Содержание
К числу наиболее популярных моделей стационарных двигателей, получивших широкое распространение в СССР, целесообразно отнести двигатель УД 2. Подобные устройства использовались в конструкциях различного оборудования — насосов, генераторов и других приборов. Длительный срок службы изделия, превосходные технические характеристики и простое устройство сделали его крайне востребованным среди потребителей.
Назначение двигателя УД-2
Прежде чем более подробно изучить технические характеристики двигателя УД2, необходимо более подробно рассмотреть его тип и назначение. Он относится к категории многофункциональных силовых агрегатов среднефорсированного типа, что позволяет использовать его в широком спектре устройств.
УД 2М использовался в:
- различных моделях бензоэлектрических агрегатов, генераторов;
- насосном оборудовании;
- приводах компрессоров, лебедок и других механических узлах;
- моторных лодках различного назначения.
Массовый выпуск первых экземпляров УД начался в 1952 году на моторном заводе в Ульяновске, когда были изготовлены моторы трех различных модификаций. Со временем линейка силовых агрегатов была дополнена в 1967 сразу двумя моделями.
Устройство представляет собой агрегат 4-х тактного типа с клапанами, расположенными в нижней части изделия, за исключением более поздних модификаций.
Ресурс двигателя при своевременном техническом обслуживании крайне велик, что позволяет использовать его до сих пор, особенно в удаленных регионах страны. Огромное значение имеет правильная регулировка зажигания, которая позволяет успешно заводить устройство даже в условиях низких температур.
Технические характеристики двигателя УД-2
Желая выяснить особенности, которыми обладает двигатель УД2 М1, а также другие модификации, целесообразно изучить рабочие показатели этой серии моторов. Они практически идентичны для всех модификаций этой серии и делают агрегат оптимальным вариантом для установки на различную спецтехнику, а также самодельные устройства.
Основные технические характеристики УД-2:
- объем изделия — 610 см3;
- мощность — 8 л.с.;
- количество цилиндров — 2, диаметром 7,2 см;
- система смазки — комбинированная;
- рекомендуемый тип масла — минеральное;
- система охлаждения — принудительная, воздушного типа;
- подача топлива — карбюраторная;
- габариты (ДхШхВ) — 55х48,5х55,5 см;
- тип потребляемого топлива — неэтилированный А-72; А-76;
- вес изделия — 72 кг.
Благодаря небольшому уровню расхода топлива, который составляет порядка 370 г/л.с. в час, цена эксплуатации техники крайне экономичная. При этом небольшой вес агрегата и обилие запчастей, позволяют значительно сэкономить на техническом обслуживании, ремонте, выполняя необходимые работы самостоятельно.
Переделка мотора не пользуется большой популярностью среди владельцев, поскольку он обладает оптимальными характеристиками. Значительно чаще «Ульяновец» используется в качестве силового агрегата для сборки различных самодельных видов спецтехники — тракторов, мотоблоков, культиваторов.
Устройство двигателя УД-2
Как показывают многочисленные отзывы владельцев подобного устройства, оно отличается простой, надежной конструкцией, которая способна прослужить долгие годы при надлежащем отношении. Основным элементом двигателя представляется картер, составными узлами которого являются 2 корпусные детали.
К числу других важных составляющих целесообразно отнести:
- кривошипно-шатунный механизм, установленный в картере;
- поршневая группа;
- коленвал;
- маховик.
Необходимо отметить, что при изготовлении деталей этого силового агрегата использовалось сразу 2 материала. Для элементов, больше других подверженных износу, в качестве материала изготовления был выбран чугун, а для других менее ответственных деталей — алюминиевый сплав. Это позволило снизить вес агрегата, а также увеличить срок его службы.
Модификации двигателя УД-2
За время выпуска этого легендарного отечественного мотора Ульяновским заводом было выпущено 4 основных его модификаций. Они отличаются между собой мощностными показателями, а также конструктивными особенностями:
- УД2С-М1 — оснащен редуктором РО-1;
- УД2Т-М1 — отличается наличием 8-литрового топливного бака;
- УД2СТ-М1 — предусматривает наличие редуктора и топливного бака.
Необходимо упомянуть модификацию УД2-1МС, которая отличалась наличием электростартера. Он позволял сделать старт двигателя значительно увереннее, благодаря чему эта модификация использовалась в армейской технике.
Заключение
Ульяновец УД-2 стал популярным мотором, который повсеместно использовался в различных типах оборудования, в том числе самодельного. Благодаря сочетанию оптимальных технических параметров, низкой стоимости обслуживания, а также длительного срока службы мотор по праву считается универсальным.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Прикупил тут по случаю данный агрегат — стационарный армейский генератор АБ-4-О/230-М1. Год выпуска 1976. Вот раньше делали технику, это да. Весу в нем почти 150кг. Заводится электростартером, при наличии аккумулятора, но можно завести и кик-стартером. Двигатель УД-25, 2-х цилиндровый 4-х тактный верхнеклапаник, половинка мотора от запорожца :). По мере эксплуатации напишу еще чего :).
Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации распространяется на
агрегаты бензоэлектрические унифицированные переменного тока, в дальнейшем
именуемые агрегаты: АБ-2-О/230-М1, АБ-2-Т/230-М1, АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1, АБ-4-Т/400-М1 и предназначено для изучения устройства и осуществления правильной
эксплуатации.
Примечание. Поскольку конструкция агрегатов постоянно совершенствуется, возможны
незначительные отступления от рисунков и текста данного технического описания и инструкции по
эксплуатации не влияющие на понимание принципа действия устройства агрегатов, его
работоспособность и эксплутационные качества.
1.1.1. Полное наименование— агрегаты бензоэлектрические унифицированные
переменного тока типов АБ-2-О/230-М1, АБ-2-Т/230-М1, АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1,
АБ-4-Т/400-М1.
1.1.2. Агрегаты предназначены для использования в качестве автономных основных
или резервных источников электроэнергии переменного тока.
1.2.2. Агрегат обеспечивает возможность местной регулировки напряжения в
пределах от95% номинального до номинального при любой нагрузке от холостого хода до
номинальной с коэффициентом мощности от
0,8 до1,0.
1.2.3. При изменении нагрузки от холостого хода до номинальной с коэффициентом
мощности от0,8 до1,0 выходное напряжение агрегата автоматически поддерживается в
пределах±4% от среднерегулируемого.
Примечание. Среднерегулируемое напряжение— полусумма наибольшего и наименьшего значений
напряжения, полученных при изменении нагрузки и коэффициента мощности в указанных пределах.
1.2.4. Разность между наибольшим и наименьшим значениями установившейся
частоты выходного напряжения агрегата при изменении нагрузки от холостого хода до
номинальной не превышает2 Гц.
Примечание: Частота выходного напряжения в зависимости от нагрузки может иметь
одно из следующих значений:
не более52,5 Гц— при холостом ходе;
не менее49,5 Гц— при номинальной нагрузке.
1.2.5. Агрегат обеспечивает работу с перегрузкой на10% от номинальной мощности в
течение одного часа при температуре окружающего воздуха не выше плюс35°С. Общее
количество часов работы с перегрузкой не должно превышать10% от гарантийной
наработки приводного двигателя агрегата. При перегрузке снижение частоты не должно
превышать2% от номинального значения, изменение напряжения агрегата не должно
превышать±5% от установленного значения.
1.4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА АГРЕГАТОМ
1.4.1. Устройство агрегата
1.4.1.1. Общий вид АБ-2-О/230-М1, АБ-2-Т/230-М1 представлен на
рисунках1 и2, АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1, АБ-4-Т/400-М1 на рисунках3 и4.
1.4.1.2. Двигатель с переходником1 и генератор образуют единый блок, укрепленный
болтами на опорах рамы. Фланцевое соединение двигателя с генератором показано на
рисунке5.
Передача крутящего момента от двигателя к генератору производится при помощи
упругой соединительной муфты. Соединительная муфта состоит из полумуфты и
вентилятора и расположенной между ними резиновой прокладки3. Полумуфта2 крепится к
маховику двигателя, вентилятор4 крепится на валу генератора.
На корпусе генератора укреплен блок аппаратуры. Зажимы для присоединения к
агрегату кабеля нагрузки расположены на блоке аппаратуры и закрываются крышкой. Под
зажимами установлена клица для механического крепления кабеля нагрузки, на которой
имеется шпилька с барашком для присоединения провода заземления инструмента.
На корпусе блока аппаратуры укреплен блок приборов.
Над генератором расположен топливный бак, с помощью скоб укрепленный на
корпусе генератора.
На раме крепится аккумулятор.
Для защиты двигателя от воздействия атмосферных осадков и механических
повреждений агрегат снабжен кожухом, который устанавливается на каркасе.
Каркас крепится к раме агрегата болтами.
Электрическая схема может быть разделена на следующие основные цепи: силовую,
возбуждения генератора, подзарядного устройства и освещения.
1.4.3.1. Силовая цепь
Силовая цепь(цепь нагрузки) генератора трехфазного тока имеет три фазовых
обмотки ОС1, ОС2, ОС3. Напряжение силовой обмотки через выключатель нагрузки ВН
подводится к выходным зажимам1, 2, 3.
Силовая цепь генератора однофазного тока имеет одну силовую обмотку ОС. Ее
напряжение через проходные конденсаторыC1, C2 и выключатель нагрузки ВН подводится
к выходным зажимам10, 20.
1.4.3.2. Цепь возбуждения
В агрегате трехфазного тока обмотка возбуждения ОВ генератора питается через
кремниевые диоды Д5…Д10 от трехфазной дополнительной обмотки ОД1, ОД2, ОД3, а в
агрегате однофазного тока через кремниевые диоды Д5…Д8 (для АБ-2-О/230-М1) и Д5…Д12
(для АБ-4-О/230-М1) от однофазной дополнительной обмотки ОД.
В цепь возбуждения включаются сопротивления регулировки напряжения
(сопротивленияR2-1, R2-2 в агрегате АБ-2-О/230-М1 и сопротивленияR4-1, R4-2 в
остальных агрегатах). В агрегатах трехфазного тока сопротивления регулировки напряжения
включены на стороне выпрямленного, а в агрегатах однофазного тока- на стороне
переменного тока.
1.4.3.3. Цепь подзарядного устройства и освещения
Цепь подзарядного устройства и освещения питается через диоды Д1…Д4 от
вторичной обмотки трансформатора Тр.
Первичная обмотка трансформатора включена на выходное напряжение генератора.
Выпрямленное напряжение через предохранитель Пр подается на выключатель В лампы
освещения, розетку Ш и, через амперметр А1, на аккумуляторную батарею Б. Лампа
освещения Л и розетка также могут получать питание от аккумуляторной батареи.
1.4.4. Принцип работы
1.4.4.1. Самовозбуждение генератора
Самовозбуждение генератора обеспечивается при помощи постоянных магнитов,
установленных в поперечной оси ротора.
ЭДС, наводимая потоком постоянных магнитов в дополнительной обмотке статора
через диоды, подается на обмотку возбуждения.
1.4.4.2. Регулирование напряжения
Напряжение на выходных зажимах поддерживается постоянным при
изменении нагрузки в том случае, если соответственно изменять ток возбуждения
генератора. С увеличением нагрузки и уменьшением коэффициента мощности нагрузки ток
возбуждения необходимо увеличивать.
Изменение тока возбуждения с изменением нагрузки генератора осуществляется с
помощью компаундирующих сопротивленийR1 в агрегате АБ-2-О/230-М1, R1…R2 в
агрегате АБ-4-О/230-М1 иR1…R3 в остальных агрегатах.
При холостом ходе генератора ток возбуждения определяется ЭДС дополнительной
обмотки генератора. При подключении нагрузки часть тока нагрузки, пропорциональная
падению напряжения, создаваемому рабочим током на компаундирующих сопротивлениях,
ответвляется в цепь возбуждения. Этот ток геометрически складывается с током,
определяемым ЭДС дополнительной обмотки. Чем больше ток нагрузки или величина
компаундирующего сопротивления, тем большая часть тока ответвляется в цепь
возбуждения и, следовательно, тем больше суммарный ток, протекающий по обмотке
возбуждения генератора.
Увеличение тока возбуждения с уменьшением коэффициента мощности нагрузки
обеспечивается сдвигом на90 электрических градусов дополнительной обмотки генератора
относительно его силовой обмотки. Таким образом, выходное напряжение
поддерживается постоянным с точностью±4% от среднерегулируемого значения при
изменении нагрузки в пределах от холостого хода до номинальной и коэффициента
мощности от1,0 до0,8.
По мере нагрева или остывания обмотки возбуждения уровень напряжения может
незначительно изменяться(увод напряжения). Уровень поддерживаемого напряжения
зависит от сопротивлений всей цепи возбуждения и может быть установлен изменением
сопротивления регулировки напряжения(при вращении ручки«регулировка напряжения» по
часовой стрелке выходное напряжение увеличивается).
1.4.4.3. Электропитание стартера двигателя и подзарядка аккумуляторной батареи
Для питания стартера двигателя на агрегате устанавливается аккумуляторная батарея
напряжением12В. Включение стартера осуществляется с помощью кнопки стартера Кн,
установленной на блоке приборов.
Запрещается нажимать кнопку стартера Кн при работающем двигателе.
Подзарядное устройство обеспечивает подзарядку аккумуляторной батареи во время
работы. Величина тока подзарядки контролируется по амперметру А1 и может быть
увеличена переключением перемычки на зажимах подзарядного устройства из положения
«63 — 65» в положение
«64 — 65».
1.4.4.4. Защита генератора от перегрузок и коротких замыканий
Защита генератора от перегрузок и коротких замыканий осуществляется тепловыми
реле(для агрегатов трехфазного тока). Если ток в силовой обмотке превысит допустимое
значение, то сработает соответствующее реле, разорвется цепь обмотки возбуждения и
генератор развозбудится.
22
При увеличении нагрузки выше допустимой на агрегатах однофазного тока двигатель
глохнет и генератор развозбуждается.
Стационарные двигатели применяется для привода различных установок – насосов, генераторов и т. д. В СССР таким двигателем стал УД2. Благодаря простой конструкции и легкости ремонта и обслуживания мотор достаточно широко используется в отдаленных районах страны и для привода различной армейской техники. Первые серийные образцы двигателей были выпущены в 1952 году.
Общая схема и характеристики
Стационарные двигатели с воздушным охлаждением УД-2 «Ульяновец» выпускаются на Ульяновском моторном заводе (УМЗ) в течение достаточно продолжительного времени. Конструктивно агрегат представляет собой двухцилиндровый карбюраторный мотор и состоит из следующих основных узлов:
- Картера, с размещенными в нем кривошипным и распределительным механизмами.
- Систем смазки и охлаждения цилиндров.
- Систем питания топливом и зажигания.
- Система запуска.
Поскольку в качестве топлива используется низкооктановый бензин, то технические характеристики двигателя УД-2 невысоки. Максимальная мощность моторов в зависимости от настройки частоты вращения составляет всего 6…8 сил при объеме цилиндров 0,61 литра. Максимально допустимые обороты при этом не должны превышать 3000 в минуту. Расход топлива при этом достаточно высок и составляет около 370 гр/(л.с.*ч). Согласно инструкции, двигатель УД-2 весит около 72 кг (что является очень большой цифрой) при следующих габаритах:
- Длина – 0,55 м.
- Ширина – 0,485 м.
- Высота – 0,555 м.
Модификации
Двигатели УД2 различались по типу их применения, который отражался в их индексе. Для питания генераторов использовались версии с приставкой «Г». Такие моторы имели электрический стартер и переходный колокол для стыковки с генератором. Система зажигания двигателя УД2-Г оснащалась магнето с постоянным углом опережения зажигания.
Вариант «С» изначально был создан для привода небольших сельскохозяйственных машин и оснащался редуктором и аналогичным версии «Г» магнето. Для небольших плавучих средств изготовлялась версия «В», оснащенная сцеплением и реверсным редуктором. Вместе с мотором поставлялся гребной вал и винт. Интересный факт: двигатель УД2-В первых выпусков имел жидкостное охлаждение. Но поздние версии получили стандартные цилиндры и поставлялись под обозначением ПД-221. Для дорожной техники выпускалась версия УД2-Т, имевшая на картере электрический стартер и переходной фланец для установки различных коробок передач. Такие двигатели выпускались под обозначением СМ-12.
После модернизации в 90-е годы все двигатели получили приставку «М» к обозначению. В настоящее время базовый мотор носит обозначение УД2-М1 и выпускается в нескольких исполнениях, имеющих следующие отличия:
- УД2С-М1 имеет жестко установленный на двигатель редуктор РО-1. Дополнительно агрегат комплектуется 20-литровым баком для топлива.
- УД2Т-М1 оснащается установленным над двигателем 8-литровым топливным баком, которого хватает на 1,5 часа работы двигателя.
- УД2СТ-М1 оснащен редуктором РО-1 и 8-литровым баком для топлива.
Примерно до середины 90-х годов выпускался двигатель УД2-1МС с электрическим стартером, который поставлялся по армейским заказам для оснащения передвижных электростанций мощностью 4 кВт.
Картер и цилиндры
Основой конструкции двигателя является чугунный картер, состоящий из двух половин. Взаимное расположение половин определяется по установленным на заводе коническим штифтам. Между половинами картера имеется прокладка, которая не позволяет вытекать маслу из двигателя. Половины картера стянуты между собой шпильками.
На верхней половине картера болтами прикручены постели коренных опор коленчатого вала. Нижняя половина картера имеет сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой и люк в боковой части. Люк крепится болтами и служит для обслуживания внутренних деталей кривошипного механизма и для очистки масляного фильтра. На нижней кромке картера имеются четыре прилива для крепления двигателя к раме или фундаменту.
Коленчатый вал
Главной деталью кривошипного механизма является стальной коленчатый вал, установленный в картере двигателя на двух шариковых подшипниках. На переднем конце вала имеется маховик, обеспечивающий равномерность работы двигателя. Маховик изготовлен из чугуна, отбалансирован и имеет особые направляющие лопатки, подающие охлаждающий воздух на цилиндры двигателя.
Рядом с маховиком установлена шестерня для запуска двигателя стартером. Оба конца вала имеют сальники, предотвращающие течь масла из картера. От осевого перемещения вал зафиксирован специальными кольцами, установленными в проточках на картере.
Поршни и шатуны
На двигателе применены двутавровые стальные шатуны с тонкостенной бронзовой втулкой в верхней части. Коренная шейка шатуна имеет заливку баббитовым сплавом марки Б-83. Для регулировки зазора в таком подшипнике крышка коренных подшипников имеет комплект сменных прокладок толщиной по 0,05 мм. По мере износа баббитового подшипника эти прокладки убирают, обеспечивая нормальный зазор.
Поршневая группа мотора оснащается алюминиевыми поршнями. Каждый поршень имеет по два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Конструкция поршня имеет вставки для компенсации термических расширений детали при работе. Для соединения поршня и шатуна используется плавающий поршневой палец, зафиксированный двумя стопорными кольцами.
Система смазки
Смазка двигателя УД2 осуществляется из 4-литровой масляной ванны в картере под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются нижние подшипники шатунов. Для подачи масла используется обычный шестеренчатый насос с приводом от коленчатого вала. Масло поступает в полость внутри коленчатого вала и потом к баббитовым подшипникам. Часть масла из насоса поступает в установленный в картере фильтр тонкой очистки. Очищенное масло стекает обратно в картер. Для контроля давления масла в конструкции двигателя УД2 используется механический датчик. Он представляет собой штифт, который при нормальном давлении масла выдвигается на определенную длину из корпуса.
Благодаря использованию шариковых подшипников в опорах удалось уменьшить протяженность масляных магистралей. Все остальные узлы мотора смазываются разбрызгиванием.
Газораспределение и охлаждение
Двигатели УД2 оснащены четырехтактной схемой газораспределения с нижним расположением клапанов. Привод клапанов осуществляется толкателями от расположенного в картере распределительного вала. В качестве опор вала используются шариковые подшипники. Регулировка клапанов выполняется специальными болтами в конструкции толкателей. Интересный факт: двигатель УД2 оснащен идентичными клапанами для впуска рабочей смеси и выпуска отработавших газов. Такая конструкция значительно упрощает ремонт и снабжение запасными частями. На фотографии хорошо видна система газораспределения двигателя УД2.
Для привода механизма газораспределения применяется шестеренчатая передача. От этого привода получает вращение и регулятор числа оборотов. Выставление фаз осуществляется с помощью меток на шестернях.
Основным элементом системы охлаждения является маховик, исполняющий функции нагнетающего вентилятора. Для регулировки интенсивности потока воздуха в кожухе маховика имеются жалюзи. Кожух направляет воздух к ребрам на цилиндрах и головках. Общий вид воздухозаборника системы охлаждения на фотографии ниже.
Питание
Подача бензина в цилиндры осуществляется карбюратором модели К-16В, имеющим дополнительный привод заслонки от регулятора числа оборотов. Принцип работы регулятора основан на раздвижении балансиров центробежной силой. После достижения определенного предела балансиры доходят до толкателя, который уменьшает обороты мотора. При падении оборотов балансиры возвращаются назад пружинами, и обороты двигателя вновь начинают расти. Параметры регулятора настраиваются под каждый конкретный случай использования двигателя УД2.
Питание карбюратора бензином идет самотеком. Для очистки воздуха карбюратор оснащается масляным контактным воздушным фильтром. Моторы СМ-12 оснащались фильтром со сменным бумажным элементом. Важным элементом конструкции двигателя УД2 является система вентиляции картера. Для этого между клапанной коробкой и воздушным фильтром установлен резиновый шланг, закреплённый зажимами. На фотографии хорошо видны карбюратор и фильтр двигателя.
Зажигание рабочей смеси
Зажигание двигателя УД2 обеспечивается от магнето высокого напряжения марки М-68Б1 с приводом через вал регулятора оборотов. Конструкция магнето включает в себя автоматический регулятор угла опережения зажигания, что обеспечивает надежную и бесперебойную работу двигателя при разных оборотах. По отдельному заказу система зажигания оснащается экраном для снижения радиопомех. На фотографии слева видно магнето.
Для пуска мотора применяется обычный рычажный кик-стартер, с осью на верхней половине картера. На рычаге имеется зубчатый сектор, который входит в зацепление со специальной шестерней на маховике. Такой способ запуска дал двигателю распространенное прозвище «топ-нога». На фотографии хорошо виден кик-стартер.
Самодельная техника
Двигатель достаточно часто используется при создании различных образцов сельскохозяйственной техники. В такой технике большой вес мотора оказывает положительное действие, поскольку обеспечивает небольшой машине устойчивость при работе с различными сельскохозяйственными приспособлениями.
Самодельные трактора с двигателем УД-2 обычно оснащаются коробками передач от классических «Жигулей» или «Москвичей». Для соединения двигателя и коробки изготавливают переходную плиту. На коленчатый вал устанавливают многоручьевой шкив, от которого осуществляется привод генератора и различных вспомогательных узлов. Образец самодельного трактора на фотографии ниже.
В конструкции передних колес также широко используются элементы подвесок отечественных машин. В качестве рулевого редуктора применяют стандартный узел от легкового автомобиля. Некоторые конструкторы осуществляют привод от рулевого вала на редуктор с помощью моторной цепи. Ведущий мост используется от ВАЗ или АЗЛК, с укороченными по желанию конструкторов чулками. Привод от коробки скоростей на мост выполняется обрезанным до нужной длины стандартным карданным валом от «жигулей». Все узлы и агрегаты монтируются на самодельной раме из уголкового профиля или из швеллера. Еще один образец творчества с двигателем УД2.
Некоторые авторы оснащают свои минитрактора с двигателем УД2 различными подъемными механизмами с использованием деталей от подъемников кабин грузовых автомобилей.