Меню Рубрики

Асинхронные двигатели с улучшенными пусковыми свойствами

Для механизмов, имеющих тяжелые условия пуска, где по ряду причин желательно использовать асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, применяются двигатели с улучшенными пусковыми свойствами: большим пусковым моментом и меньшим пусковым током, чем у двигателей общего назначения. Эти двигатели отличаются от двигателей нормального исполнения только устройством короткозамкнутой обмотки ротора. Одни из них снабжены двумя самостоятельными обмотками типа «беличьей клетки» (рис. 10.24, а), другие имеют более глубокие пазы ротора (рис. 10.24, б), в которые укладывается короткозамкнутая обмотка, имеющая в отличие от обы­чной стержни с большим отношением высоты к ширине, третьи обладают повышенным сопротивлением стержней обмотки. Первые называются двигателями с двойной «беличьей клеткой», вторые — с глубоким пазом, третьи — с повышенным скольжением. Рассмотрим процессы, происходящие при пуске двигателя с двойной «беличьей клеткой».

Рис. 10.24 Двигатель с улучшенными пусковыми свойствами: с двойной «беличьей клеткой» (а), с глубоким пазом (б)

Обмотка 1 (рис. 10.24, а) имеет меньшее активное сопротивление по сравнению с обмоткой 2, так как она большего диаметра и выполнена из материала с меньшим удельным сопротивлением (медь), чем вторая (латунь). Стержни обмотки1 расположены в толще ферромагнитного сердечника ротора, стержни обмотки 2 —ближе к воздушному зазору. В результате этого при пуске магнитное поле, образованное токами обмоток, располагается примерно так, как показано на рис. 10.24.

Из рисунка следует, что магнитный поток, сцепленный с обмоткой 1, больше, чем магнитный поток, сцепленный с обмоткой 2, следовательно, индуктивность первой обмотки будет также больше.

В первый момент пуска (s = 1) индуктивное сопротивление обмоток будет иметь наибольшее значение, так как

xs = 2πf2L= 2πf1sL = 2πf1L,

и токораспределение между обмотками будет определяться главным образом их индуктивными сопротивлениями. Поскольку индуктивное сопротивление первой обмотки значительно больше, чем второй, ток в ней, как следует из закона Ома для роторной цепи (10.29), будет значительно меньше по сравнению с током второй обмотки. Таким образом, основной

момент будет возникать в результате действия тока второй обмотки, имеющей значительное активное сопротивление. По мере разгона двигателя уменьшаются частота тока ротора и индуктивные сопротивления обеих обмоток, что вызывает перераспределение тока в обмотках: в первой обмотке ток увеличивается, во второй уменьшается. После окончания разгона частота тока ротора становится настолько малой (0,5 — 5 Гц), что индуктивное сопротивление обмоток оказывается намного меньше их активного сопротивления, вследствие чего весь ток ротора практически будет располагаться в первой обмотке, активное сопротивление которой значительно меньше, чем второй. Таким образом, роль рабочей выполняет первая обмотка, роль пусковой — вторая. Получается картина, подобная пуску двигателя с контактными кольцами и введенным в цепь ротора добавочным сопротивлением.

Асинхронные короткозамкнутые двигатели с улучшенными пусковыми свойствами

Многие электроприводы для достижения высокого быстродействия и надежности запуска требуют повышенного пускового момента, близкого к максимальному. Этой цели можно достичь, выполнив обмотку ротора с повышенным активным сопротивлением (кривая 1 рис. 4.19). Однако рабочая ветвь механической характеристики такого двигателя оказывается весьма «мягкой», поэтому в номинальном режиме двигатель будет работать с большим скольжением, что связано со значительными потерями и низкими энергетическими показателями. Для достижения высоких энергетических показателей желательно иметь «жесткую» механическую характеристику (кривая 2 рис. 4.19). Получить механическую характеристику, сочетающую положительные свойства характеристик 1 и 2, можно, если использовать поверхностный эффект в стержнях роторной обмотки для повышения активного сопротивления обмотки в начале пуска, когда частота тока в роторе близка к частоте сети. По мере разгона двигателя частота тока в роторе падает, поверхностный эффект ослабляется и сопротивление ротора снижается. Вид механической характеристики такого двигателя представлен кривой 3 на рис. 4.19. Существует несколько конструктивных решений, обеспечивающих использование поверхностного эффекта.

Читайте также:  Белая вертикальная полоса на экране ноутбука

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 2407 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Стремление совместить достоинства асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (высокая надежность) и фазным ротором (большой пусковой момент) привело к созданию этих двигателей. Они имеют короткозамкнутую обмотку ротора специальной конструкцией. Различают двигатели с обмоткой ротора в виде двойной «беличьей клетки» (рис. 2.20.а) и с глубоким пазом (рис. 2.20.б).

На рис. 2.20 показаны конструкции ротора двигателей с улучшенными пусковыми свойствами.

У двигателя с двойной «беличьей клеткой» на роторе закладывается две короткозамкнутые обмотки. Обмотка 1 выполняет роль пусковой, а обмотка 2 является рабочей. Для получения повышенного пускового момента пусковая обмотка должна обладать большим активным сопротивлением, чем рабочая обмотка. Поэтому обмотка 1 выполняется из материала с повышенным удельным сопротивлением (латунь), чем обмотка 2 (медь). Сечение проводников, образующих пусковую обмотку, меньше, чем у рабочей обмотки. За счет этого повышается активное сопротивление пусковой обмотки.

Рабочая обмотка, расположенная глубже, охватывается большим магнитным потоком, чем пусковая. Поэтому индуктивное сопротивление рабочей обмотки значительно больше, чем пусковой. За счет этого в момент пуска в ход, когда частота тока ротора имеет наибольшее значение, ток в рабочей обмотке, как следует из закона Ома, будет небольшим и в создании пускового момента будет участвовать в основном пусковая обмотка, имеющая большое активное сопротивление. По мере разгона двигателя частота тока ротора падает, уменьшается и индуктивное сопротивление обмоток ротора, это приводит к увеличению тока в рабочей обмотке, за счет этого в создании вращающего момента будет участвовать, в основном, рабочая обмотка. Т.к. она обладает малым активным сопротивлением, естественная механическая характеристика двигателя будет жесткой.

Аналогичная картина наблюдается у двигателя с глубоким пазом (рис. 2.20.б). Глубокий стержень обмотки (1) можно представить в виде нескольких проводников, расположенных по высоте паза. За счет высокой частоты тока в обмотке ротора в момент пуска в ход происходит «вытеснение тока к поверхности проводника». За счет этого в создании пускового момента участвует только верхний слой проводников обмотки ротора. Сечение верхнего слоя значительно меньше сечения всего проводника. Поэтому при пуске в ход обмотка ротора обладает повышенным активным сопротивлением, двигатель развивает повышенный пусковой момент. По мере разгона двигателя плотность тока по сечению проводников обмотки ротора выравнивается, сопротивление обмотки ротора снижается.

В целом эти двигатели имеют жесткие механические характеристики, повышенный пусковой момент и меньшую кратность пускового тока, чем двигатели с короткозамкнутым ротором обычной конструкцией.

Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей

При работе многих механизмов, приводящихся во вращение асинхронными двигателями, в соответствии с технологическими требованиями возникает необходимость регулировать скорость вращения этих механизмов. Способы регулирования частоты (скорости) вращения асинхронных двигателей раскрывает соотношение:

Отсюда следует, что при заданной нагрузке на валу частоту вращения ротора можно регулировать:

  1. изменением скольжения;
  2. изменением числа пар полюсов;
  3. изменением частоты источника питания.

Изменение скольжения

Этот способ используют в приводе тех механизмов, где установлены асинхронные двигатели с фазным ротором. Например, в приводе подъемно-транспортных машин. В цепь фазного ротора вводится регулировочный реостат. Увеличение активного сопротивления ротора не влияет на величину критического момента, но увеличивает критическое скольжение (рис. 2.21).

Читайте также:  Влагостойкое зеркало для ванной комнаты

На рис. 2.21 приведены механические характеристики асинхронного двигателя при разных сопротивлениях регулировочного реостата Rр3>Rр2>0,Rр1=0.

Как следует из рис. 2.21 при этом способе можно получить большой диапазон регулирования частоты вращения в сторону понижения. Основные недостатки этого способа:

  1. Из-за больших потерь на регулировочном реостате снижается коэффициент полезного действия, т.е. способ неэкономичный.
  2. Механическая характеристика асинхронного двигателя с увеличением активного сопротивления ротора становится мягче, т.е. снижается устойчивость работы двигателя.
  3. Невозможно плавно регулировать частоту вращения.

Из-за перечисленных недостатков этот способ применяют для кратковременного снижения частоты вращения.

Изменение числа пар полюсов

Эти двигатели (многоскоростные) имеют более сложную обмотку статора, позволяющую изменять ее число пар полюсов, и короткозамкнутый ротор. При работе асинхронного двигателя необходимо, чтобы обмотки ротора и статора имели одинаковое число пар полюсов. Только короткозамкнутый ротор способен автоматически приобретать то же число пар полюсов, что и поле статора. Многоскоростные двигатели нашли широкое применение в приводе металлорежущих станков. Нашли применение двух, трех и четырех скоростные двигатели.

На рис. 2.22 показана схема соединения и магнитное поле статора двигателя при последовательном (б) и параллельном (а) соединении полуобмоток.

У двухскоростного двигателя обмотка каждой фазы состоит из двух полуобмоток. Включая их последовательно или параллельно можно в 2 раза изменять число пар полюсов.

У четырехскоростного двигателя на статоре должно размещаться две независимые обмотки с разным числом пар полюсов. Каждая из обмоток позволяет в два раза изменять число пар полюсов. Например, у двигателя, работающего от сети c частотой f=50 Гц, со следующими частотами вращения 3000/1500/1000/500 [об/мин] с помощью одной из обмоток статора можно получить частоту вращения 3000 об/мин и 1500 об/мин (при этом p=1 и p=2). С помощью другой из обмоток можно получить частоту вращения 1000 об/мин и 500 об/мин (при этом p=3 и p=6).

При переключении числа пар полюсов изменяется и магнитный поток в зазоре, что приводит к изменению критического момента Mкр (рис. 2.23.б). Если при изменении числа пар полюсов одновременно изменять и подведенное напряжение, то критический момент может остаться неизменным (рис. 2.23.а). Поэтому при этом способе регулирования могут быть получены два вида семейства механических характеристик (рис. 2.23).

Достоинства этого способа регулирования: сохранение жесткости механических характеристик, высокий К.П.Д. Недостатки: ступенчатое регулирование, большие габариты и большая стоимость двигателя.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

С экономической точки зрения асинхронный двигатель должен продолжительно работать при возможно меньшем скольжении, обеспечивающем минимальные потери в роторе. Это возможно только при малых критическом скольжении и актив­ном сопротивлении цепи обмотки ротора. Но такая машина, имея незначительный пусковой момент , может не запус­титься, т.е. не преодолеть момент нагрузки, особенно если в маг­нитном поле воздушного зазора присутствуют значительные выс­шие гармоники.

В двигателе с фазным ротором это противоречие легко разре­шается включением пускового реостата. При этом возрастает пус­ковой момент, а пусковой ток ограничивается сопротивлением реостата.

А как же быть при короткозамкнутом роторе двигателя, в цепь которого ничего включить нельзя? Необходимо создать короткозамкнутый двигатель (его и так называют) с большим активным сопротивлением обмотки ротора при пуске (s= 1) и малым — в режиме нормальной работы (s близко к нулю).

Читайте также:  Двери со съемными панелями

Эту задачу удается решить, используя явление вытеснения тока в проводниках обмотки ротора вследствие поверхностного эффек­та (скин-эффекта). На практике это реализуется в двигателях с глу­бокими пазами ротора и двигателях, имеющих двойную беличью клетку на роторе.

Ротор с глубокими пазами (глубокопазный ротор). При пуске двигателя s=1 и частота ЭДС в обмотке ротора максимальна, т.е. f2=f. По рис. 13.1 видно, что потокосцепление нижних слоев сплошного проводника с магнитным потоком пазового рас­сеяния Фσп больше, чем верхних слоев. Из-за высокой частоты f2 при пуске в нижних слоях проводника будет индуцироваться значительно большая ЭДС самоиндукции, чем в верхних слоях. Со­гласно закону электромагнитной индукции, она стремится создать ток, направленный навстречу току ротора, который опре­деляет магнитный поток пазового рассеяния Фσп. Этот встречный ток в нижних слоях проводника будет больше, чем в верхних.

Так как индуктивность проводника пропорциональна потокосцеплению, можно сказать, что при пуске индуктивное со­противление нижних его слоев увеличивается в большей мере, чем верхних.

Это также приводит к неравномерному распределению тока по высоте стержня, т.е. ток как бы вытесняется в верхнюю его часть и зависимость плотности тока от пространственной координа­ты x не является постоянной (см. рис. 13.1). Поскольку ток течет в основном в верхних слоях проводника, это эквивалентно умень­шению площади его сечения, т.е. увеличению активного сопротивления. При этом общее индуктивное сопротивление всего стер­жня немного снижается.

Рис. 13.1. К явлению вытеснения тока в глубоком пазу ротора

Возрастание r2 ‘ вследствие вытеснения тока приводит к увели­чению пускового момента. По мере разгона двигателя скольжение и частота тока ротора падают.

При нормальной работе частота тока в роторе очень мала и его вытеснения не происходит, т.е. ток равномерно распределяется по высоте проводника. При этом площадь сечения стержня как бы увеличивается, активное сопротивление падает, критическое скольжение уменьшается. Так как по окончании пуска двигатель работает с малым скольжением, то электрические по­тери в роторе невелики и электрическая машина име­ет хороший КПД.

Ротор с двойной беличьей клеткой (двухклеточный ротор).Асин­хронные двигатели мощностью в сотни и тысячи киловатт часто изготовляются с двойной беличьей клеткой на роторе.

В верхней части паза располагается пусковая об­мотка, а в нижней — рабочая. Отличаются эти обмотки не только площадью поперечного сечения стержней, но и материалами. Обычно рабочая клетка выполняется из меди, а пусковая — из сплавов с более высоким сопротивлением: латуни или бронзы. Средние значения удельных сопротивлений этих материалов, мкОм м,при температуре 20°Сследующие: медь — 0,0175; ла­тунь — 0,08; бронза — 0,1.

Обмотки проектируются таким образом, чтобы активное со­противление пусковой r’пв несколько раз превышало активное сопротивление рабочей r’р.

Индуктивные сопротивления рассеяния обмоток имеют обрат­ноесоотношение. Рабочая обмотка расположена глубоко в пазу стального сердечника ротора, поэтому у нее велик магнитный поток рассеяния, а следовательно, индуктивное сопротивление рассеяния х’р больше, чем у пусковой, т.е. х’п

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *