему периметру рекомендуется шерфовать. Настрачивать заготовки прямой или зигзагообразной строчкой. Перед этим их необходимо приклеить к основе.
Варианты набора кожаного полотна представлены на рисунке 9, а, б.
Оплетка – это наиболее распространенный способ соединения деталей кожаного изделия и его декорирования. При выполнении оплетки края изделия перфорируют и через отверстия протягивают кожаный ремешок. Для перфорации можно использовать круглые или овальные пробойники и стамески. В зависимости от толщины кожи оплетаемые края можно шерфовать, а можно оставлять толстыми. Можно перфорировать соединяемые детали по отдельности, но лучше склеить края деталей до перфорирования и пробивать их вместе. Диаметр отверстий под оплетку должен быть 2-2,5 мм, ширина ремешка – около 4 мм, центры отверстий обычно размещают на расстоянии 5-6 мм от края. В зависимости от изделия, его размера, толщины используемой кожи, вида оплетки эти размеры можно варьировать. Первое отверстие пробивают в углу детали, остальные – на одинаковом расстоянии друг от друга (7-9 мм). Углы детали закругляют для обеспечения равномерного распределения ремешка вокруг угла (рис. 10). Перед оплеткой ремешки рекомендуется вощить и полировать. Протаскивать их через отверстия можно специальной иглой, пинцетом с тонкими концами или шилом.
1. Простая оплетка одинарным стежком (рис. 11).
Ремешок должен быть из достаточно тонкой кожи. Его длина – в 2,5-3 раза больше оплетаемого края, ширина – 2,5-4 мм. Ремешок пропустить через первое отверстие, обернуть вокруг края детали и пропустить через второе отверстие, подтянуть. Оплетать удобнее слева направо. Через угловое отверстие ремешок пропустить не менее двух раз. Расстояние между центрами отверстий приблизительно в 2 раза больше ширины ремешка, поэтому часть торца остается открытой, и ее надо тонировать и вощить или только вощить. Кончики ремешка в начале и в конце работы спрятать, вклеив их между деталями.
2. Простая оплетка двойным стежком (рис. 12).
В отличие от оплетки одинарным стежком, длина ремешка должна быть в 5-6 раз больше оплетаемого края. Выполнять работу, протягивая ремешок через каждое отверстие два раза, через угловое отверстие – 3-4 раза. При этом оплетаемый торец изделия перекроется полностью.
3. Венецианская оплетка (рис. 13).
Выполняется так же, как простая одинарным стежком. Ширина ремешка из тонкой эластичной кожи должна быть чуть больше или равна расстоянию между центрами отверстий. При этом полностью закроется торец изделия.
4. Оплетка узловым стежком (рис. 14).
Требуется узкий ремешок из тонкой мягкой кожи (шири на – 2,5-3,5 мм, длина – в 5-6 раз больше длины оплетаемого края). Оплетать следует слева направо. Ремешок с лицевой стороны изделия пропустить через первое отверстие на изнанку, оставляя кончик около 3 см. Затем длинный конец ремешка протянуть с изнаночной стороны через край на лицевую, захватывая им петлю. Образовавшийся узел аккуратно уложить и затянуть. После этого ремешок протянуть через второе отверстие с лицевой стороны на изнанку и т. д. Через угловое отверстие пропускать ремешок 2-3 раза. Оставленный кончик ремешка подклеить под оплетку.
Кроме описанных выше, существуют другие разнообразные виды оплетки (рис. 15).
Это один из вариантов декорирования изделий. Для его выполнения необходимо:
1. Изготовить трафарет из картона или плотной бумаги с нанесенными на нем точками, ограничивающими места разрезов. Переколоть эти точки с помощью шила на лицевую сторону кожи в месте намеченного декорирования.
2. Пробить отверстия. Для этого удобно пользоваться стамесками как прямыми, так и полукруглыми.
3. Подобрать по цвету и нарезать ремешки. Их ширина должна быть чуть меньше ширины прорези (для толстой кожи) или по размеру прорези (для тонкой).
4. Продергивать ремешки лучше пинцетом. Концы продержек подклеить с изнаночной стороны.
5. Деталь с продержкой увлажнить и простучать.
На рисунке 16 изображены схемы продержек ремешками.
Между основой и продержкой можно укладывать нитки или тонко нарезанный мягкий спилок (рис. 17, 18).
Кожаные изделия можно украсить вышивкой кожаными ремешками, нитками, а также их сочетанием. Для этого можно использовать рисунки, применяемые для ручной вышивки по ткани, например, вышивки крестом.
По выбранному рисунку необходимо изготовить шаблон с разметкой перфорации под вышивку. Перфорировать можно пробойниками различных диаметров и стамесками.
Подготовка кожаных ремешков включает в себя нарезание, вощение и полирование. Ремешки могут быть разной ширины и цвета. Их концы следует закреплять клеем на изнанке. Выполнять вышивку можно короткими ремешками, можно склеивать длинный ремешок по мере его укорачивания, но при этом место склеивания должно оставаться на изнанке.
Размер отверстия зависит от количества ремешков, проходящих через него: чем больше ремешков, тем больше должно быть отверстие.
При выполнении вышивки всегда надо следить, чтобы ремешки укладывались бахтармяной стороной вниз и не перекручивались.
Образцы элементов для создания рисунков вышивки представлены на рис. 19.
В вариантах а и г центральные отверстия большего диаметра, чем остальные. В вариантах бив перфорация выполняется и пробойниками, и стамесками. В вариантах д и е пунктиром показано направление продергивания ремешка.
В вариантах ж и з вокруг кожаных стежков проложены полоски кожи или толстые нитки.
Распространенным видом декора является простая аппликация. Для ее изготовления используются кусочки тонкой цветной кожи.
Последовательность выполнения аппликации следующая:
1. По выбранному рисунку выполнить шаблоны всех деталей аппликации из картона.
2. Из тонкой цветной кожи с помощью шаблонов выкроить все детали.
3. Наклеить заготовки на основную деталь изделия в соответствии с композицией.
4. По контурам рисунка (внешним и внутренним), отступив от края 1 мм, шилом проделать отверстия под иглу на расстоянии 3-4 мм друг от друга.
5. По подготовленным отверстиям проложить стежки швом "вперед иголку" в одну сторону до конца, а затем в обратную, по тем же отверстиям, имитируя машинную строчку (рис. 20).
Можно использовать сапожный шов (см. "Соединение кожи ручными швами") или настрочить детали аппликации с помощью швейной машинки.
Аппликацию можно применять при починке порвавшихся изделий. Для этого дыре придать выбранную форму, слегка увеличив ее. Снизу подклеить кусочек кожи несколько большего размера, закрывающий отверстие (рис. 21).
Такая аппликация называется прорезной (рис. 22).
Можно настрочить заплату-аппликацию сверху. При этом стежки не должны быть слишком мелкими, т.к. прочность соединения от этого теряется. По краю аппликации можно проложить и настрочить шнур или закрепить его "в прикреп" (см. далее). Узкую дыру можно закрыть ремешком, выложенным каким-либо узором. Его также либо настрочить, либо закрепить "в прикреп". Если изделие выполнено из наборного полотна, то аппликация должна быть яркая или блестящая.
Варианты элементов накладной аппликации представлены на рис. 23.
Интересен вариант декора "в прикреп". Он позволяет выполнять разнообразные рисунки достаточно сложной конфигурации. Необходимым условием применения этой техники крепления аппликации является то, что ширина каждой детали рисунка не должна превышать 5 мм.
Последовательность выполнения аппликации:
1. По выбранному рисунку подобрать кусочки кожи (отделочного цвета по отношению к основному цвету изделия) и выкроить детали рисунка.
2. Наклеить все детали отделки на основную деталь изделия и закрепить их с помощью иголки с ниткой. Для этого:
* подобрать нитку в цвет закрепляемого участка рисунка;
* шилом проделать отверстия под иглу вдоль закрепляемого участка кожи с обеих сторон, причем каждому отверстию с одной стороны должно соответствовать отверстие с противоположной стороны рисунка;
* проколы шилом следует делать с лицевой стороны рисунка под углом 45° к основанию, как бы пряча отверстие под аппликацию;
* расстояние между отверстиями должно быть 3-5 мм;
прикреп выполнить следующим образом:
– закрепить нитку с изнаночной стороны;
– вывести иглу через первое отверстие на лицевую сторону, протянуть нитку через деталь и ввести иглу в первое отверстие с противоположной стороны (1);
– вывести иглу на лицевую сторону из отверстия 2, перекинуть нить на противоположную сторону и ввести иглу в отверстие 2 и т. д. (рис. 24).
Примечание: Стежки крепления должны располагаться равномерно по всей длине закрепляемого рисунка.
3. Направление стежков – перпендикулярно краю аппликации. На местах закругления рисунка стежки располагаются радиально; при этом расстояние между стежками по внешнему контуру будет несколько больше, чем по внутреннему (рис. 25).
Аппликацию "в прикреп" можно украсить бисером. Для этого под бисер в коже пробить отверстия чуть меньше размера бисеринки. В это отверстие бусина должна сесть как в "гнездо". Способ выполнения техники "в прикреп" с бисером такой же, как и без него. Добавляется только один этап: после вывода иглы через первое (и все последующие) отверстие на лицевую сторону надеть бисерину на нитку и протянуть через деталь, "усаживая" бусину в "гнездо" (рис. 26).
Техникой "в прикреп" можно пользоваться при выполнении рисунка узким ремешком из толстой кожи. Такими ремешками, положенными на ребро, можно выложить контур рисунка любой конфигурации, например, узоры, представленные на рис. 29.
Технология выполнения следующая:
1. Нарезать ремешки из толстой кожи шириной 2-3 мм.
2. Выложить контур по выбранному рисунку, приклеив ремешки на ребро.
3. Закрепить наклеенные ремешки, используя технику "в прикреп". Расстояние между стежками должно быть от 5 до 10 мм.
Ремешки из тонкой кожи склеить вдоль пополам и наклеить срезами вниз, сгибом наверх (рис. 27). Такой способ декорирования используется при изготовлении украшений. В этом случае ремешок просто приклеивают, дополнительного крепления не требуется.
Варианты аппликаций "в прикреп" представлены на рис. 28, узоры для декора "ремешки в прикреп" – на рис. 29.
Рельефное тиснение – это процесс, в результате которого на поверхности кожи создаются выпуклые или вогнутые узоры. Этот вид тиснения наиболее часто применяется при изготовлении шкатулок, украшений, переплетов. Для его выполнения лучше применять тонкую эластичную кожу. На светлой коже рельеф виден лучше, хотя можно использовать и темную. Светлую кожу после тиснения можно тонировать акварельными красками или тушью, придавая изображению дополнительную выпуклость. Чем тоньше кожа, тем мельче и сложнее рельеф можно выполнить.
Последовательность выполнения рельефного тиснения такова:
1. Нарисовать эскиз узора для тиснения. Перенести его на основу.
2. Перевести выпуклые детали узора на картон и вырезать их. Кроме картона для деталей рельефа пригодны жесткая кожа, плоские фигурки из металла, пластмассы, дерева. Еще можно использовать пуговицы, грубую кружевную тесьму, веревки, витые шнуры.
3. Приклеить клеем "Момент" или ПВА элементы орнамента на основу, ориентируясь на ранее перенесенный рисунок. Тонкие линии орнамента можно выполнять с помощью ниток или шнуров. Для этого нитки или шнуры смазать "Моментом" и после высыхания пинцетом выложить их по линиям узора на основе, смазанной клеем.
4. Из кожи выкроить пластину нужного размера.
5. Кожу с изнаночной стороны и основу с орнаментом тщательно промазать клеем "Момент".
6. Наложить кожу на основу с орнаментом и, начиная от центра к краям, мягкими давящими движениями обжать кожу подушечками пальцев по краям деталей, создавая рельефное изображение.
7. Немного увлажнить поверхность кожи. Костяным, деревянным или металлическим стеком постепенно оттиснить контуры узора, добиваясь четкого изображения. Вместо стека можно использовать любой тонкий инструмент с тупым концом, например, из маникюрного набора. Также удобно это делать использованным стержнем от шариковой ручки, но необходимо быть уверенным в том, что в стержне нет пасты.
8. Обработать края самого изделия. Чаще всего запас кожи по краям сшерфовывается и загибается внутрь изделия, например, в шкатулке или подгибается на изнанку в медальоне или броши. Внутренняя часть изделия или изнаночная сторона должны быть обработаны в дальнейшем.
Для рельефного тиснения можно использовать самые разнообразные орнаменты и рисунки. Начинать лучше с простейших геометрических. Хорошо выполнять стилизованные растительные рельефы. Приобретя опыт и технические навыки, можно переходить к более сложным композициям (рис. 30).
В данном случае рельеф создается за счет произвольных заломов, защипов. Кожу свободно драпируют и фиксируют в этом положении.
Кожу сильно увлажнить, положить в полиэтиленовый пакет на 15 минут (на пролежку). Производить драпировку на фанере пальцами или пинцетом. Зафиксировать рисунок по краям изделия булавками или мелкими гвоздиками и оставить для просушки. Когда заготовка высохнет, а рисунок драпировки зафиксируется, смазать клеем "Момент" изнаночную сторону и приклеить на изделие.
Этот способ хорош тем, что при желании драпировку можно переделать. Если драпировать густо, то можно использовать маленькие кусочки кожи, для чего их предварительно сшерфовать по периметру и подклеить края на изнанку на 1-2 мм.
Драпируемый кусочек тонкой мягкой кожи промазать с изнанки клеем "Момент", слегка подсушить и драпировать на стекле. Под стекло положить трафарет для контроля формы и размера детали. Этот способ более быстрый, но его недостаток в том, что переделать драпировку в случае неудачи невозможно.
Рельефное тиснение "мятая кожа" может применяться в качестве декора при изготовлении украшений, шкатулок, поясов, сумок и др.