Меню Рубрики

Болото почва берег вершина

Практическая работа №1

Поясните словосочетаниями, в каких переносных значениях могут употребляться данные слова.

Болото, почва, берег, вершина, восход, закат, заря, звезда, метеор, комета, луч, море, океан, гроза.

2. Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов.

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,-

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

– Где вы были? – У лисички!

Поэт издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав.

«Все перемелется – будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

3. Перепишите, вставляя вместо пропусков нужные по смыслу слова.

1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный).

2) Это был человек отсталый, … . Заболеть … туберкулезом (костный, косный).

3) Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный).

4) … мастер. … шелк (искусственный, искусный).

5) … женщина. …слово (обидный, обидчивый).

6) Оказаться человеком невоспитанным, … Мало читать, быть … (невежда, невежа).

7) На дворе стало … Сирень начала …(расцветать, рассветать).

8) …ребенка. …ботинки и калоши (одеть, надеть).

9) … на вершину горы. …в класс (войти, взойти).

10) Взять … над школой. Участвовать в факельном… (шефство, шествие).

4. Перепишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.

1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с вежливым человеком.

3) Узнать подлинную историю. 4) Услышать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным умом. 6) Показать недюжинные способности. 7) Иметь своенравный характер. 8) Великая держава. 9) С увлечением рассказывать о чем-либо. 10) Льстиво говорить.

5. Перепишите, заменяя выделенные слова антонимами.

1) Вежливый ответ. 2) Активно действовать. 3) Объединять людей. 4) Наши противники. 5) Краткий разговор. 6) Жить по-новому. 7) Правдивые слова. 8) Опасная дорога. 9) Обвинять помощников. 10) Всеобщий почет.

6.Выпишите старославянизмы, укажите к каждому однокоренное русское слово.

1) Раздался звучный глас Петра. 2) И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3) Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат. 4) Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. 7) Прости, родная пуща, прости, златой родник. 8) …и в памяти на миг возникнет тот край, тот отдаленный брег. 9) Краткий миг удачи. 10) Чуждые нам нравы.

7. Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Персональный, интенсивный, детально, абсурд, ликвидация, абстрактный, вульгарный, пассивный, игнорировать, оригинальный, актуальный, идеальный.

Определите происхождение указанных слов, запишите их по группам: а) исконно русские; б) старославянские; в) заимствованные

Музей, пастух, бедствие, алфавит, земля, мать, вдаль, разиня, абажур, Богородица, афиша, вокзал, джинсы, теленок, грач, грядущий, синтаксис, ямщик, колледж, тулуп, мэр, святыня, джемпер, конспект, партер, хобби, дом, дуэт, макароны, гардероб, дочь, кошка, лодка, среда, сестра, благоденствие, лифт, хождение, доброта.

Читайте также:  Арматура для подвеса оптического кабеля

СЛИТНО пишутся сложные прилагательные:

1) образованные из словосочетаний, где одно слово подчинено другому: первобытнообщинный (первобытное общество), зеленоглазый (зеленые глаза);

2) одна из частей которого отдельно не употребляется: узкогрудый, быстроногий; первая часть содержит элементы верхне– (верхнелужицкое наречие), нижне– (нижнесаксонский), древне– (древнеславянский), средне– (среднерусская), ранне– (раннепосаженный), поздне– (позднелатинский) обще– (общедоступный).

3) образованные от сложных существительных, которые пушится слитно: железобетонный, водопроводный.

4) первая часть содержит наречия: высоко ((высокооплачиваемый), выше (вышестоящий), крупно (крупногабаритный), круто (крутоизогнутый), много (многообещающий), мало (малоизученный), низко (низколетящий), остро (остросюжетный), толсто (толстокожий), широко (широкодоступный).

ЗАПОМНИТЕ: густонаселённые районы, густо населенная аборигенами территория, чисто французский аромат.

ЧЕРЕЗ ДЕФИС пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от существительных, пишущихся через дефис: юго-западный, вице-адмиральский;

2) обозначающие оттенки цвета и вкуса: светло-зеленый, кисло-сладкий;

3) образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий: Сергей-Иванычев дом, ильфо-петровский роман.

4) образованные от слов, обозначающих равные понятия (между ними можно вставить союзы «и» или «но»): литературно-музыкальный, русско-немецкий.

5) при обозначении географических или административных названий: Восточно-Европейская равнина, Северо-Кавказский военный округ.

ЗАПОМНИТЕ: Если данные прилагательные не обозначают географические или административные названия, они пишутся со строчной буквы и слитно: северокавказская растительность.

6) в первой основе есть суффиксы: –ат (плёнчаточешуйчатая оболочка), –ист (песчанисто-парниковая почва), –ов (плодово-ягодная культура).

7) основа первой части образована от слов иноязычного происхождения и оканчивается на –ико (медико-судебный, химико-фармацевтический).

· великодержавный, великомученический, великосветский, великорусский.

· Необходимо отличать сложные прилагательные от сочетаний наречий с прилагательными (меры и степени) и причастиями: абсолютно глупый, совершенно секретный, поэтически одаренный, юношески задорный, социально опасный, физически развитый ребенок, морально устойчивый человек и др.

4. Поставьте, где нужно, дефис.

а) научно…просветительский, б) душевно…больной, в) темно…серый, г) фруктово…ягодный, д) картофелечистка, е) морально…устойчивый.

Тема: Принципы орфографического написания слов.

Упражнение №1

А осе(н,нн)ий, ясный, (не,ни)мно..ко х..лодный, утром м..розный день, когда б..рёза, словно сказ..чн.. дерево, вся з..л..тая, красиво рисуе(тся,ться) на бледно(?)голубом неб. когда ни..кое со?нце уже (не,ни)греет, но бл..стит ярче летн..го, (не)большая осиновая роща вся св..ркает (на)скво. словно ей весело и ле..ко стоять голой, изморо.. еще б..леет на дне д..лин. а свеж.. ветер тихоньк.. ш..в..лит и гонитупавш.. покоробле(н,нн)ые листья,- когда по рек.. радос?но мча(тся,ться) син.. волны, мерно вздымая ра(с,сс)ея(н,нн)ых гусей и уток; вдали мельница стучит, (полу)закрыт.. вербами, и, п..стрея в светлом воздух. голуби кружа(тся,ться) над ней.

Читайте также:  День артиллериста в россии какого числа

Задание к упражнению:

Выпишите из текста выразительные средства языка, используемые автором. Дайте их характеристику.

1) Объясните орфограммы "Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова".

2) Какие ещё орфографические правила вы использовали при написании этого текста?

3) Сравните звуки в словах изморозь и изморось. Различаются ли эти слова по смыслу? Составьте с ними предложения, в которых было бы видно смысловое отличие этих слов.

4) Составьте текст-описание (3-5 предложений) "Роняет лес багряный свой убор". Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу.

Упражнение №2

Просьба, ковкий, лебёдка, тележка, наказ, отбыл, повозка, пруд, град, в кино, незабудка, улыбка, клад, скользко, бедняжка, снегопад, впервые, ложка, здоровье, втроем, подтекст, вбежать, звезды, гвоздь, гость, отдать, обдуть, молотьба, нисходить, низкий, пастбище, чувство, ненасытный, сгореть, испечь, сгибать, гигантский, бесшумный.

Задание к упражнению:

Прочитайте слова. Сгруппируйте их по наиболее важным орфограммам. Сформулируйте орфографическое правило на каждую группу слов.

Повторяем орфографию.

Правописание –Н–, –НН– в существительных.

I В существительных

1) Написание –Н–, –НН– в именах сущ. определяется теми же правилами, что и написание –Н–, –НН– в полных прилагательных: осинник (основа на –Н–, а суффикс начинается с Н), нефтяник (суффикс –ЯН).

ЗАПОМНИТЕ: приданое, но бесприданница.

2) С –Н– или –НН– пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, сребреник, бессребреник, гостиница, гривенник, дружинник, именинник, малинник, мошенник, племянник, путешественник, родственник, рябинник, сторонник, конница, лиственница.

ЗАПОМНИТЕ: воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, копчёности, мороженое, мученик, труженик, ученик.

-Н-, -НН- в прилагательных, образованных от существительных.

–Н–

1) В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ИН, –АН, –ЯН: лебединый, песочный, конопляный.

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

2) В прилагательных первообразных: синий, юный, зеленый, багряный, румяный, пряный, рдяный, а также в притяжательных прилагательных: бараний, свиной.

ЗАПОМНИТЕ:

· масляный (для масла, из масла, на масле): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска;

· маслЕный (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масленая каша, масленый блин, масленые глаза, масленая неделя.

–НН–

1) В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н при помощи суффикса –Н: сон – сонный.

2) В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ЕНН, –ОНН: солома – соломенный, лекция – лекционный.

Исключения: сестреный. Но приставочные образования от слова ветер с НН: заветренный, обветренный.

3) В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: воспитанная девушка – девушка воспитана.

Задание 1. Отметьте номера существительных, в которых пишется Н.

1) берестян…ик, 2) великомучен…ик, 3) вишен…ик, 4) воспитан..ик, 5) задолжен…ик, 6) злоумышлен…ик, 7) избран…ик, 8) измен…ик, 9) коноплян…ик, 10) копчён…ости, 11) листвен…ица, 12) осин…ик, 13) мадон…а, 14) мошен…ичество, 15) маслен…ица, 16) неклон…ость, 17) одновремен…ость, 18) подлин…ик, 19) ольшан…ик, 20) племян…ик.

Читайте также:  Белый стержень в помидорах

Тема: Понятие о слове. Многозначность слова.

Упражнение №1

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

И, качаясь, шепчет шаловливо:

Задание к упражнению:

Прочитайте стихотворение С. Есенина "С добрым утром!". Определите, какие слова употреблены в прямом, какие в переносном значении.

1) Выпишете встретившееся вам метафоры, эпитеты и олицетворения. Какое настроение они создают при чтении стихотворения?

2) Подберите примеры из литературы на употребление этих изобразительно-выразительных средств языка. Покажите, какую роль они играют в тексте.

Упражнение № 2

Болото, почва, берег, вершина, восход, закат, заря, звезда, метеор, комета, луч, море, океан, гроза.

Задание к упражнению:

Поясните словосочетаниями, в каких переносных значениях могут употребляться данные слова.

Повторяем орфографию.

Правописание наречий.

1. Наречия, оканчивающиеся на шипящие, пишутся с мягким знаком: настежь, наотмашь, вскачь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

2. Наречия, образованные от других наречий при помощи приставок пишутся слитно: безошибочно, непрестанно, угрожающе.

ЗАПОМНИТЕ: Нельзя смешивать с наречиями сочетания с предлогами: свести на нет, понадеяться на авось, взять на ура.

3. Наречия, образованные из сочетания предлогов с полными прилагательными или местоимениями, пишутся:

СЛИТНО: вручную, наверное, вовсю, вничью, почему, поэтому.

ЧЕРЕЗ ДЕФИС: наречия на по-…ому (-ему, -ски, -тски, -цки, -(ч)ьи): в-(во)…-ых(-их): по-пустому, по-прежнему, по-братски, по-русски, по-рыбацки, по-щучьи, по-коровьи, во-вторых, в-третьих.

ЗАПОМНИТЕ: по-латыни, впервые.

4. Наречия, образованные из сочетания предлога и собирательного числительного, пишутся:

СЛИТНО с предлогами В и НА: вдвое, ввосьмеро, надвое.

РАЗДЕЛЬНО с предлогом ПО: по двое, по трое.

5. Наречия, образованные из сочетания предлога и существительного, пишутся в основном:

СЛИТНО: вмиг, втайне, вдребезги, воочию, наяву, наголову, наверх, навек, поделом.

РАЗДЕЛЬНО: если предлог – согласная, а существительное начинается с гласной:в обрез, в одиночку, в охотку, в обхват, в обнимку.

6. Наречия на из-, до-, с- пишутся с суффиксом А: сначала, издавна, досуха.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Приведите примеры словосочетаний или предложений, в которых данные слова были бы употреблены в переносном значении.

Болото, почва, берег, вершина, восход, закат, заря, звезда, метеор, комета, луч, море, океан, гроза.

Ну вас в болото!; чувствовать почву под ногами; вершина карь­ еры; восход таланта; закат творчества; на заре эпохи романтизма; звезда Лермонтова, ну ты и метеор!; промчался, словно комета; луч света в темном царстве; море цветов; океан любви, в доме разразилась гроза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *