Содержание
В 1666 году английский физик Исаак Ньютон с помощью призмы разложил белый солнечный свет в непрерывный спектр, из которого он составил цветовой круг, в котором были расположены семь основных цветов.
Цифра семь в данном случае появилась потому, что Ньютон хотел провести аналогию с семью музыкальными нотами.
Можно ли при помощи цветового диска Ньютона опять получить белый цвет? Проведем эксперимент, для которого потребуются цветовой диск и автомобиль на радиоуправлении.
Прикрепим диск к ведущему колесу автомобиля и включим мотор. Мы видим, как из разноцветного диска получается белый диск.
Давайте посмотрим, как выглядит вращающийся диск Ньютона при замедленной съемке. На видео видны цвета, а это значит, что белый цвет образуется благодаря особенностям человеческого восприятия. Как это объяснить?
Дело в том, что на сетчатке глаза человека расположены рецепторы (палочки и колбочки), которые воспринимают световые сигналы.
За восприятие цвета отвечают колбочки, а за зрение в условиях недостаточной освещенности-палочки.
Когда диск Ньютона вращается с высокой скоростью, то глаз не успевает замечать отдельные цвета, он их просто суммирует. Именно поэтому мы видим белый цвет на диске Ньютона.
В данном случае стоит вспомнить слова Ньютона: "…лучи света не являются цветными. В них нет ничего, кроме определенной способности вызвать у нас ощущение того или иного цвета".
Если вам понравился этот эксперимент – ставьте лайк и подписывайтесь на канал изобретателя Димы! А также вы можете посетить сайт Димы – www.изобретатель-дима.рф
Видео эксперимента про цветовой диск Ньютона
Сделать простейшую ракету можно в домашних условиях, для этого вам понадобятся спички, обмотанные фольгой, свечка, плоскогубцы для удержания спички. Давайте посмотрим, как полетит наша ракета. Съемка проводилась на камеру, снимающую 240 кадров в секунду, именно поэтому мы можем рассмотреть этот полет в деталях.
Для эксперимента потребуются: спички, тарелка с водой, монетка, свеча и пустая банка. Зажгите свечу и дождитесь, пока она разгорится. Накройте свечу банкой и наблюдайте за происходящим. Свеча начинает работать как насос и вода всасывается в банку. Когда вода будет в банке, вы сможете достать монетку, не замочив рук.
Как увидеть пулю, выпущенную из ствола пистолета? Для этого нужна камера, которая может снимать большое количество кадров в секунду. Видео летящей пули в этом эксперименте замедлено в 100 раз!
Как вы думаете, почему спортивные автомобили имеют такую обтекаемую форму? Почему самолеты похожи на веретено? Почему у истребителей острый нос? Как узнать аэродинамику игрушечной машинки?
Почему каждую зиму водители меняют колеса на своих автомобилях? Делается это для того, чтобы улучшить сцепление колес авто со скользкой дорогой. Давайте узнаем, насколько важно обеспечить это сцепление.
Все мы знаем, что белый свет состоит из всех лучей спектра, но как это можно проверить на практике? Для этого эксперимента нам понадобится обычный компакт-диск и источник белого света.
Как вы думаете, можно ли ходить по воде? Как ни странно, но это возможно, если воду заменить неньютоновской жидкостью.
Можно ли сделать лазерное шоу в домашних условиях? Давайте проведем эксперимент, для которого нам понадобятся: лазерная указка, дифракционная решетка, а также автомобиль на радиоуправлении.
Как вы думаете, может ли капля воды парить над поверхностью как волшебник в сказке? А ведь это вполне возможно, что и доказывает эффект Лейденфроста.
Для опыта нам потребуется пуговица и прочная нить. Проденем нить в пуговицу и свяжем ее концы. Выровняем пуговицу посредине. Теперь нужно закрутить концы нити, вращая пуговицу перед собой. Когда нитка хорошо закрутится, то я потяну ее концы в разные стороны.
Можно ли при помощи разноцветного диска Ньютона получить белый цвет? Проведем эксперимент, для которого потребуются цветовой диск и автомобиль на радиоуправлении.
Но как работает воздушный винт самолета? У меня есть игрушка, которая поможет разобраться в этом вопросе. Состоит она из пускового механизма, приводимого в движение веревкой, и макета винтового самолета. Когда я резко дергаю за веревку, винт начинает раскручиваться с большой скоростью и самолет устремляется вперед.
Для эксперимента нам понадобится пластиковая бутылка емкостью 0,5 литра с продырявленной крышкой, а также вата, промоченная спиртом.
Для сегодняшнего эксперимента нам понадобится двояковыпуклая линза и солнцезащитные очки для защиты глаз. Получится ли при помощи линзы прожечь доску или зажечь спичку?
В этой статье я хочу рассказать о том, как работает гидравлический эксаватор и описать общий принцип его работы.
В этой статье я хочу рассказать о том, как быстро и качественно произвести резку пенопласта.
Введение
Мы живем в мире разнообразных световых явлений – радуга, полярные сияния, голубое небо. Тем, кто не знаком с причинами их возникновения, эти световые явления кажутся необыкновенными и загадочными.
В повседневной жизни мы встречаемся со многими световыми явлениями, но обычно не задумываемся над ними – насколько они привычны для нас, а вот объяснить их часто затрудняемся. Например, чайная ложка, опущенная в стакан с водой, кажется нам надломленной или сломанной, в зависимости от того, с какой стороны мы смотрим на ложку. Мы видим окружающие нас предметы многоцветными при освещении Солнцем или яркой лампой, но с наступлением сумерек или при ослаблении света цветность предметов блекнет.
Все эти явления связаны с понятием «свет». В обыденной речи «свет» мы используем в самых разных значениях: ученье – свет, а неученье – тьма, свет мой, солнышко, скажи … В физике термин «свет» имеет гораздо более определенное значение. Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которое падает. Следовательно, он передает этим телам энергию. Мы также знаем, что одним из видов теплопередачи является излучение, следовательно, Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом и вызывающее зрительные ощущения. Свет обладает множественными свойствами, одним таким свойством света является – дисперсия. Мы всегда сталкиваемся с этим явлением в жизни, но не всегда замечаем этого. Но если быть внимательным, то явление дисперсии всегда нас окружает. Одно из таких явлений это обычная радуга. На первый взгляд радуга это что-то простое, на самом деле при возникновении радуги происходят сложные физические процессы. Поэтому мы выбрали тему дисперсия света для того, чтобы глубже понять физические процессы и явления, происходящие в природе. Это очень интересная тема и мы постараемся в своем проекте представить все моменты, происходящие в истории развития науки о свете и показать опыты по демонстрации дисперсии света, а так же свою экспериментальную установку, разработанную специально для наблюдения дисперсии света, которая впоследствии может быть использована на уроках физики при изучении данной темы.
Цель проекта – изучение понятия «Дисперсия света» и изготовление экспериментальной установки «Цветовой диск Ньютона».
Задачи:
- Изучить историю открытия И. Ньютоном явления Дисперсия света.
- Рассмотреть спектральный состав света.
- Дать понятие о дисперсии света.
- Подготовить эксперименты по наблюдению дисперсии света.
- Рассмотреть природное явление радуга.
- Изготовить экспериментальную установку «Цветовой диск Ньютона».
I. Теоритическая часть
1.1. Открытие Исаака Ньютона
В 1665–1667 годах Исаак Ньютон – английский физик и математик занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено, данное наблюдение его очень заинтересовало, и он решил разгадать природу возникновения цветных полос. В это время в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и молодой Исаак Ньютон решил укрыться от неё в своём родном Вулсторпе. Перед отъездом в деревню он приобрёл стеклянные призмы, чтобы «произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов». Исследуя природу цветов, Ньютон придумал и выполнил целый комплекс различных оптических экспериментов. Некоторые из них без существенных изменений в методике, используются в физических лабораториях до сих пор. Главный опыт был традиционным. Проделав небольшое отверстие в ставне окна затемнённой комнаты, Ньютон поставил на пути пучка лучей, проходивших через это отверстие, стеклянную призму. На противоположной стене он получил изображение в виде полоски чередующихся цветов (рис. 1).
Рисунок 1. Эксперимент И. Ньютона
1.2. Спектральный состав света
Полученную таким образом цветную полоску солнечного света Ньютон разделил на семь цветов радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (рис. 2).
Рисунок 2. Разложение белого пучка света на спектр
Спектр – (от латинского «spectrum» – видение) непрерывный ряд цветных полос, получается путем разложения луча белого света на составные части (рис. 3).
Рисунок 3. Спектр
Если же рассматривать спектр без подобного предубеждения, то полоса спектра распадается на три главные части – красную, желто-зелёную и сине-фиолетовую. Остальные цвета занимают сравнительно узкие области между этими основными.
Все цвета спектра содержатся в самом солнечном свете, а стеклянная призма лишь разделяет их, так как различные цвета по-разному преломляются стеклом. Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, слабее всего – красные.
1.3. Дисперсия света
Проходя через призму, луч солнечного света не только преломляется, но и разлагается на различные цвета.
Дисперсией называется явление разложения света на цвета при прохождении света через вещество.
Прежде чем разобраться в сути этого явления, необходимо рассмотреть преломлении световых волн. Изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую называется преломлением.
Положим на дно пустого не прозрачного стакана монету или другой небольшой предмет. Подвинем стакан так, чтобы центр монеты, край стакана и глаз находились на одной прямой. Не меняя положения головы, будем наливать в стакан воду. По мере повышения уровня воды дно стакана с монетой как бы приподнимается. Монета, которая ранее была видна лишь частично, теперь будет видна полностью. Эти явления объясняются изменением направления лучей на границе двух сред — преломлением света (рис. 4).
Рисунок 4. Преломление светового луча
Закон преломления света: падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный в точке падения, лежат в одной плоскости.
где n21 – относительный показатель преломления второй среды относительно первой.
При изменении угла падения α меняется и угол преломления β , но при любом угле падения отношения синусов этих углов остается постоянным для данных двух сред.
sin α | = n. |
sin β |
Если луч переходит в какую-либо среду из вакуума, то
sin α | = n, |
sin β |
где n – абсолютный показатель преломления второй среды.
Абсолютный показатель преломления – физическая величина, равная отношению синуса угла падения луча к синусу угла преломления при переходе луча из вакуума в эту среду.
Чем больше у вещества показатель преломления, тем более оптически плотным считается это вещество. Например, рубин – среда оптически более плотная, чем лёд.
Преломление света при переходе из одной среды в другую вызвано различием в скоростях распространения света в той и другой среде. Это было доказано французским математиком Пьером Ферма и голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Они доказали, что
Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная отношению скоростей света в этих средах:
sin α | = n21 = | V1 |
sin β | V2 |
Скорость света в любом веществе меньше скорости света в вакууме. Причиной уменьшения скорости света в среде является взаимодействие световой волны с атомами и молекулами вещества. Чем сильнее взаимодействие, тем больше оптическая плотность среды, и тем меньше скорость света. Среду с меньшим абсолютным показателем преломления принято называть оптически менее плотной средой.
Абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды, т. е. от температуры вещества его плотности. Показатель преломления зависит также и от характеристик самого света. Для красного света он меньше, чем для зеленого, а для зеленого – меньше, чем для фиолетового.
Дисперсия света – зависимость показателя преломления и скорости света от частоты световой волны.
Абсолютный показатель преломления стекла n, из которого изготовлена призма, зависит не только от свойств стекла, но и от частоты (от цвета) проходящего через него света. В опыте Ньютона при разложении в спектр пучка белого света, лучи фиолетового цвета, имеющие большую частоту, чем красные, преломились сильнее красных, поэтому на экране можно наблюдать цветную полосу – спектр (рис. 5).
Рисунок 5. Преломление светового луча при прохождении через более оптически-плотную среду – стеклянную призму
1.4. Радуга
Дисперсией света объясняются многие явления природы, например Радуга. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга – радуга (рис. 6).
Рисунок 6. Природное явление радуга
Радуга — это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Разноцветная дуга появляется оттого, что луч света преломляется в капельках воды, а затем, возвращаясь к наблюдателю под углом в 42 градуса, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета (рис. 7).
Рисунок 7. Преломления света в капле дождя
Прежде всего, заметим, что радуга может наблюдаться только в стороне, противоположной Солнцу. Если встать лицом к радуге, то Солнце окажется сзади. Наблюдаемые в радуге цвета чередуются в такой же последовательности, как и в спектре, получаемом при пропускании пучка солнечных лучей через призму. При этом внутренняя (обращенная к поверхности Земли) крайняя область радуги окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя крайняя область — в красный.
Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.
Чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем (рис. 8).
Рисунок 8. Схема образования радуги относительно наблюдателя
Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы (рис. 9).
Рисунок 9. Радуга с борта самолета
II. Практическая часть
2.1. Демонстрация экспериментов по наблюдению дисперсии света
Изучив историю открытия дисперсии света, и процесс образования спектра, мы решили опытным путем пронаблюдать дисперсию света. Для этого подготовили и провели видео эксперименты, которые можно использовать на уроках физики при изучении темы Дисперсия света.
Эксперимент №1. Получение радужного спектра на мыльных пленках
Для проведения эксперимента понадобится: ёмкость с мыльным раствором, проволочная рамка.
Ход эксперимента: наливаем мыльный раствор в ёмкость, опускаем рамку в раствор, образуется мыльная плёнка. На плёнке появляется радужные полосы.
Эксперимент №2. Дисперсия света – разложение в радужный спектр пучка белого света при прохождении сквозь стеклянную призму
Для проведения эксперимента понадобится: призма, источник света (фонарик телефона), экран (лист белой бумаги).
Ход эксперимента: устанавливаем призму на экспериментальном столике. С одной стороны столика устанавливаем экран. Свет направляем на призму и на экране наблюдаем радужные полосы.
Эксперимент № 3. Дисперсия света – разложение в радужный спектр пучка белого света при прохождении через воду
Для проведения эксперимента понадобится: зеркало, источник света (фонарик телефона), экран (лист белой бумаги), ёмкость с водой.
Ход эксперимента: в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет, чтобы отраженный свет попадал на экран.
1.2. Цветовой диск Ньютона
Ньютон провел обычный опыт со стеклянной призмой и заметил разложение света на спектр. Направив луч дневного света на призму, он увидел на экране различные цвета радуги. После увиденного он выделил из них семь основных цветов. Это были такие цвета как: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Ньютон выбрал лишь семь цветов по той причине, что были наиболее яркие, он также говорил, что в музыке всего семь нот, но сочетание их, различные вариации позволяют получить совершенно различные мелодии. Проведя обратный опыт, т.е. полученный спектр он направил на грань другой призмы и в результате опыта Ньютон снова получил белый свет (рис.10).
Рисунок 10. Первая призма разлагает белый свет в спектр, вторая вновь собирает спектр в белый свет
На основе этих простых опытов Ньютону пришла в голову мысль о создании круга состоящего из семи секторов и закрашенных определенными цветами в результате вращения, которого произойдет их смешение и мы получим белую раскраску этого круга. В последствии этот круг стали называть Цветной диск Ньютона (рис. 11).
Рисунок 11. Цветной диск Ньютона
Попробуем повторить опыт Ньютона. Для этого создадим экспериментальную установку, которая состоит из компьютерного кулера и прикрепленного к нему цветового диска, также блока питания (рис. 12).
Рисунок 12. Экспериментальная установка по получению белого света из спектра
Кулер создает большой проток воздуха, и служит для того что бы привести во вращение цветной диск. Так как наша установка подключается в сеть с напряжением 220 В, а кулер рассчитан на 12 В, поэтому к кулеру подключили блок питания для понижения напряжения с 220 В на 12 В. Для безопасности установка изолирована в пластмассовом боксе.
В результате при включении установки в розетку сети питания цветной круг, закрепленный на кулере, начнет вращаться, и мы увидим желтовато-белую окраску круга (рис. 13).
Рисунок 13. Результат вращения цветового диск Ньютона
Окраска круга при вращении желтовато-белая по двум причинам:
- Скорость вращения круга очень низкая по сравнению со скоростью света;
- Круг окрашен с резкими цветовыми переходами, если сравнивать со спектром разложения белого света.
Таким образом, нам удалось повторить эксперименты Ньютона по разделению белого света на спектр и наоборот получение белого света из спектра.
Заключение
Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката, семицветная дуга радуги. В своем проекте мы попытались ответить на вопрос – как можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. В целом поставленная цель об изучении такого явления как дисперсия света в итоге достигнута. Для того чтобы глубже понять такое свойство света как дисперсия, была изучена дополнительная литература по световым явлениям, были проведены эксперименты по наблюдению явления, была изготовлена установка для вращения цветового круга Ньютона с некоторой скоростью.
В результате проведенных опытов и экспериментов нами были сделаны следующие выводы:
- Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
- Белый цвет имеет сложную структуру, состоящий из нескольких цветов.
- При падении света на границу раздела двух прозрачных сред световые лучи различной цветности преломляются по разному (наиболее сильно-фиолетовые лучи, менее других- красные).
- Призма не изменяет цвет, а лишь разлагает его на составные части.
Таким образом, посредством теоретического изучения данной темы и ее практического подтверждения и была достигнута основная цель проекта.
увлечений Телескоп делаем. дома
В редакцию приходит немало писем с просьбой рассказать на страницах приложения о том, как самим собрать телескоп. Выполняя ваши пожелания, мы попросили инженера Н. П. Василенко, руководителя астрономического клуба «Сириус» г. Невинномысска Ставропольского края, поделиться опытом с читателями приложения. Сделанный по разработанной в клубе технологии телескоп системы Ньютона стал маленькой сенсацией на Днях науки и техники в Таллине в 1986 году.
Наиболее доступен для начинающих астрономов те-лескоп-рефлектор системы Ньютона. Он состоит из трех оптических деталей: главного зеркала с вогнутой сферической поверхностью, второго плоского зеркала и окуляра-лупы (смотри схему). Такой телескоп при диаметре главного зеркала 1 20—1 30 мм имеет 50-кратное увеличение и позволяет вести серьезные астрономические наблюдения. При хорошей погоде в него можно рассмотреть даже орбитальную станцию «Мир». Если его оптика изготовлена с достаточной точностью, то он дает изображение отличного качества. Построить такой телескоп вполне можно в школьной или домашней мастерской за 3—4 недели.
его толщина 25—30 мм. Рабочая поверхность шлифо-вальника должна быть стеклянной или, что еще лучше, из отвержденной эпоксидной смолы слоем 5—8 мм. Поэтому, если вам удалось выточить или подобрать в металлоломе подходящий диск, или отлить его из цементного раствора (одна часть цемента и три части песка), то необходимо оформить его рабочую сторону, как показано на рисунке 2.
Абразивные шлифовальные порошки могут быть из карборунда, корунда, наждака или из кварцевого песка.
Стеклянный диск. наклеенный на эпоксидном клее
Отверженная эпоксидная смола
Металлический или цементнобетонный I диск
Вариант I Вариант П
R- Радиус кривизны
Самая важная и наиболее трудная для самостоятельного изготовления деталь — главное зеркало. Мы предлагаем вам новый достаточно простой способ его изготовления, для которого не нужно сложного оборудования и специальных станков. Правда, вам придется строго выполнять все рекомендации по тонкой шлифовке и особенно по полировке зеркала. Только при этом условии вы сможете построить телескоп, который ничуть не хуже заводского.
Мы подробно остановимся лишь на изготовлении главного зеркала. Именно эта деталь, как показывают ваши письма, вызывает больше всего затруднений. Поэтому обо всех остальных деталях мы скажем очень коротко.
Заготовка для главного зеркала — стеклянный диск толщиной 15—20 мм. Можно использовать линзу от конденсора фотоувеличителя, которые часто продаются в магазинах фототоваров, склеить эпоксидным клеем из дисков тонкого стекла, которые легко вырезать алмазным или роликовым стеклорезом. Постарайтесь, чтобы клеевое соединение было минимальной толщины. «Слоеное» зеркало имеет некоторые преимущества перед сплошным — оно меньше подвержено короблению при изменении окружающей температуры и, следовательно, дает изображение лучшего качества (см. рис. 1).
Диск для шлифовальника может быть стеклянным, металлическим или цементно-бетонным. Диаметр диска шлифовальника должен быть равен диаметру зеркала, а
Последний шлифует медленно, зато качество обработки заметно выше.
Зерна абразива (его потребуется 200—300 г) для грубой шлифовки, когда нам нужно сделать в заготовке зеркала нужный радиус кривизны, должны быть размером 0,3—0,4 мм.
Кроме того, понадобятся более мелкие порошки с размерами зерен: 0,1—0,12 мм —30—50 г 0,04—0,05 мм — 20—30 г 0,02—0,025 мм — 10—20 г 0,008—0,01 мм — 10 г