Содержание
Мастика битумная МБП представляет собой однокомпонентный битумно-полимерный состав, готовый к применению.
Битумная мастика МБП представляет собой однородную массу черного цвета пастообразной консистенции.
Битумная мастика широко применяется при следующих видах строительных и ремонтных работ:
- устройство новых кровель;
- ремонт кровель (обработка трещин, устранение пузырей и т. д.);
- обработка мест примыканий и сопряжений вертикальных и горизонтальных поверхностей и фасонных деталей на кровлях;
- герметизация стыков различных фасонных деталей на кровлях с водоизоляционным ковром (труб дымохода, вентиляционных труб, куполов, сливов);
- герметизация фальцев и ремонт картин на металлических кровлях;
- защита металлических конструкций от воздействия внешней среды;
- гидроизоляция горизонтальных бетонных и железобетонных поверхностей;
- гидроизоляция горизонтальных поверхностей нежилых помещений с повышенной влажностью (душевых, санузлах, прачечных и т. д.).
Битумная мастика наносится на обрабатываемую поверхность при температуре от минус 10 о С до +50 о С.
Рабочая температура битумной мастики должна быть выше +15 о С.
Перед нанесением мастика битумная должна тщательно перемешиваться.
Для удобства применения допускается разбавление битумной мастики органическими растворителями (толуол, уайт-спирит, бензин) до нужной консистенции, но не более 20 % от массы мастики.
Те же растворители рекомендуется использовать в качестве очищающего средства для инструментов.
Мастика битумная наносится при среднем расходе (при нанесении в 1 слой толщиной 2 мм) — 2,0-2,4 кг/м 2 .
Для создания слоя толщиной 2 мм в сухом остатке требуется 3,4-3,8 кг/м 2 .
Обрабатываемую поверхность очистить от пыли, масла, ржавчины и других загрязнений, а также от свободной воды, снега и наледи.
Просушить и прогреть поверхность до температуры выше 0 о С, после чего битумная мастика хорошо ляжет и надежно застынет.
Наносить битумную мастику необходимо жесткой кистью, шпателем, валиком или методом безвоздушного распыления под давлением.
Рекомендуемая толщина одного слоя 2 мм.
Возможно также нанесение клея методом налива с последующим разравниванием специальным инструментом (шваброй и т. п.).
В жаркую солнечную погоду мастику наносить слоями толщиной не более 0,5 мм за 4-5 проходов, место проведения работ по возможности затенять.
Время высыхания мастичного слоя зависит от его толщины, окружающих условий, типа обрабатываемой конструкции.
Для слоя толщиной 1 мм в сухом остатке время высыхания до отлипа составляет 24 часа. Время полного высыхания не менее 7 суток.
При проведении работ в закрытых помещениях, необходимо обеспечить проветриваемость рабочей зоны.
Устранение дефектов кровельных покрытий
Разрезать обнаруженные на кровельном покрытии пузыри крест-накрест и просушить.
Поверхности внутри разреза промазать мастикой.
Края разреза соединить, выровнять и зафиксировать.
На места разрезов нанести слой мастики, уложить полосу из стеклоткани шириной не менее 10 см и покрыть еще одним слоем мастики.
Крупные трещины и разрывы обрабатывать аналогично.
Запрещается использовать мастику внутри жилых помещений!
Работы с битумной мастикой следует проводить вдали от источников огня в хорошо проветриваемых помещениях или на открытом воздухе.
Теплостойкость, о С, не менее
. 90
Условная вязкость, мм
. 140 – 180
Условная прочность при разрыве, МПа, не менее
. 0,2
Относительное удлинение при разрыве, %, не менее
. 100
Гибкость на брусе диаметром 10 мм при температуре 15 о С
. трещин нет
Прочность сцепления с металлом и бетоном, МПа, не менее
. 0,1
Прочность на сдвиг клеевого соединения
в возрасте 7 суток, кН/м, не менее
. 0,1
Водонепроницаемость при давлении 0,001 МПа через 72 часа
. отсутствие мокрого пятна
Водопоглощение за 24 ч, %, не более
. 2
Содержание сухого вещества, %, не менее
. 60
Эксплуатация обработанной поверхности
в условиях агрессивных сред, рН
. 3 – 12
Температура применения (окружающей среды), о С
. от -10 до +50
Климатические зоны применения
. все
Расход материала при толщине слоя 2 мм, кг/кв.м
. 2,0 – 2,4
Мастика битумная должна храниться в сухих складских помещениях в герметично закрытой упаковке.
Гарантийный срок хранения мастики — 12 месяцев с даты производства.
По типу материала
По типу защищаемой поверхности
Бетон / Железобетон / Пенобетон, Камень / Кирпич, Черные металлы, Загрунтованный металл
По области применения
Металлоконструкции / Стальные сооружения, Здания и сооружения / Строительная отрасль
По типу связующего
По специальным свойствам
Антикоррозионная защита металла, Износостойкое покрытие, Теплоизоляционное покрытие, Для наружных работ, Матовая / Полуматовая, Для внутренних работ
По стойкости к воздействию
Влагостойкость, Износостойкость, Защита от плесени и грибка, Защита от коррозии, Противошумная / Звукоизоляция, Стойкость к ультрафиолетовому излучению, Устойчивость к моющим средствам, Атмосферостойкость, Маслостойкость
Мастики из самых разных материалов уже не одно десятилетие служат ценным строительным материалом для отделочных работ. Ими приклеивают и ремонтируют кровли, используют в качестве качественного финишного слоя. Причем вполне долговечного и надежного!
Особенно, когда в качестве такого покрытия выступает битумная мастика с модифицирующими материалами. Сфера ее применения достаточно широка, и есть много тонкостей и нюансов в выборе такого материала, о которых вам стоит знать.
Содержание
Битумная мастика сегодня: виды и новинки рынка
На сегодняшний день битумная гидроизоляция в РФ – один из самых емких и популярных сегментов рынка. Причем куда более значимый, чем рынок цементных и полимерных составов, и даже универсальной жидкой резине пока до этого далеко. Все дело в особых свойствах битума: отличная адгезия почти к любому материалу и полная водонепроницаемость.
Все это благодаря тому, что битумные герметики непористые, а потому воде в них просто некуда проникать. При этом битум эластичный и прочный, и отлично себя показывает в ситуациях динамической нагрузки (когда шов слегка сжимается и расширяется введу изменения температуры).
Благодаря современных технологиям сегодня выпускают битумную мастику, шпатлевку, праймер и герметики. Причем неопытный человек сходу может растеряться при выборе и не знать, для какой задачи что предназначено. Поэтому советуем вам для начала посмотреть это видео, которое поможет разобраться, как отличить мастику от ее производных:
Современная битумная мастика для кровли – это пластичный гидроизоляционный материал, который производят на основе синтетической и органической основе с добавками. Благодаря тому, что их состав был модифицирован современными химическими и органическими соединениями, хорошо переносят жару и мороз.
Во все времена битумная мастика для гидроизоляции отличалась от других аналогов тем, что ее разрешено наносить на ржавую или влажную поверхность. А качественная мастика хороша прежде всего тем, что быстро высыхает и содержит армирующие волокна. Зачем они нужны? Позволяют компенсировать сильные колебания.
Все поставляемые на рынок битумные мастики делятся по своему составу на такие виды:
- По исходному материалу мастика делится на битумно-резиновую, битумно-эмульсионную, битумно-полимерную или чисто битумную.
- По разбавляющему составу мастики делятся на водные, с органическими растворителями или жидкими органическими веществами.
- По характеру отверждения – на отверждаемые и неотверждаемые (да, есть и такие!).
- По своему назначению – на приклеивания рулонных или других видов кровли, и для обмазывания и устройства гидроизоляции.
- По способу нанесения: горячие (или предварительно подогреваемые) и холодные, которые подогревать не нужно, т.к. в них есть летучие эмульсионные составы. В качестве таких составов используется мазут, разные нефтяные масла, керосин, бензин и лигроин.
И вся эта приведенная информация по видам важно не только специалистам, но и простым обывателям, которые приобретают мастику для ремонта крыши своего дома. Ведь от вида зависит то, как наносить мастику, в каких условиях с ней можно работать и как именно она поведет себя в будущем!
Виды мастики по методу нанесения: холодные и горячие
Вы наверняка уже слышали про то, что битумные мастики есть «горячие» и «холодные». Первые следует предварительно разогревать на огне, а вторые наносят сразу на поверхность без какой-либо предварительной подготовки. И у обоих мастик практически разная сфера применения:
Так, горячие чаще всего используют для приклеивания рулонных материалов, битумным или дегтевых. Также такой мастикой склеивают между собой многослойный кровельный ковер. Поэтому к составу есть свои важные требования: быть полностью однородным и оставаться твердым в нормальном диапазоне температур.
При этом важно, чтобы и при 100°С мастика не изменяла однородность своего состава и не вспенивалась, а при нагревании в процессе монтажа до стандартных 160-180°С легко растекалась по поверхности и образовывала слой до 2 мм. Понятно, что горячую мастику на вертикальные элементы крыши не льют – нет смысла.
Вот как раз для этой задачи и нужны холодные мастики. Их изготавливают на основе битумных паст с применением жидких вяжущих веществ. Для асфальтовых мастик это вода, а для кровельных масла, лигроин или керосин (в основном).
В этом плане холодные мастики также делят на продукт физического или химического отверждения. В первом случае высыхание идет за счет того, что испаряется вода или растворитель, во втором – благодаря внутренним химическим процессам. На что это влияет? На запах, ведь если из мастики выходит растворитель, это будет существенно ощутимо.
Мастики на воде и растворителе сразу готовы к применению и особенно ценятся в качестве обмазочной гидроизоляции. Их считают безопасными в плане пожара или ожогов.
Еще один плюс: мастики на растворителях разрешено использовать при отрицательной температуре, хотя и не рекомендуется, ведь тогда битум становится вязким и проблемным в нанесении. Кроме того, при температуре меньше 0°С на любой обрабатываемой поверхности уже есть лед, хотя и не всегда заметный для глаз, а это значительно ухудшает адгезию. Да и времени на высыхание мастики уже понадобится значительно больше.
Холодные мастики тоже применимы для склеивания кровельных и гидроизоляционных материалов, как и для обмазочной гидроизоляции. Также ими удобно заполнять деформационные швы на крыши. В отличие от горячей, холодную мастику наносят слоем в 1 мм.
Стоит ли говорить, насколько удобнее работать с холодной мастикой, в отличие от горячей! Но в любом случае и горячая, и холодная мастика образовывают сплошное, монолитное и бесшовное покрытие.
Просто битумная мастика холодного применения более экологична, а потому ее чаще используют во внутренних помещениях дома, не беспокоясь о взрывоопасности и пожаре. Но, т.к. воды в такой мастике нет, то битумная эмульсия при отрицательных температурах ведет себя неустойчиво (говоря простым языком, разлагается). А потому работать с ней можно только при температуре выше, чем 5-10°С.
Виды мастики по содержанию: эластичность vs. устойчивость
Качество мастики напрямую зависит от того, какие вещества в ней содержатся помимо битума: смолы, минеральные масла, парафин, карбен и карбоиды, или асфальтогеновые кислоты. Наиболее популярные такие виды:
Начнем с битумно-каучуковой мастики, которая хороша тем, что не содержит растворителей. Для крыши она не очень подходит, больше для подвалов и гаражей, когда нужна только легкая гидроизоляция.
Появилась также такая революционная формула, как соединение битумо со смолой. Это тиксотропный состав у битумных мастик, который обладает замечательными антикоррозийными и антигравийными свойствами. Настолько, что успешно применяется для защиты днища автомобиля от попадания острых камней!
Именно благодаря тиксотропным свойствам мастика и не будет стекать с вертикальных поверхностей. Поэтому для неровной и проблемной поверхности кровли берут мастику с такими свойствами – это важно!
В итоге получается плотное и эластичное покрытие, наиболее стойкое к растрескиванию от мороза среди всех других вариантов. Причем тиксотропная мастика ко всему еще и способна затягивать трещины своего слоя до 5 мм, так сказать, «заживлять».
Быстро набирает также популярность эластичная битумно-каучуковая мастика, которая поставляется в виде густой замазки. Все дело в том, что она насыщена армирующими волокнами. Такая мастика идеально подходит для ремонта царапин и трещин кровельного покрытия, а также уплотнения между кровлей и цементом.
Используют ее также для так называемой тяжелой гидроизоляции фундамента (по европейской классификации). А благодаря наличию каучука мастика поверхность получается эластичной, легко компенсирует подвижности поверхностей до 5 мм. Еще один приятный бонус: высыхает такая мастика всего за 3-4 часа. Посмотрите, как отличается такая мастика (слева) от обычной (справа) по своей густоте и консистенции:
У битумно-полимерной мастики – отличные показатели по растяжению и эластичности, что заметно даже при ее нанесении еще в сыром виде:
И, наконец, новинка рынка – битумно-алюминиевая мастика. Это качественная каучуковая эмульсия, наполненная пигментом алюминия.
Как вы уже догадались, она образует покрытие красивого серебряного цвета, но кроме декоративной функции на все 100% справляется и с защитной. В отличие от всех предыдущих вариантов, такая мастика отражает солнечный свет, а потому куда меньше нагревается на солнце (что для битума очень важно).
Вопросы качества: почему иногда мастики не застывают
Наверняка вы уже не раз слышали о том, с какими проблемами иногда сталкиваются кровельщики: порой мастики не сохнут (вообще!), трудно наносятся, издают невыносимый запах и стекают.
Все дело в том, что в нашей стране все битумные мастики условно делят на три ценовых сегмента. По сути, все характеристики битумной мастики напрямую зависят от того, в какой ценовой политике она находится, и кто ее производитель.
Премиум-сегмент, в который входят продукты от отечественного и иностранного производителя, это качественные мастики, долговечные и морозостойкие. Часть из них даже модифицированы SBS-каучуком. Быстро высыхают и отлично держатся, потому что изготовлены на основе битума марки не ниже БН 70/30.
К слову, чтобы вы немного разбирались в качестве приобретаемой мастики, подскажем вам расшифровку этого значения: 70 здесь означает теплостойкость (температуру размягчения), а 30 – то, при какой температуре в мастику способна проникнуть игла (механическая стойкость). И, наконец, мастики премиум-класса содержат относительно нетоксичные нефтяные растворители.
Битумные мастики среднего ценового сегмента сегодня производят семь известных российских производителей. Откровенно говоря, это мастики среднего качества, на основе битума начиная с марки БН 50/50, изредка с добавками каучука. В них используются дешевые нефтяные растворители, а потому обмазанная поверхность будет сохнуть 24-72 часа на каждый слой. Вот именно от этих мастик идет такой неприятный резкий запах.
Но совсем негативную репутацию получили самые дешевые мастики, которые, как говорится, бросают тень вообще на весь сегмент битумной гидроизоляции. Они вообще не отвечают ни одному требованию ГОСТов, и похожи на обычные мастики только цветом.
Именно эти мастики почти не сохнут и совершенно бестолковые в качестве ремонтируемого материала. Откуда такие вообще берутся, спросите вы? На самом деле, у них тоже есть своя сфера применения. Изготавливают такие мастики из всего одной фракции нефти, называемой гудроном, и в качестве добавки доливают немного настоящего строительного битума.
В итоге такая мастика даже после отверждения стекает с поверхность с углом наклона 30° (что совсем немного), сохнет больше недели и все равно остается липкой, и каждый сезон требует своего обновления. Поверхности дешевые мастики вообще не склеивают, токсичны и издают ужасный запах.
А самое печальное в том, что в итоге, если вы решите перемазать все заново нормальной мастикой, эту придется соскабливать вручную до нуля. Почему нельзя оставить? Дело в том, что у плохих мастик такая же и адгезия, и заливка новой полости под ней не заполнит.
Вот как выглядит такая мастика через год после нанесения:
Дело в том, что к кровельной битумной мастике предъявляются повышенные требования по морозостойкости и атмосферостойкости. Вот почему именно эту категорию специально дополнительно модифицируют таким эластомером, как SBS – бутадиен-стирольным каучуком.
Это позволяет мастике не растрескиваться со временем, особенно в периоды мороза. Учитывают ли все эти особенности производители дешевых мастик? Тот еще вопрос.
Применение: где и когда нужна битумная мастика для кровли
Давайте перечислим основные сферы строительства, где сегодня применяют битумную мастику:
- Бесшовная гидроизоляция. Речь идет о гидроизоляции фундаментов и свай, а также обустройстве монолитной мастичной кровли).
- Ремонт и герметизация трещин в почти любой кровле, ремонт рулонных покрытий.
- Приклеивание кровельных материалов, как битумная черепица и рубероид, а также фиксация пенополистирола к фундаменту дома.
- Внутренняя гидроизоляция дома: подвали, санузлы и стяжки.
И это важный момент: битумные мастики применяются не только на кровле, но и для гидроизоляции фундамента, и далеко не всегда составы, разработанные для одной задачи, подходят для другой!
Устройство мастичной кровли
Битумную мастику еще в жидком виде наносят на основание, и в процессе застывания та образует собой прочную гидроизоляционную пленку без швов. Для кровли такое качество незаменимо. У кровли благодаря этому появляются защитные свойства, отличная гидроизоляция и высокая адгезия.
Хорошая мастика со временем не разрушается от ультрафиолетовых лучшей и не становится хрупкой от мороза:
Сразу оговоримся, что большинство профессиональных кровельщиков убеждены, что надежная битумная кровля невозможна без армирования. Одна из самых проверенных технологий – это укладка армирующей сетки.
Для этого нужно сначала хорошо очистить поверхность крыши, обработать ее праймером, уложить сетку и залить ее мастикой в два слоя:
Горячая мастика из битума применяется для укладки кровельной мембраны по такой технологии:
- Шаг 1. Первый слой мембраны укладывают на битум.
- Шаг 2. Делают надрез в месте шва.
- Шаг 3. Приложите поверх горячего битума ленту, тканевыми вставками вверх. Прижмите ее так, чтобы эти вставки с нижней стороны полностью пропитались битумом.
- Шаг 4. Теперь укладывают второй слой, так, чтобы мембрана покрыла 10-20 мм ленты. При этом под тканевые вставки мембраны льют горячий битум.
Главное при всем этом – личная безопасность, ведь горячая мастика способна оставить серьезные ожоги.
Ремонт кровли: описание процесса в деталях
Битумная мастика просто незаменима для срочного ремонта кровли. В этом случае любые другие материалы обычно не справляются, ведь постоянно идущий дождь доставляет немало проблем, а течь остановить нужно. Например, локальные повреждения на ондулине чаще всего ликвидируют именно битумной мастикой, которую дополнительно армируют стеклотканью.
Вот как чинят поврежденный участок кровли при помощи холодной битумной мастики:
- Шаг 1. Вздувшийся участок разрежьте крест-накрест и отогните края при помощи шпателя.
- Шаг 2. Внутрь поврежденного места нанесите достаточное количество мастики.
- Шаг 3. Прижмите края разреза к центру слоя.
По необходимости ставят новую заплатку и армируют ее дополнительно строительной сеткой:
Если ремонтировать нужно металлическую поверхность, тогда действуйте по такой инструкции:
- Шаг 1. Очистите металлические части кровли от ржавчины, органических загрязнителей и масляных пятен.
- Шаг 2. Наносите первый слой мастики кистью или широкой щеткой (лучше грубой).
- Шаг 3. Теперь – второй слой, при помощи кисти или напыления.
При этом следите за тем, чтобы все трещины и швы были заполнены и обмазаны, но при этом толщина одного слоя не превышала 4 мм.
Также мастикой обмазывают проходные элементы кровли:
Тонкости и нюансы работы с битумными мастиками
А теперь – о сложностях. В процессе работы с битумной мастикой вы столкнетесь с такой сложностью, как стремление достичь примерно одинаковой толщины покрытия. Если вы заранее не подготовите для этой цели основание, то впоследствии намучаетесь. А поэтому крышу нужно очистить и тщательно выровнять строительными мастиками и герметиками.
Тогда весь последующий процесс будет легким, особенно, если вы собираетесь работать с валиками, а не кисточкой. Хотя, справедливости ради отметим, что битумная мастика не боится ни ям, ни выбоин, ни перепадов, и прекрасно держится даже не вертикальной поверхности. Но именно в таких проблемных местах будет застаиваться вода.
Если мастику вы поставите на какое-то время в гараж или другое непрогреваемое помещение, она изменит свою консистенцию и станет более густой. Поэтому перед началом работ ее желательно разогреть, можно даже на костре, если у вас есть в чем.
Еще, как вы помните, бюджетная мастика от качественной отличается составом, и нередко бывает, что она слишком густая для определенной работы, и ее приходится постоянно разбавлять в процессе. Стоит ли говорить о том, каким разнородным изначально получится слой, и насколько неравномерно он ляжет. Как вариант такую мастику можно не разбавлять, а разогреть – от этого она тоже станет более текучей.
Кстати, и дорогую мастику не стоит разводить каким-либо растворителем, даже уайт-спиритом, который иногда разрешает производитель. Дело в том, что от этого битумный состав меняется, происходят некоторые химические процессы и результат может совсем не порадовать.
Куда более рационально поставить банку с мастикой на водяную баню, т.е. в таз с водой на газу, и перемешивать, пока консистенция не станет однородной (20-30). Или поступить хитро, как предприимчивые кровельщики: оставить банку с мастикой на 2-3 час под палящими солнечными лучами (если работаете летом). За это время мастика в металлической банке подогреется сама, и наносить ее станет намного легче.
Надеемся, мы помогли вам нашими советами по работе с битумной мастикой, и теперь процесс изоляции кровли станет намного приятнее! Расскажите в комментариях, что из статьи вам было интересно узнать, и как именно вы будете применять это на практике.
Многие уверены, что работать с битумными мастиками и кровельными материалами зимой невозможно.
Это не совсем так. Возможно все. О кровельных материалах мы поговорим в отдельной статье, а пока остановимся на битумных мастиках.
Действительно, при низких температурах работать с мастиками сложно.
Битум густеет и затвердевает, начинает трескаться и, кроме проблем с проведением работ, есть риск потери свойств самой мастики.
Наиболее частые работы из проводимых в зимний период — это прокладка коммуникаций, что в большей степени связано с необходимостью проведения ремонтных работ в случае аварий.
Зачастую, для экономии при проведении таких работ, берут самую дешевую мастику из представленных на рынке, но в зимний период эта экономия становится еще более условной, поскольку трудозатраты по ее подготовке к применению могут превысить сэкономленную сумму. Именно в таком случае идеальным вариантом использования будет мастика МБИ, которая производится с отработанным маслом в качестве растворителя. Битумно-масляная мастика менее подвержена отвердению при низких температурах и прекрасно себя чувствует при минусовых температурах, поскольку является невысыхающей.
Ант-Снаб не бросает своих клиентов в трудных ситуациях и дает ряд рекомендаций по работе с битумными мастиками зимой:
1. Зимой все мастики необходимо подогревать, обязательно открыв перед этим крышку. Если у Вас есть возможность хранить закрытые ведра с мастикой в отапливаемом помещении, то, вероятно, можно будет обойтись и без нагрева.
2. Нужно правильно рассчитывать количество битумной мастики перед началом работ. Речь идет не только об общем количестве, а, что называется, «на сейчас», чтобы открыть столько ведер, сколько необходимо и сразу их использовать. Оставлять открытые ведра зимой нежелательно.
3. Если после подогрева, мастика или битумный праймер все еще кажутся густыми, их следует разбавить уайт-спиритом, керосином, бензином или нефрасом до желаемой консистенции. Как мы уже говорили,
наши мастики категорически нельзя разводить соляркой.
Мы надеемся, что эта информация будет полезной для Вас и работы будут выполнены качественно и в срок.
“>