Содержание
Автор: Анна Николаевна, Юрист. Юрист. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 год. Дата: 25 мая 2019. Время чтения 5 мин.
Пожаловаться на неприятный запах в подъезде можно тремя способами: устно, письменно и с помощью сети Интернет, в шесть инстанций. Изначально претензию адресуем управляющей организации. Когда она бездействует, пишем в Роспотребнадзор, СЭС или Жилинспекцию. Если ответ не получен, то жалуемся в прокуратуру. Подача искового заявления в суд потребуется, если причинен вред или нанесен имущественный ущерб.
Многие жильцы квартир знакомы с такой ситуацией: открываешь дверь, и с ног сшибает непередаваемый аромат. Причинами неприятного запаха могут быть проблемы с канализацией, мусоропроводом, захламленность подвала, долго не сохнущая краска. Единственное решение вопроса – жаловаться на запах в подъезде.
Куда пожаловаться на неприятный запах в подъезде
Таблица 1. Куда подать претензию
Наименование инстанции | Основание |
Управляющая организация (УК, ТСЖ, ЖСК) | Неприятный запах в подъезде жилого дома (причинами которого являются засор канализации, забитая мусорка, ядовитая краска, ржавый подтекающий трубопровод) |
Жилинспекция | Если управляющая организация не торопится с решением проблемы |
Роспотребнадзор | Коммунальные услуги ненадлежащего качества, причиной которых становится дурно пахнущий подъезд – основание для подачи претензии в Роспотребнадзор |
Санэпидемстанция | Сюда необходимо обращаться при угрозе здоровью населения (например, стойкий удушливый запах в подъезде длительное время) |
Прокуратура | Обращение заявителя иными инстанциями проигнорировано, при этом бездействие прокурора тоже можно оспорить |
Суд | Последняя инстанция для защиты нарушенных прав, особенно если пострадало здоровье или имущество |
Что говорит закон о состоянии общего имущества
Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10, при эксплуатации жилья не допускается:
- хранение и использование опасных химических веществ, которые загрязняют воздух;
- захламление, затопление жилых комнат, подвалов, технических помещений, чердаков и лестничных клеток.
Управляющая организация должна:
- проводить дезинсекцию и дератизацию (мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами), уборку помещений и своевременный вывоз отходов;
- своевременно устранять неисправности инженерного и другого оборудования в доме (водопровод, канализация, отопление, мусоропровод и прочее).
Вышеназванные мероприятия направлены на подержание благоприятного санитарного состояния для проживания людей.
Рис. 2. Лайфхак от жильцов: для спасения от амбре обильно обмотать мусороприемник пленкой.
Жалоба на неприятный запах в подъезде
Невыполнение управляющей организацией необходимых ремонтных работ общего имущества в жилом доме и игнорирование порядка его проверки становится причиной для подачи жалобы на запах в подъезде.
Основания жаловаться
Своевременное внесение платы на содержание общего имущества должно гарантировать жильцам право проживать в чистом и благоустроенном жилом доме, безопасном для жизни и здоровья. Однако многие управляющие организации предпочитают собирать деньги и не выполнять возложенные на них обязанности. Поэтому основаниями пожаловаться может стать неприятный запах в подъезде, появившийся в результате:
- протечки трубопровода или засора канализации;
- забитости мусороприемника;
- неработающей вентиляции;
- сырости в подвале;
- неправильного монтажа инженерных коммуникаций (при ремонте или нового дома);
- захламленности в подъезде, подвальном помещении, на чердаке;
- присутствия в помещениях общего пользования трупов животных, гниющих продуктов, мусора.
Причем причиной навязчивого аромата могут стать сразу несколько оснований.
Особо часто неприятный запах появляется по причине проблем с канализацией:
Для жильцов весьма неприятны ситуации, когда в подъезде либо в квартире постоянно присутствует неприятный запах постороннего происхождения. В основном причины его появления связаны с проблемами жилищных коммуникаций (Как пожаловаться на ЖКХ), устранить которые самостоятельно жильцы не могут. Между тем, состояние общего коммунального хозяйства должно соответствовать санитарным нормам. Неприятный запах не только создает дискомфорт, но и может быть вредным для здоровья, особенно если в квартире проживают маленькие дети. Есть несколько инстанций, в которые можно обратиться для решения данной проблемы. Причиной неприятного запаха так же могут являться нечистоплотные соседи. (Как пожаловаться на соседей)
Причины неприятных запахов
Прежде всего, необходимо выяснить причину запаха, если это возможно. Если запах распространяется локально, внутри одной квартиры, вероятно, что его источник находится внутри помещения – тогда оснований для жалоб в контролирующие инстанции нет. Если же зловоние распространяется в подъезде или в нескольких квартирах, то такую проблему самостоятельно решить не удастся. Наиболее частые причины неприятных запахов в многоквартирном доме:
- Неисправности инженерных коммуникаций. Если в доме случился засор канализационных отводов, на несколько этажей может распространиться запах канализации, который является не только крайне неприятным, но и опасным для здоровья.
- Запах сырости из подвала может образоваться вследствие протечки водопроводных труб, или из-за нарушения вентиляционной системы в подвале. Также зловоние из подвала может быть вызвано разложением органического и неорганического материала.
- Засор вентиляционных шахт в многоэтажном доме, помимо затхлого запаха, несет другие опасности – вплоть до скопления продуктов горения, которые отравляют воздух. В таких случаях необходимо проверить вытяжку с помощью горящей спички: если пламя горит ровно, значит, вытяжка не работает, тогда необходимо срочно принимать меры.
Правовые основания претензии
За состояние общего имущества в многоквартирном доме отвечает та организация, с которой подписан договор управления. В РФ такие функции выполняют управляющие компании (УК), имеющие лицензию на осуществление такой деятельности (Как пожаловаться на Управляющую компанию), либо Товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищный кооператив, в соответствии с п.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) (Как пожаловаться на ТСЖ). Собственники квартир также могут взять в свои руки управление общим имуществом дома (пп.1 п.2 ст. 161 ЖК РФ), в таком случае они сами отвечают за его состояние.
В соответствии с договором управления, за содержание общего имущества отвечает ТСЖ либо УК, которые несут ответственность перед жильцами за выполнение всех соответствующих работ (п.2.2, п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ). Состояние помещений общего пользования, таких как подвалы и чердаки, а также состояние инженерных коммуникаций должны соответствовать нормам, указанным в нормативно-правовых актах:
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ…» — раздел 2 данного документа предписывает органам ЖКХ контроль вентиляционных, водопроводных и канализационных систем с немедленным вмешательством в случае неисправностей;
- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» — в соответствии с разделом 2, п.10, состояние общедомового имущества должно обеспечивать здоровье и безопасность проживающих и соответствовать санитарным, гигиеническим и техническим нормам, утвержденным законодательством РФ;
- СанПиН 2.1.2.2645 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» от 15.08.2010, предписывающие соблюдение гигиенических требований (раздел 4).
Ответственность за нарушения
Управляющая организация отвечает за поддержание благоприятного микроклимата в помещениях многоквартирного дома. Наличие неприятных запахов, которые присутствуют в течение долгого времени и не устраняются, свидетельствуют о невыполнении условий договора управления. В связи с этим УК (ТСЖ) грозит ответственность:
- Административная – нарушение правил содержания жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ), штраф до 5 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. для организаций.
- Гражданско-правовая – возмещение убытков, причиненных неисполнением условий договора, обязанность выполнить работы (ст. 393, 396 ГК РФ).
В соответствии со ст. 29, жильцы, в случае ненадлежащего выполнения услуг, имеют право требовать:
- безвозмездного устранения проблемы;
- уменьшения цены за услугу;
- возмещения расходов в случае самостоятельного выполнения работ.
Жалоба в УК
Прежде чем обратиться в вышестоящие инстанции, необходимо обратиться в саму управляющую организацию с заявлением о проблеме, поскольку там могут не знать о наличии нарушений. Кроме того, необходимо прочитать договор управления (который размещается на сайте либо предоставляется собственникам в письменном виде). В подобных договорах обычно прописан досудебный порядок урегулирования споров, который включает переговоры и письменные претензии.
Обратите внимание. Обращаться лучше сразу с письменным заявлением, поскольку телефонные звонки не всегда дают результат, а претензия является доказательством при обжаловании действий УК в другие инстанции. Стоит оставить у себя копию обращения с пометкой о регистрации.
Строгого порядка составления таких заявлений не регламентировано, поэтому заявление составляется в свободной форме. Жалоба в УК должна содержать следующие пункты:
- наименование УК либо ТСЖ, ФИО директора (председателя), адрес компании;
- ФИО заявителя;
- полный адрес проживания собственника жилого помещения;
- указание на то, что собственники данного дома заключили договор с УК (ТСЖ), который влечет возникновение обязанностей обеих сторон;
- описание проблемы – когда возник неприятный запах и где он распространяется;
- ссылка на Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и СанПиН 2.1.2.2645 10;
- обращение с просьбой найти источник неприятных запахов и устранить их;
- подпись, дата.
Передать документ в органы ЖКХ можно лично, при этом желательно получить номер входящего документа при его подаче. Также можно направить претензию по почте заказным письмом, но этот способ обращения займет более продолжительное время.
В жилищную инспекцию
Государственная жилищная инспекция – орган, в ведение которого входит контроль за оказанием жилищно-коммунальных услуг и защита прав собственников жилья. (Как написать жалобу в Жилищную инспекцию) ГЖИ не вернет деньги, причиненные ущербом от действий УК, но имеет полномочия проверить их деятельность и вынести обязательные предписания, а также возбудить административное производство по ст. 7.22 КоАП РФ.
Жилищная инспекция представлена отделениями по субъектам РФ, найти контакты ГЖИ своего региона можно в интернете, либо воспользовавшись телефонной справкой. ГЖИ города Москвы имеет сайт hwww.mos.ru/mgi/. Обратиться в отделение ГЖИ можно либо направив жалобу по почте, либо через электронную приемную на сайте инспекции вашего субъекта. Приемная ГЖИ Москвы по ссылке www.mos.ru/feedback/individual/, для обращения необходимо заполнить появившуюся форму.
Жалоба на УК в жилищную инспекцию составляется в свободной форме, но по правилам официальной документации:
- в «шапке» указывается соответствующее отделение ГЖИ, ФИО и адрес заявителя;
- полный адрес дома и квартиры, в которых присутствует проблема запаха;
- сведения об УК (ТСЖ), уполномоченных решать данную проблему;
- обстоятельства: где и когда появился неприятный запах, какие меры предпринимались жильцами (обращение в органы ЖКХ, которые не дали результата);
- ссылки на нарушаемые законодательные нормы: Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170), Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491;
- в конце желательно указать, на какой почтовый либо электронный адрес направить ответ.
К заявлению прикладывается копия претензии в УК, при ее наличии. Направляется документ по почте заказным письмом. Ответ должен быть предоставлен в течение 30 дней, в соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений…» №59-ФЗ.
В Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – государственный надзорный орган, осуществляющий в том числе защиту прав потребителей товаров и услуг. (Как пожаловаться в Роспотребнадзор) Собственники жилья являются потребителями услуг и работ органов ЖКХ на основании договора управления. В случае неисполнения обязанностей по управлению жилищным хозяйством, к которым относится поддержание в норме санитарно-гигиенических условий, граждане могут подать жалобу на действия УК (ТСЖ) в Роспотребнадзор. Этот орган может обязать УК выполнить свои обязанности в соответствии с законодательством, а также наложить административные штраф по ст. 7.22 КоАП.
Жалоба в Роспотребнадзор на бездействие УК при проблеме неприятного запаха составляется по общим правилам:
- наименование и адрес отделения;
- данные собственника (ФИО, адрес);
- суть обращения со ссылками на правовые нормы и с указанием о претензиях в УК, которые не дали результат;
- резолютивная часть с просьбой о проведении проверки деятельности УК;
- приложенные документы (копия обращения, акты и т.д.);
- дата и подпись.
Найти отделение РПН можно по ссылке rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php, где указаны адреса и сайты. Также в Роспотребнадзор можно подать электронное заявление petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.
В суд
Обращаться в суд имеет смысл в том случае, когда собственник пытается взыскать с управляющей организации понесенные затраты либо возместить ущерб (материальный и моральный). (Как подать жалобу в Суд) Это актуально, если жильцы решили устранить проблему запаха самостоятельно и обратились для этого в частную компанию за определенную плату.
Если иск к УК включает требования до 50 тыс. руб., то заявление подается в мировой суд, в если превышает эту сумму, то в районный (городской) суд, согласно ст.23 ГПК РФ. Иск подается по месту нахождения УК.
Обратите внимание: согласно закону о защите прав потребителей, истец не платит госпошлину (п.3 ст.17).
Иск составляется в соответствии со ст.131 ГПК и включает следующие пункты:
- название и адрес суда;
- ФИО, адрес истца и данные о его представителе, если он будет участвовать в заседании;
- обстоятельства произошедшего и нарушенные права заявителя со ссылками на ст. 17, 29 Закона о защите прав потребителей, а также на жилищное законодательство;
- сумма требований, взыскиваемая с УК;
- указание на письменные обращения в орган ЖКХ;
- список приложений, дата и подпись.
К иску прикладываются копии заявления по количеству ответчиков, а также доказательные материалы (акты, квитанции и т.д.). Суд назначает заседание в течение 2 месяцев, после принятия решения проходит 30 дней, по истечении которых оно вступает в силу. Направить иск можно заказным письмом по почте, либо подать лично в канцелярию суда.
Законодательная база
Вопросы жилищной сферы, связанные с ненадлежащим исполнением обязанностей управляющими организациями, регулируются следующими законодательными актами:
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- СанПиН 2.1.2.2645 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» от 15.08.2010.
Дежурные юристы
Уборка твердых бытовых отходов (ТБО) на территории РФ носит статус коммунальной услуги, и…
Нарушения законов в области экологии и природопользования случаются регулярно. Чаще всего они касаются…
Незаконная вырубка леса – актуальная проблема для страны в целом и для отдельных…
(наименование органа, Ф.И.О руководителя)
От ________________________________________
Тел.________________________________________
E-mail _____________________________________
Заявление о совершении административного правонарушения по статье 7.22 КоАП «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов»
По адресу __________________________ управляющая организация нарушает нормы Жилищного кодекса РФ и Правила и нормы технической эксплуатации фонда, а именно в подъезде: запах из подвала.
В соответствии с пунктом 3.4. Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения грызунов, кошек, собак. Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее, чем однократного воздухообмена. В случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи.
Пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ гласит, что «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме».
В силу требований статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 15 октября 2003 года за №5176, опубликованы в «Российской газете» от 23 октября 2003 года №214 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
В силу требований статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пункт 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно— эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Таким образом, управляющая организация обязана содержать общее имущество собственников в надлежащем состоянии и обладает необходимыми для этого средствами и ресурсами.
Пунктом 42 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Нормативно-правовыми актами российского законодательства в сфере жилищно— коммунального хозяйства, в том числе Жилищным кодексом РФ и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда не предусмотрена необходимость проведения общего собрания собственников многоквартирного дома и для выполнения работ по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома и определения объема финансирования данных работ.
Поскольку перечень работ, относящихся к содержанию и текущему ремонту общего имущества законодательством четко не разграничен, считаю необходимым отметить, что Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении №6464/10 от 29 сентября 2010 года было дано толкование норм российского законодательства по вопросу проведения текущего ремонта общего имущества.
В частности, в Постановлении указывается: «системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском».
Противоположное толкование законов — «пока общее собрание домовладельцев нужным количеством голосов не проголосует за необходимость какой-либо услуги и она не станет условием договора с соответствующим дополнительным финансированием за счет домовладельцев, управляющая компания такую услугу оказывать не обязана», было признано Президиумом ВАС РФ неверным.
Данная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является общеобязательной.
Статья 2 «Положения о Государственном жилищном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства РФ №493 от 11.06.2013 гласит: «Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов».
Кроме того, в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ Прокуратура имеет право возбудить дело о любом административном правонарушении.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
В связи с изложенным, на основании Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 года №1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации», ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан РФ» прошу:
– организовать выездную проверку изложенных фактов;
– выдать предписание о выполнении необходимых мероприятий и работ, установить сроки их исполнения;
– возбудить административное производство по статье 7.22 КоАП РФ, установить виновных лиц и привлечь их административной ответственности.
Подать жалобы на бездействие своих ЖЭК, УК и ТСЖ в сфере ЖКУ можно в прокуратуру или Роспотребнадзор Вашего региона.