Доброго времени суток форумчане и гости сайта Радиосхемы! Желая собрать приличный, но не слишком дорогой и крутой блок питания, так чтоб в нём всё было и ничего это по деньгам не стоило, перебрал десятки вариантов. В итоге выбрал лучшую, на мой взгляд, схему с регулировкой тока и напряжения, которая состоит всего из пяти транзисторов не считая пары десятков резисторов и конденсаторов. Тем не менее работает она надёжно и имеет высокую повторяемость. Эта схема уже рассматривалась на сайте, но с помощью коллег удалось несколько улучшить её.
Я собрал эту схему в первоначальном виде и столкнулся с одним неприятным моментом. При регулировке тока не могу выставить 0.1 А – минимум 1.5 А при R6 0.22 Ом. Когда увеличил сопротивление R6 до 1.2 Ом – ток при коротком замыкании получился минимум 0.5 А. Но теперь R6 стал быстро и сильно нагреваться. Тогда задействовал небольшую доработку и получил регулировку тока намного более шире. Примерно от 16 мА до максимума. Также можно сделать от 120 мА если конец резистора R8 перекинуть в базу Т4. Суть в том, что до падения напряжения резистора добавляется падения перехода Б-Э и это дополнительное напряжение позволяет раньше открыть Т5, и как следствие – раньше ограничить ток.
Рекомендуем такой вариант схемы с мультисима. Добавлен резистор (R9 100 Ом) в базу Т5 (Q5) для ограничения тока при крайнем левом положении резистора R8 (470 Ом). Регулирует от 10 мА до максимума.
На базе этого предложения провёл успешные испытания и в итоге получил простой лабораторный БП. Выкладываю фото моего лабораторного блока питания с тремя выходами, где:
- 1-выход 0-22в
- 2-выход 0-22в
- 3-выход +/- 16в
Также помимо платы регулировки выходного напряжения устройство было дополнено платой фильтра питания с блоком предохранителей. Что получилось в итоге – смотрите далее:
Отдельная благодарность за улучшение схемы – Rentern. Сборка, корпус, испытания – aledim.
Обсудить статью ЛУЧШИЙ САМОДЕЛЬНЫЙ БЛОК ПИТАНИЯ
После того как купил себе компрессор для накачки колес, то решил купить и блок питания (БП) на 12 вольт, но достаточно мощный, чтобы обеспечил мои потребности в гараже по данному напряжению. Компрессор потребляет 15А, поэтому с запасом должно хватить по минимуму 20А. На этом значении нагрузки и остановился.
Начал поиски решения задачи.
Использовать понижающий трансформатор, а потом к нему собирать схему для выпрямления напряжения, не захотел. Да и на такой ток, БП с трансформатором был бы тяжел, а хотелось более компактный.
Значит БП должен быть импульсным. Но опять же, собирать самому схему, не было ни желания, ни хотения. Я бы с удовольствием начал изобретать "велосипед", но зачем? Когда есть готовые решения. Разработку "велосипеда" отложил на следующий раз. ))
Заказал на Ибее импульсный БП на 12 вольт на 20 А.
И через пару недель он пришел.
Пока не спрятал его в корпус, то просто присоединил к нему провода и внешнюю розетку и испытал. При старте выдал напряжения 11.9 в.
Далее проверил его работоспособность с нагрузкой.
Подбил компрессором давление в колесах. Компрессор работает нормально, питания ему хватает.
Дальше планирую его разместить в корпусе, где еще будет тройник с авторозетками, а так же сделаю питание 5 в. Может быть и что-то похожее на лабораторный блок питания. Но это планы. Пока же ищу корпус, где всё что задумал разместить.
В радиолюбительской практике нередко возникает необходимость в мощном источнике питания с выходным напряжением автомобильной бортовой сети. На рис.1 приведена принципиальная схема такого блока питания.
Вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток 20 А и напряжение 20 В. Диоды моста устанавливаются на радиаторах, лучше использовать силовые диоды с барьером Шоттки. Диоды должны быть на рабочее напряжение не ниже 50 вольт и рабочий ток не менее 20 ампер. Стабилизатор с защитой от замыканий выполнен на транзисторах VT1. VT7. Выходное напряжение устанавливается подстроечным резистором 1ком. Усилитель сигнала ошибки выполнен на дифференциальном каскаде VT6, VT7. Повторитель на составном транзисторе VT5 управляет регулирующими транзисторами VT1. VT4, в эмиттерные цепи которых включены выравнивающие резисторы 0,12 Ом, обеспечивающие равномерное распределение тока по всем четырем транзисторам (по 5 А на каждый).
Печатная плата устройства показана на рис.2. Сетевой выпрямитель, фильтрующие конденсаторы и транзисторы VT1. VT4 установлены вне платы. Коллекторы VT1. VT4 гальванически соединены с корпусом, что позволяет использовать шасси в качестве радиатора без изолирующих прокладок.
В качестве VT1. VT4 можно использовать КТ819, VT5 – КТ827, VT6 и VT7- КТ814. Все – с любой буквой.