Меню Рубрики

Гигиенические требования к освещению дошкольных учреждений

Содержание

Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений

Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и дополнительные выходы на случай быстрой эвакуации или изоляции групп. Устройство общего входа для групп дошкольного возраста допускается в дошкольном учреждении не более чем на четыре группы. Здания яслей и детских садов рекомендуется строить в два этажа. Второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшего возраста. Ночные группы желательно размещать на первом этаже.

При проектировании лестниц учитывают среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги – поэтому глубина ступеней лестницы составляет 27-30 см, а высота подъема -12- 14 см. Ширина лестницы должна быть не менее 1,3 м, а каждый марш лестницы должен иметь не менее 10— 13 ступеней. Лестницы ДОУ с целью предупреждения несчастных случаев и травм ограждаются решетками высотой 1,5 м с пролетами между прутьями не более 10 см. Лестницы должны иметь двойные перила: низкие (50 см от пола) для детей и более высокие -для взрослых (0,85 м). Главной частью здания ДОУ является групповые ячейки, состоящие из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания.

При проектировании дошкольных учреждений с большим числом групп целесообразна блочная или павильонная система. При этом возможна полная изоляция групп, что препятствует распространению инфекционных заболеваний в случае их возникновения. Групповые ячейки детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка.

Для гимнастических и музыкальных занятий предусматриваются залы площадью 75 м². При залах необходимо размещать кладовую для хранения физкультурного и музыкального инвентаря площадью 6 м².

Для обучения детей плаванию в яслях-садах по современным нормам предусматривается устройство крытого плавательного бассейна в соответствии с существующими требованиями. Предусмотрены также помещение для занятий по развитию речи с применением технических средств обучения (36 м²).

На первом этаже ДОУ предусмотрен блок медицинских помещений – медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор и туалет.

Состав обязательных вспомогательных помещений. Пищеблок размещается на первом этаже и имеет самостоятельный вход. В него входят кухня с раздаточной, заготовочный цех, моечная, кладовая, помещение с холодильным оборудованием. В зданиях дошкольных учреждений может быть помещение для стирки белья.

Высота от пола до потолка основных помещений ДОУ должна быть, в соответствии с новым СанПиН 2.4.1.2660-10, не менее 3 м.Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий имеют матовую фактуру светлых тонов.

Полы групповых (игровых), спален, изолятора должны быть утепленными, а на первом этаже отапливаемыми. Для поддержания в помещениях ДОУ необходимого теплового режима при наружных входах в здание, а также выходах на холодную веранду предусматривается устройство тамбура глубиной не менее 1,6 м.

От качества освещения помещения, где и находятся дети, зависит не только состояние их зрения, но и состояние организма в целом. Положительно влияет на организм естественное освещение. Поэтому игровые и групповые комнаты располагают в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом (СК).Для игровых и групповых помещений в городах принята норма СК 1: 4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на открытых со всех сторон площадках, допускается СК 1: 5; 1: 6. При площади групповой комнаты 50 м² площадь застекленной поверхности окон должна быть 10— 12 м².Для обеспечения достаточной освещенности отдаленных от окна мест определяют коэффициент заглубления (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты), который должен равняться 1: 2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края окна над полом. Наиболее точный показатель естественной освещенности — коэффициент естественного освещения (КЕО) — отношение освещенности в помещении, измеряемое в люксах, к освещенности под открытым небом в той же горизонтальной плоскости, выраженное в процентах. В основных помещениях дошкольных учреждений КЕО не должен быть менее 1,5 %. Используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Искусственное освещение может быть общим, когда освещается все помещение, местным, при котором освещается определенная поверхность, и комбинированным — сочетание общего освещения с местным.Наиболее благоприятно для освещения помещений люминесцентное освещение. Его преимущества очевидны: близость спектрального состава к естественному свету, отсутствие влияния на микроклимат помещения, высокая светоотдача, экономичность, равномерность распределения светового потока и пр.В качестве источников света используют люминесцентные лампы с параметрами, максимально приближенными к естественной освещенности, а также светодиодные. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие ртутьсодержащие лампы вывозят из здания ДОУ. Для поддержания хорошей освещенности в помещении важно содержать в чистоте стекла окон и ламп (замерзшее стекло поглощает до 80 % световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25 % и более). Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год и по мере их загрязнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8426 – | 8039 – или читать все.

Всем известно, что освещение внутри и снаружи помещений оказывает непосредственное воздействие на человеческое самочувствие. При этом наибольшее влияние освещение оказывает на детей. Поэтому предельно важно, чтобы они находились в комнатах, где соблюдены все нормы освещения. Причем особое внимание в данном вопросе падает на дошкольные учреждения — детские сады.

Читайте также:  Бумажные домики своими руками в тетради

В сегодняшней статье мы постараемся коснуться всех ключевых аспектов, которые важны для правильной организации освещения в детском саду.

Роль подсветки дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:

  • безопасность комнат;
  • гигиеничность помещений;
  • соответствие строительным нормам;
  • качественное освещение.

Освещение в группе садика

Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.

Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).

Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:

  • ухудшение зрения;
  • появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
  • снижение активности;
  • ухудшение общего состояния здоровья;
  • повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.

Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.
Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений

На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.

Обратите внимание! На сегодняшний день нормы уровня освещенности бывают разными и должны определяться для каждой конкретной ситуации в отдельности. Этим нормы разработаны специально для того, чтобы система подсветки была организована максимально правильно.

Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:

  • СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;

Нормы СНиП для сада

Нормы СанПин (пример)

  • СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила». Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий.

Обратите внимание! СанПин является обширной нормативной базой, которая охватывает различные сферы.

Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.

Требования к освещению в дошкольных учреждениях

Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения.
Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади. Она измеряется в люксах.

Визуальная демонстрация люкса

Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).

Подсветка детского сада в ночное время

Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.

Обратите внимание! Каждое помещение детского садика имеет свои нормы. Они разнятся для комнат, залов, лестничной клетки, детских площадок и т.д.

Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.

Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание.
Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.

Читайте также:  Арматура кнопочная с нижней подводкой

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:

  • пасмурный день;
  • наличие густой растительности вблизи окон первого этажа;
  • короткий световой день (зима, ранняя весна/поздняя осень);
  • особенности проектирования комнаты, когда оконные проемы не могут дать необходимый уровень света.

В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:

  • все детские зоны (игровые, спальни и т.п.) должны иметь максимально возможную естественную подсветку;

Естественное освещение групп

  • ее отсутствие допускается лишь в некоторых помещениях. Это умывальные, снарядные, душевые, а также уборные при гимнастическом зале и аналогичные помещения для персонала;

Обратите внимание! В естественном освещении не нуждаются кладовые и радиоузлы, хранилища дезсредств и т.п.

  • обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
  • в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;

Обратите внимание! Что касается естественной подсветки, то здесь нужно учитывать значение коэффициента естественной освещенности или КЕО.

Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).

Искусственная подсветка игровой зоны

Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

  • регулируемыми солнцезащитными устройствами по типу жалюзи;
  • тканевыми шторами. Что важно — светлых тонов, сочетающихся со светлым оформлением помещения и мебели. Они должны размещаться в простенках тогда, когда в них нет необходимости.

Обратите внимание! В детских учреждениях не рекомендуется использовать шторы, изготовленные из поливинилхлоридной пленки.

Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

  • для потолка он будет в диапазоне 0,7 — 0,8;
  • для пола — 0,3 — 0,5;
  • для стен — 0,5 — 0,6.

Внутренняя отделка групп в садике

Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

  • для мебели (например, парты, столы, а также шкафы) следует выбирать цвета натурального дерева или отдавать предпочтение светло-зеленым оттенкам;
  • для стен в учебных помещениях подойдут такие оттенки и цвета, как голубой, розовый, зеленый, бежевый и желтый;
  • для дверей и оконных рам следует выбирать светлые тона. Лучшим решением будет белый цвет.
  • классные доски и другие поверхности, предназначенные для обучающих целей, должны иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.

При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.

Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

Самыми важными показателями в организации системы освещения внутри садика являются два критерия:

  • показатель дискомфорта;
  • коэффициент пульсации освещенности.

Люминесцентная лампа ЛЕЦ

Выбор осветительных приборов для создания оптимального светового потока делается на основании рекомендаций СНиП и СанПиН. Согласно регламентирующей документации для детских садиков следует выбирать люминесцентные осветительные приборы, где источниками света могут использоваться следующие виды ламп:

  • ЛБ – источник белого света;
  • ЛХБ – источник холодного светового потока (белого);
  • ЛЕЦ – источник естественного света, имеющий улучшенную цветопередачу.

По нормам, прописанным в регламентирующей документации, допускается применение и лам накаливания. Но здесь следует помнить, что для таких источников света нормы освещенности нужно понизить на две ступени.

Обратите внимание! Не стоит в одной комнате устанавливать люминесцентные лампочки и лампы накаливания.

На сегодня становятся заметно востребованными современные источники света – светодиодные лампочки. Их также можно использовать для внутреннего освещения детского садика.

Светодиодная подсветка в садике

Однако помните, что нормы, приведенные в регламентирующей документации, не были спроецированы на эти новые источники света. Поэтому, прежде чем устанавливать их, нужно согласовать это с территориальными инстанциями Госсанэпиднадзора.
Располагать светильники внутри помещений дошкольных учреждений следует следующим образом: осветительные приборы с люминесцентными лампами нужно размещать параллельно светонесущей стене. Дистанция от стены (наружной) должна быть 1,2 м, а от внутренней — 1,5 м.
Для освещения учебных комнат рекомендуется использовать системы с люминесцентными светильниками различных типов (ЛП028-2х40, ЛС002-2х40, ЛП0022х40, ЦСП-5-2х40, ЛП034-4×36).

Обратите внимание! Допускается применение осветительных приборов иных типов, но они должны иметь аналогичные с люминесцентными светильниками светотехнические характеристики и схожее конструкционное исполнение.

Такие светильники следует размещать сверху доски, немного выше ее верхнего края, а также на 0,6 м и 0,3 м в сторону.

Требования к осветительным приборам при организации внутренней и внешней подсветки

Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:

  • иметь небольшие габариты;
  • создавать качественный световой поток, который дает способность четко различать даже малые объекты. В такой ситуации глаза детей будут пребывать в комфортном для них освещении;
  • давать равномерно распределенный свет, который способен защитить глаза детей от сильной яркости лампочки;
Читайте также:  Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора кедр авто

Подсветка в группе сада

  • наличие хорошей защиты осветительных приборов от механических повреждений, которые могут нанести дети во время игры.

Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным. При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока.
Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории.
Здесь к светильникам предъявляются такие требования:

  • создание равномерного освещения, которое способно осветить всю территорию игоревой площадки;
  • наличие высокого класса влагозащищенности (не ниже 54 IP);
  • повышенная защита грязевых и пылевых наслоений;
  • дополнительная защита от повреждений механического плана, которые могут нанести как дети, так и погодные условия (сильный ветер, град, снег, паление обломанных ветвей и т.п.).

Наружное освещение садика

Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.

Организация подсветки на игровых площадках садов

Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

  • естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;

Обратите внимание! Для защиты от ультрафиолета дети должны на прогулку надевать головной убор. Также около каждой площадки имеется аналог беседки с лавочками.

Игровая площадка в саду

  • искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.

Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

  • горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
  • соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср ). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).

Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

Заключение

Правильная организация работы дошкольных учреждений является залогом успешного воспитания и роста ребенка. А грамотно подобранная система уличного и внутреннего освещения не будет наносить опосредованный вред растущему организму детей, позволяя им развиваться гармонично и правильно. Поэтому немаловажно ориентироваться в том, какие именно нормы существуют в данной ситуации, чтобы правильно оценить их исполнение в конкретном учреждении.

Законодательно установленные нормы освещения детских садов регулируются документами СНиП и СанПин. Также в отдельных регионах существуют дополнительные законодательные акты, которые определяют, каким должно быть освещение в детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим требования на федеральном уровне.

Требования к освещению в детском саду по СНиП

СНиП – это строительные нормы и правила, основной документ, который определяет нормы освещенности в разных типах зданий и помещений. Для детских дошкольных учреждений определены такие нормы освещенности в люксах (лк):

  1. В коридорах и приемных –200 лк;
  2. В раздевальных комнатах – 300 лк;
  3. В группах, музыкальных залах и игровых помещениях – 400 лк;
  4. В спальных комнатах – 100 лк;
  5. В медицинских кабинетах – 200 лк;
  6. В изоляторах для заболевших детей – 200 лк.

Предельное значение коэффициента пульсации, установленное в требованиях к освещению в детском саду по СНиП, составляет 15% для всех помещений, кроме музыкальных залов, игровых комнат и групп. Там допустимый предел пульсации составляет 10%.

Освещение в детском саду по СанПин

Согласно п. 7.1-7.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 в детском саду освещение должно соответствовать таким критериям:

  • Свет в помещениях должен быть равномерным;
  • Все осветительные приборы находятся в исправном состоянии;
  • Вышедшие из строя лампы хранятся отдельно и утилизируются в законодательно установленном порядке;
  • Светильники в детских помещениях должны иметь светорассеивающую арматуру, а в зоне пищеблока защиту от влаги и пыли.

Освещение в детском саду по СанПин призвано обеспечить здоровое и успешное развитие детей, предупреждение их утомляемости, появления проблем со зрением.

Почему светодиодные светильники подходят для детского сада?

В современных детских садах все чаще устанавливают светодиодные светильники. Они долговечны, безопасны при эксплуатации и разбитии, не мерцают, не требуют специального ухода, слабо нагреваются в процессе работы, и экономят электроэнергию. Кроме того, именно среди LED-светильников можно подобрать прибор с оптимальными характеристиками яркости и цветовой температуры.

В нашем каталоге можно выбрать приборы для любых помещений в детских садах. К примеру, для освещения групп и игровых комнат мы можем порекомендовать светильник LeDron LTD0291 20W Y 3000K – накладную модель в форме плоского цилиндра, с рассеивающим эффектом, яркостью в 1800 Lm и цветовой температурой в 3000K (теплый белый спектр). Обращайтесь за консультацией!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *