Содержание
Паспорт на водосчетчик – это его документ, где указана дата выпуска прибора, его первичной поверки на заводе, где ставятся отметки о прохождении всех последующих поверок в течение эксплуатационного периода. Утеря паспорта на счетчик чревата тем, что управляющая компания может отказаться пломбировать счетчик воды без документов или проводить его поверку. Как поступить, если вы обнаружили, что документы на водосчетчик утеряны? Алгоритм действий зависит от конкретной ситуации.
Если утеряны паспорта на неопломбированный счетчик
В паспорте на водомер главное – это отметка о его первичной поверке. Она указывает на исправность прибора, на его готовность к эксплуатации. Также важен и межповерочный интервал. Согласно последним законодательным актам, именно интервал поверки, указанный в паспорте производителем, служит основанием для проведения очередного контроля работоспособности.
Так что если вы потеряли паспорт на счетчик, который еще не был установлен, то вариантов всего два – либо обращайтесь напрямую на завод, где был выпущен прибор, либо покупайте новые счетчики.
Если утеряны паспорта на уже установленный счетчик
Иногда бывает так, что водосчетчики вполне нормально работают, и вот перед очередной поверкой вы не можете найти документы. Или вы въехали в новостройку со счетчиками, а паспорта на них вам не передала управляющая компания. В этом случае главное – есть ли акт ввода в эксплуатацию прибора. В акте проставляются все необходимые даты, а также указывается межповерочный период для конкретной модели.
Если же нет никакой информации о том, когда водомер сошел с конвейера и когда проводили первичную поверку, то рекомендуется замена прибора учета. Ведь аттестованный специалист, который приедет к вам для проведения поверки, не сможет "увидеть" срок эксплуатации водомера – возможно, этот счетчик на воду давно уже нужно списать.
Можно ли восстановить паспорт водомера?
Копия паспорта на ваш водосчетчик может быть в водоканале или в домоуправлении. Обычно при пломбировке прибора и постановке его на учет ксерокопии всех документов передаются в управляющие компании.
Также заводы-изготовители приборов учета могут восстановить паспорта на водомеры по вашему запросу. Услуга платная, в диапазоне 100-400 рублей и выше. Но для этого вам нужно точно знать, где именно была изготовлена приобретенная вами модель. Также понадобится подготовить такую информацию для официального запроса:
- тип прибора, указание конкретной модели;
- индивидуальный номер устройства;
- информация, указанная на пломбе.
Либо вы можете найти контакты производителя и отправить ему официальный запрос с четкими фотографиями вашего водосчетчика. Ответа можно ждать достаточно долго. Все это время управляющая компания будет насчитывать плату за воду по нормативам.
Как поступить, если восстановление невозможно?
Оптимальный вариант – сразу заменить счетчики. Вы получите новые приборы учета с новыми документами. Без паспорта официальная поверка водомера невозможна, так как именно в этом документе указывается межповерочный интервал, рекомендуемый производителем. Иногда контролирующие компании соглашаются выполнить поверку уже установленного прибора, если документы на него каким-то образом утеряны. В этом случае будет достаточно акта ввода в эксплуатацию или других бумаг, подтверждающих, что пломба на устройства стоит законно.
Но для водомеров без документов поверочный интервал будет ниже – поверка понадобится ежегодно. Согласитесь, в этом случае гораздо проще установить новый счетчик и на 4-6 лет забыть о существовании контролирующих организаций, чем каждый год приглашать к себе аттестованного специалиста с измерительными приборами.
Как снимать показания счетчика воды ITELMA?
Снимать показания счётчика воды ITELMA следует в метрах кубических (первые пять цифр до запятой на белых числовых роликах). Литры кубические (три цифры справа после запятой на красных числовых роликах) в показаниях не учитываются.
Как получить дубликат паспорта счетчика воды ITELMA?
Чтобы получить дубликат паспорта счетчика воды ITELMA, пришлите письмо на адрес pasport@i-bs.ru . В письме необходимо указать серийный номер и тип прибора (горячий или холодный), а также из какого вы города (обязательно!)
Обратите внимание, что без паспорта счетчик воды не регистрируют, не принимают на гарантийное обслуживание и не делают поверку.
Межповерочный интервал счетчиков воды ITELMA – 4 или 6 лет?
С 1 октября 2013 года межповерочный интервал счетчиков воды ITELMA – и горячей, и холодной воды – составляет 6 лет. До этого времени срок поверки счетчиков горячей вода составлял 4 года, срок поверки счетчиков холодной воды – 6 лет.
Если ваш счетчик горячей воды произведен до 1 октября года – поверять его следует через 4 года с даты изготовления, указанной в паспорте – см. пункт 15. Если после этой даты – через 6 лет с даты изготовления. Обратите внимание – с даты изготовления, а не с момента установки.
Счетчик холодной воды следует поверять через 6 лет с даты изготовления.
Межповерочный интервал счетчика воды ITELMA также указан в паспорте прибора – см. пункт 6.
Также интервал между поверками в 6 лет подтвержден Свидетельством утверждения типа средств измерения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:
Свидетельство утверждения типа (.pdf, 169kb)
C какого момента/даты исчисляется межповерочный интервал (МПИ)?
Выдержка из паспорта счетчика воды ITELMA: «Межповерочный интервал исчисляется с даты первичной или периодической поверки». Дата первичной поверки указана в пункте 16 паспорта.
Поверка счетчиков воды – отменена или нет?
В последнее время в печатных сми и в интернете появляются статьи о якобы отмене поверки счетчиков воды. Наша компания обратилась за разъяснением в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и получила официальный ответ.
Выдержка из письма: ". к использованию допускаются приборы учета, прошедшие поверку в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Таким образом, в настоящее время, индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды подлежат поверке и ответственность за их установку и обслуживание несут собственники жилых и нежилых помещений".
Предлагаем ознакомиться с полным текстом (открыть документ).
Обязательность проведения поверки счетчиков воды устанавливается Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (статья 13, п.1):
"Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке".
* Росстандарт – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Именно эта государственная организация выдает свидетельства утверждения типа приборов учета.
Любой индивидуальный прибор учёта, используемый для определения фактических объёмов потреблённой воды, газа или электроэнергии, снабжается от изготовителя основным документом – паспортом. Но если бумаги изготовителя изделия утеряны, у владельца могут возникнуть сложности с дальнейшей эксплуатацией прибора. Рассмотрим возможные последствия для потребителя отсутствия паспортной документации в различных ситуациях и способы восстановления документа.
Для чего нужен паспорт
В техническом паспорте счётчика указываются основные характеристики изделия, его назначение и условия использования, включая нормативную продолжительность эксплуатации и величину межповерочного интервала.
Также в этом документе указываются результаты первоначальной поверки прибора на заводе, свидетельствующие о его исправности и возможности использования.
Пример паспорта счётчика воды Бетар: Смотреть
Причины утери
Потеря паспортной документации на бытовые измерительные приборы может быть связана со следующими обстоятельствами:
- не передана владельцу управляющей компанией после установки счётчика;
- осталась у прежних владельцев, при смене собственников жилья;
- утеряна потребителем, в связи с неупорядоченным хранением бумаг.
Вне зависимости от обстоятельств потери, документацию необходимо восстановить до ближайшей поверки. В противном случае возможность дальнейшей эксплуатации изделия может оказаться под вопросом.
Дальнейшее описание статьи подходит для всех счётчиков(воды, газа или электроэнергии).
Отсутствие паспорта до опломбирования счётчика
Если паспортная документация отсутствует у вновь установленного прибора, до наложения пломб и официальной регистрации, потребителю не получится зарегистрировать счётчик, поскольку невозможно установить исправность счётчика и срок его последующей поверки.
В этом случае у потребителя два варианта выхода из сложившейся ситуации – приобрести новый счётчик или восстановить документ, обратившись к заводу-изготовителю.
Если утеряны документы на прибор, принятый в эксплуатацию
Нередко пропажа документации выясняется незадолго до ближайшей поверки. В данной ситуации важную роль играет наличие акта, подтверждающего пуск счётчика в работу. В этой бумаге указываются основные данные изделия, включая срок следующей поверки.
Но паспорт обязательно потребуется приложить специализированной организации, проводящей поверку в числе прочих бумаг. Возможно, у прибора уже истёк нормативный срок службы, что также невозможно установить без данного документа от завода-изготовителя.
Возможно, представители поверочной организации согласятся провести поверку по предъявленному акту об установке прибора, включающем необходимые сведения. Но в этом случае эксплуатация будет продлена всего на год, после чего потребуется повторное проведение данной операции, что не слишком выгодно для владельца.
Особенности восстановления паспортной документации
Восстановить паспортную документацию владелец может, подав запрос на завод изготовитель. Стоимость указанной услуги – от 100 до 400 рублей. Но это обойдётся потребителю дешевле, чем приобретать и устанавливать новый счётчик.
Для восстановления необходимо подать изготовителю официальный запрос в виде почтового или электронного сообщения, с указанием следующих сведений:
- типа счётчика, с полной маркировкой модели;
- индивидуального номера, отмеченного на циферблате;
- сведений, отображённых на заводской пломбе.
К запросу прикладываются фото изображения изделия с крупным видом пломб и циферблата.
Срок ответа зависит от изготовителя, и ожидание может затянуться на продолжительный период.
Порядок действий, если невозможно восстановить паспорт
Нередко восстановление оказывается невозможным по причине прекращения существования фирмы-изготовителя или отсутствии сведений об устройстве с указанными данными, в силу других обстоятельств.
В этом случае единственный выход – замена счётчика, с приобретением, установкой и регистрацией нового устройства. Но, приобретая аппарат, потребитель должен убедиться в наличии необходимой документации и возможности использования данной модели, исходя из назначения и технических характеристик, приложенных сертификатов, подтверждающих качество продукции.
Наказание за утерю паспортной документации
Российское законодательство не предусматривает ответственности за утерю паспорта индивидуального прибора учёта. Единственно возможное негативное последствие для владельца – невозможность поверки и дальнейшего использования изделия. Потребителю не стоит опасаться назначения штрафа или другого наказания.
Если по причине отсутствия паспорта прибор не пройдёт очерёдную поверку, оплата за потреблённые ресурсы назначается, исходя из действующих нормативов, зависящих от площади помещения и количества зарегистрированных жильцов. А эта сумма окажется существенно выше цены за фактически использованные газ, воду или электроэнергию.
Потребитель должен внимательно относиться к хранению паспортной документации на индивидуальные приборы учёта. Если приближается срок поверки, следует заблаговременно подготовить необходимые бумаги. В случае отсутствия паспорта, необходимо оформить дубликат, подав официальный запрос изготовителю. В противном случае потребуется замена устройства.