Меню Рубрики

Герметизация воздуховодов вентиляции практические советы

Содержание

Герметичность системы вентиляции, является одним из ключевых показателей ее работы и качества. Есть ряд причин, которыми объясняется важность данного критерия.

  1. В первую очередь, снижение воздухонепроницаемости отрицательно сказывается на эффективности работы вентиляционной системы, а также создает сложности при ее обслуживании. Санитарные нормы предъявляют достаточно серьезные требования к объему приточного свежего воздуха, и для их выполнения необходимо минимизировать утечки из воздуховодов.
  2. Если потери воздуха в системе не компенсировать увеличением производительности оборудования, то микроклимат в вентилируемом помещении ухудшается, что отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности находящихся в нем людей.
  3. Герметизация воздуховодной сети обеспечивает сокращение расходов на электроэнергию и снижает нагрузку на оборудование.
  4. При прохождении негерметичного воздуховода через холодные помещения, в нем может образовываться конденсат.

Нормативы по герметичности воздуховодов

В РФ основным нормативным документом, который регламентирует относительные потери воздуха в вентиляционной системе, является СНиП 3.05.01-85. В соответствии с ним, воздуховоды подразделяются на два класса:

  1. Нормальные(коэффициент утечки составляет 1,61 л/сек/м при давлении 400 Па).
  2. Плотные(коэффициент утечки составляет 0,53 л/сек/м при давлении 400 Па).

Европейским документом, нормирующим герметичность в системах вентиляции, является стандарт Eurovent 2.2. Согласно ему существуют три класса воздуховодов:

Класс А (воздухонепроницаемость составляет 1,35 л/сек/м при давлении 400 Па).

Класс В (воздухонепроницаемость составляет 0,45 л/сек/м при давлении 400 Па).

Класс С (воздухонепроницаемость составляет 0,15 л/сек/м при давлении 400 Па).

Обеспечение герметичности воздуховодов

Решение вопроса герметичности вентиляции должно осуществятся еще на этапе монтажа системы. Правильный выбор воздуховодов и их качественная установка обеспечивают высокую воздухонепроницаемость. Монтаж должен выполняться по Инструкции ВСН 279-85. Она детально описывает требования к производству тех или иных работ, а также факторы, которые влияют на воздухонепроницаемость оборудования:

  • качество изготовления фланцев, бандажей и прочих соединительных элементов;
  • соосность и параллельность соединяемых частей воздуховода;
  • необходимость правильной укладки уплотнений;
  • равномерность затяжки болтовых соединений;
  • необходимость очистки поверхностей перед герметизацией;
  • качество используемых герметизирующих материалов и правильное их нанесение.

Следует учесть, что с точки зрения герметичности, целесообразно использовать круглые воздуховоды, поскольку они обеспечивают лучшую воздухонепроницаемость, по сравнению с каналами квадратного сечения. Это объясняется более простым соединением и меньшим периметром стыков.

Проверка герметичности воздуховодов

Нормативные документы требуют обязательной проверки работы системы воздуховодов на герметичность. Стандартный метод – аэродинамика. При обнаружении утечки неисправность устраняется при помощи геметиков, лент или мастики.

Воздуховоды, используемые в системах вентиляции, кондиционирования, дымоудаления, аспирации и пневмотранспорте, нуждаются в качественном монтаже и герметизации. Утечка воздуха, возникающая в результате неправильно или плохо собранных и уплотненных соединений, сводит на нет саму суть работы воздуховодов, они становятся бесполезными и небезопасными.


Правила монтажа и герметизации этих систем были приняты еще в Советском Союзе и подробно расписаны в Инструкции по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85. С тех пор изменилось многое, в том числе появились новые современные герметизирующие материалы. Однако принципы остались прежними. Разберем их, повторим, узнаем, какие герметики допустимы до уплотнения соединений воздуховодов сегодня.

Общие правила герметизации

Метод герметизации, выбор герметика, регламент проведения испытательных работ — все это прописывают в проектной документации до начала монтажа воздуховода. Согласно проекту, герметизация проводится в процессе или сразу после монтажа, в зависимости от вида соединений.

Существует критерий герметичности воздуховода — это коэффициент утечки воздуха. Он показывает, сколько литров воздуха теряется за секунду на одном погонном метре трубопровода при определенном давлении. По коэффициенту утечки воздуховоды делятся на нормальные и плотные. Для нормальных допустима цифра 1,61 л/сек/м; для плотных 0,53 л/сек/м.

Следует отметить, что параметры допустимой утечки в российской практике достаточно лояльны. Европейские стандарты жестче и делят воздуховод уже на три класса: А,В,С. А — 1,35 л/сек/м; В – 0,45 л/сек/м; С – 0,15 л/сек/м. При этом строго регламентируется сфера применения воздуховода определенного класса. В России все чаще производится монтаж и герметизация воздуховода в соответствии с европейскими требованиями, что гарантирует безопасность системы на ответственном производстве и на сложных, потенциально опасных участках.

При выборе способа герметизации и герметика для воздуховода учитывают следующие параметры:

  • Сфера применения воздуховода (жилое помещение, производство, пневмотранспорт, шахта и т.д.)
  • Место установки (открытая местность, подземное расположение, помещение)
  • Характеристики трубопровода (материал труб, диаметр, сечение)
  • Характеристики транспортируемой среды (давление, температура воздуха, наличие агрессивных примесей)
  • Допуск герметика по нормативной документации
  • Тип соединения
  • Ремонтопригодность участка
  • Бюджет и скорость герметизации системы

Для обеспечения воздухонепроницаемости системы воздуховодов необходимо провести контроль качества работ и материалов.

Этот важнейший этап сборки трубопровода включает:

  • Проверку на прочность и отсутствие дефектов соединительных частей (фланцев, муфт, бандажей, ниппелей, шин)
  • Проверку на безопасность, соответствие транспортируемой среде, материалу труб, герметиков (прокладок, мастик, силиконовых, анаэробных, акриловых герметиков, уплотнительных лент и шнуров)
  • Контроль качества крепежных элементов
  • Правильность нанесения герметизирующего материала
  • Правильность сборки соединения

Согласно Инструкции по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85, процесс герметизации воздуховода состоит из следующих операций:

  • Очистка поверхности перед нанесением герметика
  • Приготовление герметика
  • Нанесение герметизирующего состава
  • Герметизация соединения, куда входит сборка соединения, юстировка, удаление излишков, очистка соединения, проверка герметичности, испытательные работы
Читайте также:  Где клеить букву ш на авто

Большую роль в надежности отдельно взятого соединения и системы в целом играет человеческий фактор. Именно поэтому персонал, осуществляющий сборку и герметизацию воздуховода, должен быть профессионально обучен и соблюдать технику безопасности работ с герметизирующими материалами. Кроме того, помещение, где проводятся работы, должно соответствовать санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.

После окончания герметизации, согласно СНиП 3.05.01-85, воздуховод проверяется на возможные утечки воздуха. Для этого проводятся испытательные работы аэродинамическим методом.

Испытания проводятся при избыточном давлении в системе с помощью измерительной и контрольной аппаратуры: барометров, манометров, анемометров, дифманометров, тягомеров и др. Утечки могут произойти и в процессе эксплуатации системы, когда она уже запущена и успешно работает какое-то время. Если информация о предполагаемых утечках поступила, участок трубопровода тестируют с помощью переносного вентилятора и контрольно-измерительной аппаратуры. Мобильная техника позволяет быстро определить, в каком соединении есть утечка (и есть ли вообще) без отключения системы.

Воспользуйтесь нашими уплотнительными материалами собственного производства, при герметизации воздуховодов.

Общие положения

1.1. В настоящем разделе рассматриваются следующие виды соединений стальных вентиляционных воздуховодов круглого и прямоугольного сечений: фланцевые, бандажные соединения воздуховодов круглого сечения и реечные соединения воздуховодов прямоугольного сечения.

Кроме указанных, инструкция распространяется на производство работ по герметизации специального вида соединений воздуховодов круглого сечения с помощью фиксирующих элементов и ленты «Герлен», а также на производство работ по герметизации воздуховодов, требующих повышенной степени плотности.

Примечание . Включение специальных видов соединений и дополнительных работ по повышению плотности воздуховодов в проектную документацию должно быть обосновано технико-экономическим расчетом.

1.2. Работы по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, аспирации и пневмотранспорта следует начинать по окончании организационно-технической подготовки производства в соответствии с требованиями СНиП III-1-76, СНиП III-28-75 и СНиП III-4-80.

Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом гидромеханизации, санитарно-технических и специальных строительных работ, ГПИ Проектпромвентиляция

Утверждены Минмонтажспецстроем СССР

"2" января 1985 г.

Срок введения в действие

1.3. Сортамент герметизирующих материалов должен соответствовать указанному в проектной документации. Замена сортамента допускается только по согласованию с организацией – разработчиком проекта.

Производство работ по герметизации фланцевых соединений круглых и прямоугольных воздуховодов

1.4. Наиболее широкое применение имеют круглые и прямоугольные фланцы СТД 201 и СТД 202, изготовляемые по ТУ 36-1508-75.

Круглые фланцы изготовляют диаметром 100-2000 мм, прямоугольные – 100х150-1600х2000 мм. Герметизация фланцевых соединений должна обеспечивать их плотность. Герметизирующие прокладочные материалы в зависимости от характеристики перемещаемой среды приведены в приложении 1 .

1.5. Прокладки между фланцами не должны выступать внутрь воздуховодов.

1.6. Прокладки из пористой резины, монолитной или асбестового картона изготовляют на месте монтажа или в мастерских, вырезая из листа кольцо или прямоугольник соответствующего размера. В прокладках пробивают отверстия для болтов и укладывают на плоскость фланца. Плоскость фланца должна быть ровной, без заусенцев и очищена от ржавчины.

1.7. Ленту ПМЖ-2 укладывают на плоскость фланца, а затем делают в ней проколы для болтов.

1.8. Прокладки из профилированной резиновой ленты укладывают на плоскость фланца и в ее тонкой части делают отверстия для болтов. При соединении круглых фланцев диаметром менее 200 мм необходимо вырезать сегменты для лучшего прилегания прокладки к плоскости фланца.

1.9. Для изготовления прокладок из асбестовых шнуровых материалов от шнура отрезают кусок необходимой длины (в зависимости от периметра фланца) и укладывают его на плоскость фланца. Болты пропускают через шнур так, чтобы нити шнура огибали болт с обеих сторон.

1.10. Болты во фланцевых соединениях необходимо затягивать до отказа. Затяжку болтов производить равномерно, затягивая одновременно болты, расположенные противоположно относительно оси воздуховода.

1.11. Гайки болтов необходимо располагать с одной стороны фланца. При установке болтов вертикально гайки предпочтительно располагать с нижней стороны соединения.

Производство работ по герметизации бандажных соединений круглых воздуховодов

1.12. Наиболее широкое применение для круглых воздуховодов имеют бандажи СТД 527А и СТД 134А, изготовляемые по ТУ 36-2050-77. Бандажи СТД 527А предназначены для соединения воздуховодов диаметром 100-180 мм включительно, бандажи СТД 134А – для воздуховодов диаметром 200-900 мм включительно. Бандажи изготовляют из стальной ленты 0,8 КП-М-НТЗ-С по ГОСТ 503-81 толщиной 0,8-1,5 мм и покрывают грунтовкой ГФ-021 по ГОСТ 25129-82. Продольные и спиральные фланцевые швы воздуховодов должны быть закреплены на торцах (в местах расположения бандажей) точечной сваркой.

1.13. Бандажи устанавливают на отбортовку соединяемых воздуховодов.

1.14. Бандажи не должны иметь искривлений, вмятин, поперечных и продольных трещин и других дефектов, снижающих их эксплуатационные качества.

1.15. Для обеспечения герметичности соединения бандажи с внутренней стороны заполняют герметизирующей мастикой «Бутэпрол».

1.16. Герметизирующая нетвердеющая мастика «Бутэпрол» выпускается промышленностью по ТУ-21-29-45-76 и представляет собой однородную массу, изготовляемую на основе бутилкаучука, этиленпропиленового каучука, наполнителей и пластификаторов. Мастика поставляется в упакованных в полиэтиленовую пленку брикетах массой 1,5-2 кг. Срок хранения – 1 год со дня изготовления.

1.17. При нанесении мастику необходимо нагреть для придания ей вязких свойств (до 50 °С). Нагрев герметика и заполнение им бандажа выполняют с помощью механизма СТД 449 (ТУ 36 2416-81).

1.18. Мастика сохраняет свои герметизирующие свойства при температуре от -50 до +70 °С.

Читайте также:  Вкусные блюда из картошки без духовки

1.19. Бандажи с предварительно нанесенной мастикой "Бутэпрол" должны быть использованы в срок, не превышающий 12 мес.

Расход мастики на одно бандажное соединение в зависимости от диаметра воздуховода приведен в приложении 2 .

Производство работ по герметизации реечных соединений воздуховодов прямоугольного сечения

1.20. Бесфланцевые соединения металлических воздуховодов прямоугольного сечения из унифицированных деталей, изготовляемых по ТУ 36-736-78 в соответствии с ВСН 353-75, выполняют с помощью шин и реек, изготовляемых по ТУ 36-2314-80.

Примечание. Реечные соединения участков воздуховодов прямоугольного сечения могут быть выполнены с применением реек других конструкций ( Z и С-образной формы), а также без шин. В последнем случае рейки устанавливают на отбортованные концы воздуховодов.

1.21. Шины и рейки изготовляются в заводских условиях и на монтажную площадку поставляются партиями по заданным размерам. Шины могут быть поставлены также установленными на воздуховодах и закрепленными любым способом (защелочное соединение, прихватка сваркой, соединение на заклепках или самонарезающих винтах и др.).

1.22. Для герметизации реечных соединений применяют профилированную резиновую прокладку Т-образной формы, изготовляемую из резины по ТУ 38-105259-71. Резиновую прокладку устанавливают в ручье шин (приложение 3 ,а).

1.23. Сборку участков воздуховодов в укрупненные блоки производят при предварительно установленных резиновых прокладках в ручье шин. Совмещение шин между собой и обеспечение соосности соединяемых воздуховодов выполняют с помощью оправки, вставляемой в отверстие монтажных угольников. Затем шины на одной из сторон стягивают фиксаторными клещами и на них на длину 10-15 мм надвигают рейку, после чего легкими ударами молотка через деревянную прокладку рейку забивают на всю длину. Соединительные рейки устанавливают сначала на вертикальных сторонах воздуховодов, а затем горизонтальных. При этом обеспечивается плотное прижатие резиновых прокладок между собой и герметичность соединения.

1.24. При установке реек на отбортованные концы воздуховодов профилированную резиновую прокладку устанавливают между торцами (приложение 3 ,б), после чего воздуховоды соединяют рейками, забиваемыми легкими ударами молотка.

1.25. При соединении прямоугольных воздуховодов с помощью Z -и С-образных реек (без применения резиновых прокладок) в целях герметизации стык снаружи должен быть промазан густотертой краской или разогретой до 50 °С мастикой «Бутэпрол» (приложение 3 ,в).

Масляные и алкидные густотертые краски (ГОСТ 695-77) выпускаются нескольких марок: МА-021, МА-025, ГФ-023 и ПФ-024. Краски готовы к употреблению и поступают разведенными олифой до требуемой консистенции. Перед употреблением их необходимо перемешать до образования однородной массы. Краска наносится и уплотняется шпателем. Время высыхания готовой краски не более 12 ч. Расход краски составляет 0,008-0,010 кг на 1 м 2 воздуховода.

1.26. Максимальная длина укрупненных блоков прямоугольных воздуховодов, монтируемых горизонтально и соединяемых на шинах и рейках, зависит от схемы расположения захватов и составляет 6-12 м. В случае применения специальных траверс длина блоков может быть увеличена до 15 м в зависимости от конструкции траверсы. Вертикальные воздуховоды монтируют укрупненными блоками в пределах 1-2 этажей здания.

Производство работ по герметизации специального вида соединения воздуховодов (с применением ленты «Герлен»)

1.27. В конструкциях бесфланцевых соединений воздуховодов с лентой «Герлен» прочность и жесткость стыков обеспечивается с помощью фиксирующих элементов, а плотность – с помощью герметизирующей ленты.

1.28. Фиксирующий элемент состоит из верхней и нижней планок, шпильки и гайки. К нижней планке приваривается шпилька. Металл воздуховодов помещается между нижней и верхней планками. При затягивании гайки иглоконусные выступы нижней пластины входят в отверстия верхней, прокалывая металл и осуществляя жесткое соединение воздуховодов. На воздуховоде по окружности устанавливаются три фиксатора под углом 120°. Чертеж конструкции иглоконусного фиксирующего элемента приведен в приложении 4 .

1.29. Указанными фиксирующими элементами могут быть соединены воздуховоды спирально-сварной и спирально-замковой конструкции диаметром до 30 мм с гладкими торцами.

Воздуховоды прямошовной конструкции с целью обеспечения их жесткости и формоустойчивости в процессе транспортировки и монтажа на расстоянии 60 мм от концов должны иметь двойной зиг.

1.30. Для уплотнения зазора, образуемого между концами воздуховодов, используется герметизирующая лента «Герлен», получаемая на основе невулканизированных бутилкаучуков. Ленту «Герлен» промышленность выпускает по ТУ 400-1-165-79. При изготовлении герметизирующую ленту закатывают вместе с прокладочным материалом (силиконизированной бумагой) в рулоны на картонные втулки.

1.31. Выпускается две разновидности герметизирующей ленты «Герлен»: недублированная (типа «Герлен») и дублированная нетканным материалом (типа «Герлен-Д»). Для выполнения рекомендуемых соединений следует использовать ленту «Герлен-Д».

Герметизирующая лента выпускается следующих размеров: длина 12 м, ширина 80, 100, 120 и 200 мм; толщина 3 мм.

1.32. Рекомендуется применять следующую ширину полосы ленты для соединения воздуховодов: 80 мм – при диаметре до 400 мм, 100-120 мм – диаметром свыше 400 мм.

1.33. При использовании герметизирующей ленты «Герлен-Д» температура транспортируемого воздуха не должна превышать +40 °С (кратковременно разрешается до +60 °С) и не должна быть ниже -30 °С.

1.34. При использовании герметизирующей ленты «Герлен» необходима предварительная очистка поверхности воздуховода от загрязнений, пыли и ржавчины. Для этого используют металлические и волосяные щетки и ветошь. Герметизируемая поверхность должна быть сухой.

1.35. Прочное сцепление ленты «Герлен» с металлом обеспечивается при положительной температуре (оптимальная температура от 9 до 25 °С) и относительной влажности 50-70 %.

1.36. При нанесении герметика на сильно нагретые поверхности (при работе на солнце и т.п.) требуемая адгезия может быть не обеспечена из-за возможной вулканизации герметика со стороны поверхности.

Читайте также:  Гостиная с дубовой мебелью

1.37. При наклеивании ленты рекомендуется соблюдать следующие технологические приемы. Край ленты освобождают от защитной силиконизированной бумаги на длину 20-30 мм, ленту приклеивают в месте стыка внахлест со свободным краем.

При наклеивании ленту запрещается вытягивать. Наклеивать и прикатывать ленту (вручную или резиновым валиком от центра к краям в поперечном направлении) следует так, чтобы поверхность ленты была ровной, без складок, вздутий и воздушных пузырей. Лента должна быть плотно и без пропусков приклеена на все неровности.

1.38. При работе по герметизации стыков лентой «Герлен» необходимо осуществлять пооперационную проверку:

соответствия времени применения герметизирующей ленты ее жизнеспособности;

качества подготовки поверхности (степень ее очистки);

качества приклеивания ленты.

1.39. Крепление подвесок и растяжек непосредственно к фиксирующим элементам не допускается.

1.40. При соединении воздуховодов с помощью ленты «Герлен» производят следующие работы:

размечают места установки фиксирующих элементов;

соблюдая соосность собираемых воздуховодов, устанавливают фиксирующие элементы и жестко закрепляют их с помощью монтажных болтов;

производят уплотнение стыка путем наклеивания герметизирующей ленты;

устанавливают хомуты и другие средства крепления воздуховодов.

Производство работ по герметизации воздуховодов, требующих повышенной степени плотности

1.41. Степень неплотностей в воздуховодах и других элементах вентиляционных систем определяется по величине подсоса или утечки воздуха, выявляемой при предпусковых испытаниях. Допустимая величина подсоса или утечки воздуха зависит от протяженности вентиляционной сети, производительности вентилятора и регламентируется СНиП III-28-75.

1.42. Монтаж вентиляционных систем, требующих повышенной степени плотности и выполняемый в зданиях специального назначения (уникальные здания и сооружения, здания и помещения, предназначенные для работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, здания, в которых производятся, хранятся или применяются пожароопасные или взрывчатые вещества и другие), должен производиться по особым указаниям проекта, определяющим способы герметизации соединений и швов воздуховодов. Уплотнение соединений воздуховодов (фланцевых, бандажных, реечных и др.) должно выполняться в строгом соответствии с проектом и указаниями настоящей инструкции.

1.43. При монтаже фланцевых соединений особое внимание должно быть обращено на качество плоскости фланцев (отсутствие выступов, выпуклостей, выбоин, заусенцев, ржавчины), соответствие проекту качества уплотнительных и прокладочных материалов и изделий. Плоскость фланцевого соединения должна быть строго перпендикулярна оси воздуховода.

1.44. При монтаже бандажных соединений особое внимание необходимо обращать на равномерность отбортовки торца воздуховода или зигов, полноту заполнения внутренней полости бандажа уплотнительным материалом и степень затяжки бандажа. Отбортовка и бандаж не должны иметь деформаций, превышающих допускаемые нормы; бандаж должен плотно обхватывать воздуховод.

1.45. При сборке реечных соединений шины и рейки не должны иметь деформаций, превышающих допускаемые нормы; шины должны быть плотно укреплены на воздуховодах (отсутствие сквозных зазоров), а рейки – плотно обхватывать шины или отбортовку. Профилированная резиновая прокладка должна плотно входить в ручей шины; высота выступающей части прокладки в торце воздуховода должна быть одинаковой по всему периметру соединения.

1.46. При сборке специального вида соединения (с герметизирующей лентой «Герлен») необходимо особенно тщательно очистить поверхность воздуховодов, на которую накладывается лента, от ржавчины и масляных пятен. Это обеспечивает высокую плотность прилегания мастичного состава к металлу.

1.47. Значительные утечки и подсосы воздуха возможны через сквозные зазоры в соединениях воздуховодов, монтируемых без применения прокладочных и уплотнительных материалов, в телескопических соединениях круглых воздуховодов на заклепках или самонарезающих шурупах, планочных или планочно-реечных соединениях прямоугольных воздуховодов, а также через неплотности швов воздуховодов (фальцевых, замковых, сварных). Для герметизации указанных зазоров и неплотностей путем наружной промазки рекомендуются один из следующих составов: герметизирующая паста УН-01, полиуретановые клеи «Стык-3-8» или «КИП-Д», мастика «Бутэпрол». Характеристика герметизирующих составов приведена в приложении 5 .

1.50. Полиуретановый клей «КИП-Д» выпускается промышленностью по ТУ 6-01-1010-78, фасуется в герметичные оцинкованные фляги по ГОСТ 5799-78. Разгерметизированный клей должен быть использован в течение 6 ч. Для ускорения отверждения клея в него может быть введен катализатор УП-606/2 по ТУ 6-09-4135-75 в количестве 0,5 % по массе; жизнеспособность клея с добавкой катализатора составляет 1,5 ч.

1.51. Паста УН-01, клей «Стык-3-8» или «КИП-Д», так же как мастика «Бутэпрол» (см. пп. 1.48 и 1.49 настоящей инструкции), наносятся на металлическую поверхность шпателем. Для придания вязких свойств герметизирующие составы необходимо нагреть до температуры 40-50 °С. Перед нанесением герметиков металлические поверхности должны быть тщательно очищены от ржавчины, окалины, пыли, жировых и других загрязнений.

Контроль качества работ по герметизации воздуховодов

1.52. Проверка качества работ по герметизации соединений воздуховодов включает в себя пооперационный контроль: качества изготовления соединительных частей (фланцев, бандажей, реек и т.п.), соблюдения соосности и параллельности торцов соединяемых частей, правильности укладки уплотнительных материалов, равномерности затяжки болтов, соответствия сортамента и качества применяемых герметизирующих материалов, срока их годности, качества подготовки металлических поверхностей к нанесению уплотнительных материалов и др.

Очистка поверхности металла перед герметизацией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *