Меню Рубрики

Болт с обрезанной головкой

Содержание

Болт представляет собой крепёжную резьбовую деталь, имеющую вид цилиндрического стержня. Некоторая часть болта имеет наружную резьбу, предназначенную для накручивания одной или более гаек. С одной из сторон этот стержень снабжён головкой, обычно имеющей шестигранную форму, подходящую под гаечный ключ. Как правило, применяют болты при сборке разборных конструкций. Преимуществом такого вида соединения является то, что его легко можно заменить в том случае, если болты по какой-либо причине вышли из строя, либо возникла такая необходимость.

Все виды болтов условно можно разделить на две категории: чёрные и оцинкованные.

Оцинкованные болты используют при сборке изделий, в которых внешний вид имеет значение. Такие болты не подвержены коррозии и сохраняют презентабельный вид на протяжении долгого времени. Используют оцинкованные болты, к примеру, при сборке приборов или комнатной мебели.

Также болты, будь то с покрытием или без, имеют между собой визуальные различия. Рассмотрим основные из них.

Виды болтов по размеру и форме головки

Размеры головок также могут отличаться. К примеру, шестигранная головка может быть как нормального, стандартного размера, так и уменьшённой или увеличенной. Разным бывает и профиль головки.

У некоторых болтов он полукруглой формы, также встречаются болты, имеющие круглую головку с отверстием внутри. Есть болты и с потаённой головкой, например, для сборки мебели.

Виды болтов по форме стержня

Также болты бывают сугубо специфические, т.е предназначены для какой-то одной определенной цели.

Виды болтов по типу и шагу резьбы

Болты, как и гайки, отличаются между собой и типом резьбы. Резьба бывает метрическая, дюймовая, трапециидальная, трубная, квадратная, прямоугольная и упорная. Наиболее применимой является метрическая резьба, которая, в свою очередь, подразделяется на два типа: с мелким и крупным шагом.

Виды болтов по варианту исполнения

Бывает и так, что возникает потребность уменьшить вес болта, при этом сохранив его размер и прочность. В таких случаях в головке болта делается углубление.

Виды болтов по классу точности, прочности и материалу

Болты, имеющие шестигранную головку, также классифицируют по классу точности. Всего определения класса точности три, и обозначаются они латинскими заглавными буквами «A», «B» и «C». Под точностью подразумевается степень шероховатости резьбы, разница в диаметрах цилиндрических стержней и опорными поверхностями головок. Так, виды болтов с повышенным классом точности «A» используют при наиболее ответственных сборках, например, в точном приборостроении.

Разница в диаметрах между болтом и отверстием не превышает 0,25 — 0,30 миллиметров. Более всего распространён класс точности «B». Такие болты применяют в отверстиях, диаметр которых больше, чем диаметр стержня болта на 1 — 1,5 миллиметра. Для болтов с классом точности «C» допускается значительное несоответствие между самим стержнем и отверстием. Так, стержень болта здесь может быть меньше отверстия в размере до трёх миллиметров. Такие болты используют для малоответственных соединений.

Исходя из потенциального назначения болтов, при их изготовлении используются различные марки стали. Следовательно, разные виды болтов имеют и разную прочность. При их производстве используют следующие материалы: сталь обычного качества; качественная конструкционная углеродистая сталь; нержавеющая, стойкая к коррозии, обыкновенная сталь; нержавеющая, стойкая к коррозии, жаропрочная сталь; конструкционная легированная углеродистая сталь; сталь конструкционная низколегированная для сварных конструкций; жаропрочная релаксационностойкая сталь; технический титан; сплав титановый деформируемый; медь; латунь.

Иные виды болтов

Диапазон использования разных видов болтов очень широк. Такой тип соединения прочно занял своё место как на промышленном, так и на бытовом уровне. В зависимости от сферы использования болтов классифицируется и его назначение. Так, предприятия по выпуску метизных изделий выпускают следующие основные виды болтов по назначению:

Машиностроительные болты. Отличительная особенность таких видов болтов — это повышенная прочность. Обычно их выпускают с шестигранными формами головок. Резьба, как правило, наносится метрическая. Предназначены они прежде всего для соединений, которые подвержены большим нагрузкам. Сфера использования — машиностроение, приборостроение, промышленное оборудование, а также сборка различных механизмов. Соединяют с их помощью в основном стальные и чугунные детали.

Строительные болты. В их производстве также используются высокопрочные материалы. Выпускаются они обычно с увеличенными головками. Такие болты находят своё применение на строительстве различных зданий, как гражданских, так и промышленных. Например, их используют при сборке строительных конструкций. Применяются они и при строительстве мостов, тоннелей, метрополитенов и других важных объектов.

Дорожные болты. Класс прочности таких болтов варьируется от низкого до более высокого, в зависимости от места применения. Изготавливают их с полукруглой головкой и квадратным подголовком — благодаря этому их можно закручивать без вспомогательного монтажного ключа. Применяются они при сборке металлических дорожных заграждений. Зачастую такие болты покрывают оцинковкой, чтобы уберечь от воздействия погодных факторов.

Железнодорожные болты. Производят такие крепёжные соединения в небольших количествах, поскольку сфера их использования довольно невелика. Используют эти виды болтов при монтаже железнодорожного полотна и вспомогательных к нему конструкций. В свою очередь, железнодорожные болты подразделяются на стыковые (или путевые), закладные и клеммные. Стыковые (путевые) болты используют вместе с рельсовыми накладками. Выпускаются они с закруглёнными головками. Закладные болты предназначены для соединения шпал с подкладками. А с помощью клеммных болтов прокладка крепится к рельсам. Изготавливают железнодорожные болты из углеродистой стали высокой прочности.

Транспортные (норийные) болты. Иногда их ещё называют элеваторными болтами. Они предназначены для прикрепления норийного ковша или другого подающего элемента к транспортировочной ленте. Изготавливают их из углеродистой стали как с цинковым покрытием, так и без него. Свою особенность в таких болтах имеет головка. С торца она плоская, а со стороны стержня выполнена в виде полусферы. На полусфере находятся два шипа, которые предотвращают поворот болта вокруг своей оси.

Читайте также:  Bosch axt rapid 2000 2 квт

Лемешные болты. Как и железнодорожные, такие болты выпускают в ограниченных количествах. Сфера их использования — сельскохозяйственные машины. Лемешными болтами крепят навесное оборудование, это могут быть как металлические, так и деревянные элементы. Изготавливают их с потайными головками, причём по классу точности лемешные болты выпускаются даже с классом «C». Предусмотрен в них также и квадратный подголовок, который фиксирует болт в одном положении и не позволяет ему вращаться.

Мебельные болты. Как правило, такие болты выпускают с полукруглыми либо потайными головками. Мебельные болты дешевле по стоимости, чем, скажем, машиностроительные. Применяют их не только при сборке мебели, но и в изготовлении других деревянных конструкций, например стропил или каркасных домов. Нередко они используются и в других назначениях в неответственных соединениях. Уровень прочности мебельных болтов обычно средний. Практически все мебельные виды болтов выпускают с оцинкованным покрытием из эстетических соображений.

Часто бывает так, что в домашней мастерской полно болтов, но все они длиннее, чем необходимо. Тогда их нужно укоротить – и вот это уже проблема, если у хозяина нет специализированных инструментов по типу болгарки. Но, как говорится, нет ничего невозможного.

Когда человек задастся целью, то он всегда придумает подходящий способ, чтобы претворить задуманное в жизнь. Нужно всего лишь немного сноровки и терпения. Вот несколько проверенных методов, которые может взять на вооружение каждый.

Используем обычный напильник

При малом сечении металлического стержня вполне подойдёт этот самый простейший инструмент, который есть практически в любом доме. Им вполне можно сточить несколько лишних миллиметров. Правда, для этого потребуется немало времени и физических усилий.

  1. Зажать болт в тиски шляпкой вниз.
  2. Отметить маркером место надреза.
  3. Аккуратно сделать запил (если пруток не слишком толстый, то его вполне можно затем надломить с помощью плоскогубцев).

Применяем пассатижи

Они всегда под рукой у любого хозяйственного человека. Имея многофункциональное предназначение и шарнирно-губцевую конструкцию, пассатижи сочетают в себе плоскогубцы, бокорезы и острый резак в основании губок. Ими можно зажимать и захватывать трубы небольшого диаметра, удерживать цилиндрические детали, перекусывать металлопрутки.

Для обрезки болта необходимо выполнить следующее:

  1. Отмерить необходимую длину.
  2. Небольшим надфелем в этом месте сделать надпил.
  3. Плотно захватить излишек губками и переломить, либо перекусить кусачками, располагающимися в районе шарнирного механизма.

Рубим болт зубилом

Работа зубилом требует особого внимания и определённых навыков:

  1. Точно разметить нужный контур специальной чертилкой по металлу.
  2. Если толщина металла такова, что одним ударом зубило его не перебьёт, то болт зажимают слесарными тисками. В противном случае, рубануть по тонкому пруту можно прямо на прочной подложке или кузнечной наковальне.
  3. Нужно следить, чтобы губки находились на уровне отметки. При большой толщине прута линия чертилки должна быть выше зажимного устройства примерно на 4 мм.
  4. Опереть рубящий инструмент на ближнюю губку так, чтобы угол составил 30–35 0 , а острый край прилегал к обрабатываемой поверхности примерно под 45 0 .
  5. Удары молотком должны быть короткими и точными, в район «затылка».

Важно: Нельзя крепко зажимать рукоятку зубила в руке. Правильно немного придерживать инструмент, равномерно нанося удары и постепенно пододвигая рубящее лезвие параллельно губкам тисков.

Когда перерубить металл с одного раза не получается, вновь повторяют проход. Иногда целесообразнее это сделать по той же разметке, но с другого бока.

На заметку: Зубило – грубый инструмент, поэтому делая разметку, нужно учесть дополнительный припуск по длине, т. к. после этого придётся обрабатывать край напильником или наждаком.

Стачиваем болт при помощи бруска

Применение этого приспособления предполагает целенаправленное снятие слоёв металла благодаря абразивному воздействию наждачного камня. Процедура требует большого терпения, т. к. прочный металл с трудом поддаётся ручной обработке. Для этого:

  1. Болт прочно зажать в тиски шляпкой вниз.
  2. Взять брусок двумя руками за противоположные концы.
  3. Сточить необходимый объём металлической поверхности, применяя равномерные движения с большим усилием.

Внимание! Этот инструмент подойдёт в тех случаях, когда требуется просто немного подточить излишек длины стержня.

Пилим болт при помощи ножовочного полотна

Быстро добиться желаемого результата куда проще с помощью пилки по металлу и шуруповёрта или дрели. Кроме этих инструментов также потребуются пара гаек, карандаш-маркер и умелые руки.

На заметку! Если взяться за дело без подготовки и просто начать пилить болт ножовкой, то повреждение резьбы фактически неизбежно. Тогда крепёж станет непригоден к дальнейшему применению.

Гарантированно обезопасить себя можно, воспользовавшись проверенным способом. Алгоритм действий прост:

  1. Выберите болт нужного диаметра и нанесите отметку для обрезки прямо по резьбе.
  2. Закрутите на него две гайки до намеченной линии – одна выполнит роль ограничителя, вторая – контргайки, которая не даст первой двигаться по виткам.
  3. Для фиксации полотна пилки, если это нужно, можно навинтить дополнительную гайку ниже отметки пропила.
  4. Вставьте собранную конструкцию в патрон шуруповёрта/дрели и хорошенько зажмите фиксатором.
  5. Приложите к линии отреза полотно ножовки.
  6. Включите инструмент в электросеть. Острые зубчики пилы быстро отделят лишний конец стержня.

Такая технология поможет выполнить обрезку быстро и качественно, а место среза останется ровным.

Читайте также:  Башня теслы принцип работы

Без инструментов: раскаляем болт и применяем топорик для мяса

Если поблизости вообще нет ничего подходящего, а укоротить стержень очень уж надо, то остаётся один вариант – накалить металлическую болванку до белого цвета, чтобы размягчить железо, и со всего маху отрубить лишнее обычным топором для мяса.

Максимально разогреть металл можно используя для этих целей горн для кузнечного дела, паяльную лампу, электрическую плиту, горелку газовую, в конце концов, развести костёр из дров. Оптимальный выбор можно сделать, только зная сорт стали, из которой изготовлен сам стержень.

И здесь важно соблюсти предосторожность при контакте с горячими искрами, которые могут попасть в глаза и вызвать ожог слизистой. Опасность представляет и возможность отлёта в сторону отрубленной раскалённой части. Поэтому перед тем, как рискнуть нужно одеть защитные очки, плотную одежду и шапку, на руки – брезентовые рукавицы, либо обмотать их тряпкой.

И, тем не менее, – лучше воздержаться от таких экспериментов.

Таким образом, всегда можно найти способ, чтобы укоротить длину болта, если проявить немного хозяйской смекалки. И хотя зачастую это требует немало силы воли, терпения и физических усилий, но полученный результат, несомненно, станет для вас заслуженной наградой. А, казалось бы, простейшие инструменты помогут выполнить задуманное даже без современной функциональной болгарки.

В повседневной жизни можно встретить множество изделий, при изготовлении которых применялись различные крепежные элементы. Наиболее распространенным типом крепежей является болт. На сегодняшний день существуют различные виды болтов, которые имеют разные параметры. Характеристики болтов различаются в зависимости от размеров, типа резьбы, форме головки, стержня и прочности используемого металла.

Материал

Прочность крепежного элемента один из важнейших параметров, характеризирующих метизы. Прочность крепления напрямую зависит от типа материала, из которого оно изготовлено. В зависимости от прочностных характеристик, подбирается металл для производства и режим его термической обработки.

Чаще всего стандартные болты изготавливаются из легированной и нелегированной стали. Но в некоторых случаях они могут изготавливаться из других металлов, таких как медь, алюминий, которые применяются в тех случаях, когда нет необходимости достижения высокой прочности крепежа. Для изготовления ювелирных изделий, крепежи могут изготавливаться из драгоценных металлов, таких как золото, серебро и других.

В зависимости от типа используемого материала зависит обозначение болтов, называемое сортаментом, изучая которые можно понять, из чего делают болты.

Очень часто для повышения технических характеристик метизов применяют специальное покрытие, которое защищает крепежный элемент от воздействия окружающей среды (влажность, вода, диапазон температур, химические вещества).

Среди” наиболее распространенных покрытий можно выделить следующие разновидности:

  1. Цинковые. Толщина цинкового покрытия может варьироваться в зависимости от требований. Для болтов, используемых в бытовых приборах, толщина обычно небольшая. Но для крепежей промышленного назначения она обычно составляет до 25 мкм.
  2. Кадмированные. Не очень распространенный тип болтов, из-за токсических свойств кадмия. Поэтому применятся в редких случаях, когда покрытие из других материалов не позволяют достичь желаемых эксплуатационных характеристик.
  3. Никелевые. Обычно применяются для крепежей, используемых при производстве мебели. Никель повышает только декоративные характеристики, практически не изменяю эксплуатационные.
  4. Фосфатирование и оксидирование. Применяются для создания защитного слоя на поверхности болтов, за счет окисления основного металла.
  5. Цинк-ламельное. Приобретают широкое распространение, так как могут повысить срок службы крепежей в несколько раз.

Прочность

Прочность строго регламентируется ГОСТом, так как в некоторых случаях о этого зависит безопасность человека, сохранность оборудования или строений. Для достижения точности прочностных характеристик производят расчет высокопрочных болтов. Производство высокопрочных болтов регламентирует ГОСТ 7798-70.

Исходя из прочностных характеристик, болты делятся на 11 классов. Каждая категория имеет собственную маркировка, исходя из которой можно четко определить, к какому классу он относится и какую нагрузку выдерживает. Следует отметить, что каждый метиз имеет определенный запас прочности к показателям, указных в маркировке. Поэтому не стоит переживать, что запас прочности болта будет впрок.

Прочность болтов зависит не только от типа используемого материала, но и технологии изготовления. Исходя и прочностных характеристик крепежных элементов можно выделить классификацию болтов по прочности:

  • 3,6 – крепежи из нелегированной стали, без дополнительной закалки;
  • 4,6 – изделия из углеродистой стали (углерод менее 0,55%);
  • 5,6 – из стали без отпуска (углерод более 0,15%);
  • 6,6 и 6,8 – болты из углеродистой стали без дополнительных добавок;
  • 8,8 – применяется сталь с дополнительными компонентами (хром, марганец, бор), которая после закалки отпускается при температуре более 400 градусов;
  • 9,8 – практически не отличаются от класса 8,8, имея повышенный показатель прочности;
  • 10,9 – используется сталь с добавками, которая отпускается в температурном диапазоне от 340 до 425 градусов.
  • 12,9 – для изготовления крепежей используется легированная сталь с минимальным содержанием фосфора и серы.

По назначению

Исходя из назначения, можно выделить следующие типы болтов:

  1. Лемешный – предназначен для крепления тяжелых подвесных конструкций. Исходя из названия можно понять, что он широко используется в сельском хозяйстве, обычно для крепления лемехов на почвообрабатывающую технику.
  2. Мебельный – отличается от других видов тем, что резьба нарезается не по всей длине стержня. Обычной целостной остается третья часть. Головка такого крепежа обычно гладкая, что необходимо для того, чтобы болт не выступал над поверхностью мебели. Несмотря на названия, такие элементы применяются и в других сферах, особенно часто в строительстве.
  3. Дорожный – широко распространённый при монтаже ограждений. Отличается полукруглой головкой, под которой расположен квадратный подголовок. Такая конструкция позволяет прочно фиксировать элементы ограждения к столбам. Применяется во всех сферах, где есть необходимость фиксации тонких листов металла, дерева, пластика и других материалов.
  4. Машиностроительный – наиболее распространенный тип болтов, который применяется машиностроительстве. Он отличается повышенными прочностными свойствами и устойчивостью к агрессивной внешней среды.
  5. Путевой – применяется в железнодорожной сфере, чаще всего для соединения отдельных частей рельс. Отличаются тем, что резьба может составлять меньше половины длины стержня.
Читайте также:  Время токовые характеристики автоматических выключателей schneider

Понять к какому типу относиться метиз можно исходя из условного обозначения болтов.

По форме головок

Учитывая разнообразия болтов и их конструкций, существует дополнительная классификации. В зависимости от формы головки, выделяются следующие:

  1. Универсальный (с шестигранной головкой) – наиболее распространенный тип, для затягивания которого подходят обычные ключи. Применяется практически во всех сферах, чаще всего такой тип можно встретить в машиностроении и строительстве.
  2. Анкерный – особый тип, который используется для крепежа тяжелых элементов. Такие болты отличаются большим разнообразием форм и размеров. Обычно применяются в строительстве для монтажа оконных рам, дверных проемов, подвесных потолков и светильников.
  3. Рым-болт – крепеж повышенной прочности, который вместо головки имеет крепежное кольцо. Такая конструкция позволяет поднимать большие грузы. Некоторые модели предусматривают шарнирное крепление кольца, что позволяет ему свободно вращаться на основании.
  4. С полукруглой головкой – часто применяется при производстве мебели и монтаже ограждений.
  5. С потайной головкой – обычно применяется в радиостроении и электротехнике. После закручивания головка болта не выступает над поверхностью, головка болта полностью плоская и имеет внутренние шлицы для закручивания отверткой. Диаметр головки ненамного больше диаметра стержня.
  6. Болт без головки – этот тип не имеет части, называемой шляпкой, шлицы для закручивания вырезаны непосредственно в стрежне.

По форме стрежня

Различные части болта, в том числе стержень, имеет разные конструкцию, разновидности которых зависят от технических требований. Чаще всего стержни отличаются диной резьбы, она может располагаться по всей длине, или занимать только определенную часть, треть или половину. Часто на стержне располагается подголовок, который необходим для более надежной фиксации. Диаметр резьбовой и голой части обычно одинаковый, но в некоторых случаях, когда есть необходимость создания соединения повышенной нагрузки, применяются болты с разным диаметром отдельных частей. Такие стрежни называются ступенчатыми.

По типу и шагу резьбы

Для различных типов, используется несколько видов резьбы. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:

  1. Метрическая – относиться к группе винтовой резьбы, которая наноситься на внешнюю часть стержня. Форма пазов и выступов формирует равнобедренный треугольник. Параметры этой резьбы измеряются в миллиметрах, из-за чего она получила свое название. Этот тип резьбы наиболее распространенный, чаще всего ее можно встретить использую обычные и анкерные болты.
  2. Дюймовая – также имеет треугольный профиль, отличается лишь тем, что ее параметры измеряются в долях дюйма.
  3. Трубная.
  4. Трапецеидальная – отличается формой впадин и выступов, которые имеют не треугольную, а трапециевидную форму. Это позволяет создать большую силу трения, что не позволяет болту самостоятельно выкрутиться в процессе эксплуатации.
  5. Упорная – применяться при повышенных боковых нагрузках, в сечении имеет форму прямоугольного треугольника.
  6. Прямоугольная – применяется в тех случаях, когда крепеж должен выполнять свои функции под большими нагрузками.

По классу точности

По классу точности выделяют следующие виды болтов и гаек:

  1. Класс точности А – конструкция болтов данного класса предусматривают их установку в предусмотренное отверстие таким образом, чтобы между стрежнем и отверстием не осталось зазора. Изначально диаметр отверстия должен быть меньше диаметра стержня, затем оно постепенно растачивается до необходимых размеров, пока болт не встанет плотно. Разница между диаметрами не может превышать 0,3 мм. Из-за больших сложностей монтажа, такой тип практически не используется в повседневной жизни. Чаще всего они встречаются в точном машиностроении.
  2. Нормальной точности (класс В) – разница между диаметров болта и отверстия не должна превышать 3 мм, при этом диаметр стержня не должен отклоняться от нормы более чем на 0,52 мм.
  3. Класс С – диапазон допуска для диаметра стержня составляет не более 11 мм.

В строительстве и машиностроении чаще всего применяются крепежи нормальной точности.

Маркировка и обозначение болтов

Болт на чертеже указывается с помощью специальной маркировки, которая позволяет кратко описать все необходимые характеристики.

Чаще всего маркировка наноситься на головку, что позволяет оперативно подобрать необходимый тип.

Рядом с маркировкой может быть указано название производителя.

Для расшифровки болтов нужно обратить внимание на цифры на головке болта, которые означают:

  1. Первые цифры указывают на класс прочности, который является наиболее важным, так как указывает, какую нагрузку способен выдержать крепеж (первая обозначает прочность, вторая – текучесть материала.
  2. Обозначение резьбы – наноситься на головку только когда резьба левостороння, что указывается стрелкой.
  3. Буквы – обозначают тип металла, из которого произведен крепеж.

Обозначение гайки и болта проводится в соответствии с правилами маркировки по ГОСТу или же спецификации согласно международному стандарту DIN 933.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *