Меню Рубрики

Водопропускные сооружения на железной дороге

Водопропускные сооружения предусматриваются в нижних переломных точках трассы дороги, определяемых по продольному профилю. При проектировании водопропускных сооружений устанавливают расчетный расход водотока, выбирают тип сооружения и определяют его отверстие.

Для определения расчетного расхода воды по карте обводят контуры водосборных бассейнов, вычисляют их площади, уклоны логов и др.

Основным видом водопропускных сооружений на автомобильных дорогах являются трубы, устраиваемые в теле насыпи дороги для пропуска расходов воды до 6…10 м 3 /с. Устройство труб требует меньших затрат по сравнению с мостами и позволяет сохранить непрерывность земляного полотна дороги.

Трубы выполняются, как правило, железобетонными; в отдельных случаях применяют бетонные и каменные трубы. В последнее время производятся оцинкованные металлические трубы, которые на 20% экономичнее железобетонных.

Отверстия труб принимаются стандартные диаметром 0,5; 0,75; 1,0; 1,25; 1,5; 2,0 м в зависимости от пропускаемого расхода воды. Согласно СНиП 2.05.03-84 [3] на автомобильных дорогах ниже II категории отверстие труб назначается не менее 1 м при длине трубы до 30 м, 0,75 м – при длине до 15 м; 0,5 м – на съездах. На внутрихозяйственных дорогах при длине трубы 10 м и менее допускается принимать отверстие 0,5 м (СНиП 2.05.11-83).

По форме поперечного сечения трубы могут быть круглыми, прямоугольными, эллиптическими и пр. Наиболее распространены круглые трубы.

Стандартная железобетонная труба состоит из входного, выходного оголовков и отдельных звеньев. Элементы трубы снаружи покрывают битумом для защиты от грунтовых вод. Стыки между элементами заделывают гидроизоляционными материалами, снаружи покрывают рубероидом на битумной мастике, изнутри затирают цементным раствором. Фундаменты выполняют из бетона или глинобетона.

В зависимости от пропускаемого расхода могут применяться одно-, двух- или трехочковые трубы.

Порядок расчета труб.

1) Наибольший ливневый расход при водосборной площади, не превышающей 100 км 2 , для сооружений на сельскохозяйственных дорогах определяют по упрощенной формуле СоюздорНИИ:

Q = y (h – z) m F n , м 3 /с,

где y – геоморфологический параметр, характеризующий рельеф бассейна;

определяется в зависимости от среднего уклона главного тальвега

Рельеф бассейна Средний уклон главного тальвега Геоморфологический коэффициент
Болотистый 0,001…0,002 0,04…0,05
Равнинный 0,002…0,006 0,05…0,08
Холмистый 0,006…0,020 0,08…0,11
Гористый 0,020…0,045 0,11…0,14
Горный 0,045…0,100 0,14…0,16

h – слой стока, зависящий от ливневого района, принятого процента обеспеченности, категории почвогрунтов и времени от начала стока до конца ливня. Для Поволжья и Центрального района (I ливневый район), для обеспеченности расхода 3% (трубы на сельскохозяйственных дорогах) слой стока в зависимости от категории почв по впитыванию составляет:

– глины, глинистые почвы, мощеные поверхности – h = 27 мм;

– суглинки, подзолистые и серые лесные почвы, суглинистые

Читайте также:  Дисплей нокиа 5110 ардуино

черноземы, болотные почвы – h = 22 мм;

– черноземы, каштановые, лессовые, карбонатные почвы – h = 17 мм;

– супеси, сероземы, супесчаные и песчаные почвы – h = 0 мм;

z – слой осадков (мм) на смачивание растительности. Если водосборная площадь покрыла густой травой или кустарником, z = 5…10 мм, лесом – z = 10…15 мм, для болот z = 20…40 мм;

m, n – показатели степени: m = 3/2; n = 2/3;

F – водосборная площадь, км 2 .

2) Определение отверстия трубы.

Режим движения воды в трубе может быть безнапорным, полунапорным и напорным.

На сельскохозяйственных дорогах трубы, рассчитываемые на пропуск паводка, должны работать в безнапорном режиме. При устройстве полунапорных и напорных труб необходимо предусматривать противофильтрационные мероприятия и меры по предотвращению затопления земель у входа в трубу.

Условие безнапорного режима имеет вид:

где dтр – диаметр трубы, м.

Диаметр безнапорных труб в зависимости от расчетного расхода можно определять из условия (1) или принимать по таблице 5.

Диаметр труб, м 2,0 1,5 1,25 1,0 0,75
Расход, м 3 /с Глубина воды перед трубой hтр, м / скорость V, м/с
0,8 0,67/1,7 0,69/1,8 0,73/1,8 0,82/2,0 1,00/2,9
1,0 0,73/1,8 0,78/1,9 0,82/1,9 0,94/2,1
1,2 0,81/1,9 0,87/2,0 0,91/2,1
1,6 0,93/2,1 1,00/2,2 1,09/2,3
2,0 1,05/2,2 1,15/2,3 1,26/2,5
3,0 1,30/2,4 1,47/2,7
4,0 1,53/2,7
5,0 1,75/2,9
5,5 1,86/3,0

Зная диаметр трубы dтр и глубину воды перед трубой hтр, уточняют режим движения воды в трубе:

при hтр 1,4 dтр – напорный режим,

иначе режим движения воды в трубе полунапорный.

3) Определение высоты насыпи.

Трубы закладывают на уровне дна лога. Наименьшая высота земляного полотна у безнапорной трубы составляет (рис. 4, а):

где: С – толщина стенок трубы, принимается от 0,08 до 0,20 м.

0,5 м – величина сухого запаса.

Наименьшая высота земляного полотна у напорной трубы составляет (рис. 4, б):

Рис.4. Схема безнапорной трубы

4) Определение длины трубы.

Длину трубы приближенно определяют по формуле:

где: B – ширина земляного полотна, м;

m – коэффициент заложения откосов насыпи;

H – высота насыпи у трубы, м.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10458 – | 7918 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

При строительстве железных дорог неизбежно приходится пересекать насыпями земляного полотна различные пониженные места земной поверхности: лога, ущелья, русла ручьев и рек, каналы и т.д., по которым постоянно или периодически (во время дождей, снеготаяния) протекает вода (рис. 11).

Читайте также:  Добыча и переработка торфа

Насыпь преграждает путь воде, следовательно, при проекти­ровании железных дорог необходимо предусматривать сооруже­ния, которые обеспечивали бы пропуск воды через тело насыпи.

В зависимости от местных условий (топографических, гид­рологических и геологических) эти сооружения могут быть различных видов. К основным видам водопропускных соору­жений относят лотки, трубы, мосты, дюкеры, фильтрующие и переливные насыпи.

Водопропускные сооружения делят на малые, средние и большие. В контрольной работе рассматриваются малые во­допропускные сооружения: лотки, трубы и мосты полной дли­ной до 25 м.

Лотки — закрытые и открытые прямоугольные водоотво­ды — устраивают на железных дорогах между шпалами для пропуска малых расходов воды при высоте насыпи, недоста­точной для укладки труб. Очень часто применяют междушпальные железобетонные лотки коробчатого сечения, кото­рые изготовляют в виде отдельных блоков (звеньев) длиной 1 и 2 м, отверстием 0,25 м и глубиной 0,2 и 0,3 м, а так же отверстием 0,3 м и глубиной 0,45; 0,65 и 0,85. Эти лотки ук­рывают сверху железобетонными съемными плитами.

Наиболее распространенный тип водопропускных соору­жений — трубы. Они не нарушают целостности земляного по­лотна, могут применяться на любых сочетаниях плана и про­филя дороги, индустриальны, удобны для применения механизации при их сооружении и достаточно экономичны. При­менение водопропускных труб обычно ограничивается недо­статочной высотой насыпи. По конструктивным соображе­ниям устройство труб возможно при высоте насыпи более 1,5 м. Другой причиной, ограничивающей возможность при­менения труб, является высокая мутность потока, угрожаю­щая заилением сооружения. Водопропускные трубы подраз­деляют по материалу — бетонные, железобетонные и метал­лические (обычно из тонкого гофрированного металла), по форме сечения — круглые, прямоугольные и овоидальные.

Мосты также применимы при любых сочетаниях плана и профиля дороги. Преимущество мостов по сравнению с тру­бами — возможность их использования при меньшей высоте насыпи. Малые мосты экономически целесообразны при ма­лых высотах насыпей и относительно больших расходах воды через их отверстия.

В зависимости от материалов, используемых для изготов­ления пролетных строений, мосты могут быть бетонными, железобетонными, металлическими. Кроме того, мосты раз­личаются конструктивными решениями опор и пролетных строений: арочные, балочные, а также по расположению про­езжей части: с ездой поверху или понизу и по числу пролетов: однопролетные и многопролетные.

В зависимости от высоты насыпи (табл. 9) можно приме­нять следующие типы водопропускных сооружений:

до 1,25 м — между шпалами устанавливают лотки (с очень небольшой водопропускной способностью);

от 1,25 м до 2 м — круглые железобетонные трубы диа­метром 1, 1,25 и 1,5 м.

от 2 м до 3 м — круглые трубы диаметром до 2 м и прямо­угольные железобетонные трубы отверстием до 2,5 м, а так­же бетонные трубы отверстием до 2 м и высотой 2 м;

Читайте также:  Венок из вешалки и шариков

более 3 м прямоугольные железобетонные и бетонные тру­бы высотой 2 м всех отверстий.

При размещении бетонных труб высотой 3 м насыпь долж­на быть не ниже 4-4,35 м.

Читайте также:

  1. Биохимические методы очистки. Сооружения биохимической очистки
  2. Для песчаных грунтов плотность имеет первостепенное значение при оценке их свойств как оснований для сооружения.
  3. Канализационные очистные сооружения
  4. Климатосооружения
  5. Механическая очистка. Сооружения механической очистки
  6. Обработка осадка сточных вод. Сооружения для обработки осадка
  7. Общие сведения о мостовых переходах. Составление проекта искусственного сооружения
  8. Очистные сооружения
  9. Очистные сооружения моечных установок
  10. Очистные сооружения. Основные методы очистки канализационных стоков
  11. Пооперационный контроль качества сооружения и ремонта РВС

Фильтрующие насыпи – насыпи устраиваемые из камня, обеспечивающие высокую степень организации, используется очень редко.

Служат для перепуска фильтрующихся вод из волос высоких в низкие части рельефа.

Водопропускные трубы – большого или малого диаметра в теле насыпи, служащие для перепусках вод с вышины в низовину прилегающих к железным и автомобильным дорогами.

Целесообразно иногда использовать их место малых мостов.

Лотки – обустройство на железных дорогах.

Селеспуски – обустройство на селе опасных участках.

Транспортные тоннели и галереи – защищает дороги ж.д. и авто на которых и в мостах возможности обвала горных перед.

На крутых косогорах, а также на берегах рек и морей строят подпорные стены для удержания грунта от обрушения.

Тоннель– транспортное сооружение, устраиваемые внутри гор в подземном, подводном пространстве (метрополитены, тоннели под заливами).

Классификация мостов по эксплуатационным характеристики

1. По капитальности:

· Капитальные (срок десятилетия)

· Временные, облегчённые (для непродолжительной эксплуатации в периоде несколько лет)

2. По материалам:

3. По роду расположения дорог:

4. По сроку службы:

Характеризуются годом постройки или годом введения расчётных норм.

· Средние (25-100 м)

· Большие (более 100 м)

6. По числу пролетов:

Соответствие и несоответствие нормам.

8. По водопропускной особенности:

I. Обеспечено пространство всех частей.

II. Гарантирована сохранность вспомогательных элементов.

III. Не гарантирована сохранность перехода.

· Дефектные (в том числе ветхие и слабые)

· Опытные (новые, требующие уточнения эксплуатационных качеств).

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 1161 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *