В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их "ассимметричным" током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
Рис.1. Электрическая схема зарядного устройства
На рис.1 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22. 25 В.
Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0. 5 А (0. 3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.
В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000. 18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см. рис.2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.
Рис.2. Электрическая схема зарядного устройства(второй вариант)
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.
Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Устройство зарядно-восстановительное УЗВ1 предназначено для заряда и восстановления работоспособности кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей, частично или полностью утраченной в результате сульфатации и окисления электродов, а также их тренировки проведением циклов заряд-разряд с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости.
Устройство допускается использовать как источник переменого тока напряжением 36 В частотой 50 Гц.
Перед началом эксплуатации устройства необходимо внимательно изучитъ настоящий паспорт, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей.
Технические характеристики
- Ток заряда «НОРМА», не более:
- средний 3,0 А;
- импульсный положительный 8,2 А;
- импульсный отрицательный 0,3 А;
- длительность импульсов 20 мс.
- Ток разряда, не более минус 8,0 А;
- Допустимый ток нагрузки на выводах 36 В 50 Гц, не более 2,5 А;
- Напряжение питания частотой 50 Гц 220 В при токе не более 1,0 А; или 36 В при токе не более 3,0 А.
Устройство нормально работает:
- в диапазоне температур от – 10 до + 40 °С;
- при относительной влажности воздуха от 60 до 98 %;
- при атмосферном давлении от 86 до 106 кПа.
На лицевой панели расположены:
- тумблер включения сети;
- индикатор включения сети;
- индикатор заряда;
- индикатор разряда;
- ручка для переноса;
- шнур подачи сетевого напряжения с вилкой;
- зажимы для подключения аккумулятора;
- тумблер изменения тока заряда;
- клемма заземления;
- вставка плавкая 1 А;
- перемычка;
- розетка подключения нагрузки 36 В;
- вставка плавкая 3 А:
- шильдик.
Особенностью и существенным отличием устройства УЗВ1 от других предлагаемых зарядных устройств является возможность:
- зарядки;
- восстановления;
- тренировки кислотных свинцовых 12-вольтовых батарей.
Методика восстановления аккумуляторов защищена авторским свидетельством № 1677750.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного-восстановительного "УЗВ1".
Устройство и принцип работы
Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рис. 2.
Работа устройства основана на формировании зарядного тока в виде асимметричных импульсов равной длительности с расчетным отношением амплитуд зарядного (прямого) и разрядного (обратного) тока. Это осуществляется с помощью трансформатора и цепей: VD1, R2 – R7 – для амплитуды зарядного (прямого) тока при положительном полупериоде напряжения на выводах обмотки трансформатора, и R1 -R7 – для амплитуды разрядного (обратного) тока при отрицательном полупериоде напряжения на выводах трансформатора.
Индикация режимов работы устройства осуществляется с помощью индикаторов VD5 – VD7. Индикатор VD7 показывает подключение устройства к сети переменного тока. Индикаторы VD5 заряда и VD6 разряда показывают проведение заряда или разряда аккумуляторной батареи.
Работают они в режиме изменяющейся интенсивности свечения в зависимости от величины зарядного или разрядного тока. В конце заряда или разряда возможно отключение индикаторов или их работа в «тлеющем режиме».
Устройство может работать при питании напряжением 220 В или 36 В переменного тока частотой 50 Гц. При этом тумблер S1 должен быть установлен в положение «220 В» или «36 В» соответственно. В конструкции УЗВ1 введена защитная планка, предотвращающая случайное переключение режимов работы «36 В» и «220 В».
Перед подключением аккумуляторной батареи на подзарядку проверьте уровень электролита и его плотность в соответствии с инструкцией по эксплуатации батареи.
Подключение устройства к сети осуществляется с помощью шнура армированного с вилкой Х2.
Аккумуляторная батарея подсоединяется к устройству с помощью зажимов Х3 и Х4 с проводами. При работе от сети 220 В предусмотрена возможность ступенчатого изменения зарядного тока с помощью тумблера SA2.
В устройстве предусмотрена возможность проведения разряда аккумуляторной батареи на резисторы R2 – R7. Для этого при отключенном от сети устройстве необходимо установить перемычку Х5. Это позволяет произвести качественную оценку работоспособности аккумуляторной батареи, а также её тренировку после восстановления путем проведения циклов заряд-разряд.
При проведении заряда перемычка Х5 «РАЗРЯД» должна быть отключена.
Режим заряда «НОРМА» рекомендуется применять в летнее время, режим «БОЛЬШЕ» – при отрицательных температурах наружного воздуха или при повышенной сульфатации и окислении электродов.
Указания по мерам безопасности
Категорически запрещается подключать устройство к электросети, не убедившись, что тумблер SA1 находится в положении, соответствующем напряжению электросети (220 или 36 В).
Подключение устройства к электросети переменного тока осуществляется с помощью шнура питания, входящего в комплект поставки.
Перед заменой вставки плавкой необходимо отключить вилку шнура питания от электросети. Запрещается использовать самодельные вставки плавкие.
Подключение к устройству аккумуляторной батареи и нагрузок переменного тока осуществляйте при отключенной от электросети вилке шнура питания.
При работе устройства клемма «_|_» должна быть заземлена.
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядно-восстановительного УЗВ1.
Указания по эксплуатации
Заряд и проверку плотности электролита аккумуляторной батареи производите в соответствии с указаниями на заряд в техническом описании конкретного типа батареи и согласно правилам по уходу и эксплуатации аккумуляторных батарей. При этом следует помнить, что устройство работает в режиме источника с постоянным напряжением.
Зарядный ток по мере зарядки аккумуляторной батареи уменьшается. Рекомендуемое время заряда при разряженной аккумуляторной батарее 12 ± 1 час, при подзарядке 2 – 3 часа. Окончание заряда батареи может быть практически определено по признакам:
- напряжение на батарее достигает 13,5-14,5 В;
- происходит газовыделение.
Выход из строя (перегорание) вставки плавкой F1 в режиме заряда характеризует наличие короткого замыкания в аккумуляторной батарее. Дальнейшему заряду, до проведения соответствующих ремонтных работ, аккумуляторная батарея нс подлежит.
Заряд аккумуляторной батареи производите при отключённых перемычке Х5 «РАЗРЯД» и нагрузке переменного тока.
Разряд аккумуляторной батареи производите при отключенной электросети переменного тока и подключенной перемычке «РАЗРЯД». Сопротивление нагрузки при разряде в устройстве равно 1,7 Ом. В процессе разряда необходимо контролировать напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Разряд следует прекратить при снижении напряжения аккумуляторной батареи до 10,5 В.
Циклы заряд-разряд проводите для проверки и восстановления работоспособности батареи, а также её тренировки с целью увеличения ресурса, срока службы и сохраняемости. Цикл состоит из полного заряда и разряда батареи. Количество циклов зависит от состояния аккумуляторной батареи и может быть от 1 до 3.
Подключение нагрузки к источнику переменного тока с напряжением 36 В частотой 50 Гц (розетка X1) производите при отключенных аккумуляторной батарее и перемычке «РАЗРЯД».
Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора УЗВ1.
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
R1 | Резисторы С5-35В-10 – 220 Ом + 10 % | 1 | |
R2 – R7 | С5-35В-25 – 10 Ом ± 10 % | 6 | |
R8 | С2-ЗЗН-0.25 – 7,5 кОм + 10 % | 1 | |
R9 | С2-ЗЗН-0Д5 – 15 кОм± 10 % | 1 | |
R10 | С2-ЗЗН-0,25 – 3,9 кОм ± 10 % | 1 | |
R11 – R13 | С2-ЗЗН-0,25 – 2,0 кОм + 10 % | 3 | |
VD1 | Диоды КД2997А (КД213А) | 1 | |
VD2-VD4 | КД105Б | 3 | |
VD5, VD6 | Индикаторы АЛ307БМ | 2 | |
VD7 | АЛ307ГМ | 1 | |
SA1, SA2 | Тумблеры ТЗ ВР0.360.007 ТУ | 2 | |
F1, F2 | Предохранители ВП1-1 3 А 250 В | 2 | |
F3 | ВП1-1 1 А 250 В | 1 |
Табл. 2. Данные трансформатора прибора УЗВ1.
№ обмотки | № выводов | Количество витков | Диаметр провода, мм | Напряжение, В |
I | 1-3 | 960 | 0,5 | 220 |
Г | 4 | 98 | 0,5 | – |
II | 5-6 | 160 | 1.12 | 36 |
III | 7-8 | 125 | 1,60 | 27,5 |
Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
Вся история началась с поиска правды. Были у меня и дедушкин транформаторный зарядник, и китайский интеллектуальный CLEN, и самый дешевый и простой, с регулировкой тока и напряжение. Про трансформаторный, все делает терпимо, но очень грубо, для старых акб губительно. Интеллектуальный заряд считал оконченным, когда достигал ток заряда 2 ампера, и отключался. Потом перестал отключаться и кипятил акб всю ночь, за это дело был выкинут на свалку. Ну и самое лучшее, что собрал, с регулировкой ток-напряжение. Всем прекрасен для неискушенного пользователя. Конечно, перемешивать он без кипячения не может, а так пойдет. Недостатки: нужны знания, опыт и время, время что-бы выставлять ток и напряжение. Предзаряд, заряд, дозаряд, ну и перемешивание, и все надо следить и крутить ручки. Ну и самый главный недостаток: после второго перемешивания электролита заметил падение емкости акб. Прежде хватало акб на 2 недели, теперь стало на 1,5 недели. Думаю, как так ? раньше не делал перемешивание, ждал, когда ток упадет на заряднике до 0,5 ампера, плотность 1.26, и ставил на машину хватало на 2 недели. Теперь делаю, как рекомендовано заводом с перемешиванием, плотность 1.27 , а акб стал хватать на 1.5 недели. При кипячении наблюдалось уже потемнение электролита. Аргумент сторонников кипячения — выделяющийся в процессе кипячения кислород, (ну помимо того, что окисляет решетки плюсовых пластин и отрывает кусочки намазок, от чего электролит мутнеет и чернеет а банки могут уходить в КЗ), теряется емкость. Подумал что все-таки придется сдать акб в пункт приема металла.
Тут случайно набрел на сайт electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=5807.
. Не особо веря что написано о Бережке 7, решил купить контроллер Бережка 7 цена 1100 руб. На то время недорого. В особые чудеса я не верил, но думал, хоть теперь не придется крутить ручки, и ночью буду спокойно спать, когда заряжается акб. Пришел контроллер. Установил его на блок питания. Включил, дело пошло! Вижу, мой акб реально не кипит, электролит не темнеет! Плотность в конце заряда 1.27. Чудо! Для меня лоха! Для знающих все это научно обоснованные методы заряда, раскрытые в институтах в разное время! Падения емкости АКБ больше не наблюдаю . Насчет прибавки может внушение но вроде АКБ ожил . Но для серьезного вывода надо приборчик иметь типа Ланкол, Autool, либо ждать зимы .На прилавках магазинов такие зарядники не встретил. Самый близкий прототип, похожий отдаленно, — ПУСКОЗАРЯДНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРИБОР Т-1013Р (ПРОФЕССИОНАЛ)
7 880 руб. рассматривались самые серьезные стек и оптимате. не впечатлили отзывы обычное умное реле.
Ваше мнение приветствуется !
Цифровое зарядно-восстановительное устройство Бережок-7
Технические характеристики
• Поддерживаемые аккумуляторы — все типы свинцово-кислотных АКБ номинальным напряжением
12В: стартерные, тяговые и резервные, с жидким (WET), загущённым (GEL) и абсорбированным
(AGM) электролитом, обслуживаемые и необслуживаемые (MF, SLA), герметичные (VRLA), с
различными присадками (Pb, Sb, Ca, Ag в любых сочетаниях, в т.ч. «графеновые» (с углеродными
нанотрубками)), «кальциевые», «серебряные», гибридные, EFB.
• Метод заряда — цифровое управление формой зарядного тока в реальном времени, с
прерывистыми (импульсными) и реверсивными (асимметричными) режимами.
• Программы — 1 «графен» — быстрый бережный заряд при пониженном перенапряжении, 2 —
восстановительная, с углублённым дозарядом, 3 — «EFB» — усиленный заряд. При отключении АКБ
и пропадании питания обслуживание возобновляется на 1 программе. Ёмкость и состояние АКБ,
оптимальные токи и напряжения каждого этапа определяются автоматически. При отсутствии
питания, ЗУ не разряжает АКБ.
• Управление — выбор программы одной кнопкой, далее микропроцессор осуществляет её
автоматически, вплоть до перехода в хранение с поддержанием заряженности и продолжением
выравнивания и десульфатации.
• Индикация — цветом двух RGB-светодиодов. Верхний индикатор показывает ориентировочную
остаточную ёмкость, нижний мигающий — номер программы и этап заряда.
• Стадии заряда — предзаряд (с 7.5В), десульфатация, ускоренный основной заряд, двухэтапный
дозаряд с выравниванием и перемешиванием электролита при минимальных газовыделении и
нагреве, хранение с паузами и периодической компенсацией саморазряда при необходимости.
• Сила зарядного тока — до 7.2А (Бережок-7), до 14А (Бережок-14). Микропроцессор регулирует
амплитуду тока от 400 мА в реальном времени, дальнейшее снижение интегрального тока вплоть до
единиц миллиампер производится соотношением подач (импульсов) и пауз, а также разрядными
импульсами (420 мА). Это позволяет подавать как повышенные токи основного заряда (до 0.3С и
более, при достаточной мощности силовой части), обеспечивающие укрепление положительной
активной массы и значительное ускорение процесса, так и малые токи, осуществляющие
десульфатацию и выравнивание (балансировку) банок и полублоков.
• Максимальное напряжение заряда — 14.1В в программе «графен», 14.22В в программе «EFB».
Использование паразитных ёмкостей аккумулятора в качестве накопителя зарядового насоса
(удвоителя напряжения) позволяет эффективно дозаряжать и перемешивать электролит при
пониженном перенапряжении, что продляет срок службы АКБ и значительно сокращает
нежелательные и опасные побочные эффекты. Возможны кратковременные (до 100 миллисекунд)
импульсы амплитудой до 14.8В.
• Защиты — от короткого замыкания, подключения в неверной полярности, перегрузки, генерации и
воздействия электромагнитных помех (EN55022 класс A).
• Напряжение питания 180-250 В. Род тока переменный. Частота питающей сети 50-60 Гц.
Потребляемая мощность 2-120 Вт (Бережок-7), 2-180 Вт (Бережок-14). Класс защиты I, IP30. Режим
работы продолжительный, разрешается профессиональное использование.
• Рабочая температура окружающей среды от -20 до +40 градусов Цельсия. Относительная
влажность не более 90% без конденсации влаги. Охлаждение естественное. Температура хранения
от -40 до +70 градусов Цельсия.
• Габаритные размеры 227*150*55 мм, без учёта шнура питания с вилкой и выходных проводов с
зажимами типа крокодил, с учётом кабельных вводов. Масса 1 кг.
• Срок службы 15 лет. Ремонтопригодность полная, конструкция разборная.